Семья как малая социальная группа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2013 в 18:21, контрольная работа

Краткое описание

Семья считается одним из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1.Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки и функции……………………………………………………………………………3
2.Исторические формы семьи и брака………………………………………….6
3.Ролевые отношения в семье………………………………………………….8
4.Тенденции развития семейно-брачных отношений………………………11

Заключение………………………………………………………………………16

Список литературы……………………………………………………………17

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 46.18 Кб (Скачать файл)

План

 

Введение…………………………………………………………………………2

 

1.Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки и функции……………………………………………………………………………3

2.Исторические формы семьи и брака………………………………………….6

3.Ролевые отношения в семье………………………………………………….8

4.Тенденции развития семейно-брачных отношений………………………11

 

Заключение………………………………………………………………………16

 

Список  литературы……………………………………………………………17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Семья считается одним  из фундаментальных институтов общества, придающим ему стабильность и  способность восполнять население  в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой  – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении своей  жизни человек входит в состав множества самых разных групп  – группу сверстников или друзей, школьный класс трудовую бригаду  или спортивную команду, - но лишь семья  остается той группой, которую он никогда не покидает. 
     Актуальность темы данной работы обусловлена следующим. Семья – ячейка (малая социальная группа) общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е. отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сестрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство на основе единого семейного бюджета. Жизнь семьи характеризуется материальными и духовными процессами. Через семью сменяются поколения людей, в ней человек рождается, через нее продолжается род. Семья – одна из необходимых и основных ступеней бытия человека. Именно в семье индивид становится личностью. Семья сочетает в себе свойства социальной организации, социальной структуры, института и малой группы. Семья – многостороннее отношение, которое регулируется нормами морали и права. Это сложное социальное образование исследователи рассматривают как социальный институт и малую социальную структуру. 

 

 

 

 

 

  1. Семья как социальный институт и малая социальная группа: признаки и функции.

 

Семья рассматривается не просто как брачная группа, но как  социальный институт, то есть система  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, выполняющих функции  воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному  социальному контролю через систему  позитивных и негативных санкций.  
     Классическим примером простого социального института является институт семьи. А.Г. Харчев определяет семью как основанное на браке и кровном родстве объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью. Первоначальную основу семейных отношений составляет брак. Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между женщиной и мужчиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские и родственные права и обязанности. Но семья, как правило, представляет более сложную систему отношений, чем брак, поскольку она может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему связей, взаимодействий и отношений индивидов, выполняющих функции воспроизводства человеческого рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подверженных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций. 

     Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Такими, например, как ухаживание, выбор брачного партнера, сексуальными стандартами поведения, нормами, которыми руководствуются жена и муж, родители и дети и т. д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой они упорядочивают и санкционируют их половую жизнь и устанавливают их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.  
     На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими собой синкретические нормы и образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака налагало определенные обязанности не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальный контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и государственные органы.

     Основная, первая функция семьи, как следует из определения А.Г.Харчева, репродуктивная, то есть биологическое воспроизводство населения в общественном плане и удовлетворение потребности в детях - в личностном плане. Наряду с этой основной функцией семья выполняет еще ряд других важных социальных функций: 
а) воспитательная - социализация молодого поколения, поддержание культурного воспроизводства общества; 
б) хозяйственно-бытовая - поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; 
в) экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества; 
г) сфера первичного социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений; 
д) духовного общения - развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение; 
е) социально-статусная - предоставление определенного социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры; 
ж) досуговая - организация рационального досуга, взаимообогащение интересов; 
з) эмоциональная - получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия. 

Отличительные особенностями  семьи как малой группы общества состоит в следующем: 
1.   Семья представляет собой особого рода союз между супругами, отличающийся духовной общностью, глубокими интимно – доверительными отношениями; 
2.   В семье преобладают доверительные отношения между супругами и детьми; 
3.   Собственность семьи проверяется в способе его формирования: люди вступают в брак на основе взаимных симпатий, духовной близости. 
     Известный отечественный социолог И. Кон дает описание различных типов культур (в зависимости от господствующих норм половой морали), среди которых выделяют два основных типа: антисексуальный  (репрессивная) и просексуальный (терпимая). 
     Примером репрессивной морали может служить средневековая христианская мораль. Пример противоположного типа – культура народов Полинезии: сексуальность и эротизм здесь активно поощряется, половые проблемы свободно обсуждаются, выражаются в ритуалах, песнях, танцах. 
     Для социологической теории семьи большой интерес представляет об эволюции типов семей и тех трансформациях, которым она подвергалась в условиях современного индустриального общества. Известно, что в аграрном обществе господствовала расширенная семья, которую иногда называют патриархальной. 
  При переходе от аграрного общества к индустриальному произошла демографическая революция, результатом которой явилось возникновение нового типа семьи нуклеарной, или малодетной, получившей особое распространение в урбанизованных районах. 
Важную роль в семейно – брачных отношения играют тенденции семьи. Тенденции – это более или менее устойчивые, повторяющиеся явления, факты, события, которые уменьшаются или увеличиваются по отношению к какому – либо начальному периоду. 
     Свойственная современному обществу тенденция превращения семьи  в «дружеский интимный союз» позволяет в отдельных случаях адаптироваться к требованиям социально – профессиональной структуры общества. В некоторых социальных слоях общества начинает создаваться новый тип семьи, успешно сочетающий в себе ценностные ориентации супругов  на создание собственной семьи их профессиональные интересы, связанные с ориентацией на достигаемый статус, то есть карьеру. Этот тип получил название  бикарьерной семьи. На западе это форма получила распространение в верхних слоях общества, у нас в некоторых слоях интеллигенции.

