Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2014 в 14:08, реферат
Краткое описание
Процессы глубокой трансформации общественных отношений, изменения социальных ценностных приоритетов, образа жизни людей воздействуют на институт семьи и положение в ней женщины.
Содержание
1. Положение женщины в семье как экономическая и социокультурная проблема 2. Функции семьи и роль женщины в современной семье 3. Домашний труд и его структура 4. Домашнее хозяйство и труд женщины
Экономическая
функция выполняется обоими родителями,
если это полная семья, или женщиной при
наличии неполной семьи. Воспроизводство
рода не означает только выполнение функций
деторождения в ее социальном содержании.
Необходимо также воспроизводство средств
к жизни, реализация потребностей в питании,
одежде, жилище и др. Эта функция вечна,
поскольку она имеет природно-биологическую
основу. Однако нельзя исключать и социально-историческую
сторону, детерминированную существующим
экономическим базисом, а также уровнем
духовной культуры.
В основе экономической функции
лежит материальное обеспечение семьи,
экономическая поддержка несовершеннолетних
и нетрудоспособных, использование материальных
средств для удовлетворения индивидуальных
потребностей. Экономическая функция
семьи осуществляется по-разному, благосостояние
зависит не только от доходов, но и характера
потребностей, ценностных ориентации,
сочетания общественных и личных интересов
членов семьи.
Воспитательная
функция, чаще всего выполняемая женщиной,
обеспечивает социализацию личности подрастающего
поколения, поддержание на определенном
уровне культуры общества и удовлетворение
индивидуальных потребностей в родительстве,
контактах с детьми, их воспитании, самореализации
родителей в своих детях. Теперь, когда
ликвидировано значительное количество
детских учреждений вся тяжесть воспитания
легла на родителей. Воспитание — это
прежде всего адаптация ко всей совокупности
общественных ценностей, формирование
жизненных позиций.
Воспитательная функция должна
выражаться в осознанном подходе к возможности
эффективного социального воздействия
на ребенка, особенно в первые годы его
жизни. Присутствие интеллекта, эмоций,
вкусов, собственных взглядов, привычек
родителей — залог воспитания, при обязательном
присутствии супружеской и родительской
любви, собственного положительного примера,
а также умелого словесного воздействия.
Воздействие осуществляется через непосредственное
общение, трудовую деятельность, личный
пример окружающих, поощрение и наказание,
оценку реального поведения.
Хозяйственно-бытовая
функция — удовлетворение потребностей
в пище, одежде, жилище, восстановлении
сил, поддержание здоровья, уход за детьми,
совместная деятельность членов семьи
по производству предметов потребления
и услуг или получение их от отдельных
ее членов. Эту функцию практически выполняет
женщина, что накладывает отпечаток на
ее социальный статус в семье, в основе
которого лежит ее подчиненное положение,
несмотря на профессиональную подготовку,
занятость на общественном производстве.
Культура домашних отношений воспитывается
на основе общих принципов этики и эстетики
нашего общества.
Функция первичного
социального контроля — моральная регламентация
поведения членов семьи в различных сферах
жизнедеятельности, а также ответственность
и обязательность в отношениях между супругами,
родителями и детьми, представителями
старшего поколения. Эта функция также
выполняется в первую очередь женщинами.
Она осуществляет формирование и поддержку
правовых и моральных санкций при нарушении
норм взаимоотношений между членами семьи.
При удачном воспроизводстве социальной
структуры общества в малой социальной
группе, соответствующей общим требованиям,
обеспечивается предоставление социального
статуса каждому члену семьи и создаются
условия для удовлетворения индивидуальных
потребностей в социальном продвижении.
Досуговая функция — ее главная цель — общение,
поддержание гармонии в семье между ее
членами. Эта функция предполагает организацию
рационального досуга при одновременном
социальном контроле, взаимное обогащение.
Проведение праздников, вечеров отдыха,
туристских походов, чтение художественной
и научной литературы, просмотр телепередач,
прослушивание радио, посещение кино,
театров, музеев и др.
Досуг — это смена деятельности,
исключающая праздное времяпрепровождение.
К сожалению, этой функции мало уделяют
внимания родители, особенно отцы. В большей
степени это осознает женщина, представляя,
что организация досуга это социальная
функция, моральный долг перед обществом,
поскольку способствует нравственному
укреплению семьи. Особенно важно поддержать
стремление детей к общению в клубах, походах
и др. Пробудить любовь к природе, чуткое
отношение к ней, уметь видеть красоту
— чрезвычайно важный момент в воспитательной
деятельности семьи.
