Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2012 в 12:09, доклад
Реклама – значимый культурный феномен повседневности даже в силу насыщенности ею социального пространства. Разнообразными видами коммерческой рекламной информации полны улицы городов и торгово-развлекательные центры, кинотеатры и кафе, общественный транспорт и лифты, места активного отдыха (боулинг клубы, бассейны, пейнтбол клубы), телевидение, радио, Интернет и т.д.1. Реклама вычерчивает тот абрис, который во многом характеризует культурный ландшафт информационного общества2.
Е.Ю. Красова, В.В. Стукалова
ВОЗДЕЙСТВИЕ РЕКЛАМЫ НА ЖИЗНЕННЫЕ ЦЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ
Реклама – значимый культурный феномен повседневности даже в силу насыщенности ею социального пространства. Разнообразными видами коммерческой рекламной информации полны улицы городов и торгово-развлекательные центры, кинотеатры и кафе, общественный транспорт и лифты, места активного отдыха (боулинг клубы, бассейны, пейнтбол клубы), телевидение, радио, Интернет и т.д.1. Реклама вычерчивает тот абрис, который во многом характеризует культурный ландшафт информационного общества2.
С социологической точки зрения важно, что реклама приобрела статус социального института: она отражает ценности общества, в котором ретранслируется, способствует их развитию, а также закрепляет формы социального поведения. Через вторичный дискурс рекламных сообщений (презентируются не просто товары или услуги, а социальные отношения – взаимодействия супругов, сверстников, руководителей и сотрудников и проч.) эмоционально, емко и красочно пропагандируются стили и нормы поведения, моделируется реальность, к которой следует стремиться. Особенно сильному воздействию рекламной информации подвергаются те социальные группы, которые проходят первичную социализацию – дети и молодёжь, то есть люди, не достигшие интеллектуальной и духовно-мировоззренческой устойчивости. Они зачастую подражают персонажам, используют в речи рекламные слоганы, учатся жить, работать и любить согласно сценариям рекламных сюжетов. На первый взгляд кажется, что создаваемая через рекламную коммуникацию виртуализированная реальность подпитывает негативные тенденции в сознании молодежи, поддерживая его размытость и мозаичность. Однако влияние массовой культуры на молодое поколение в ряде исследований рассматривается как важный фактор его самореференции и формирования социальных идентичностей3. Говоря о качественной рекламе, маркетологи предполагают, что она более эффективно выполняет многие социокультурные функции, нежели иные формы коммуникации4. С помощью рекламных объявлений люди знакомятся с современными направлениями искусства, формируют литературные пристрастия и приобретают здоровые привычки. В итоге рекламная коммуникация способствует развитию и трансформации материальной и духовной культуры. Вместе с тем в научной литературе гораздо чаще звучат критические ноты в отношении влияния рекламной информации на духовные ценности молодежи.
Новая роль ценностей в самоорганизации молодежи и саморегуляции ее социального поведения стала актуальным направлением социологических исследований в начале ХХI в.5. Ученые Центра социального прогнозирования назвали один из разделов своей коллективной монографии – «Молодежь в фокусе социальных противоречий», подчеркнув сложность формирования этой социально-демографической группы6. По результатам общероссийского исследования были сформулированы основные составляющие облика современного юношества. Назовем те из них, которые в той или иной мере характеризуют включенность молодежи в пространство рекламной коммуникации.
Учеными Центра социологии молодежи ИСПИ РАН были выявлены тенденции изменения ценностных ориентаций молодежи7. Во-первых, процесс формирования ценностной структуры протекает в противоборстве двух пластов сознания – традиционного и современного. Предполагаем, что к концу 2000-х вектор сместился ко второму пласту. Во-вторых, изменения, которые происходят в структуре ценностей, отражают процесс рационализации сознания молодежи. В них четко проявляются противоречия, возникающие между духовными и рациональными ценностями.
Социологи поддерживают стратегическую линию на изучение молодежных ценностей, однако в монографической и учебной литературе последних лет не затрагивается такой аспект информационной глобализации, каким выступает феномен рекламного воздействия8. Несмотря на то, что отмечается нарастание новых информационно-коммуникационных традиций (например, предпочтение Интернет как источника информации, как гарантии свободы личности и доступа к культурным ценностям)9, социализирующее влияние рекламы пока не стало предметом пристального внимания. Это связано, по меньшей мере, с двумя причинами. Во-первых, с самой динамикой развития рекламирования: только со второй половине 2000-х гг. в России наблюдается тотальное «вторжение» рекламы практически во все сферы современного социума. Во-вторых, с трудностями отделения социологического и психологического измерения рекламного воздействия. Основополагающим моментом в конструировании рекламных образцов является стремление достичь сильного впечатления и повлиять на восприятие человека, создать «якоря» в его подсознании. Глубинные языки сознания трудно поддаются диагностике, их выявление требует изощренных психологических приемов и процедур сбора данных.
Очевидно, что система «рекламирование - социальные ценности - молодежь» многопланова и сложна. Важно понять, каковы каналы взаимовлияния рекламной информации и общественного сознания, охарактеризовать эту систему в целом. Попытки ее анализа приводят к довольно противоречивым результатам.
Так, в психологических исследованиях методом «незаконченных предложений» были выявлены позитивные и негативные высказывания людей о влиянии рекламы10. См., табл. 1.
