Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Апреля 2013 в 18:35, творческая работа

Краткое описание

В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждение от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры, в том числе и деятельность современных культурно-досуговых центров.
Переход к рыночным отношениям вызывает необходимость постоянного обогащения содержания деятельности учреждений культуры, методов ее осуществления и, поиска новых досуговых технологий.

Вложенные файлы: 1 файл

творческая работа_1.doc

— 523.00 Кб (Скачать файл)

Пространственное  решение, техническое вооружение, хозяйственно-правовое, экономическое обеспечение деятельности – первые шаги в формировании центра досуга как учреждения культуры нового типа. Необходимым шагом к его активному функционированию является подготовка кадров, обеспечивающих и осуществляющих деятельность центров досуга. Для формирования системы центров досуга к работе в них будут привлекаться специалисты разных областей деятельности: педагоги, психологи, художники, режиссеры, методисты, менеджеры и др. Потребуется совершить процесс переориентации работника учреждения культуры из узкопрофессиональной позиции на комплексный, системный подход к собственной деятельности.

Такой специалист должен будет освоить практически:

культуру досуговой  деятельности во всей полноте ее содержания и во всех ее аспектах;

все современные  технические средства, используемые как для непосредственного обслуживания посетителей центров, так и для  обеспечения условий их деятельности, для подготовки и разработки досуговых  программ;

методы ведения  досуговых программ с соблюдением всех принципов их реализации;

искусство общения  в условиях свободного выбора посетителями программ их собственной деятельности;

логику разработки и постановки новых досуговых  программ;

методику организации  деятельности творческих мастерских, формирования постоянного актива посетителей центра досуга.

Осуществление поиска нестандартных подходов и  решений, который связан с тем, что  досуговые занятия современного социума в силу дифференциации интересов  и запросов молодежи и всего населения  в целом уже не вписываются в жесткие рамки традиционных форм.

Ярко выраженная социальная открытость культурных центров  находит отражение в создании зон и секторов свободного общения, любительства, мастерства. Благоприятные  условия в них не только способствуют саморазвитию и самовоспитанию личности, но и обеспечивают свободу самодвижений детей, подростков, взрослых к подлинно творческой досуговой деятельности.

Зоны любительства и мастерства, где каждому жителю социума гарантируется выбор  досуговых занятий, могут претендовать и на статус авторской школы: взрослые увлекают своим любимым делом детей и подростков, а возникающая на этой основе досуговая общность получает возможность для творческой самоорганизации, самовыражения и самоутверждения. Закономерен вывод о том, что авторские школы, которые раньше связывались главным образом со школьным учебным процессом, сегодня становятся естественным и необходимым атрибутом социально-культурной сферы.

Несмотря на различия в содержании и подходах, разно профильные социально-культурные центры выделяются общей для всех чертой – своей интегративной функцией в общественном воспитании детей и подростков. На основе изучения окружающей Среды они способствуют социализации их досуга через укрепления и обогащение связей и отношений ребенка, подростка с семьей и обществом. Именно в этом и состоит важная роль досуговых центров как посредников между социальной средой и микромиром личности. Центры внедряют в практику с социуме множество альтернативных, традиционных и нетрадиционных, массовых и групповых форм с ярко выраженной досуговой направленностью и механизмом общения: «семья – дети», «семья – семья», «дети – дети», «дети – подростки – взрослые». Здесь можно выделить различные варианты детских и семейных праздников и фестивалей: Дни матери; Дни отца; Дни бабушек и дедушек; игровые семейные конкурсы-состязания; «Спортивная семья»; «Музыкальная семья»; «Семья-эрудит» и др.; конкурсы семейных, родительских газет; ярмарки-распродажи семейных поделок; читательские конференции типа «Круг семейного чтения» и т.д.

На базе культурных центров функционируют инвариантные модели детских, подростковых и смешанных  семейных клубов и любительских объединений, фольклорных коллективов, самодеятельных ансамблей, этнографических экспедиций, семейных мастерских прикладного творчества.

Апробируется  множество форм социальной, психологической  реабилитации детей, подростков, взрослых, в первую очередь из неполных, трудных, малоимущих, молодых, многодетных семей: телефоны доверия, открытые телефоны, консультации психологов, врачей, педагогов, юристов, социальные гостиные, группы общения и клубы семейного воспитания и т.д. В этих и других формах дети, подростки, взрослые постигают сложный, многогранный опыт социально-культурной деятельности, преодолевают внутренние конфликты, дефицит взаимного доверия в семьях и в социуме, обретают возможности для осуществления творческих замыслов.  

Здесь уместно  рассказать об опыте городского культурного  центра «Смена» северо-восточного округа города Москвы. Сотрудники этого центра нашли свой выход из кризисной ситуации. Создали единую перспективную программу действий, чтобы преодолеть инерцию мероприятий и малохудожественной самодеятельности.

