Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Июля 2014 в 20:15, курсовая работа
На современном этапе развития социальное обеспечение в России пере-живает значительные организационно-правовые и содержательные преобразования: создана законодательная база для реформы социальной сферы, позволившая осуществить децентрализацию государственной системы социального обеспечения и управления социальной сферой, реализуется система обязательного социального страхования населения, введены новые формы социальной поддержки населения, проводится структурная перестройка отрасли, развиваются платные социальные услуги, новые формы комплексного социального обслуживания населения.
Принято считать, что социальное обеспечение, формы заботы о немощных, престарелых, больных — это сфера жизни общества, являющаяся чутким индикатором степени социализированности государственной экономики.
Выделяют несколько критериев, в соответствии с которыми тот или иной вид обеспечения следует называть социальным.
Введение…………………………………………………………………..……...….3
1. Понятие и сущность социальной сферы и социального обеспечения ……………………………………………………………………………………….. 5
1.1 Понятие и сущность социальной сферы……………………………………….5
1.2 Понятие и сущность социального обеспечения……………………………….6
2. Особенности советского социального обеспечения…………………………9
2.1 Ранние формы социального обеспечения в дореволюционной России
………………………………………………………………………………………...9
2.2 Особенности социального обеспечения в советский пери-од…………….…10
3. Предмет, метод и система права социального обеспечения
…………………………………………………………………………………….…12
3.1 Предмет права социального обеспечения………………………………….…12
3.2 Особенности метода права социального обеспече-ния………………………15
3.3 Система права социального обеспечения…………………………………….17
4. Принципы права социального обеспечения………………………………..19
4.1 Содержание принципов права социального обеспечения………….…….….19
Заключение…………………………………………………………………...……20
Список литературы ……………………………………………………….….…..22
К середине 80-х гг. в стране сложилась развитая система социальной помощи нуждающимся, охватившая широкие слои населения. Особенностью ее являлось то, что она стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув работу благотворительных организаций. Практически в стране сложилась патерналистская государственная система социального обеспечения, финансируемая главным образом из госбюджета (95%).
Обширные социально-защитные меры, взятые на себя государством, формировали соответствующие взгляды, идеологию граждан. Со временем в обществе утвердилась философия обязанности (исключительной!) государства разрешать все социальные проблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативности в решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей в части поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты.
Заметным пробелом было и то, что социальная поддержка направлялась только на людей, уже попавших в беду (инвалидов, престарелых, сирот), и почти не велась профилактическая работа. Пространство социальной работы стало ограниченным, замкнутым на отдельных категориях людей, которые, в свою очередь, оказались в определенном смысле изолированными.
Замкнутость социальных служб на обозначенных задачах не способствовала профессионализму социальной работы, включению в нее специалистов гуманитарного профиля: психологов, социологов, педагогов и т.д., потому как с начислением пенсий (а это стало главным) справлялись бухгалтерские кадры, опираясь на законодательные акты.
Система социального обеспечения населения практически не имела специальных учебных заведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работой занимались все, кому доставалась эта роль, а многие социальные проблемы, с которыми сталкивались люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались.
Со временем в стране все больше стала осознаваться необходимость реформирования системы социальной защиты, первые попытки которой были предприняты в период перестройки, а также в 90-е годы в условиях современных социально-экономических и политических преобразований общества.
3. Предмет, метод и система права социального обеспечения
3.1. Предмет права социального
обеспечения
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения по материальному обеспечению из внебюджетных фондов социального страхования или за счет средств государственного бюджета лиц, достигших установленного возраста, нетрудоспособных, потерявших кормильца, безработных, семей с детьми, лиц с доходами ниже прожиточного минимума, по оказанию бесплатной медицинской помощи в соответствии с базовыми программами обязательного медицинского страхования, по бесплатному социальному обслуживанию на основании Федерального и территориальных перечней и некоторые другие отношения, а также тесно связанные с ними процедурные и процессуальные отношения, образует самостоятельную отрасль права - право социального обеспечения.
В настоящее время объективная необходимость выделения указанной совокупности правовых норм, обладающих рядом специфических признаков, в самостоятельную отрасль права уже не вызывает никаких сомнений у отечественных специалистов.
Нормы, регламентирующие отношения в области медицинского обслуживания, а также содержания и воспитания детей в детских учреждениях, ни в одной отрасли права детально не изучались. Отдельные проблемы рассматривались лишь в контексте административного или семейного права.
