Система права социального обеспечения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2013 в 11:33, контрольная работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – Охарактеризовать функции социального обеспечения.
Задачи:
1. Раскрыть понятие социального обеспечения.
2. Рассказать в чём выражается экономическая функция.
3. Рассказать в чём выражается социально-реабилитационная функция.
4. Рассказать в чём выражается Политическая функция.
5. Рассказать в чём выражается Демографическая функция.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Понятие, предмет, метод, система
права социального обеспечения…………………………………………….….5
Глава 2. Функции социального обеспечения………………………………....11
2.1 Экономическая функция социального обеспечения……………………..15
2.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция…………………...16
2.3 Политическая функция……………………………………………………..17
2.4 Демографическая функция…………………………………………………18
Заключение……………………………………………………………………...19
Список использованных источников и литературы…………………………24

Вложенные файлы: 1 файл

kursovaya_timuru.docx

— 45.21 Кб (Скачать файл)

В. Ш. Шайхатдинов1 обосновывает еще и духовно-идеологическую функцию социального обеспечения, в составе которой он выделяет: идеологическую, моральную и социально-психологическую подфункции.

Государственная система  социального  обеспечения, как уже  говорилось, явление много - аспектное. Это не только комплекс социально-экономических  мер, гарантирующих гражданам социальную поддержку, но и комплексное правовое образование, объединяющее группы норм, которые относятся по видам регулируемых общественных отношений к различным  отраслям права (финансовому, государственному, административному, праву социального обеспечения). Единая государственная система социального обеспечения, закрепленная в Конституции РСФСР 1978г. (ст. 24), с распадом Советского Союза перестала функционировать. Россия, обретя государственный суверенитет, встала перед необходимостью заново создавать общефедеральную государственную систему социального обеспечения.

Комплекс  социально-экономических  мер как  системное образование  состоит из относительно самостоятельных  элементов — подсистем, закрепляющих виды, основания и условия пенсионного  обеспечения, обеспечения граждан  денежными выплатами в форме  пособий и компенсаций, а также в виде социальных услуг, предоставляемых бесплатно или со скидкой за счет средств государства либо страховых фондов. Другими словами, в структуре государственной системы социального обеспечения выделяются: пенсионная система, система пособий и компенсаций, система социального обслуживания пожилых граждан, инвалидов, семей с детьми, безработных. Каждая из этих подсистем должна была создаваться заново.

Социальная  политика в  переходной экономике - это  комплекс социально-экономических  мер государства  предприятий, организаций, местных  органов власти, направленных на защиту населения от безработицы, возрастания роста цен и т.д., в то же время проведение этих мер  затруднено ограниченными ресурсами, сложившимися чрезвычайными ситуациями и т.п.

Основные  черты  переходной экономики как  особенного ее состояния  по сравнению  с состоянием той  или другой, но определенной ступени  обусловлены  в целом характером изменений  в этот период. Важнейшая  для социальной сферы черта - характерная  неустойчивость переходной экономики. Дело в том, что во всякой системе  в процессе ее функционирования постоянно  происходят различные изменения. Но они выступают как своеобразное средство реализации цели, свойственной данной экономике, средство приведения ее именно в устойчивое, равновесное  состояние.

Реальные  условия и  задачи переходной экономики требуют  более конкретного анализа и  ответа на вопросы: необходима ли такая  ориентация, что она собой представляет, каковы «слагаемые» социально-ориентированной  переходной экономики, какими методами может достигаться «настройка»  процессов саморегулирования на подобную ориентацию экономики. Одна из первых задач социальной ориентации экономики — достижение  благосостояния человека. Под благосостоянием, как  отмечалось, понимается такой уровень  удовлетворения утилитарных потребностей, который создает необходимые  предпосылки для ощущения большинством общества себя как общества, живущего в состоянии «блага». Более конкретными характеристиками благосостояния является, прежде всего, уровень реального потребления, рассматриваемый как по своему минимальному значению, так и по средним величинам, а также уровню разрыва между наиболее высокодоходными и наименее богатыми, или (что точнее для переходной экономики) наиболее бедными слоями населения.

Целью социальной политики в России в переходный период являлось разумная политика налогообложения, осуществление  активной политики на рынке труда, стимулирования предпринимательской  активности, обеспечение  социальной защищенности от безработицы  и инфляции.

Приоритетным  направление  социальной политики являлось решение  проблемы стабилизации финансирования социальной сферы, в том числе, за счет населения. Именно здесь были наибольшие сложности, поскольку сбор налогов  для пополнения бюджета представлял  собой трудно разрешимую задачу, так  как социально - экономические механизмы  и технологии сбора, аккумуляции  и перераспределение средств  были далеки от оптимальных.

