Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Июня 2013 в 16:27, реферат
Социализация – это процесс приобщения к принятым в обществе и его подсистемах ценностям и нормам. В широком смысле слова социализация длится всю жизнь. В узком смысле – ограничивается периодом взросления личности до совершеннолетия. Семейная социализация понимается двояко: как, с одной стороны, подготовка к будущим семейным ролям и, с другой стороны – как влияние, оказываемое семьей на формирование социально-компетентной, зрелой личности. Семья оказывает социализирующее воздействие на личность посредством нормативного и информационного влияния. Именно семья является первичным источником социализации, и именно семья, в первую очередь, дает возможность сформироваться индивиду, как социально-компетентной личности.
Введение …………………………………………….……………………………...3
1 Семья как главный агент семейной социализации ……………..…………….…5
2 Семейная социализация………….…………………………………………….…8
3 Семейная социализация как один из факторов формирования духовной
безопасности молодежи ………………..………...………………………….…11
Заключение ………………………………………………………………………..15
Список литературы.………………………………………………………………17
Можно предположить, что вопросы духовности, нравственности, моральности достаточно часто обсуждаются в семьях гимназистов, и соответственно молодые люди культурное общество уже оценивают не только с позиций правил, норм поведения и культуры речи, но и с позиции высших ценностей человека.
Факторы социализации личности, безусловно, влияют на моральное развитие молодого поколения, а впоследствии и на духовную составляющую всего общества. Ценности, которые присущи русской культуре (общее счастье, ненасилие, целомудрие, нравственная чистота, почитание родителей и старших, коллективная ответственность), закладываются в семье, через дошкольные, школьные, профессиональные учебные заведения, средства массовой информации и другие социальные институты общества, посредством воспитания и образования. Нормируются не только потребности, но и структура потребностей, не говоря уже о ценностях, которые по определению являются продуктами человеческой культуры: добро, зло, совесть, мораль.
Был отмечен тот факт, что семья закладывает основы формирования ценностных ориентаций, частью которых является духовность, это процесс длительный и сложный, происходящий под воздействием непосредственного социального окружения и социальных условий.
Духовные ценности отдельной личности как компонент ценностных ориентаций представляет собой специфическое сочетание общественных ценностей, которые человек усваивает из общественного сознания своего класса, нации, семьи и ближайшего социального окружения.
Усвоенные молодежью ценности и нормы являются отражением уже существующих в современном обществе идеалов, к сожалению это практицизм, рационализм, нетерпимость, обособленность, а ценности более высокого порядка, такие как духовность, нравственность, моральность и т.д. отходят на вторые и третьи позиции.
И если говорим о том, что именно семья играет чрезвычайно важную роль в усвоении человеком, каких бы то ни было ценностей, моральных и аморальных, духовных и бездуховных, нравственных и безнравственных, патриотичных и антипатриотичных, то можно предположить, что подростки и молодежь хотели бы получать информацию о духовном здоровье человека именно в семье, от своих родителей. Итак, духовное воспитание подрастающего поколения должно быть основано на высших семейных и общечеловеческих ценностях. Это связано с тем, что современная молодежь, да и общество в целом, живет сиюминутными потребностями, забывая об ответственности не только за свое будущее, но и за будущее своих детей. Возможность достижения в перспективе социальной гармонии напрямую зависит от ценностей, которые будут привиты детям, от того, в какой обстановке они будут жить и воспитываться.
Трудно не согласиться с мнением о том, что роль семьи, как одного из агентов социализации человека, высока, однако, необходимо учитывать и тот факт, что в современном обществе качественные изменения макросреды сопровождаются и деформацией семьи, которая не может, а порой и не хочет, выполнять важнейшие функции, такие как: формирование у детей чувства психологического комфорта, защищенности, уверенности в завтрашнем дне, веры в высшие ценности, то есть составляющие основу духовности человека.
Резюмируя вышесказанное, отметим: трансформация духовных основ, нравственных идеалов, позитивного правосознания создает обстановку обостренной социальной напряженности на всех уровнях социокультурных отношений, способствует зарождению и развитию деструктивных начал во многих сферах общественной жизни, в том числе и в главном социальном институте – семье. Безусловно, между личностью, семьей и обществом сложились сложные отношения: они взаимосвязаны и взаимозависимы, и в то же время они самостоятельны и суверенитеты, но, тем не менее, все же семья является той основой для формирования духовной безопасности ребенка через его ценностную систему, которая способствует сдерживанию рассогласованности между культурной, социальной и идеальной (духовной) сферами общества.
Заключение
Таким образом, новое
поколение, приходящее на смену старому,
способно научиться социальным ролям
только в процессе социализации. Семья
— агент первичной социализации
Социализация – процесс, посредством которого индивидом усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного «Я» проявляется уникальность данного индивида как личности, процесс усвоения индивидом образцов поведения, социальных норм и ценностей, необходимых для его успешного функционирования в данном обществе. Главную роль в процессе социализации играет семья.
Процесс социализации на
протяжении всего жизненного цикла
индивида предлагает две основные,
не равные по времени и интенсивности
стадии.
Первая стадия – период активного становления индивида как общественного существа
– занимает около трети жизни. Вторая
стадия – период развития сложившейся
личности в ходе ее дальнейшего функционирования
в обществе:
Процесс социализации достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости, которая характеризуется обретением личностью интегрального социального статуса. Однако в процессе социализации возможны сбои, неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином в социологии чаще всего обозначают различные формы негативного поведения лиц, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. К основным формам отклоняющегося поведения принято относить правонарушаемость, включая преступность, пьянство, наркоманию, проституцию, самоубийство. Многочисленные формы отклоняющегося поведения свидетельствуют о состоянии конфликта между личностными и общественными интересами. Отклоняющееся поведение – это чаще всего попытка уйти из общества, убежать от повседневных жизненных невзгод и проблем, преодолеть состояние неуверенности и напряжения через определенные компенсаторные формы. Однако отклоняющееся поведение не всегда носит негативный характер. Оно может быть связано со стремлением личности к новому, передовому, попыткой преодолеть консервативное, мешающее двигаться вперед.
Список литературы
Информация о работе Родительская семья как агент социализации молодого поколения