Впервые мысль о том, что право социального обеспечения является самостоятельной отраслью права высказал ученый-экономист В.С. Андреев на симпозиуме по социальному обеспечению в Праге в 1966 г. Затем он сформулировал понятия предмета и метода отрасли права социального обеспечения, разработал принципы правового регулирования отношений по социальному обеспечению.
B.C. Андреев предложил относить к предмету права социального обеспечения те отношения, которые соответствуют следующим критериям:
- одним из субъектов
этих отношений является
- отношения между субъектами носят алиментарный характер, причем в лице обязанных предоставлять соответствующие виды обеспечения выступает государство;
- посредством этих отношений обеспечение осуществляется за счет фондов для нетрудоспособных, средств, ассигнуемых на просвещение и здравоохранение.
Если конкретное отношение не отвечает указанным критериям, то его не следует включать в предмет права социального обеспечения. Отношения, возникающие в связи со сбором средств на социальное обеспечение, относятся к финансовому праву, а отношения по управлению социальным обеспечением - к административному праву.
Думается, что названные критерии сохраняют свою научную ценность и в современный период. С учетом новых социально-экономических условий, изменения механизмов финансирования, появления новых социальных опасностей и других факторов, они в несколько преобразованном виде по-прежнему могут и должны служить главными ориентирами при характеристике предмета права социального обеспечения.
Субъектом права на социальное обеспечение может выступать как отдельное физическое лицо, так и семья в целом. Как физическое лицо в отношениях по социальному обеспечению могут участвовать: граждане Российской Федерации, иностранцы - при наличии соответствующих международных соглашений, лица без гражданства, беженцы, вынужденные переселенцы.
Государственные органы, выступающие вторым субъектом в данных отношениях от имени государства, отличаются большим разнообразием. К их числу относятся: органы министерства труда и социального развития, органы здравоохранения, органы министерств обороны и внутренних дел, органы муниципальной власти и некоторые другие органы.
Общественные отношения по распределению средств негосударственных социальных фондов (в том числе профсоюзных, кооперативных, благотворительных и проч.) в предмет права социального обеспечения не входят.
В предмет отрасли права социального обеспечения входят также отношения, возникающие в связи с реализацией указанных материальных отношений.
Это - отношения по правоприменительной деятельности. Содержанием указанных отношений является установление юридических фактов, вынесение решений по вопросам социального обеспечения.
Процедурные отношения могут:
- предшествовать материальным отношениям (например, по установлению юридических фактов);
- существовать одновременно с ними (например, по изменению группы инвалидности);
- приходить на смену одним и порождать другие (например, при переходе с одной пенсии на другую).
В отличие от материальных отношений, в процедурных отношениях одной стороной является физическое лицо, а другой могут быть не только государственные органы, но и государственные учреждения. Наиболее часто отношения по поводу установления юридических фактов возникают между физическими лицами и следующими государственными органами или учреждениями:
- бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) ( в связи с определением причины и группы инвалидности);
- различными видами лечебных учреждений (о признании факта временной нетрудоспособности);
- органами ЗАГСа (при подтверждении возраста или факта смерти);
- органами по эксплуатации жилищного фонда (при установлении факта нахождения на иждивении);
- архивными учреждениями и др.
Процедурные отношения по вынесению решений о предоставлении или отказе в предоставлении социального обеспечения могут существовать между физическими лицами и следующими государственными органами:
- органами по назначению государственных пенсий;
- органами службы занятости и пр.
На вопрос о включении в предмет социального обеспечения отношений, складывающихся в связи с разрешением споров или разногласий в области социального обеспечения, нельзя ответить однозначно. Эти отношения могут возникать на различных стадиях реализации физическим лицом своего права на конкретный вид социального обеспечения. Споры по вопросам назначения различных видов социального обеспечения, удержаний, взыскания излишне выплаченных сумм разрешаются вышестоящими органами социального обеспечения, а при несогласии с их решением - в судебном порядке.
Мнение о возникновении административных отношений при рассмотрении спора вышестоящими органами в порядке подчиненности критиковалось в юридической литературе. В частности, Р.И. Иванова указывала, что данные отношения способствуют реализации материальных (собственно распределительных) отношений, определяются спецификой их характера и содержания, но в них отсутствует элемент власти-подчинения. Кроме того, решения вышестоящих органов в порядке подчиненности по вопросам социального обеспечения не являются юрисдикционными актами. Поэтому отношения, возникающие между физическим лицом и различными государственными органами в связи с рассмотрением споров о предоставлении конкретных видов социального обеспечения, следует включать в предмет права социального обеспечения.
