Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2012 в 22:47, курсовая работа
Становление государственной системы помощи и поддержки нуждающихся со второй половины XVII - первой половины XIX вв. связано с основными геополитическими и общественными тенденциями: образованием империи, секуляризацией монастырских земель, оформлением гражданского общества. Российская империя складывалась как многонациональное государство с различными этнонациональными культурами, с определенным экономическим и военным потенциалом.
Введение……………………………………………………………………… 3
Глава 1. Петр 1…………………..………………………………………….. 5
Заключение…………………………………………………………………..... 10
Глава 2. Реформы Петра 1…………………………………………………..... 11
Заключение……………………………………………………………………. 13
Глава 3. Реформы Петра 1 в области общественного призрения………….. 14
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I……………………………........ 14
3.2 Оформление теоретических подходов к общественному и частному призрению……………………………………………………………………... 22
3.3 Развитие государственной системы помощи детям…………………….. 26
3.4 Социальная защита военнослужащих………………………………..... 29
3.5 Первые исследования явлений социальной патологии (на примере, профессионального нищенства)……………………………………………… 30
3.6 Социальная помощь безработным………………………………………. 34
Заключение…………………………………………………………………...... 37
Список литературы…………………………………
1724 год – Петр I объявляет свою
жену Екатерину императрицей. Скорее
всего, это было сделано с
одной целью – Петр хотел
завещать ей престол.
Осень 1724 года – в Финском заливе
происходит кораблекрушение. Император,
ставший свидетелем происшествия, бросается
в ледяную воду, чтобы спасти тонущих
людей. Дело закончилось сильной
простудой – подорванный
28 января (8 февраля) 1725 года император Петр I умирает в Санкт-Петербурге. Похоронен в Петропавловской крепости.[2]
Заключение
Пётр развернул масштабные реформы
российского государства и
В исторической науке и в общественном мнении с конца XVII века по настоящее время присутствуют диаметрально противоположные оценки как личности Петра I, так и его роли в истории России. В официальной российской историографии Петра было принято считать одним из наиболее выдающихся государственных деятелей, определившим направление развития России в XVIII веке. Однако многие историки, в том числе Н. М. Карамзин, В. О. Ключевский и другие, высказывали резко критические оценки.
Глава 2. Реформы Петра 1
Реформы Петра I — преобразования
в государственной и
Особенностью первого этапа были спешка и не всегда продуманный характер, что объяснялось ведением Северной войны. Реформы были нацелены прежде всего на сбор средств для ведения войны, проводились насильственным методом и часто не приводили к желаемому результату. Кроме государственных реформ на первом этапе проводились обширные реформы с целью модернизации уклада жизни. Во втором периоде реформы были более планомерными.
Ряд историков, например В.О.Ключевский, указывали, что реформы Петра I не являлись чем-то принципиально новым, а были лишь продолжением тех преобразований, которые осуществлялись в течение XVII в. Другие историки (например Сергей Соловьев) напротив подчеркивали революционный характер преобразований Петра.[3]
1)Реформы
государственного управления
Заключение
Важнейшим результатом преобразований
Петра было преодоление кризиса
традиционализма путем
Глава 3. Реформы Петра I в деле общественного призрения
3.1 Становление общественного и частного призрения в Российском государстве во время царствования Петра I
Государственно-
Государственная система помощи нуждающимся начинает складывается в период разрушения старых государственных связей и хозяйственных отношений. Ее образование осложняется войнами, которые вела Россия, а также социальным реформированием общества и структуры государственного управления, осуществляющихся под влиянием петровских преобразований.
На первом этапе (приказная система) проблемы призрения тесно связаны с секуляризацией монастырских земель и реформированием деятельности Монастырского приказа. Приказ взял на учет владения монастырей и духовных владык, поделил их на две категории: доходы одних шли на нужды монастыря, других - в казну.
К 1700 г. церковные вотчины становятся
основными источниками
К 1706 г. Монастырский приказ распределяет
свои средства в следующей
Только с 1706 г. начинают призревать
детей, вдов служилых людей, тогда как
богадельным нищим финансовая помощь
оказывается постоянно, причем отпускаемые
им суммы превосходят суммы для
детей и вдов. Суммы, отпускаемые
на вдов и сирот, вдвое, а то и втрое
меньше тех, которые отпускаются
на богадельных нищих. Можно утверждать,
что складывающаяся в данный период
социальная политика в отношении
этой категории нуждающихся
В том, что на первых порах большая часть денежных средств тратится на нищих, людей церкви, видится противоречивая политика государственной власти. Она вытекает из условий государственного реформирования, когда новая власть не может решить все социальные проблемы. Отсюда видна попытка и законодательно, и при помощи финансовых средств «заставить» церковь выполнять свои прямые обязанности по призрению людей церкви. Величина окладных расходов на государственные нужды к 1708 г. увеличивается, тогда как неокладных - уменьшается. Государство все больше и больше контролирует деятельность церкви, направляя ее средства и на свои нужды. Не забывают и о военных расходах. Их доля по сравнению с «социальными программами» значительно выше, чем финансирование просвещения, призрения и медицины, вместе взятых (военные расходы составили в 1701 г. - 828192 р., в 1708 г. - 1286384 р., на просвещение, призрение, медицину - 27425 р. и 55519 р. соответственно).
Начавшаяся Северная война приводит
к резкому упадку приказной системы
хозяйствования. Перед государственной
властью встает проблема реорганизации
административного
Роль Монастырского приказа, а
позднее и Святейшего Синода, после
разделения России на губернии была в
основном контролирующей, полицейско-административной.
Таким образом, духовенство приравнивалось
к светским чиновникам, для которых
указы и распоряжения Сената являлись
обязательными к исполнению. В
такой же административной зависимости
находился и Святейший Синод.
Его деятельность в области общественного
призрения регламентировалось вышестоящими
органами. Так, Святейшему Синоду предписывалось
содержать в монастырях направленных
Военной Коллегией обер-
Но если роль духовенства в деле
призрения становится все более
подотчетной и
Лишая духовенство власти и самостоятельного финансового управления, отдавая предпочтение губернскому административному управлению, государство спровоцировало тем самым рост нищенства. Поэтому вполне естественно, что большинство указов в сфере общественного призрения направлено на искоренение данного социального недуга.
Петровские преобразования в начале
XVIII века существенно изменяют систему
защиты и помощи нуждающихся. В обществе
изменяется подход к человеку. Если
средневековая концепция
Информация о работе Реформы Петра I в деле общественного призрения