Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 12:49, реферат
Общественная жизнь не может существовать без столкновенья идей, жизненных позиций, целей, как отдельных людей, так и маленьких и больших коллективов. Постоянно возникают расхождения мыслей и разного рода разногласия, которые нередко перерастают в конфликты.
Социальная организация предприятие или трудового коллектива, где осуществляются разного рода виды деятельности, не могут избегнуть проблемы улаживания конфликтов.
Введение…………………………………………………………….……...3
Глава 1. Понятие ролевого конфликта…………………………………..4
1.1. Конфликт и его виды…………………………………………………4
1.2. Социальный статус и социальная роль……………………………...9
1.3. Психологические роли и ролевые конфликты…………………….10
1.4. Типы ролевых конфликтов……………………………………….…13
1.5. Особенности ролевого конфликта……………………………….…14
Глава 2. Разрешение ролевых конфликтов………………………….….16
2.1. Организационные методы решения ролевых конфликтов……….16
2.2. Психотерапевтические методы решения ролевых конфликтов….21
Заключение………………………………………………………………..24
Список источников литературы………………………………………...25
Эффективным решением проблемы может стать работа менеджера с сотрудником. Необходимо углубленно разъяснить ему его роль. Ведь, очень часто причиной возникновения ролевого конфликта может стать именно незнание сотрудником своей роли и обязанностей.[[8]]
Не лишним будет повышение квалификации и улучшение техники сотрудника, проведение психологических консультаций, для укрепления психологической выносливости.
В современных условиях любые привычки и знания быстро стареют, поэтому ключевую роль в создании комфортных условий для работы персонала играют профессиональное обучение и развитие.
На ведущих предприятиях обучения и развитие персонала является комплексным беспрерывным процессом. Важность беспрерывного обучения подтверждают такие факторы, как внедрение новой техники, рост конкуренции, наличие конфликтов.
Обучение персонала, как
метод борьбы с ролевыми конфликтами
прежде всего нужное в тех случаях,
когда: работник приходит на предприятие;
работника назначают на новую
должность или поручают нему новую
работу; у работника не хватает
привычек для выполнения своей работы,
а также когда происходят серьезные
изменения в экономике
Обучения и развитие персонала включает:
- обучение в форме получения
общего и специального
- повышение квалификации, задача которого - улучшение профессиональных знаний и привычек, снижение ролевого стресса;
- обучение в школе управления и руководства, которое дает нужные знания и подготовку при вступлении в руководящую должность и формирует уровень и ролевой облик руководителя;
- переквалификация, которая,
в сущности, дает другу образование.
Цель переквалификации - дать возможность
работникам овладеть новой для
них специальность, освоить
Для развития персонала и ликвидации наметившихся ролевых противоречий нужно:
- поддерживать способных к обучению работников;
- распространять знание и передовой опыт;
- учить молодых
- осознавать управленческому персоналу важности развития сотрудников;
- снижать текучесть персонала.
При наличии ролевых конфликтов перестановка работников способна снять ролевую напряженность.
Кадровые перестановки привносят в компанию эмоциональную новизну и держат в тонусе давно работающих сотрудников. Ротация – один из способов развития карьеры для специалистов, которые выросли из должности роли, когда у компании не достаточно ресурсов для продвижения их по служебной лестнице.
Внутренний подбор позволяет бороться со сложностями в поиске специалистов на внешнем рынке. Сотрудник, ощущающий потребность в смене роли на предприятии, сам инициирует свой переход. Задача руководства – не упускать из виду личные стремления сотрудника и в нужный момент выйти с предложением к сотруднику о кадровой перестановке. Координирующим звеном (собирающим заявки сотрудников и дающим рекомендации руководству) может выступить служба персонала.
Если кадровые перемещения становятся непредсказуемыми для сотрудников, возникнет ощущение нестабильности своего положения, пропадет уверенность в завтрашнем дне и внутриличностные проблемы могут усугубиться. Процесс перестановки кадров никогда не должен быть неожиданностью для работников – наоборот, он должен быть прогнозируемым и понятным.
Хорошими способами
Между санитарно-гигиеническими,
психофизическими и эстетичными
условиями труда и
Одной из условий производственной эстетики есть цветное оформление рабочих мест и производственных помещений, которые должно отвечать закономерностям, установленным физиологией и психологией работы.
