Семья- уникальнле социальное создание человечества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2013 в 09:27, доклад

Краткое описание

Семья веками почиталась как большая ценность, особенно когда человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.
Общеизвестно, что семья является уникальным социальным созданием человечества. Фактически, это явление – первый вид общения людей. В некотором отношении каждая семья – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 66.14 Кб (Скачать файл)

Семья веками почиталась как  большая ценность, особенно когда  человек нуждался в большом коллективе для того, чтобы элементарно выжить в трудных условиях борьбы за существование.

Общеизвестно, что семья  является уникальным социальным созданием  человечества. Фактически, это явление  – первый вид общения людей. В  некотором отношении каждая семья  – это уникальная система, обеспечивающая своим членам уникальную среду.

Тема семьи была, есть и будет, на мой взгляд, всегда актуальной и для многих исследователей она  является краеугольным камнем в понимании  личностного развития и социальных отношений, поэтому семья заслуженно является объектом изучения многих академических  величин.

В нашем современном обществе большие семьи становятся редкостью, а родственники подчас бывают едва знакомы. Сегодня, даже весьма пожилые  люди не сразу смогут объяснить, кто  такой деверь, золовка, шурин, свояченица. Слова кажутся устаревшими, архаичными. Вероятно, это происходит потому, что  семейные связи становятся менее  прочными, сосредотачиваются в рамках так называемой нуклеарной семьи, состоящей только из родителей и детей. Даже бабушки и дедушки часто живут отдельно от внуков. Такая разрозненность не может не порождать отчужденности.

В основе семейных связей лежит  кровное родство. Казалось, что может  быть крепче и надежнее для защиты человека от одиночества? Но далеко не в каждой семье даже самые близкие  люди понимают друг друга.

Семья является клеточкой  социального организма, живущей  с ним в едином ритме, отражающая, как капелька воды, и большие идеи, и большие общие цели.

Проблема семьи занимает центральное место в ее изучении. Родители должны уметь максимально  прилагать усилия для того, чтобы  сформировать у своих детей стремление быть коллективистами, патриотами, гражданами своей Родины. Конечно, ребенок всегда одновременно или последовательно  член нескольких оказывающих на него влияние коллективов: классного, школьного, он участник кружка или спортивной секции, входит в компанию сверстников, житель города. В детстве и юности мальчики и девочки могут менять многие из этих больших и малых  сообществ. Неизменным остается лишь один коллектив семья. Первая причина  особой роли семьи в воспитании устойчивость, постоянство, долговременность семейного  влияния. Вторая – ее разносторонность. Семья настоящий университет  человеческих отношений. Социологи  и антропологи сравнивают семейную структуру в разных обществах  по параметрам: форме семьи, форме  брака, образцу распределения власти, выбору партнера, местожительства, а  также происхождению и способу  наследования имущества.

Семья является предметом  изучения многих общественных наук: демографии, социальной психологии, истории, социальной антропологии, экономики, юриспруденции, педагогики, социологии. Обобщающее представление о семье дает социологическая наука, рассматривающая ее одновременно как социальный институт и как малую социальную группу.

Целью данной работы является изучение семьи как объекта исследования с определением на теоретическом  уровне ее основных проблем. Для этого  необходимо: рассмотреть основные понятия  семьи и изучить особо значимые проблемы современного брака.

Глава I. Основные понятия  и аспекты семьи

1.1 Семья как социальный  институт

Семья как социальный институт – это объединение, которое характеризуется  совокупностью социальных норм, санкций  и образцов поведения, регламентирующих взаимоотношения между супругами, родителями, детьми и другими родственниками, а также реализующего жизненно важные для общества функции по рождению, содержанию и социализации детей1.

Семья – один из наиболее древних социальных институтов. Он возник в условиях первобытного общества и на разных ступенях общественного  развития приобретал различные формы.

Формы семьи2:

1.Кровнородственная семья.

Существование этой формы  приходится доказывать путём, основанной на непосредственно её проявлении. Будучи первой, после промискуитета  и наиболее древней формой данного  учреждения (низшая ступень дикости), она перестала существовать даже у самых отсталых дикарских племён. Эта система – малайская. Она  выражает те отношения родства, которые  должны были существовать в кровнородственной  семье, и предполагает существование  такой семьи для объяснения её собственного существования.

