Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2015 в 17:32, контрольная работа
Целью контрольной работы является наиболее углубленно раскрыть тему семьи как социального института.
Для достижения заданной цели были поставлены и решены следующие задачи:
Исследовать сущность, структуру и рассмотреть функции семьи как социального института и малой группы.
Раскрыть тенденции изменения семьи. Основные формы соврекменной семьи.
Изучить проблемы брака и семьи в современном российском обществе.
Введение…………………………………………………………………………...3
Сущность, структура и функции семьи как социального института и малой группы……………………………………………………………………...5
Тенденции изменения семьи. Основные формы современной семьи…15
Проблемы брака и семьи в современном российском обществе………21
Заключение……………………………………………………………………….25
Список литературы………………………………………………………………27
Каждая функция играет определенную роль в жизнедеятельности семьи и имеет значение как для общества, так и для личности. Общественное и индивидуальное значение функций современной семьи отражено в таблице 1.
Таблица 1
Общественное и индивидуальное значение функций семьи
Сфера семейной деятельности |
Значение для общества |
Значение для личности |
Репродуктивная |
Биологическое воспроизводство общества |
Удовлетворение потребности в детях |
Воспитательная |
Социализация молодого поколения. Поддержание культурной непрерывности общества |
Удовлетворение потребности в родительстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях |
Хозяйственно-бытовая |
Поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми |
Получение хозяйственно-бытовых услуг одними членами семьи от других |
Экономическая |
Экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества |
Получение материальных средств одними членами семьи от других (в случае нетрудоспособности или в обмен за услуги) |
Сфера первичного социального контроля |
Моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями, детьми, представителями старшего и среднего поколения |
Формирование и поддержание правовых и моральных санкций |
Сфера духовного общения |
Развитие личности членов семьи |
Духовное взаимообогащение членов семьи. Укрепление дружеских основ брачного союза |
Социально-статусная |
Предоставление определенного социального статуса членам семьи Воспроизводство социальной структуры |
Удовлетворение потребности в социальном продвижении |
Досуговая |
Организация рационального досуга. Социальный контроль в сфере досуга |
Удовлетворение потребности в совместном проведении досуга, взаимообогащение досуговых интересов |
Эмоциональная |
Эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия |
Получение индивидами психологической защиты, эмоциональной поддержки в семье. Удовлетворение потребности в личном счастье и любви |
Сексуальная |
Сексуальный контроль |
Удовлетворение сексуальных потребностей |
Репродуктивная функция семьи состоит в рождении детей, продолжении человеческого рода. Она включает в себя элементы всех других функций, так как семья участвует не только в количественном, но и в качественном воспроизводстве населения, что прежде всего связано с приобщением нового поколения к научным и культурным достижениям человечества, с поддержанием его здоровья, а также с предотвращением, как указывают А.Г. Харчев и М.С. Мацковский «воспроизведения в новых поколениях различного рода биологических аномалий».
Если раньше в России был повсеместно распространен тип многодетной семьи, то в настоящее время основная часть семей имеют одного ребенка, двух или вообще не имеют детей. Очень мало семей, имеющих троих детей и более детей. Причин этого несколько: распространение городского образа жизни, массовая занятость женщин в производственной сфере, рост культуры людей, увеличение потребностей, резкое ухудшение материального образа жизни основной массы населения в 90-е годы, сложности с жилищными условиями.
Вместе со снижением рождаемости изменяется и структура семей. Они в основном состоят из двух поколений: родителей и детей. В настоящее время семей, которые объединяют три-четыре поколения, очень мало. Этому тоже есть историческое объяснение: большими семьями живут там и тогда, где «малой» семье (муж, жена и дети) трудно выжить одной, без опоры на многочисленных родственников. Сокращение среднего размера семьи ведет к ослаблению семейных связей и выступает объективным фактором дестабилизации родственных отношений.