Что касается предмета науки права социального обеспечения, то он шире предмета отрасли. Наука обобщает накопленные о предмете права социального обеспечения знания, изучает генезис развития отрасли права в целом, а также ее отдельных институтов и норм, формулирует отраслевые понятия предмета и метода, исследует особенности правоотношений, наиболее оптимальные варианты их правового опосредования, разрабатывает концептуальные положения, определяющие перспективу развития как отрасли в целом, так и ее отдельных институтов. Кроме того, наука изучает не только российское право, но и право социального обеспечения зарубежных стран, а также международно-правовое регулирование социального обеспечения.
3.2. Особенности метода права социального обеспечения
Метод правового регулирования с 40-х годов признается отечественной наукой вторым необходимым критерием для разграничения отраслей права. Особая группа отношений, образующих предмет отрасли права, требует специфических средств нормативно-правовой регламентации, которые реализуются в методе.
В зависимости от сущностной природы отношений в отрасли может преобладать императивный или диспозитивный способ правового воздействия. Так, для регулирования управленческих отношений применяется главным образом императивный метод, а имущественных - диспозитивный.
Как уже отмечалось, материальные отношения по социальному обеспечению являются имущественными. Однако они обладают большой спецификой, отличающей их от гражданско-правовых отношений. Поэтому при характеристике метода права социального обеспечения советского периода отечественные ученые B.C. Андреев, К.С. Батыгин, А.Д. Зайкин, Алексеев С.С., Р.И. Иванова, Β.Α. Тарасова отмечали его обусловленность характером обязательств в соответствующих правоотношениях.
В настоящее время в связи с изменением порядка финансирования, возложением на наемных работников и на некоторые другие категории занятых граждан обязанности по уплате страховых взносов, возможностью использования договорной формы при реализации прав характер социальной алиментации изменился. Одни черты данного метода, указанные Р.И. Ивановой, утратили свое значение, другие - несколько трансформировались, но отражают особенности права социального обеспечения и в новых социально-экономических условиях.
Во-первых, по-прежнему сохраняет значение ссылка на социальную природу обеспечения, поскольку источник средств существования предоставляется на уровне связи индивид - государство, а не индивид - семья. Средства внебюджетных фондов социального страхования являются государственной собственностью.
Во-вторых, физическое лицо получает от государства денежные средства или услуги не в обмен на труд и не в обмен на уплаченные страховые взносы, а во многих случаях и вообще, независимо от участия в общественно полезной деятельности и внесения взносов (например, инвалиды с детства, дети). Неуплата работодателем обязательных страховых взносов не лишает его наемных работников права на получение трудовых пенсий и страховых пособий. Механизм финансирования обязательного социального страхования основан на принципе солидарности поколений, отраслей промышленности и территорий, т.е. заключается в перераспределении средств, поступающих во внебюджетные фонды в текущем периоде.
Такой отличительный признак метода правового регулирования, как недоговорный характер установления прав и обязанностей субъектов, в какой-то мере утратил свою универсальность, т.е. распространение на все без исключения виды общественных отношений в области социального обеспечения. В настоящее время некоторые виды услуг оказываются на договорной основе. Примером может служить оказание медицинской помощи и лечения на основании договора обязательного медицинского страхования, в подтверждение заключения которого каждому застрахованному лицу выдается страховой медицинский полис. Типовая форма договора обязательного медицинского страхования утверждена Правительством РФ.
Однако необходимо отметить, что большинство отношений по социальному обеспечению по-прежнему имеют недоговорную основу. Кроме того, при заключении договора о предоставлении стандартных услуг в пределах государственного перечня свобода волеизъявления сторон ограничена типовой формой, утвержденной компетентным государственным органом. В частности, стороны не могут по своему усмотрению расширить перечень услуг, изменить требования к их качеству, снизить стоимость, повысить ответственность за некачественное или несвоевременное оказание и внести другие условия. Отступление от типовой формы договора практически невозможно еще и потому, что средства внебюджетных фондов социального назначения ограничены и имеют строго целевой характер.
При наличии у физического лица права на несколько видов материального обеспечения, ему предоставляется возможность выбора одного из них, у государственного органа такое право отсутствует. Свобода выбора физического лица содержится и в нормах о сроках реализации права на конкретный вид социального обеспечения или обслуживания. Например, закон не устанавливает срок обращения за пенсией для лиц, у которых возникло право на ее получение.