Совершенно очевидно, что  малайская система не могла произойти  от какой- либо другой уже существовавшей системы, так как нельзя себе представить  какой-либо более элементарной системы. Таким образом, простота и точность этой системы обращает на себя внимание, прямо указывая на то, что групповой брак родных и двоюродных братьев и сестёр был источником, из которого эта система возникла. Можно вполне опустить, отмечает Морган, что малайская система получила своё начало в многобрачии кровных родственников, в том числе родных братьев и сестёр, что она действительно началась с брака между братьями и сёстрами и постепенно включала в свой круг двоюродных братьев и сестёр, по мере того как расширялся круг брачной системы. Если подробно рассмотреть данную систему родства, то не найдётся различия между родством по крови и по свойству, то есть оно не проводится. Например, на Сандвичевых островах брак между братьями и сёстрами сохранился в качестве пережитка кровнородственной семьи при пуналуальной семье. Вкратце коснувшись «девяти степеней родства китайцев», исследователь отмечает, что она показывает, что в то время, когда образовались эти степени родства, у китайцев существовала пуналуальная семья, необходимой предшественницей которой была кровнородственная семья.

Кровнородственная семья  была первой организованной формой общества, она, несомненно, представляла улучшение  предшествовавшего неорганизованного  состояния, каково бы оно ни было. От этой формы семьи можно начинать историю человеческого прогресса, факторами которого является развитие домашних учреждений, изобретений и  открытий.

2.Пуналуальная семья.

Переход к пуналуальной семье был вызван постепенным исключением родных братьев и сестёр из брачных отношений. Главный фактор, который толкнул происхождение новой формы семьи, это родовая организация. На основе исследований Льюис Морган делает вывод, что во всех человеческих племенах, обладавших родовой организацией, в прошлом господствовала классовая организация. Учёный смог найти зачаток рода в австралийских классах и в гавайских группах. В австралийских классах было замечено два основных правила рода, а именно: запрещение брака между братьями и сёстрами и счёт происхождения по женской линии. Рассматривая ниже гавайские семьи, также найдётся зачаток рода.

Можно сказать, что пуналуальная семья выросла из обычая «пуналуа», по которому гавайские семьи образовывались следующим образом: родные и двоюродные сёстры считались жёнами группе «близких товарищей», то есть «пуналуа»; они друг другу не являлись родными братьями, они находились в отношении пуналуа, их связывало только то, что у них были общие жёны. Обычай «пуналуа» помог сложиться туранской системе родства. Отсюда ясно, что эта форма семьи образовалась из кровнородственной семьи. Прогресс общества от кровнородственной к пуналуальной семье был началом великого движения вперёд, которое подготовило путь для родовой организации, приведшей постепенно к синдиасмической, а, в конце концов, к моногамной семье. Влияние родовой организации на древнее общество было консервативным и в то же время возвышающим, потому что это учреждение явилось катализатором изменений, происходивших в то время в обществе.

3.Синдиасмическая и патриархальная семьи.

Морган рассматривает  две эти формы семьи вместе, наверное, потому что считает их промежуточными при переходе к моногамии, т.к. при существовании синдиасмической и патриархальной семьи (низшая и средняя ступень варварства до появления моногамии на высшей ступени) господствовала туранская система родства.

Место больших групп, связанных  брачными отношениями, заняли брачные  пары, представляющие собой ясно выраженные, хотя лишь частично индивидуализировавшиеся  семьи. В этой семье можно признать зародыш моногамной семьи, однако в  ряде существенных отношений парная семья стояла ниже моногамной. Морган отмечает, что синдиасмическая семья была достаточно слабой организацией, так как в одиночестве она не могла преодолеть тягости жизни. Обыкновенно несколько таких семей жили в одном доме, образуя коллективное домохозяйство, в котором господствовало начало коммунизма домашней жизни. Данная форма брака была столь же своеобразна, как и семья. Мужчины не выбирали жён, брак основывался не на чувстве, а на удобстве и необходимости. Устраивать браки своих детей было фактически предоставлено матерям, и о браках обыкновенно договаривались без ведома вступающих в брак, не спрашивая их согласия. Обычай бракосочетания придавал браку характер покупки. Продолжительность брака зависела от желания сторон, но потом общество стало противиться разводам. Другой чертой брачных отношений было то, что от женщин стали требовать верности под угрозой жестокого наказания, которому её мог подвергнуть муж, не беря на себя того же обязательства. Привилегия была провозглашена привилегией мужчин, однако она ограничивалась отсутствием средств для того, чтобы ею пользоваться

4.Моногамная семья.