Одной из первых была программа музыкально хореографической гостиной «Альбом Чайковского», ставшая  по существу, синтезом всех муз (музыки, хореографии, поэзии, театра). Все соответствующие клубные коллективы были задействованы в общий круг творчества. Следующая программа посвящалась великим русским композиторам в органичной связи с великой русской поэзией: Свиридов-Пушкин, Свиридов-Есенин, Рахманинов, Скрябин, Серебряный век.

Открыли новые  направления в работе, стала возможной  организация службы социально-психологической  помощи подросткам, разработали единые учебно-творческие программы занятий  детей с ориентацией на познавательную доминанту, пришли и ветераны. Постепенно все от 3-х до 70-ти лет – чувствовали себя в общем доме.

Директор этого  Культурного центра Никифорова Е., считает, что именно высокие технологии сегодня  крайне необходимы в гуманитарной сфере, и, конечно, в нашей клубной практике. Схема, на мой взгляд, проста: идея (концепция) – программа – механизм реализации (современные и совершенные методы обеспечения).

Конечно же, генератором  такой технологии является человек. В свое время пришел в «Смену»  опытнейший актер и режиссер, подлинно интеллигентный человек Е.А.Иванов с идеей и концепцией создания исторического детско-юношеского театра. Предложил программу учебы ребят по истории театра от античности до русского классического театра, а также в организации постановок спектаклей в сотворчестве с музыкальными танцевальными коллективами, с клубом поэзии. И не только предложил программу, а взял на себя всю полноту ответственности за ее практическое воплощение «Она реализуется благодаря организационному и материальному обеспечению, постоянному анализу и контролю выполнения».

Коллектив Культурного  центра «Смена» понимает, что культура не обслуживает население, но формирует  человека, его жизненные и гражданские  идеалы, нравственные чувства. Она делает личность своим субъектом.

«Не надо забывать, что дети и подростки, юноши и  девушки, добровольно приходящие в  клуб, вовлечены в процесс воспитания, а оно и есть погружение человека в культурное поле социума, в котором  происходит “прививка” культуры труда, поведения, отношений».

Одним из подразделений  городского культурного центра является центр социально-психологической  помощи подросткам «Перекресток», который  работает в плане социально-психологической  реабилитации «трудных» детей и  подростков уже в течении семи лет. Под активным патронажем сегодня находится 90 детей и подростков группы социального риска 12-19 лет. Они повседневно находятся в поле зрения и внимания. И они знают, что их не забыли, и придут к ним на помощь.

Идеологией  этого центра являются принципы гуманизма, социальной справедливости, гуманитаризации воспитания. «Основная наша задача состоит в том, чтобы дать возможность осознать и почувствовать всем «трудным» детям и подросткам, что они не отбросы общества, что они люди, личности нужные отечеству, что у каждого есть будущее.

Основной педагогический принцип – это чуть-чуть полюбить ребенка – и откроется его  душа, и засветится в ней искорки  Веры, Надежды, Любви».

Вся работа по социально-психологической  реабилитации «трудных» подростков строится на основе 10 программ. Вот лишь некоторые из них:

«Старший друг», или семейная программа предусматривает  осуществления семейного патронажа, систематическое посещение социальным педагогом или психологом неблагополучных  семей с целью обучения родителей  и детей правильным взаимоотношениям. Ведь зачастую проблема ребенка – это, прежде всего, проблема родителей.

«Школа выживания» - эта программа дает специальные  знания о том, как выжить не только в условиях природы, но и в городской  среде, как не поддаться панике, уметь  сказать «нет», как избежать драки, как поступать в незнакомом коллективе.  

-«Право и  дети» - программа, направленная  на оказание юридической помощи  несовершеннолетним, их родителям.

«Терапия искусством» - программа связана с обогащением  эмоционального мира ребенка, приобщением к прекрасному. Здесь ребята знакомятся с творениями великих художников, и с творчеством театральных, музыкальных, танцевальных и хоровых коллективов Культурного центра «Смена» и сами участвуют в художественной самодеятельности.

Если сказать обобщенно, то в реализации всех программ центр проповедует педагогику социума «Мир вокруг ребенка» со всеми его прелестями и невзгодами, истинами и противоречиями. Эта педагогика способствует постижению будущими гражданами смысла и ценности жизни.

Только один пример – девочка Лена находилась на реабилитации 5 лет, до этого прошла путь от воровства до наркотиков. Благодаря открытию с помощью центра подлинных ценностей этого мира обрела себя. Поступила в институт. По окончании собирается работать психологом в Центре. Активно участвует в осуществлении волонтерской программы.

Этот опыт можно  признать удачным потому что сотрудники Культурного центра «Смена» смогли из запущенного клуба, где работают всего 10 самоокупаемых кружков для  детей, на основе взаимодействия, доброжелательности и перспективной программы действий, создать многопрофильный культурный центр. Где сегодня работает 90 художественно-творческих подразделений, 60% которых работают на бесплатной основе.