 

  1. Исторические формы семьи и брака.

 

     Отечественная правовая наука рассматривает исторические формы семьи и брака за работой Ф. Энгельса «Происхождение семьи, в которой, как считается, раскрыты законы и основные этапы развития первобытнообщинного строя и причины его неминуемой гибели; показано возникновение и развитие семьи, частной собственности, классов и государства. 
     На основе исследований ряда ученых по истории древнего общества Энгельс дал новое объяснение исторических форм семьи и брака. 
     Он начинает рассмотрение племенного периода, за которого, по его мнению, брачные отношения возникали без учета степени родства; допускались браки между родителями и детьми, братьями и сестрам; племя функционировало как неделимое кольцо без семьи, брака и других понятий. 
     С него возникли две формы группового брака: кровнородственная семья и семья пуналуа - экзогамна. 
     Развитие общества способствовало все более широкому понятию родства и соответственно сужал круг лиц, между которыми были запрещены брачные отношения. Семья пуналуа изменилась парной семьей, к которой входит один мужчина и одна женщина, однако это еще непрочно соединена брачная пара:

  • • брак можно было легко разорвать, потому что он был основан на личных чувствах;
  • • детей оставляли матери;
  • • ребенок получал имя родового союза по материнской линии;
  • • хозяйство принадлежало не парной семье, роду. 
         Парная семья не является моногамией (единобрачие), но она стала переходным звеном между парными супругами и моногамией. Она основана на господстве мужа; происхождение детей от него не должно подлежать никакому сомнению, поскольку, как они прямые наследники, должны вступать во владение имуществом отца. 
    Моногамная же семья характеризуется крепкими семейными связями, которые нельзя разорвать простым желанием сторон. 
    Вместе с тем, по мнению Энгельса, значительные преимущества в браке получил человек. 
         В указанной труда Энгельс доказывает, что частная собственность породила семью, а государство стало на защиту интересов частной собственности. Он подчеркивает, что моногамное семья не была лишь формой семьи, в основе которой лежали экономические условия, и доказывает, что эти формы взаимосвязаны, обуславливают одна другую и не существуют друг без друга. 
         Энгельс опровергал мнение специалистов, которые склонялись к тому, что единобрачие олицетворяет высшие моральные основы в равноправия супругов, считали, что единобрачие возникла с общим развитием культуры человеческого рода, при котором предпочтение инстинктов, унижено положение женщины меняется признанием ее личности. Он показал, что переход от полигамии до моногамного брака был вызван экономическими причинами. 

 

  1. Ролевые отношения в семье.

 

Для полного представления  о современной семье следует рассмотреть и ролевые отношения в семье. Семейная роль — одна из важных ролей человека в обществе.

Что такое семейные роли? Это муж, жена, супруги, родители (мать, отец), детские роли (сын, дочь, брат, сестра), роли поколения (дедушка, бабушка).

Каждый, выполняя ту или иную роль, представляет, что от него ждут другие члены семья. Может ли муж  быть главой семьи, может ли он быть отцом. Ставится под сомнение, если он человек слабовольный, сможет ли он выполнять роль главы семьи.

Ролевые отношения в семье, выполнение или невыполнение членами семьи той или иной функции, той или иной роли приводит к конфликтам. Чаще это происходит в семье, где много поколений, где супруги второго поколения являются и детьми, и супругами, и родителями.

Конфликты возникают, когда  одна роль включает в себя противоречивые требования. Когда женщина в семье и мать, и жена, и хозяйка, и воспитательница детей, и ухаживает за престарелыми родителями ив то же время наравне с мужем материально обеспечивает семью.