Моногамия в сложившейся  форме проявляется в позднейшем периоде варварства. Морган восстанавливает  моногамную семью на ранней стадии её развития по описаниям древних  писателей, которые в свою очередь  подробно останавливаются на том, каково было положение женщины. Автор исследуемой  мною работы склонен утверждать, что  переход счёта происхождения  из женской линии в мужскую повлиял неблагоприятным образом на положение и права жены и матери: «она оказалась одинокой в домохозяйстве своего мужа, изолированной от её родичей. Это должно было ослабить авторитет матери, значительно снизить её положение в обществе и остановить её повышение по социальной лестнице». Детально рассматривая моногамную семью у римлян и у греков, Морган приходит к выводу, что, совершенствуясь вместе с прогрессом, моногамия не достигла своего идеала в классический век, по крайней мере, наиболее высокого совершенства она достигла только в новое время. В своей вполне развитой форме эта семья сделала достоверным отцовство, поставила индивидуальную собственность на недвижимое и движимое имущество на место собственности коллективной и исключительное право наследования детей на место наследования агнатов. Современное общество покоится на моногамной семье. Весь предшествующий опыт и прогресс человечества завершается и кристаллизируется в этом влиятельнейшем учреждении. Оно развивалось весьма медленно, и корни его достигают периода дикости; вместе с тем оно является конечным результатом, к которому неуклонно шёл весь опыт веков. Несмотря на всю свою современность, моногамная семья представляет собой продукт широкого и разнообразного опыта.

Так от общества к обществу, от эпохи к эпохе варьировали  социальные нормы, предписывающие правила  выбора и количества супругов, роль главы семейства, права и обязанности  родственников, место поселения  молодой семьи. Под влиянием экономического и политического развития общества, культурных и национальных традиций менялись и основные характеристики семьи. Но с течением времени не изменяется сама социальная необходимость семьи. На всех этапах общественного развития она обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве.

С институтом семьи тесно  связан институт брака. Брак – это  официально оформленные супружеские  отношения; это признанная обществом  форма отношений между мужчиной и женщиной с целью создания семьи. Институт брака регулирует отношения  между супругами и определяет их права и обязанности по отношению  ко всем членам семьи, а также составляет первооснову семьи. Т.е. семью создает  отношение родители-дети, а брак оказывается легитимным признанием тех отношений между мужчиной и женщиной, тех форм сожительства или сексуального партнерства, которые  сопровождаются рождением детей. Особенно необходимо отметить, что всякое расторжение  брака есть расторжение семьи  и что даже с чисто юридической  точки зрения положение детей  и их имущества не может быть поставлено в зависимость от произвольного  усмотрения родителей, от того, что  им заблагорассудится3.

Но семья, как правило, представляет более сложную систему  отношений, чем брак, поскольку она  может объединять не только супругов, но и их детей, а также других родственников. Поэтому семью следует рассматривать  не просто как брачную группу, но как социальный институт, то есть систему  связей, взаимодействий и отношений  индивидов, выполняющих функции  воспроизводства человеческого  рода и регулирующих все связи, взаимодействия и отношения на основе определенных ценностей и норм, подтвержденных обширному социальному контролю через систему позитивных и негативных санкций.

Семья как социальный институт проходит ряд этапов, последовательность которых складывается в семейный цикл или жизненный цикл семьи. Исследователи  выделяют различное количество фаз  этого цикла, но главными среди них  являются4:

1) вступление в брак  – образование семьи;

2) начало деторождения  – рождение первого ребенка;

3) окончание деторождения  – рождение последнего ребенка;

4) «пустое гнездо» –  вступление в брак и выделение  из семьи последнего ребенка;

5) прекращение существования  семьи – смерть одного из  супругов.

На каждом этапе семья  обладает специфическими социальными  и экономическими характеристиками.

Семья как социальный институт возникла с формированием общества. Процесс формирования и функционирования семьи обусловлен ценностно-нормативными регуляторами. Например, ухаживание, выбор  брачного партнера, сексуальные стандартами  поведения, нормы, которыми руководствуются  жена и муж, родители и их дети и  т.д., а также санкции за их невыполнение. Эти ценности, нормы и санкции  представляют собой принятую в данном обществе исторически изменяющуюся форму отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой  они упорядочивают и санкционируют  их половую жизнь и устанавливают  их супружеские, родительские и иные родственные права и обязанности.

На первых этапах развития общества отношения между мужчиной и женщиной, старшими и младшими поколениями регулировались племенными и родовыми обычаями, представлявшими  собой синкретические нормы и  образцы поведения, базировавшиеся на религиозных и нравственных представлениях. С возникновением государства регулирование  семейной жизни приобрело правовой характер. Юридическое оформление брака  налагало определенные обязанности  не только на супругов, но и на государство, санкционирующее их союз. Отныне социальные контроль и санкции осуществляло не только общественное мнение, но и  государственные органы.

1.2 Функции семьи

Семья всегда выполняет целый  ряд социальных функций, среди которых прежде всего выделяют репродуктивную и воспитательную.

Информация о работе Семья- уникальнле социальное создание человечества