Российская Федерация – социальное государство

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Июня 2013 в 18:27, реферат

Краткое описание

Из этого общего положения вытекают следующие конституционные обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную поддержку семье, материнству, отцовству и детству, инвалидам и пожилым гражданам; г) развивать систему социальных служб; д) устанавливать государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.
Целью данного реферата является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации.

Содержание

Введение
Понятие социального обеспечения государства
Основные направления социальной политики РФ
Развитие системы социального обслуживания
Охрана труда и здоровья людей
Установление государственных пенсий и минимального размера оплаты труда
Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, пособий и иных гарантий социальной защиты
Проблемы создания социального государства в России
Заключение
Список использованной литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат. РФ-соц. гос-во.docx

— 36.94 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

Рязанский государственный  университет имени С.А. Есенина

 

Кафедра всеобщей истории  и международных отношений

 

 

Реферат по дисциплине:

Основы социального государства

 

 

 

Российская Федерация – социальное государство.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Специальность: Международные  отношения

Выполнила: Костина Евгения

Преподаватель: Сафронов Борис  Витальевич

Содержание:

  1. Введение
  2. Понятие социального обеспечения государства
  3. Основные направления социальной политики РФ
    1. Развитие системы социального обслуживания
    2. Охрана труда и здоровья людей
    3. Установление государственных пенсий и минимального размера оплаты труда
    4. Обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, пособий и иных гарантий социальной защиты
  4. Проблемы создания социального государства в России
  5. Заключение
  6. Список использованной литературы

 

Введение:

 

СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО - характеристика, относящаяся к конституционно-правовому статусу государства, предполагающая конституционное гарантирование экономических и социальных прав и свобод человека и гражданина и соответствующие обязанности государства. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия.

Конституция РФ (ст. 7) провозглашает: "РФ - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь  и свободное развитие человека".

Главная задача социального  развития российского общества определяет основные направления социальной политики, реализация которых на практике приведет к созданию важнейших элементов  социального государства в Российской Федерации.

Из этого общего положения  вытекают следующие конституционные  обязанности российского государства: а) охранять труд и здоровье людей; б) устанавливать минимальный гарантированный  размер оплаты труда; в) обеспечивать государственную  поддержку семье, материнству, отцовству  и детству, инвалидам и пожилым  гражданам; г) развивать систему  социальных служб; д) устанавливать  государственные пенсии, пособия  и иные гарантии социальной защиты.

Целью данного реферата является рассмотрение, тщательное исследование указанных выше направлений социальной политики Российской Федерации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.Понятие социального обеспечения государства

Социальное обеспечение  зависит не только от того, насколько  оно необходимо, но и от того, может  ли государство осуществлять такое  обеспечение.

Социальное государство стремится к сглаживанию неравенства на основе роста благосостояния. Оптимальная стратегия подъёма благосостояния обеспечивается социальным рыночным хозяйством в сочетании с производством и распределением благ самим социальным государством в некоторых сферах: в сфере транспортных услуг и т.д. Государство, кроме того, в различных формах несёт ответственность за их эффективность.

Ст. 7 Конституции РФ провозглашает, что социальная политика Российской Федерации «направлена на создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека».

Социальная политика Российского государства не исчерпывается названными в статье 7 Конституции РФ направлениями, а включает и другие виды социальной помощи, в том числе бесплатное предоставление малоимущим жилой площади, компенсационные выплаты и т. д.

Социальная политика представляет собой часть общей политики государства, которая касается отношений между  социальными группами, между обществом  в целом и его членами, связанных  с изменениями в социальной структуре, ростом благосостояния граждан, улучшением их жизни, удовлетворением их материальных и духовных потребностей, совершенствованием образа жизни.

Выделение социальной сферы  не означает, что она полностью  отграничена от других сфер общественной жизни. Все они так переплетены, что во многих случаях можно с  полным основанием говорить не столько  о социальных, сколько о социально-экономических, социально-политических и других подобных явлениях и процессах.

