Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Июня 2013 в 13:29, реферат
Понятие «патриотизм» связывают сознание человека с эмоциями на проявления воздействий внешней среды в месте рождения данного индивида, его воспитания, детских и юношеских впечатлений, становления его как личности. Вместе с тем организм каждого человека, как и организмы его соотечественников, сотнями, если не тысячами нитей связан с ландшафтом его обитания с присущим ему растительным и животным миром, с обычаями и традициями данных мест, с образом жизни местного населения, его историческим прошлым, родовыми корнями. Эмоциональное восприятие первого жилища, своих родителей, своего двора, улицы, района (деревни), звуков птичьего щебетания, трепетания листвы на деревьях, колыханья травы, смены времен года и связанных с этим изменений оттенков леса и состояния водоемов, песен и разговоров местного населения, их обрядов, обычаев и образа жизни и культуры поведения, характеров, нравов и всего остального, что не перечесть, влияет на развитие психики, а вместе с ней и на становление патриотического сознания каждого человека, составляя важнейшие части его внутреннего патриотизма, закрепляемые на его подсознательном уровне.
Введение……………………………………………………………………
3
1. Патриотизм и Отечество: сущностная характеристика………………
4
2. Типы и формы патриотизма…………………………………………....
10
3. Функции российского патриотизма в условиях глобального мира.....
16
Заключение…………………………………………………………….
21
Список использованной литературы……………………………
5. Социокультурной
идентификации, национальной
Национальная идентичность является единственным фактором, позволяющим народу данной страны сохранить свою целостную культуру в рамках государства, так как в период всеобщей глобализации физические границы государств не имеют принципиального значения. Только идентификация с определенной нацией, народом – может являться тем критерием, который поможет сохранить самобытные культурные, эстетические, моральные и другие ценности. Это является одним из составляющих такой ценностной установки, как патриотизм.
Следует отметить, что в результате процессов глобализации распространения новейших коммуникационных технологий человек в какой-то степени теряет индивидуальность, становится безликим элементом социальной машины, беспрецедентного воздействия социально-политических организаций; жертвой обезличенного социального прогресса и постоянной конфронтации масс и политических элит.
В связи с ростом влияния информационных технологий меняется мировосприятие, как у отдельного человека, так и у общества в целом, потому что слово уступает место целостному образу, связанному непосредственно с воздействием на чувства. Мировосприятие, формируемое глобальными средствами массовой коммуникации и информационными технологиями, делает доминирующим надличностное, коллективное сознание. Тем самым, люди приспосабливаются к тому ускорению, которое предлагает им информационное общество.
Глобальная интеграция, базирующаяся на информационных технологиях, меняет мир, унифицирует и стандартизирует массовое сознание, ориентирует его на безликий набор конкретных идеолого-политических ценностей. Как правило, этот набор далек от конкретных национальных проблем и интересов. Технологии и процедуры манипуляций направлены на навязывание людям поведенческих и ценностных стереотипов, чему способствует и развитие сетевой субкультуры.
Этим процессам трудно противостоять. Одно ясно: по мере интернационализации и глобализации сферы коммуникаций, включая все СМИ, трудно сохранить монополию на информационное обеспечение общества и нет уже таких сил, которые обеспечили бы изоляцию «… ума от внешних воздействий»16, ибо к закрытому обществу Россия не вернется, а возврат к силовым методам защиты от «тлетворного влияния» Запада – нереален.
6. Воспроизводства культуры как особого энергетического пространства, питающего жизнедеятельность людей. По отношению к глобализму культура находится в том же положении, что и природа. Но если в необходимости защиты природы отдается отчет и что-то предпринимается, то об экологии культуры говорят в самом неопределенном смысле. Нет ясности от чего или кого ее надо защищать, какие процессы угрожают культурному разнообразию мира. Не разрабатывается, следовательно, и модель потребного состояния. Под влиянием начинающей господствовать глобалистской идеологии «стираются», подавляются даже его контуры, которые в таком случае надо подчеркивать и пропагандировать. Общесистемным ядром разрешения противоречия между глобальными тенденциями развития цивилизации и существованием культур, ставшего критическим для современного мира, является «принцип Троицы». Это синтез принципов механизма и организма, «живой комплекс», отношения, между элементами которого не функциональные, а синергийные. В политическом плане позитивной альтернативой глобализму является идея многополярного мира. Ее разделяет большинство стран мира, и предотвратить нарастающую опасность «столкновения цивилизаций» в ближайшей перспективе способен именно этот подход. Экономически ему может противостоять ориентация на «реальную экономику», ограничение спекулятивного манипулирования виртуальными финансовыми потоками, когда разрушается производство целых стран, независимо от действительного уровня его развития. Объективно в этом заинтересованы все правительства и нужно лишь понимание и политическая воля. Собственно культурная политика должна быть направлена на защиту традиционных, специфических для данного общества форм искусства, образа жизни, быта – «различий», того, что делает их интересными друг для друга, создает основу для взаимного диалогического и дружеского существования. Когда говорят, что ради мира между людьми надо прекратить их делить на «мы» и «они», это напоминает рецепт избавления от головной боли путем отрубания головы. Поддержание культурной идентичности этносов служит не только их сохранению самих по себе, но и «человека со свойствами») человека как такового. Политические образования, этносы и культуры интенсивно взаимодействуют, сознательной целью при этом должно быть культивирование ими своей тождественности – т.е. «выживание». Аналогичная цель встает перед человечеством в целом.