Таблица 1
Влияние рекламы на людей
Реклама влияет на |
положительно |
отрицательно |
культурную жизнь людей |
задает высокие ценностные стандарты, развивает знания и вкусы |
разрушает традиционную систему ценностей вызывает негативные эмоциональные реакции |
эстетические ценности |
развивает эстетические потребности задает высокий уровень творчес |
используются малохудожественны |
индивидуальное и |
расширяет кругозор людей представляет примеры для подражания успешным людям |
транслируется в большем объеме и подается более ярко, чем любые развивающие передачи |
В другом исследовании использовался метод опроса (Тюмень, в 2006 г)11. В табл. 2. приведены наиболее выразительные, по оценкам молодежи, направления воздействия рекламы.
Таблица 2
Воздействие рекламы на людей, %
Направления воздействия |
Да, согласен |
Ни то, ни |
Нет, не согласен |
Затрудняюсь ответить |
Сообщает информацию о новых, модных на настоящий момент товарах и услугах |
86,0 |
7,1 |
3,4 |
3,6 |
Обманывает людей, заставляя приобретать, в принципе, ненужные товары |
60,5 |
20,5 |
8,6 |
10,4 |
Приобщает человека к «массе» |
46,7 |
17,1 |
24,1 |
12,1 |
Способствует созданию «искусственных» течений в моде и стиле жизни общества |
43,4 |
18,2 |
16,2 |
22,2 |
Развивает вкусы людей, решая сложные задачи выбора |
32,8 |
22,1 |
26,9 |
18,2 |
Задает высокий уровень |
6,7 |
20,1 |
41,2 |
22,0 |
Суммировав данные, можно заключить, что воздействие рекламы оценивается и как отрицательное (обманывает, оказывает психологическое давление, деиндивидуализирует, вызывает негативные эмоции и т.п.), и как положительное (сообщает информацию, развивает вкусы и эстетические потребности, расширяет кругозор и т.п.).
Обращают на себя внимание противоположные оценки, которые были даны проблеме ценностей. Действительно ли реклама задает высокий уровень творческого самовыражения и ценностных стандартов в обществе? В одном случае говорилось о положительном влиянии, в другом – более 60% молодых людей либо вовсе не согласились с этим утверждением, либо были согласны частично. Ясно, что требуется серьезный анализ этого аспекта социализации молодежи, так как ценности обеспечивают ориентацию на определенный тип поведения, в том числе потребительского, оптимизируют выбор между альтернативными способами реализации потребностей и интересов. Недаром Дж. Масионис трактует ценности как «некие культурные стандарты, отталкиваясь от которых, люди определяют благо, добродетель и красоту и которые в широком смысле являются нормативами в жизни общества»12.
Для того чтобы понять,
как молодое поколение
Для сбора данных использовались методы наблюдения и анкетного опроса, анализировались материалы других научных проектов. Значительная трудность обобщения имеющейся информации состояла в том, что российскими социологами закладывается неодинаковый подход к пониманию социально-демографических характеристик молодежи. В частности, это касается возрастных границ (18-30 лет, 14-30 лет, 16-33 лет и т.п.). Поэтому, суммируя результаты и общероссийских, и региональных опросов, мы ограничивались выбором наиболее зримых тенденций и социальных фактов.
Модель выборочной совокупности опроса строилась по признакам пола, возраста, образования и рода занятий. В ходе исследования было опрошено 200 человек в возрасте от 16 до 24 лет, проживающих в г. Воронеже.
Прежде всего, необходимо было выяснить, является ли реклама предметом интереса для молодых людей. Оказалось, что лишь десятая часть совсем не уделяет ей внимания. Для трети респондентов интерес значителен, 59% опрошенных обращают внимание на рекламу, но, по их утверждению, редко. Интересно, что, несмотря на значительное количество тех, кто отметил категорию «редко» и «никогда» (суммарно 68%), все без исключения респонденты сумели распознать предложенные рекламные сюжеты, а также смогли ответить на вопросы типа «на какую рекламу вы чаще обращаете внимание»? Это позволяет высказать допущение, что восприятие рекламы, возможно, и не осознаётся респондентами, а влияние оказывается. Факт состоит в том, что рекламная информация узнаваема и запоминаема.
Были выделены те виды рекламы, которые чаще всего привлекают внимание. См. рис. 1.
Рис.1. Виды рекламы, привлекающие внимание молодёжи, %
Телевизионная реклама является абсолютно приоритетной у юношества, она пользуется практически одинаковой популярностью среди всех его категорий. Также для них оказалась интересной информация, предоставляемая интернет- и наружной рекламой.
На вопрос «Чем вы руководствуетесь при покупке?» были получены следующие ответы. См. рис. 2.
Рис. 2. Факторы, влияющие на решение о покупке молодыми людьми, %
Около половины участников исследования отрицают факт воздействия рекламной информации на выбор ими товаров и услуг. Более трети опрошенных молодых людей пользуются советами друзей, родственников или специалистов-консультантов. Лишь десятая часть делает выбор товаров и услуг с помощью рекламных сообщений, причем, некоторые иногда покупают и ненужные вещи. Школьники оказались наиболее восприимчивой группой, именно они склонны совершать покупку товара, увиденного в рекламе. Судя по всему, предлагаемые на современном рынке рекламные образцы малоэффективно выполняют свою основную функцию стимулирования покупательского поведения. Возможно также, что чрезмерное количество рекламы приводит к возникновению у молодежи ощущения давления и настраивает на отторжение гипотетически полезной информации, протесту против внушающей коммуникации.