Расширение сферы досуга связано
с увеличением свободного времени, представляющего
меру богатства общества, предназначенного
для образования, интеллектуального развития,
общения, духовного совершенства. Увеличение
свободного времени и рациональное его
использование — проблема огромной важности,
показатель прогресса общества.
Сексуальная
функция — соответствующий контроль
за нравственной стороной интимных отношений
членов семьи (супругов) при воспитании
у индивида реальных представлений об
интимных отношениях.
С этой функцией, с точки зрения
соответствующего воспитания, плохо справляются
родители. Широкое распространение получила
в стране проституция, торговля и эксплуатация
женщин. Воспитанию в семье противостоят
средства массовой информации, фактически
поддерживающие это тревожное социальное
явление.
Многофункциональная роль женщины
в современной семье не может быть оправдана
ни теоретически, ни практически. Необходимо
разработать национальный механизм управления
социальными процессами, определяющими
положение женщины в малой социальной
группе, и создания условий для практического
применения в жизни теории равенства семейных
прав и обязанностей.
3. Домашний труд
и его структура
Главная сфера деятельности
женщин в семье — домашний труд. Домашнее
хозяйство — составная часть быта, предоставляющего
область социальной жизни, связанной с
восстановлением жизненных функций человека,
его работоспособности и творческой деятельности.
Эта жизнедеятельность обеспечивается
определенными формами и способами потребления
и обслуживания, организацией и производством
самих предметов потребления, а также
конкретными формами социальных отношений.
Основу быта и бытовых отношений составляют
личное, семейное и общественное производство
и потребление необходимых благ.
Домашнее хозяйство входит
в сферу быта и составляет на современном
этапе существования нашего общества
его важную часть. Оно является сферой
человеческой деятельности, в которой
кустарно, на основе индивидуальных затрат
труда и времени организуется вся система
производства и потребления. За счет него
осуществляется питание, стирка, уход
за одеждой, помещением, уход за детьми
и др.
Домашний труд необходим для
удовлетворения материально-бытовых нужд
индивида, семьи, а подсобное хозяйство
как разновидность домашнего труда представляет
важный источник жизненных средств крестьян
и значительной части семей рабочих и
служащих. Домашний труд служит одной
из важных сторон жизни человека и дополняет
общественное производство предметов
потребления и услуг, необходимых населению.В
настоящее время вся тяжесть в процессе
удовлетворения потребностей ложится
на плечи семьи и, в первую очередь, женщины,
поскольку общественная сфере оказания
услуг и производства материальных благ
значительно сократилась. Домашний труд
обеспечивает производство предметов
потребления или их доработку: приготовление
пищи, ремонт одежды, обуви, белья и т.д.
Кроме того, другой частью домашнего труда
является оказание услуг внутри семьи.
Обособленность домашнего хозяйства,
то есть существование в рамках семьи,
сохраняет старые традиции, превращающие
женщин в придаток домашнего очага, и всячески
препятствует ее стремлению к равенству
и свободе. В настоящее время все больше
утверждается культ вещей, "чуда-кухни",
стимулируя дух потребительства, стремясь
превратить человека в обывателя, непрерывно
гоняющегося за вещами, личным достатком.
Домашний труд, несмотря на
его индивидуальную организацию, представляет
общественно необходимый вид труда, поскольку
обеспечивает жизнедеятельность человека
или малой социальной группы. Будучи дополнением
к общественному производству предметов
потребления и услуг, он выполняет те функции,
которые еще не в состоянии охватить общественная
сфера обслуживания. Продукты, создаваемые
этим трудом, не входят в экономический
оборот, они присваиваются внутри семьи.
Другой стороной домашнего
труда является его воспитательное значение.
Поэтому, для оценки домашнего труда необходим
социологический анализ его характера
и содержания, соотношения непродуктивных,
механических, и продуктивных, творческих,
функций, который позволит понять тенденцию
его изменений в настоящее время.
Конвенция ООН "О ликвидации
всех форм дискриминации в отношении женщин"
рекомендует формирование новой модели
взаимоотношений в семье, особенно между
родителями, возлагая на них равную ответственность
за формирование подрастающего поколения,
его воспитание, в том числе — и отношения
к домашнему труду. Имеется в виду прежде
всего взаимная помощь, поддержка, коллективная
работу по дому, соблюдение принципа равенства
и социальной справедливости. Иными словами,
домашний труд должен быть рационально
организован, и тогда у всех членов семьи
будет свободное время для творческого
развития личности.