С рождением ребенка семья начинает выполнять воспитательную функцию, причем воспитываются в семье и взрослые, и дети. Особенно важно влияние семьи на подрастающее поколение. Нельзя не согласиться с американским социологом Дж. Боссардом, что семейные отношения включают в себя не только то, что родители передают своим детям и дети друг другу, но и то, что дети передают своим родителям. Эти «дары» детей заключаются: в обогащении внутрисемейных связей; в расширении круга интересов семьи; в эмоциональном удовлетворении, продолжающемся всю жизнь; в возможности возвращения к пройденным этапам жизни; в более глубоком понимании жизненных процессов и «истинного смысла жизни».
Успех выполнения воспитательной функции зависит от воспитательного потенциала семьи – целого комплекса условий и средств, определяющих ее педагогические возможности. Семейному воспитанию свойственны первичность, непрерывность и продолжительность, устойчивость и эмоциональность.
Активнейшее воздействие семья оказывает на развитие духовной культуры, на социальную направленность личности, мотивы поведения. Являясь для ребенка микромоделью общества, семья оказывается важнейшим фактором в выработке системы социальных установок и формирования жизненных планов.
Если семья имеет несколько детей, то появляются естественные условия для формирования полноценного семейного коллектива. Это обогащает жизнь каждого члена семьи и создает благоприятную обстановку для успешного выполнения семьей воспитательной функции.
Влияние экономической функции на взаимоотношения в самом семейном коллективе может быть двояким: справедливое распределение домашних обязанностей в семье между супругами, старшим и младшим поколениями, как правило, благоприятствует укреплению супружеских отношений, нравственному и трудовому воспитанию детей.
В настоящее время заметно возрастает функция семьи по организации досуга и отдыха, так как свободное время – одна из важнейших социальных ценностей, незаменимое средство восстановления физических и духовных сил человека, всестороннего развития личности.
Жизнь семьи многогранна. В данной контрольной работе кратко рассмотрены только ее предназначения и основные функции. Но и этот анализ показывает, что семья удовлетворяет многообразные индивидуальные потребности личности и важнейшие потребности общества.
Как общество влияет на семью, создавая определенный ее тип, так и семья оказывает немалое влияние на развитие и образ жизни общества. Семье принадлежит важная роль в ускорении экономического и социального развития общества, в воспитании подрастающего поколения, в достижении счастья каждым человеком.
На основании вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что семья - один из фундаментальных институтов общества, придающий ему стабильность и способность восполнять население в каждом следующем поколении. Одновременно семья выступает малой группой – самой сплоченной и стабильной ячейкой общества. На протяжении жизни человек входит в состав множества самых разных групп, но лишь семья остается той группой, которую он никогда не покидает.
семья брак социальный институт
2. Тенденции изменения семьи. Основные формы современной семьи
В настоящее время существуют опасения относительно стабильности института семьи и брака. Ученые пытаются прогнозировать, что ждет семью в XXI веке, сохранится ли она в традиционном виде или приобретет новые формы?
На эти вопросы нет однозначного ответа.
В рамках научной полемики о стоянии современной семьи выделяются два концептуально противоположных подхода - парадигма «институционального кризиса семьи» и «прогрессистская» теория.
Среди социологов прогрессистского толка (А.Г. Вишневский, А.Г. Волков, С.И. Голод и др.) происходящие изменения рассматриваются как процессы, связанные с демократической революцией общественных отношений.
В противовес модернистской позиции сторонники кризисного подхода (А.И. Антонов, В.А. Борисов, В.М. Медков, А.Б. Синельников и др.) считают, что семья находится в глубоком упадке, который необходимо оценивать как ценностно-институциональный кризис. «Кризисники» возводят проблему в разряд глобальных цивилизационных, считают ее, при недостаточных усилиях по разрешению, способной привести к катастрофическим последствиям. Сторонники кризисной парадигмы предельно строги к дефиниции семьи. Защищая традиционную семью и традиционное в семье, они настаивают на неправомерности считать равноценными полноценную семью и ее осколочные формы. «Кризисники» отрицают расширенные трактовки семьи, полагая, что это приводит к нивелированию специфики этого социального и к «забвению» его социальной сущности.