Важное  значение в социальной политике приобрел переход от социального иждивенства к социальным гарантиям со стороны государства. Эти гарантии подразумевают: защиту права на труд, обеспечение пособий для уже и еще нетрудоспособного населения, обеспечение личной безопасности граждан, обеспечение нормального уровня жизни за счет доходов от трудовой деятельности и пособий. Ключевое средство в решении этой задачи - развитие отношений самозащиты граждан при помощи государства в различных общественных и экономических формах, среди которых профсоюзы, страховые общества, местные и центральные органы власти, осуществление функции социальной защиты трудящихся.

Эти социальные гарантии подкрепляют  систему социального страхования,  которая имеет свои собственные  задачи: формирование экономической  основы обеспечения возмещения  страховых рисков; структуризация  страховых фондов; расширение гарантий  обеспечения страховых выплат; развитие  системы добровольного страхования.

Существует четыре внебюджетных  фонда в сфере социального  страхования: пенсионный, занятости,  медицинского и социального страхования.

Но кроме внебюджетных фондов  социального страхования, существуют  внебюджетные социальные фонды,  также подкрепленные гарантиями  государства, которые:

• представляют собой элемент рыночного механизма политики доходов и заработной платы, государство косвенно регулирует их деятельность через законодательные процедуры;

• в своей перспективе они должны стать основными организаторами социальных выплат и накопителями средств для них;

• с переходом к рыночной экономике возрастает роль отдельных граждан как плательщиков страховых взносов и расширится круг видов страхования.

Важнейшей задачей социальной  политики является предназначенная  для конкретных групп населения  (адресная) социальная поддержка  со стороны государства слабо  защищенных слоев населения. Эта  задача предполагает поддержание  оптимальных соотношений  между  доходами активной (занятой) части  населения и нетрудоспособных  граждан через механизм налогов  и социальных трансфертов.

Чем тяжелее экономическая  ситуация  в той или иной стране, тем  больше и громче звучат в  ней призывы к социальной защите  населения. О такой защите настоятельно  просят, ее требуют от правительства.  Сложность положения при таких  условиях заключена в том, что,  если в стране наблюдается  экономический  спад, снижается производство, уменьшается  создаваемый, национальный  продукт, то возможности правительства  выделять дополнительные средства  для социальной защиты населения,  крайне ограничены. Нагрузка на  государственный бюджет возрастает, правительство вынуждено  прибегать  к увеличению налогов, в связи  с чем снижаются доходы работающих. А это порождает новое социальное напряжение.

В этой ситуации необходимо понимать, что  поголовная социальная защита населения  от снижения уровня жизни в условиях экономического спада невозможно. Правильнее, обоснованнее говорить о социальной поддержке  отдельных слоев, групп  населения, наиболее в ней нуждающихся. Это  социально уязвимые слои населения, доходы которых ниже прожиточного минимума.

Способом смягчения экономического  неравенства служит передача  части  доходов, изъятых у богатейших  граждан, беднейшим группам населения  через программы социальной помощи.

Реформы и развернувшийся экономический  кризис обострил проблему бедности, привлекли  к ней внимание общественности. Но к сожалению, в России это было неизбежно, из-за реформ экономики после “застоя” на протяжении 60-80 годов.

Никакое государство не в  силах само, с  помощью законов, выделения средств, оказания государственной  социальной помощи, справиться с проблемами социальной экономики. Всегда за чертой, границей официальной, узаконенной, обязательной государственной помощи будут находиться тысячи людей, которым способен эффективно помочь только ближний, непосредственно видящий чужую беду, проявляющий сострадания к бедствующим, нуждающимся, способный глубже всего понять, что же им нужно.

 

2.1 Экономическая  функция социального обеспечения.

Экономическая функция выражается в оказании материальной поддержки  гражданам в трудной  жизненной  ситуации, в содействии по развитию общественного производства в целом  и отдельных отраслей народного  хозяйства, экономическому подъему  зон приоритетного развития и  т. д.

Ее  сущность заключается  в том, что  государство использует социальное обеспечение в качестве одного из способов распределения части  валового внутреннего продукта, тем  самым оказывая определенное воздействие  на выравнивание личных доходов граждан  путем предоставления материальных благ (пенсий, пособий, компенсации, социальных услуг и др.) вместо утраченного  заработка либо наряду с ним при  наступлении указанных в законах  социальных рисков. Реализация экономической функции конкретно воплощается в перераспределении валового внутреннего продукта путем аккумуляции финансовых средств в целевых источниках (во внебюджетных фондах социального страхования, в федеральном бюджете, в бюджетах субъектов Федерации, фондах социальной поддержки населения).