4. Домашнее хозяйство
и труд женщины
Обособленность домашнего хозяйства,
как правило, формирует индивидуалистические
стремления и способствует формированию
эгоизма отдельных членов семьи, поскольку
бытовые хлопоты в основном ложатся на
плечи женщины.
Домашнее хозяйство объективно
воспроизводит противоречия между общественно-производственной
деятельность женщины и ее хозяйственно-семейными
обязанностями. Оно сохраняет неравенство
женщины с мужчиной, и это неравенство
остается до тех пор, пока женщины задавлена,
как писал В.И.Ленин, "самой
мелкой, самой черной, самой тяжелой, самой
отупляющей человека работой кухни и вообще
одиночного домашне-семейного хозяйства".
Домашнее хозяйство не отличается
своей эффективностью: она в 7-8 раз ниже,
чем в общественном производстве материальных
благ и услуг. Затраты труда и времени
на одни и те же операции в общественном
производства предметов потребления и
в условиях домашнего хозяйства различны.
Так, на приготовление пищи, стирку белья
и др. в домашних условиях требуется в
3-4 раза больше затрат труда и в 4-5 раз времени,
чем на предприятиях общественного бытового
обслуживания. И все это лежит на плечах
женщин, которые имеют фактически два
рабочих дня. Один на производстве, другой
— дома. Работа по дому проводится после
или до очередного рабочего дня на производстве,
поэтому производительность труда в домашнем
хозяйстве у работающей женщины ниже,
чем у неработающей.
В настоящее время домашние
обязанности женщин усложнились. Современный
уровень экономического благополучия,
сокращение помощи государства в воспитании
и материальной поддержке детей требует
более внимательного отношения к ним со
стороны родителей, активного вмешательства
в их учебный процесс, оказания соответствующей
помощи. Больше стало затрачиваться времени
на организацию питания детей, уход за
ними. Использование в домашних условиях
техники вряд ли можно считать действенной
мерой сокращения затрат труда. Все эти
средства механизации, применяемые в домашнем
хозяйстве, несомненно, еще крепче привязывают
женщину к домашнему, довольно ограниченному,
узкому миру. Она становится рабыней кухни,
бытовой техники, за которой нужно ухаживать.
Выход один — развитие общественной бытовой
сферы, которая, как и все остальное, в
настоящее время переживает кризис. Однако
на перспективу следует иметь в виду, что
на первом плане в семье должен быть принцип
сочетания общественных и личных интересов
и на этой основе решаться проблема сокращения
затрат труда и времени женщин на удовлетворение
бытовых потребностей. Думается, что экономическое
преимущество общественного сервиса по
сравнению с кустарным домашним хозяйством
несомненно служит главным условием успешного
решения внутрисемейных проблем. Но это
преимущество должно преломляться через
сознание людей, их психологию, моральные
принципы, правовые нормы и др. В данном
случае важное место приобретает сознательная
деятельность, идейная направленность,
воспитательная работа, то есть то, что
связано с теоретической стороной проблемы.
Люди должны быть приучены пользоваться
материальными и духовными благами, исходя
из разумных потребностей, рационально
организовывать свой быт, используя в
семье принцип взаимопомощи. Но для этого
нужен высокий уровень сознания и культуры.
Следует отметить, что домашнее
хозяйство довольно часто организуется
нерационально, и это сопровождается негативными
последствиями для женщин: отсутствием
условий и времени для повышения своей
квалификации, культурного уровня, образования
и т.д. Кроме того, многие женщины, получившие
специальное образование и имеющие специальность,
вынуждены заниматься лишь домашним хозяйством,
устраняясь от общественного производства,
а часто и от активной общественной жизни.
Следовательно, затраты государства на
образование остаются не восполненными.
Нельзя отрицать и положительную
сторону ведения домашнего хозяйства
в семье: все это имеет определенную моральную
ценность, но, как известно, женщины выполняют
эту функцию без особого внутреннего призвания
и желания и с большой охотой участвуют
в производственной и общественной деятельности
даже в том случае, когда материально обеспечены.
Ограниченность мелкого домашнего хозяйства
приводит не только к экономическим потерям,
но и к отрицательным психологическим
последствиям — излишней раздражительности,
чрезмерной озабоченности бытовыми мелочами,
ухудшению настроения, физической подавленности
и др. Такое психологическое воздействие
домашнего труда на женщину подчас определяет
поведение человека и оказывает влияние
на его отношение к другим людям, к действительности.
Человек становится замкнутым, необщительным,
ограничивает свой мир индивидуальными
переживаниями, мало интересуется жизнедеятельностью
коллектива, других людей.