7. Поиска
и утверждения национальной иде
Сегодня все больше и больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. И это закономерно. Любовь к Родине стала мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Патриотизм стал своего рода защитной реакцией по отношению к тезисам, что «Россия неспособна к цивилизованному развитию» и её ждет «беспросветность впереди». Не случайно сегодня в российском обществе вновь растет интерес к отечественной истории, к нашим корням, к тому, что дорого всем нам. Поэтому вполне понятна трансформация культур в общественном сознании личности: от «… культуры тоталитарности (советский период), через культуру личной выгоды и потребительства (период «перестройки» и «постперестройки») к культуре ответственности»17.
В феномене патриотизма необходимо особо отметить его антропологические аспекты – нацеленность патриотизма на людей, представляющих собой его субъект и объект. В этом принципиальное отличие подлинного патриотизма от патриотизма абстрактного, предполагающего стремление к благу для страны. Патриотизм лишен смысла без служения державе и людям, составляющим ее костяк, жизненную основу. Очевидно, что патриотизм, не ориентированный на нужды человека – понятие абстрактное и даже схоластическое.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
|
Рассмотрев данную тему мы выяснили, что патриотизм представляет собой сложное и многогранное явление. Будучи одной из наиболее значимых ценностей общества, патриотизм интегрирует в своем содержании социальные, политические, духовно-нравственные, культурные, исторические и другие компоненты. Патриотизм также выступает в качестве одного из факторов развития общества, атрибутов его жизнеспособности. |
В ходе работы, автором определено, что современное определение патриотизма базируется на его общей трактовке в «Концепции патриотического воспитания граждан Российской Федерации» и содержит интерпретацию на личностном и макроуровне (т.е. на уровне общественного сознания).
Таким образом, основными выводами будут следующие положения:
1. Главный из них – наличие среди основных здоровых эмоций каждого человека почитания места своего рождения и места постоянного проживания как своей Родины, любовь и забота о данном территориальном формировании, уважение местных традиций, преданность до конца своей жизни данной территориальной области. В зависимости от широты восприятия места своего рождения, зависящего от глубины сознания данного индивида, границы его родины могут простираться от площади собственного дома, двора, улицы, поселка, города до районных, областных и краевых масштабов. Для обладателей высших уровней патриотизма широта их эмоций должна совпадать с границами всего данного государственного образования, именуемого Отечеством. Низшими уровнями данного параметра, граничащего с антипатриотизмом, являются мещанско-обывательские понятия, отраженные в поговорке: «Моя хата с краю, я ничего не знаю».
2. Уважение к
своим предкам, любовь и
3. Делать конкретные
каждодневные дела для
Сегодня многое из прошлого нашей страны подвергается переоценке. Современная эпоха ломает, переворачивает, заставляет по-новому взглянуть, пересмотреть еще недавно казавшиеся нерушимыми взгляды, убеждения. Однако осталось незыблемым уважение к прошлому своей страны, города, где живешь.
Тем не менее, воспитание государственного патриотизма – дело не одного дня. Его можно и нужно воспитывать постоянно. Особенно в сегодняшнее трудное время, когда в мире господствует международный терроризм, процветает экспансия идеологии США да и внутреннюю обстановку в России нельзя назвать абсолютно спокойной.
Список использованной литературы
нормативно-правовые акты:
Постановление Правительства РФ. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 годы» // Российская газета. 2010. 15 октября.
Постановление Правительства РФ. О военно-патриотических молодёжных и детских объединений: Сборник нормативно-правовых документов. [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2005
Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Протокол № 2 от 21.05.2003г.: Сборник [Текст]. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
учебная и научная литература:
Бархаев, Б.П., Караяни, А.Г., Сыромятников, И.В. Психология и педагогика профессиональной деятельности офицера /Б.П. Бархаев, А.Г. Караяни, И.В. Сыромятников. [Текст]. – М.: Воениздат, 2006.
Батышев, С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. Изд. 2, перераб. и доп. Профпедагогика /С.Я. Батышев. [Текст]. – М.: «Высшая школа», 1975.
Гаджиев, К.С. Введение в политическую науку: Учебник для вузов /К.С. Гаджиев. [Текст]. – М.: «Логос», 1997.
Давыдов, Д. Информационно-психологическая война в Афганистане / Д. Давыдов //Зарубежное военное образование. – 2012. – № 8.
Дмитриев, А.В., Жуков, В.И., Пядухов, Г.А. Миграция. Конфликт, безопасность, сотрудничество: Монография. / А.В. Дмитриев, В.И. Жуков, Г.А. Пядухов. [Текст]. – М.: РГСУ, 2009.