Конфликт усугубляется, если жена занимает более высокий статус в социальной или профессиональной сфере. Здесь важно, чтобы супруги  смогли гибко переменить роли. Конфликты  возникают из-за того, когда молодая  жена не умеет вести домашнее хозяйство или не хочет рожать детей.

В семейных отношениях существует такое понятие, как отцовство и материнство. В «Словаре русского языка» С.И. Ожегова отцовство определяется как «кровное родство между отцом и ребенком».

Не только от матери, но и  от отца зависит биологическое существование  будущего человека. Существует биологическое  сходство ребенка с отцом или  матерью: цвет волос, глаз, особенности  телосложения, функционирование органов  и систем детского организма.

Задатки, основа способностей (к умственной деятельности, музыке, спорту, языкам) также закладываются  генетически. По наследству передаются заболевания, привычки отца и матери к алкоголю, никотину, наркотикам. Поэтому  будущий отец должен заботиться о  своем здоровье, здоровом образе жизни.

Социальные функции отцовства  четко определяет выражение: «На  плечах отца держится мир». Отец — защитник отечества, он управляет государством, ведет научные исследования, выполняет  тяжелую физическую работу. Отец обеспечивает семью материально, несет ответственность  за жену и детей, помогает родителям-старикам.

Если стать матерью  девочка готовится с рождения, то отцом молодой человек становится только после рождения ребенка, отца нужно воспитывать, «отца нужно делать». От его ответственности, чувства долга, физических и нравственных сил, смелости и мужества, гражданственности, надежности и великодушия зависит воспитание детей. Эти качества отца формируются на протяжении всей жизни.

Хороший отец организует деятельность всей семьи, видит в ребенке личность, избегает грубых воздействий на детей  и родных.

Семья без отца ставит массу  социальных проблем перед членами  семьи. Современное общество называют «безотцовское общество». Это не фраза, а реальность. Женщина несет на своих плечах три обязанности: добытчица хлеба насущного, хозяйка дома и мать.

Мать, воспитывающая в  одиночку детей, должна быть еще и  оптимистом, так как все отрицательные  проблемы общества, ее отрицательные эмоции выплескиваются на детей. Самой тяжелой проблемой является воспитание мальчика без отца.

Главными причинами вступления человека в семью, в брак являются стремления: «хочу быть отцом», «вырастить детей», «удовлетворить свои сексуальные потребности», «хочу иметь рядом человека, способного помогать мне и переживать вместе со мной».

Жена хочет видеть в  муже доброго, уважительного, добросовестного, мужественного, честного, разумного  человека.

Мужья хотят, чтобы их жены были добрыми, нежными, заботливыми, красивыми  и стройными.

Большинство вступающих в  брак уверены, что брак будет счастливым (67% юношей и 73% их жены). Каждый уверен, что в семейной жизни он должен сам себя воспитывать (68%).

Но, вступая в семью, мы сталкиваемся с неудовлетворением. Не удовлетворены бывают и муж, и жена. Все зависит от того, какую «модель» семьи создавал каждый, вступая в брак, и если после свадьбы эта «модель» разрушалась, — наступал развод.

Вторично вступают в брак лишь 27% разведенных и 56% из них бывают счастливы.

Исследования показали, что 85% мужчин к семейной жизни не готовил  никто, а 15% «немного готовили дома», женщин никто не готовил в 59% случаях, 34% — «немного готовили родители» и 7% — готовила школа3.

Большинство мужчин (77%) и  женщин (60%) считают, что конфликтов не избежать. Причин для конфликта  несколько. Это:

- стремление одного из  супругов удовлетворять только  свои потребности;

- завышенные материальные  потребности;

- завышенная самооценка  одного из супругов;

- неумение общаться друг  с другом, с родственниками, с  друзьями;

- нежелание одного из  супругов вести хозяйство;

- разница в темпераментах,  нежелание супругов считаться с этим.

Все эти причины конфликтов - результат невоспитанности супругов, неподготовленности к семейной жизни.

В урегулировании семейных отношений может помочь социальный работник, проанализировав причины, он постарается предотвратить разрыв.

 

4.Тенденции  развития семейно-брачных отношений

 

Исследование проблем, связанных  с семьей, приобретает все большее  значение, как в теоретическом, так  и в практическом, жизненном плане. Известно, что нестабильность брака  и семьи, проявляющаяся в росте  числа разводов, характерна практически  для всех развитых стран мира. Это  объясняется влиянием урбанизации  и вызванной ею интенсивной миграцией  населения, эмансипацией женщин, научно-технической  революцией, причинами социально-экономического, культурного, этнического, религиозного характера.

Информация о работе Семья как малая социальная группа