Социальное  обеспечение  связано с общественным производством, влияет на него. Это влияние составляет его производственную функцию. Выражается оно в том, что право на многие виды социального обеспечения обусловлено  трудовой деятельностью, а уровень  обеспечения зачастую зависит от ее характера и размера вознаграждения за труд. По мере все большего воплощения в жизнь принципов социального  страхования это влияние будет  возрастать, поскольку усилится стимулирующее  значение социального обеспечения  для повышения производительности труда и профессионального мастерства работающих. Социальное обеспечение  способствует также своевременному выводу из общественного производства стареющей рабочей силы и лиц, потерявших способность трудиться. Его влияние на общественное производство далеко не исчерпывается рассмотренным выше.

 

2.2 Социальная (социально-реабилитационная) функция социального обеспечения способствует поддержанию социального статуса граждан при наступлении различных социальных рисков (болезни, инвалидности, старости, смерти кормильца, безработицы, бедности) путем предоставления различных видов материального обеспечения, социальных услуг, льгот с целью поддержания достойного уровня жизни и предупреждения обнищания. С помощью социальной функции осуществляется и реабилитационное направление социального обеспечения, целью которого является восстановление (полностью либо частично) полноценной жизнедеятельности человека, позволяющей ему обучаться, трудиться, общаться с другими людьми, самостоятельно себя обслуживать и т. д.

Социально-реабилитационная функция социального обеспечения (впервые выделена профессором Р. И. Ивановой) 2связана с удовлетворением  специфических потребностей престарелых  и нетрудоспособных граждан. Она  выражается в создании условий, благоприятствующих сохранению их правового статуса  и охране здоровья всех граждан. Нам  представляется, что социальное обеспечение  выполняет еще одну весьма важную функцию — защитную.

Прежде  всего, именно эту  задачу ставит перед  собой общество, предоставляя социальное обеспечение  своим гражданам, ибо  защита их в  трудной жизненной  ситуации, помощь в решении различных  проблем (материальных, физических, психологических, возрастных и т. д.) являются основным назначением социального обеспечения.

 

2.3 Политическая  функция позволяет государству специфическими для социального обеспечения средствами реализовывать основные направления социальной политики. Конституция РФ (ст. 7) закрепляет положение о том, что Россия — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на условия жизни людей с целью реализации конституционных положений осуществляется главным образом через систему социального обеспечения. Так, в 1999 г. Федеральным законом введено новое основание для предоставления социального обеспечения в виде государственной социальной помощи — бедность. Появился, следовательно, новый субъект социального обеспечения — граждане, имеющие душевой доход ниже прожиточного минимума.

От  того, насколько эффективно социальное обеспечение выполняет  свою политическую функцию, зависит  состояние социального покоя  в обществе. Социальная напряженность  в обществе на современном этапе  свидетельствует о том, что состояние  российской системы социального  обеспечения не отвечает потребностям населения.

     Политическая  функция направлена на сближение   социального уровня различных  слоев  населения, создание  условий, обеспечивающих достойную  жизнь каждому человеку. Она призвана  стабилизировать общественные отношения  в сфере социальной защиты  населения. 

 

2.4 Демографическая  функция реализуется посредством воздействия системы социального обеспечения на многие демографические процессы — на продолжительность жизни населения, воспроизводство населения, стимулирование рождаемости и др. Так, крайне низкий уровень пенсионного обеспечения, приведший к резкому сокращению потребления пенсионеров, стал причиной высокой смертности лиц пожилого возраста. Отсутствие эффективной системы социальной помощи семье с детьми безусловно повлечет существенное снижение рождаемости в стране и т.д.

     Демографическая  функция способствует стимулированию  роста народонаселения страны, воспроизводству   здорового поколения, росту продолжительности   жизни граждан и т. д.

Заключение.

   

Несмотря  на позитивные тенденции повышения  уровня реальных доходов населения, наметившиеся в 2000 году, уровень бедности продолжает оставаться довольно значительным. Доля населения с денежными доходами ниже прожиточного минимума в общей  численности населения в 2000 году  составила 30,2%. Остается высоким уровень  экономического неравенства: соотношение  денежных доходов 10% наиболее и 10% наименее обеспеченного населения - 13,7 раза.

     В основу  реформ в сфере социальной  поддержки населения должен быть  положен принцип предоставления  социальной помощи преимущественно   в адресной форме и лишь  тем  домохозяйствам, фактическое  потребление  которых находится  на уровне ниже прожиточного  минимума. Механизмы, призванные  обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.

Информация о работе Система права социального обеспечения