Как тенденцию, подчеркивающую «сужение» объекта, отмечают рост в последние десятилетия числа семей, состоящих только из двух человек: неполных, материнских, «пустых гнезд» (супруги, дети которых покинули родительскую семью). В неполной семье, возникающей вследствие развода, детей воспитывает один из супругов (обычно, мать). Материнская (внебрачная) семья отличается от неполной тем, что мать не состояла в браке с отцом своего ребенка. Отечественная статистика свидетельствует о росте «внебрачной» рождаемости: в начале тысячелетия каждый четвертый ребенок в России появился у незамужней мамы.
Несмотря на разногласия в оценке степени тревожности обсуждаемой проблемы, ни один из авторов не может отмахнуться от очевидных общих черт деструкции (или «болезней роста») семейно-брачных отношений:
- падение уровня рождаемости;
- рост количества незарегистрированных браков;
- увеличение количества внебрачных рождений;
- трансформация нравственных основ семьи;
- усиление противоречий между личностью и семьей;
- трансформация экономической функции (снижение экономической роли мужчины в семье);
- усиление стереотипных проблем, препятствующих прочному браку (отсутствие жилья, достойного заработка, недостаточная социально-психологическая готовность к браку, психологические перегрузки партнеров);
- снижение эффективности взаимодействия между поколениями в семье.
Спектр видов, форм и категорий современной семьи достаточно многообразен. Различные типы (категории) семей по-разному функционируют в тех или иных сферах семейных отношений. По-разному реагируют они на воздействие многообразных факторов современного бытия. Типологии семьи определяются различными подходами к выделению предмета изучения. Современные семьи отличаются между собой по различным признакам (таблица №2).
Таблица 2
Формы современной семьи
Признаки семьи |
Формы современной семьи |
по количеству детей |
бездетная, или инфертильная, семья, однодетная, малодетная, многодетная; |
по составу |
неполная семья, отдельная, простая или нуклеарная, сложная (семья нескольких поколений), большая семья, материнская семья, семья повторного брака; |
по структуре |
с одной брачной парой с детьми или без детей; с одним из родителей супругов и другими родственниками; с двумя и более брачными парами с детьми или без детей, с одним из родителей супругов и других родственников или без них; с матерью (отцом) и с детьми; |
пo типу главенства в семье |
эгалитарные и авторитарные семьи; |
по семейному быту, укладу |
семья — «отдушина»; семья детоцентрического типа; семья типа спортивной команды или дискуссионного клуба; семья, ставящая на первое место комфорт, здоровье, порядок; |
по однородности социального состава |
социально гомогенные однородные) и гетерогенные (неоднородные) семьи; |
пo семейному стажу |
молодожены, молодая семья, ждущая ребенка, семья среднего и старшего супружеского возраста, пожилые супружеские пары; |
по качеству отношений и атмосфере в семье |
благополучная, устойчивая, педагогически слабая, нестабильная, дезорганизованная; |
по географическому признаку |
городская, сельская, отдаленная (районы Дальнего Севера); |
пo типу потребительского поведения |
семьи с «физиологическим» или «наивно-потребительским» типом потребления (преимущественно с пищевой направленностью); семьи с «интеллектуальным» типом потребления, т. е. с высоким уровнем расходов на покупку книг, журналов, зрелищные мероприятия и т. д., семьи с промежуточным типом потребления; |
пo условиям семейной жизни |
студенческая семья, «дистантная» семья, «внебрачная семья»; |
пo характеру проведения досуга |
открытые или закрытые; |
пo социальной мобильности |
реактивные семьи, семьи средней активности и активные семьи; |
пo степени кооперации в совместной деятельности |
традиционные, коллективистские и индивидуалистические; |
пo состоянию психологического здоровья |
здоровая семья, невротическая семья, виктимогенная семья. |