Роль общения в жизнедеятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Ноября 2013 в 13:33, реферат

Краткое описание

Общение – сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее – реципиентом. В общении можно выделить ряд аспектов: содержание, цель и средства. Рассмотрим их подробнее. Содержание общения – информация, которая в межиндивидуальных контактах передается от одного живого существа другому. Это могут быть сведения о внутреннем (эмоциональном и т.д.) состоянии субъекта, об обстановке во внешней среде. Наиболее разнообразно содержание информации в том случае, если субъектами общения являются люди

Содержание

Введение…………………………………………………………………3
Общение в системе межличностных отношений……………………..4
Связь общения и деятельности…………………………………………5
Структура общения……………………………………………………...9
Уровни общения и его особенности в различных условиях…………11
Заключение……………………………………………………………...16
Список литературы……………………………………………………..17

Вложенные файлы: 1 файл

Роль общения в жизнедеятельности.docx

— 34.96 Кб (Скачать файл)

Совсем по-другому складывается общение влюбленных. Увеличение пространственной дистанции между ними говорит  о том, что они в ссоре, чаще всего они стремятся прикоснуться друг к другу. Данные психологических  экспериментов свидетельствуют, что  никто так долго, как влюбленные, не смотрит в глаза друг другу. Их взгляды служат подтверждением взаимной любви, стремлением к близости.

Эти параметры (пространственная близость и направленность взгляда) далеко не исчерпывают специфику  подобных ситуаций. К ним добавляются  множество других: интонации и  пазы в речи, наиболее часто употребляемые  слова и т.д.

В наиболее общем виде средства общения разделяются на две большие  группы — вербальные и невербальные. В первую группу попадает все, что  связано с речью, то есть как и что люди говорят друг другу. Во вторую группу войдут мимика и жесты, позы, взгляды, организация пространства общения и т.д.

Главную роль в общении  играет речь. В процессе «говорения»  важно буквально все: как обращаются к собеседнику, что говорится  вначале, а что потом, соответствуют  ли слова тону высказываний и т.д. Еще древние философы отмечали, что  ведение беседы — настоящее искусство. Удивительно, что люди, зная о своем  неумении публично выступать и всячески стремясь научиться этому, практически не задумываются, удается ли им успешно общаться с окружающими людьми — друзьями, коллегами, родственниками и т.д. Между тем часто в жизни бывает, что мы хотим сказать одно, а, сами того не осознавая, говорим другое или вообще не находим слов для выражения какой-то важной мысли или чувства.

Важнейшая невербальная составляющая процесса общения — умение слушать. Когда человек внимательно слушает другого человека, в нем буквально все — глаза, поза, выражение лица обращены к говорящему, что, в свою очередь, оказывает влияние на собеседника, помогает ему сформулировать свои мысли, раскрыться, быть максимально искренним. Рассеянность, безучастность, равнодушие могут привести к обратному результату. Но на процесс беседы оказывает влияние и множество других «невербальных мелочей», таких, как время и место, где она происходит, ее длительность и т.д.

В социальной психологии существует множество типологий общения, использующих самые разные основания, — длительность, позиции участников, особенности  их взаимодействия и т.д. Оптимальным  будет выделение наиболее часто  встречающихся обыденных ситуаций: деловое общение, воспитательное воздействие, диагностическую беседу и интимно-личностное общение.

Деловое общение — это  ситуация, когда целью взаимодействия становится достижение какого-либо четкого  соглашения или договоренности. Чаще всего подобное взаимодействие возникает  между людьми, не состоящими друг с  другом в близких межличностных  отношениях (между коллегами, двумя  коммерсантами, начальником и подчиненным  и т.д.), и статус каждого из партнеров  по отношению к другому четко определен. В таких ситуациях важен предмет или повод, приведший к общению, без которого деловая беседа состояться не может.

Воспитательное общение  — это ситуации, в которых один из участников целенаправленно воздействует на другого, достаточно четко представлять себе желаемый результат, то есть зная, в чем он хочет убедить собеседника, чему он хочет его научить и т.д. Такие беседы возможны, когда обучающий обладает ситуационно или постоянно авторитетом и знаниями.

