Родительская семья как агент социализации молодого поколения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:27, реферат

Краткое описание

Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.

Содержание

Введение …………………………………………….……………………………...3
1 Семья как главный агент семейной социализации ……………..…………….…5
2 Семейная социализация………….…………………………………………….…8
3 Семейная социализация как один из факторов формирования духовной
безопасности молодежи ………………..………...………………………….…11
Заключение ………………………………………………………………………..15
Список литературы.………………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

реферат.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Можно предположить, что вопросы духовности, нравственности, моральности достаточно часто обсуждаются в семьях гимназистов, и соответственно молодые люди культурное общество уже оценивают не только с позиций правил, норм поведения и культуры речи, но и с позиции высших ценностей человека.

Факторы социализации личности, безусловно, влияют на моральное  развитие молодого поколения, а впоследствии и на духовную составляющую всего общества. Ценности, которые присущи русской культуре (общее счастье, ненасилие, целомудрие, нравственная чистота, почитание родителей и старших, коллективная ответственность), закладываются в семье, через дошкольные, школьные, профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и другие социальные институты общества, посредством воспитания и образования. Нормируются не только потребности, но и структура потребностей, не говоря уже о ценностях, которые по определению являются продуктами человеческой культуры: добро, зло, совесть, мораль.

Был отмечен  тот факт, что семья закладывает основы формирования ценностных ориентаций, частью которых является духовность, это процесс длительный и сложный, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и социальных условий.

Духовные ценности отдельной личности как компонент ценностных ориентаций представляет собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своего класса, нации, семьи и ближайшего социального окружения.

Усвоенные молодежью  ценности и нормы являются отражением уже существующих в современном обществе идеалов, к сожалению это практицизм, рационализм, нетерпимость, обособленность, а ценности более высокого порядка, такие как духовность, нравственность, моральность и т.д. отходят на вторые и третьи позиции.

И если говорим  о том, что именно семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком, каких бы то ни было ценностей, моральных и аморальных, духовных и бездуховных, нравственных и безнравственных, патриотичных и антипатриотичных, то можно предположить, что подростки и молодежь хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека именно в семье, от своих родителей. Итак, духовное воспитание подрастающего поколения должно быть основано на высших семейных и общечеловеческих ценностях. Это связано с тем, что современная молодежь, да и общество в целом, живет сиюминутными потребностями, забывая об ответственности не только за свое будущее, но и за будущее своих детей. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того, в какой обстановке они будут жить и воспитываться.

Трудно не согласиться  с мнением о том, что роль семьи, как одного из агентов социализации человека, высока, однако, необходимо учитывать  и тот факт, что в современном обществе качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не может, а порой и не хочет, выполнять важнейшие функции, такие как: формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, веры в высшие ценности, то есть составляющие основу духовности человека.

Резюмируя вышесказанное, отметим: трансформация духовных основ, нравственных идеалов, позитивного правосознания создает обстановку обостренной социальной напряженности на всех уровнях социокультурных отношений, способствует зарождению и развитию деструктивных начал во многих сферах общественной жизни, в том числе и в главном социальном институте – семье. Безусловно, между личностью, семьей и обществом сложились сложные отношения: они взаимосвязаны и взаимозависимы, и в то же время они самостоятельны и суверенитеты, но, тем не менее, все же семья является той основой для формирования духовной безопасности ребенка через его ценностную систему, которая способствует сдерживанию рассогласованности между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества.

 

Заключение

Таким образом, новое  поколение, приходящее на смену старому, способно научиться социальным ролям  только в процессе социализации. Семья  — агент первичной социализации. Родители передают детям свой жизненный опыт, социальные роли, обучают ремеслам и теоретическим знаниям, закладывают основы владения устной и письменной речью, контролируют их действия.

Социализация – процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.

Процесс социализации на протяжении всего жизненного цикла  индивида предлагает две основные, не равные по времени и интенсивности  стадии. 
Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа – занимает около трети жизни. Вторая стадия – период развития сложившейся личности в ходе ее дальнейшего функционирования в обществе:

Процесс социализации достигает  определенной степени завершенности  при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.

 

Список литературы

 

  1. Волков А.Г. Социология семьи. М., 1994.
  2. Голод С.И. Семья и брак: истрико-социологический анализ. СПб, 1998.
  3. Современная семья: социальные, правовые, психолого-педагогические аспекты проблем. Пермь, 1994.
  4. Андреева Г.М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений. — М.: Аспект Пресс, 2005. — 375 с.
  5. Тощенко Ж.Т. Социология. Общий курс. – М.: 1999.

Информация о работе Родительская семья как агент социализации молодого поколения