2.2. Психотерапевтические
методы решения ролевых
В некоторых случаях
Психодрама принадлежит
к методам действия. Это означает,
что ситуации, связанные с личностным
выбором, принятием решения, репетицией
будущего, могут быть чудесно смоделированными
и обработанными таким образом,
что человек сам найдет решения
или сделает выбор, увидит преимущества
и недостатки разных вариантов, осознает
психологические трудности, которые
сопровождают выбор (внутренние барьеры,
ошибочные стереотипы, страхи или
несознаваемое нежелание и т.п.
Существует много вариантов
и подходов психодрамы, в зависимости
от характера психологических
Для преодоления ролевых
конфликтов часто нужна взаимная
коррекция ролевых ожиданий индивида
и группы или партнеров с общение.
Это ведет к взаимному принятию
ролей другого человека, то есть
принятию человека таким, каким он есть.
Последнее условие в
Механизмы гармонизации личностного
развития состоят в реконструкции
при помощи ролевых игр. Ролевые
психодраматические игры, которые проводятся
на примере реальных ситуаций из жизни
людей, имеют целью улучшение
собственного понимания своей проблематики,
самопознание, получения нового опыта
поведения в рабочем
а) понять те стороны своего ролевого (в частности, поведения профессионального) поведения, которые скрыты от личности в подсознании;
б) увидеть себя и свою роль будто с стороны, изменить точку зрения, ракурс видения проблем, осуществить децентрацию;
в) лучше понять межличностную проблематику, увидев ситуацию глазами партнеров по ролевому взаимодействию с помощью техники "обмена ролями";
г) использовать для решения ситуации не только рациональные компоненты поведения и вербальные средства, а и эмоциональные, телесные и прочие невербальные средства коммуникации ролей и моделей ролевого поведения и взаимодействия.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие
конфликта и в частности
Конфликт является противоборством сторон социального взаимодействия, имеющих разные мотивы, цели и потребности. Он включает в себя несколько последовательных этапов, в результате прохождения которых обнаруживаются все позитивные и негативные функции конфликта.
Ролевой конфликт принадлежит
к виду внутриличностных, он обусловлен
противоборством противоречивых ролей,
которые выполняются одним
Каждый индивид выполняет набор определенных социальных, психологических и профессиональных ролей, и порой они входят в противоречие порождающее внутренний конфликт.
Особенностью ролевых конфликтов можно назвать то, что они способны влиять на психологию человека и его производительность, при чем как позитивно, так и негативно. А также способность ролевых конфликтов провоцировать конфликты межличностные.
Для своевременного выявления
ролевых конфликтов среди сотрудников,
необходимо постоянно наблюдать
за поведением и особенностями индивидуально-
Для этого целесообразно провести ряд управленческих и организационных мероприятий, например, внести изменения в работе, чтобы снять нагрузку с сотрудников, разъяснить им их роли, повысить квалификацию персонала и улучшить условия труда.
Если эти меры не приносят
позитивных результатов, можно направить
сотрудников на прохождение
Список источников литературы
1. Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2003. – 215 с.
2. Васильев Г.А., Деева
Е.М.Организационное поведение.
3. Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004.
4. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 318 с.
5. Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. – 336 с.
6. Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. — 344 с.
7. Вишневская А.В.
8. Кириченко О.А. Менеджмент
внешнеэкономической
9. Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.Класс, 1993. – 224 с.
[1] Емельяненко Л.М., Петюх В.М., Торгова Л.В. Конфликтология. Учебное пособие. –К.: КНЕУ, 2003. – 215 с.
[2] Васильев Г.А., Деева Е.М.Организационное поведение. Учебник. – М.: Юнити-Дана, 2005.- 255 с.
[3] Клочко Ю.Н., Ермилова Н.Ю., Клочко А.Ю. Социализация личности, ее социальный статус и социальная роль. Вестник СевКавГТУ Серия «Гуманитарные науки», №1 (11), 2004.
[4] Здравомыслов А.Г. Социология конфликта. М.: Аспект-Пресс, 1996. – 318 с.
[5] Горностай П.П. Личностный выбор. Психология отчаяния и надежды. – К.: Миллениум, 2005. – 336 с.
[6] Фролов С.С.Социология: Учебник. — 3-е изд., доп. М.: Гардарики, 2004. — 344 с.
[7] Вишневская А.В. Конфликтология. Курс лекций. – 2003.
[8] Кириченко О.А. Менеджмент внешнеэкономической деятельности. Учебное пособие. – К.: Знання-Прес, 2002. – 384 с.
[9] Киппер Д. Клинические ролевые игры и психодрама: Пер. с англ. - М.Класс, 1993. – 224 с.