Иванова, С.Ю. Современный российский патриотизм / С.Ю. Иванова, В.И. Лутовинов. [Текст]. – Ростов н/Д: Изд-во ЮНЦ РАН, 2008.
Изюмцев, В.Л. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы /В.Л. Изюмцев. [Текст]. – М.: Республика, 2000.
Ильин, И.А. Путь к очевидности /И.А. Ильин. [Текст]. – М: Республика, 1993.
Кулаков, А.В. Геополитические факторы и пограничная политика государства: Монография /А.В. Кулаков. [Текст]. – М.: Национальный институт бизнеса, 2004.
Лутовников, В.И. Военно-патриотическое воспитание молодёжи: учебно-методическое пособие. /В.И. Лутовников. [Текст]. – М.: РАГС, 2011.
Малинкин, А.П. Понятие патриотизма: эссе по социологии знания /А.М. Малинкин //Социологический журнал. – 1999. – № 1.
Маленкова, Л.И. Теория и методика воспитания: Учебное пособие /Л.И. Маленкова. [Текст]. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
Магометов, А.А. Интернациональное и патриотическое воспитание: этнопсихологический аспект: Межнациональные отношения. Учебно-методическое пособие /А.А. Магометов. [Текст]. – М.: МПСИ, 2004.
Маленецкий, В. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оброна. Монография /В. Маленецкий. [Текст]. – М.: Либроком, 2009. – (Серия «Будущая России»).
Никонов, А.П. Судьба цивилизатора. Теория и практика гибели империй: Монография /А.П. Никонов. [Текст]. – М.: ЭНАС; СПб.: Питер, 2009. – (Серия «Точка зрения»).
Серебряков, В.В. Социология войны /В.В. Серебряков. [Текст]. – М.: Изд-во «Ось-89», 1998.
Спиркин, А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. /А.Г. Спиркин. [Текст]. – М.: Гардарики, 2002.
Перевалов, В.Ф. Воинский коллектив динамика отношений: Социальный аспект. Учебное пособие. – Изд. 2-е испр., перераб. и дополн /В.Ф. Перевалов. [Текст]. – М.: ВУ, 2004.
Путилов, С.В., Путилова, И.В. Русская нация – кризисные явления и факторы возрождения /Сборник статей: Русская молодёжь. Демографическая ситуация. Миграции; Сост.: Троицкий Е. /С.В. Путилов, И.В. Путилова. [Текст]. – М.: Граница, 2004. – С. 286-292.
Теория и практика воспитания военнослужащих: учебное пособие /Под общ. ред. И.А. Алёхина. [Текст]. – М.: ВУ, 2008.
Ходаковский, Е.А. Россия в глобальном противостоянии Запада и Востока /Е.А. Ходаковский. [Текст]. – СПб.: Изд-во «Наука», 2007.
Шинковский, М.Ю. Глобальные проблемы современности: Учебное пособие. – 2-е изд., доп. /М.Ю. Шинковский. [Текст]. – Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2006.
Шкаев, Д.Г. Менталитет молодёжи в постсоветский период /Д.Г. Шкаев. [Текст]. – М.: ИНИОН РАН, 2009. – (Серия «Проблемы философии).
справочная литература:
Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. [Текст]. – М.: Русский язык, 1979.
Ожегов, С.И. Словарь русского языка С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. [Текст]. – М.: Русский язык, 1990.
Психология. Словарь: Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. [Текст]. – М.: Политиздат, 1990.
Философский энциклопедический словарь. [Текст]. – М.: «Советская энциклопедия», 1983.
1 См. подробнее: Спиркин А.Г. Философия: Учебник. – 2-е изд. – М.: Гардарики, 2002. – С. 22-66.
2 Философский энциклопедический словарь. – М.: «Советская энциклопедия», 1983. – С. 484.
3 Психология. Словарь: Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. Ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – С.267.
4 Батышев С.Я. Научная организация учебно-воспитательного процесса. Изд. 2, перераб. и доп. Профпедагогика. – М.: «Высшая школа», 1975. – С. 59.
5 Малинкин А.Н. Понятие патриотизма: эссе по социологии //Социологический журнал, 1999. – № 1.
6 Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка: В 4-х т. – М.: Русский язык, 1979. – Т.2. – С. 724.
7 Ожегов С.И. Словарь русского языка С.И. Ожегов; под ред. Н.Ю. Шведовой. – М.: Русский язык, 1990. - С. 404.
8 См. подробнее: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Протокол № 2 от 21.05.2003г.: Сборник нормативно-правовых документов. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
9 Приводится по тексту: Маленецкий В. Будущее России. Вызовы и проекты. История. Демография. Наука. Оброна. Монография. – М.: Либроком, 2009. – (Серия «Будущая России»). – С. 253.
10 См. подробнее: Концепция патриотического воспитания граждан Российской Федерации: Одобрена на заседании Правительственной комиссии по социальным вопросам военнослужащих, граждан уволенных с военной службы, и членов их семей. Протокол № 2 от 21.05.2003г.: Сборник нормативно-правовых документов. – М.: ТЦ «Сфера», 2005.
Информация о работе Российский патриотизм: сущность и содержание