В ходе демократических преобразований в России содержание социальной политики претерпевает существенные изменения. Те или иные конкретные задачи решаются или утрачивают свое значение, появляются новые задачи, новые направления  социальной политики, обогащающие ее содержание. Однако главные задачи, главные цели социальной политики всегда неизменны.

Деятельность государства  в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная помощь государства  пока не гарантирует достойную жизнь, как это записано в Конституции  РФ.

Бесспорно, сложности переживаемого  Россией периода негативно влияют и на возможности государства  проводить надлежащую социальную политику. Лишь в условиях полного оздоровления экономики России можно рассчитывать на социальную помощь от государства  в том размере, который действительно  позволяет обеспечить достойную  жизнь и свободное развитие человека, как это предписывается Конституцией.

Статья 7 Конституции РФ провозглашает  один из основополагающих принципов  деятельности современного демократического государства, согласно которому создание условий, обеспечивающих достойную  жизнь и свободное развитие человека, не является сугубо личным делом самого человека и его родителей, а возводится в ранг общегосударственной политики. В случае, если человек по тем или иным не зависящим от него причинам не может обеспечить себя материально, становится социально незащищенным, государство безвозмездно оказывает ему необходимую помощь и поддержку.

В настоящее время это  право наиболее полно и последовательно  закреплено ст. 25 Всеобщей декларации прав человека:

«1. Каждый человек имеет  право на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский  уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам.

2. Материнство и младенчество  дают право на особое попечение  и помощь. Все дети, родившиеся  в браке или вне брака, должны  пользоваться одинаковой социальной  защитой».

Следуя нормам международного права, Конституция РФ устанавливает  обязанность государства проводить  такую социальную политику, которая  гарантировала бы каждому россиянину необходимый жизненный уровень.

Главной задачей социальной политики Российской Федерации являются достижение благосостояния человека и  общества, обеспечение равных и справедливых возможностей для развития личности. Эта задача социальной политики Российского  государства должна решаться в тесном единстве с его экономической  политикой.

 

 

 

 

3.Основные направления социальной политики РФ

 

3.1.Развитие системы  социального обслуживания

Социальное обслуживание представляет собой деятельность социальных служб по социальной поддержке, оказанию социально-бытовых, социально-медицинских, психолого-педагогических, социально-правовых услуг и материальной помощи, проведению социальной адаптации и реабилитации граждан, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В Российской Федерации имеется государственная  система социальных служб.

Государство гарантирует  гражданам право на социальное обслуживание в государственной системе социальных служб.

К муниципальной системе  социальных служб относятся муниципальные  предприятия и учреждения социального  обслуживания, находящиеся в ведении  органов местного самоуправления.

Социальное обслуживание основывается на принципах: адресности; доступности; добровольности; гуманности; приоритетности предоставления социальных услуг несовершеннолетним, находящимся  в трудной жизненной ситуации; конфиденциальности; профилактической направленности.

Также, социальное обслуживание осуществляется социальными службами бесплатно и за плату.

Социальное обслуживание в стационарных учреждениях социального  обслуживания осуществляется путем  предоставления социальных услуг гражданам, частично или полностью утратившим способность к самообслуживанию и нуждающимся в постоянном постороннем  уходе, и обеспечивает создание соответствующих  их возрасту и состоянию здоровья условий жизнедеятельности, проведение мероприятий медицинского, психологического, социального характера питание  и уход, а также организацию  посильной трудовой деятельности, отдыха и досуга.

Социальные службы оказывают  помощь в профессиональной, социальной, психологической реабилитации инвалидам, лицам с ограниченными возможностями, несовершеннолетним правонарушителям, другим гражданам, попавшим в трудную  жизненную ситуацию и нуждающимся  в реабилитационных услугах.

Существует и социальное обслуживание граждан пожилого возраста.