Этот коллектив  стремится совершенствовать свою деятельность, но тоже испытывают затруднения: до сих пор продолжаются силовые методы «управления», мешают зарабатывать деньги на развитие, работа подразделения «Перекресток» (центр социально-психологической реабилитации) строится на энтузиазме работников Культурного центра «Смена», и почему- то считается каким-то “второстепенным” и не вписывается в столичную программу «Дети улицы».

Опытом работы Культурный центр «Смена» поделилась на страницах журнала “Клуб” № 10,1998г., директор Е.Никифорова и руководитель центра социально-психологической помощи подросткам, П.Ф.Либемсон.

Этот опыт как  нельзя лучше показывает, что сегодня  современные Культурные центры должны быть многопрофильными, и нести в  себе социальную направленность.

Городской «Культурный  центр» города Пскова делится своим опытом в журнале «Встреча» № 6 за 1998 год. И предлагает организовать во всех культурно-досуговых учреждениях следующие модели досуговых занятий:

Пушкиниана (модель)

Постоянный  поэтический конкурс на лучшее чтение стихов А.С.Пушкина. Он был организован под девизом к 200-летию со дня рождения Великого российского поэта. А на Псковщине такой цикл просто обязан быть всегда.

Участвуют: все  желающие – школы, ГПТУ, техникумы, институты, просто жители города, независимо от возраста и положения.

На вечере можно  читать:

любые произведения до 5-20 минут по времени;

стихи А.С.Пушкина;

стихи о Пушкине;

стихи поэтов времен А.С.Пушкина;

стихи собственного сочинения…

Победитель  получает: Диплом за участие и книгу  в подарок.

Конкурс проводится постоянно, в одно и то же время, с периодичностью два раза в месяц.

Вечера по продолжительности  не более 2-3 часов. 

Клубные выставки (модель)

Постоянно действующий  комитет по организации выставок в клубе или Доме культуры. Для  этого необходимо иметь выставочное  оборудование, площади (стены, которые ранее активно завешивались наглядной агитацией) и организовывать в год до 24 различных выставок для детей и взрослых, тематических и универсальных, именных и общих. Представляется, что в ДК могли бы постоянно (ежедневно) функционировать две – как минимум! – выставки, независимо друг от друга.

Пути организации:

Дом культуры представляет площади и оборудование по заявкам-договорам  сторонним организациям, Союзам, предприятиям различных форм собственности.

Дом культуры сам  организует выставки и приглашает для участия граждан города и иногородних представителей с учетом взаимных интересов, экономической и политической ситуации.

Выставки как  составная часть клубного праздника, клубной встречи, или другого  мероприятия. Сюда же можно отнести и проведение выставок как этапа работы клубного объединения по интересам: отчет Клуба коллекционеров, самодеятельных художников, да и любого другого творческого коллектива.

Салоны в  Клубе (модель)

Музыкальный салон;

Литературный  закон;

«Мой край родной»;

Театральный салон;

Юридический салон;

«Из недр земли»;

Программа салона:

встреча гостей;

знакомства  и представления;

обозначение темы ведущим;

несколько взглядов на тему (выступление гостей);

о чем говорят, о чем пишут (салонные новости);

короткие интересные рассказы: из прошлого, настоящего, будущего;

выступают гости  салона (песни, танцы, стихи…);

кофе, чай;

слайды, любительские фильмы, записи, альбомы;

внутри салонные обычаи: отмечать дни рождения, годовщины, юбилеи;

внутри салонные развлечения: конкурсы, соревнования, игры;

- уход гостей (прощание, проводы).

Знание особенностей, функции и концепций формирования центров досуга необходимо для каждого  социального работника, социального  педагога, культурного, экономиста социально-культурной сферы, социолога, которые в одинаковой мере ответственны за разработку проектов и их реализацию.

Подводя итог в  рассмотрении основных характеристик  культурных центров, нужно отметить следующее: что их деятельность только тогда привлечет к себе молодых  людей и вызовет у них стремление присутствовать на досуговых программах, когда они разнообразны и привлекательны.

Каждый современный  культурно-досуговый центр должен стать для молодежи любимым местом отдыха и общения и местом резонного  проведения своего досуга. 

В современных культурных центрах основой содержания работы является самодеятельное культурно-творческое начало. На региональном уровне, в рамках города, микрорайона предпринимаются попытки найти достаточно эффективные пути, которые смогут в той или иной степени приостановить процесс относительного спада культурно-творческой активности населения. В региональных программах социально-культурного развития предусматривается совершенствования отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, решение социальных проблем (борьба с наркоманией, пьянством и т.д.).

Информация о работе Совершенствование деятельности культурно - досуговых центров по организации досуга молодежи