Диагностическое общение, цель которого — сформировать определенное представление о собеседнике  или получить у него какую-либо информацию (таково общение врача с пациентом  и т.п.). Партнеры находятся в различных  позициях: один спрашивает, другой —  отвечает. Чтобы получить полноценный  ответ, спрашивающий должен правильно  задавать вопросы, учитывая собственный  статус и статус отвечающего, его  готовность давать ответы и т.д.

Интимно-личностное общение  во многом уникально и специфично. Оно возможно только когда партнеры внутри возникшей ситуации чувствуют  себя на равных, одинаково заинтересованы в установлении и поддержании  доверительного и глубокого контакта. Чаще всего такое общение возникает  между близкими людьми и в значительной степени является результатом предшествующих взаимоотношений.

Общение играет важнейшую  роль в жизни человека. Диадическое  общение характеризуется рядом  весьма специфических особенностей. Прежде всего для него характерно такое взаимодействие собеседников, когда каждый из них находится в поле зрения другого и любая реакция — поза, взгляд, жест могут быть легко замечены и учтены собеседником. Это имеет свои позитивные и негативные стороны. С одной стороны, пристальное наблюдение за партнером дает богатую информацию о нем, использование которой может способствовать более легкому и быстрому установлению взаимопонимания. Но с другой стороны, при таком тесном контакте себя можно ненароком выдать, проявить какое-то чувство или отношение, которое в действительности хотелось бы скрыть, и это может послужить причиной напряженности общения.

Часто выполняет функции  катализатора общения сигарета: закурив, можно скрыть свое смущение в обществе незнакомых людей — «светская» беседа течет легче, когда собеседники  курят. Особый повод для курения  есть у женщин. Их манипуляции с  сигаретой часто имеют сексуальное  значение, привлекают к ним внимание мужчин. Характерные женские жесты  кокетства обязательно предполагают демонстрацию запястья и полураскрытые, как бы зовущие губы, а лучший способ показать все это — держать  в руке изящную сигарету и делать легкие затяжки.

В ситуации групповой дискуссии  и в публичном выступлении  успешность взаимодействия не столь  значительно зависит от того, насколько  обе стороны готовы и настроены  на взаимодействие друг с другом, как  в случае двух людей. В большой  аудитории всегда есть вероятность, что какая-то группа людей будет  готова выслушать не очень интересную или уде знакомую информацию, когда  же перед тобой только один человек, приходится как можно точнее учитывать его взгляды и вкусы, иначе общение может не получиться. Именно поэтому в ситуациях диадического общения особенно важны проявления взаимного интереса, дружелюбия и доверия. Специфика диадического общения определяется формальными ролями, в которых находятся собеседники.

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Таким образом, в данной работе нами была рассмотрена проблема общения  в социальной психологии. Как нами было показано - общение связано  и с общественными. и с личными отношениями человека.

Оба ряда отношений человека, и общественные, и личные реализуются  именно в общении. Таким образом, общение и есть реализация всей системы  отношений человека. В нормальных обстоятельствах отношения человека к окружающему его предметному  миру всегда опосредованы его отношением к людям, к обществу, то есть включены в общение. Кроме того, общение неразрывно связано с человеческой деятельностью. Само общение между людьми происходит непосредственно в процессе деятельности.

Общение, являясь сложным  психологическим явлением, имеет  свою структуру. В межличностном  общении могут быть выделены три  стороны: Коммуникативная, интерактивная  и перцептивная. Они определяют содержание общения, формы и роль его в жизнедеятельности людей.

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Андреева Г.М. Социальная психология М., 2003

2. Битянова М.Р. Социальная психология М., 2002

3. Социальная психология / Под ред. А.Н.Сухова, А.А.Деркача М., 2001

4. Парыгин Б.Д. Социальная психология М., 1999

5. http://5ballov.qip.ru/referats/preview/77948/

 

 

 


Информация о работе Роль общения в жизнедеятельности