Государство гарантирует  гражданам пожилого возраста и инвалидам  возможность получения социальных услуг на основе принципа социальной справедливости независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям и других обстоятельств.

Гражданам пожилого возраста и инвалидам обеспечивается возможность  получения достаточных для удовлетворения их основных жизненных потребностей социальных услуг, которые включаются в федеральный и территориальные перечни гарантированных государством социальных услуг.

Федеральный перечень гарантированных  государством социальных услуг является базовым, определяется Правительством Российской Федерации и ежегодно пересматривается; при этом сокращение объема гарантированных государством социальных услуг не допускается.

Иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе  беженцы, пользуются теми же правами  в сфере социального обслуживания, что и граждане Российской Федерации, если иное не установлено законодательством  Российской Федерации.

3.2.Охрана труда и здоровья людей

В демократическом обществе гражданин сам распоряжается  своими способностями к труду  самостоятельно или на основе договора (ч.1 ст. 37 К. РФ).

Свобода труда провозглашена  в ч. 1 ст. 37 К. РФ в соответствии со ст. 23 Всеобщей декларации прав человека. Принцип свободы труда в определенной мере уже нашел отражение в  действующем законодательстве.

Свобода труда означает, что гражданин имеет исключительное право выбрать тот или иной род деятельности и занятий. Эта сторона трудовой деятельности урегулирована ст. 34 Конституции.

Право свободно распоряжаться  своими способностями к труду  означает и право вообще не заниматься трудовой деятельностью. Незанятость граждан не может служить основанием для их привлечения к административной и иной ответственности. В Конституции нет указания на всеобщую обязанность граждан трудиться, а из Уголовного Кодекса Российской Федерации исключена статья об ответственности за так называемое тунеядство.

Законодательством предусмотрен и ряд защитных мер против безработицы. Всем гражданам гарантируется бесплатное содействие в трудоустройстве со стороны Федеральной службы занятости России. Безработным гражданам государство гарантирует: бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации по направлению службы занятости с выплатой стипендии; возможность заключения срочных трудовых договоров на участие в оплачиваемых общественных работах; компенсацию затрат в связи с добровольным переездом в другую местность по предложению службы занятости и, наконец, выплату пособия по безработице, размер которого составляет от 75 до 45 процентов среднего заработка гражданина, но во всех случаях не может быть ниже минимального размера оплаты труда.

Работодатель должен обеспечивать возможность нормально трудиться  и питаться в рабочее время.

Наряду с охраной труда  важной составной частью социальной политики государства является охрана здоровья граждан. В Российской Федерации  в обязанность государства входит финансирование федеральных программ охраны и укрепления здоровья населения, принятие мер по развитию государственной, муниципальной, частной систем здравоохранения, поощрение деятельности, способствующей укреплению здоровья человека, развитию физической культуры и спорта, экономическому и санитарно-эпидемиологическому  благополучию.

 В коллективных и  в индивидуальных договорах предусматриваются  расходы на обучение, лечение  и предупреждение заболеваний.  Государство само стимулирует  предпринимателя и работника.  Оно больше позволяет включать  в себестоимость затраты на  эти нужды для предпринимателя  и списывает из доходов физического  лица расходы на образование  и лечение.

3.3.Установление  государственных пенсий и минимального  размера оплаты труда.

Согласно ч. 2 ст. 39 Конституции  РФ, «государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом».

Наличие соответствующих  федеральных законов является необходимой  гарантией реализации конституционного права на социальное обеспечение. Такая  государственная периодическая  денежная выплата, как трудовая пенсия, устанавливается в связи с  трудовой и иной общественно полезной деятельностью. Общий пенсионный возраст составляет для мужчин 60, а для женщин – 55 лет. Однако в связи с особыми условиями труда и по ряду других оснований пенсии назначаются и с более раннего возраста. Нетрудоспособным гражданам, не имеющим права на трудовую пенсию, может быть назначена социальная пенсия.

Информация о работе Российская Федерация – социальное государство