Современная молодёжь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 21:24, реферат

Краткое описание

Молодежь ругали всегда - и в папирусах Древнего Египта, и в письмах и эссе древних греков можно встретить сетования на то, что “молодежь пошла не та”, что утрачена прежняя чистота нравов и т.д., и т.п. Вот и сегодня со всех сторон доносятся упреки молодежи в аморальности, в отказе от традиционных для россиян ценностей, в меркантилизме и т.п. Насколько справедливы эти упреки? Ничуть не более чем упреки древних египтян.

Содержание

Введение
1. Цели и опасения современной российской молодежи
2. Их стремления в сравнении со старшим поколением
3. Ценностные ориентации молодежи и старшего поколения
4. Отношение молодежи к нормам морали и праву
5. Девиантное поведение молодежи
6. Ценность качеств человека
7. Образование – одна из главных ценностей молодежи
8. Влияние СМИ
Заключение

Вложенные файлы: 1 файл

современная молодёжь.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

 

Влияние СМИ

 

Если говорить о характере  влияния СМИ на молодежь, то можно  выделить два характера воздействия. Дело в том, что СМИ может производить как позитивное, так и негативное воздействие на молодых людей. Таким образом средства массовой информации имеет две стороны влияния, как две стороны медали. Давайте проследим характер этого влияния на примере такого СМИ как телевидение.

Социологические исследования последних десятилетий, которые  проводились и в нашей стране, и за границей, неоднократно подтверждали, что в структуре детского и  молодежного произвола лидирует просмотр телепередач как наиболее доступная, универсальная  форма  провождения свободного времени. По мнению исследователей, сильнейшее воздействие телевидения производится на формирование представлений о современном состоянии общества, об уровне существующей в нем справедливости и наиболее типичные характеристики современного представителя. В меньшей мере СМИ (а конкретнее телевидение) влияет на формирование разных граней общественного идеала, связанных с  представлениями про идеальный способ жизни, идеальный общественный строй, идеал социальной справедливости и желанные качества человека.

Выходит, можно утверждать, что именно СМИ в лице телевидения, транслирует модели, стили и образцы сознания и поведения.

  Негативное влияние. В наше время особой остроты обрела проблема телевизионного  насилия. Практически во всех современных сериалах, фильмах, и даже мультфильмах существует насилие. Термин «телевизионное насилие» давно используется в научном лексиконе и объединяет в себе демонстрацию нанесения  повреждения или ущербов персонажам телевизионных программ или фильмов. С одной стороны существует множество исследований, результаты которых свидетельствуют, что просмотр сцен насилия по телепрограммам и фильмам связанный с последующей агрессией. Было доказано, что теленасилие может стать причиной кратковременного возбуждения и так званых «эффектов моделирования» Давайте вспомним известный фильм Оливера Стоуна «Прирожденные убийцы». После его выхода по миру прокатилась волна грабежей, разбоев, убийств, содеянных молодыми людьми, которые утверждали после ареста, что подражали героям этого фильма. В то же время не менее авторитетные ученые своего времени не получили ни одного свидетельства существования связи между употреблением теленасилия и последующими изменениями агрессивности поведения.

СМИ являются также источниками  пошлой информации, порнографии. В телевидении  транслируется множество эротических  фильмов, которые развращают, опошляют современную молодежь. Страшно то, что эту пошлость, нечистоту мы видим не только по телевидению, но и в газетах, журналах, в сети Интернет – везде. Можно проследить негативное воздействие телевидения на половую жизнь подростков. Ценности, нормы и стереотипы половой жизни, которые транслируют СМИ, очень часто далеки от реальности, ориентируют молодых людей на бесправные половые связи, которые не опираются на взаимные чувства любви и ответственности, провоцируют и стимулируют  и без того повышенную подростковую сексуальность.

Но с другой стороны  телевидение  - неотъемлемый элемент  культуры двадцатого века, часть и компонент духовной жизни социума и личности. Телевидение в своей развитой форме увеличивает возможности соучастия людей в разных событиях, делает достижения науки и культуры доступным для масс, расширяет пределы жизненного мира каждого индивида до  всепланетарных масштабов.

Помимо  негативного  влияния СМИ на молодежное поведение, можно выделить несколько позитивных моментов:

► СМИ держит молодежь в курсе всех происходящих событий, таким образом утоляя «информационный голод»

►  средства массовой информации повышает общую, в том числе и политическую культуру населения;

► служит для взаимного  информирования властей и населения;

► снимают социальную напряженность;

 

Воздействие телевидения.

Средства массовой информации стали не только неотъемлемой частью массовой культуры современного общества, но и важным институтом социализации личности. Самым мощным средством информации по воздействию на сознание людей является телевидение, обеспечивающее возможность наглядно-образного восприятия, а значит, и более сильного эмоционального воздействия на человека.

 

В 2003 году социологической  лабораторией Краснодарского края было проведено социологическое исследование для изучения содержания телепередач, транслируемых центральными и красноярскими  телевизионными каналами, и определения особенностей их влияния на жизненные перспективы учащейся молодёжи.

Результаты исследования:

- Результаты исследования  показали, что просмотр телевизионных  передач занимает весьма значимое  место в структуре досуга молодых  людей, уступая лишь общению с друзьями.

- Анализ основных мотивов  просмотра фильмов и передач  показал, что учащиеся смотрят  ТВ для того, чтобы развлечься. В то же время глубинный  (факторный) анализ показывает, что  телевидение для молодых людей  является источником целенаправленного получения информации и способом эмоциональной разрядки.

- Анализ отношения  молодёжи к агрессии, насилию,  представленных на телеэкране, показывает  следующее: в среднем учащийся, проживающий в Красноярском крае, ежедневно видит не менее 10 сцен насилия; вопреки сложившемуся мнению, согласно которому молодежь предпочитает смотреть агрессивные сцены, большинство респондентов (80% опрошенных) относится к подобным сценам равнодушно либо их отвергает.

Телевидение мощно влияет на смысложизненные ориентации учащейся молодёжи, задаёт и продвигает стандарты красивой жизни.

Телевидение сильно воздействует на поведения молодёжи, вносит существенный вклад в характер их общения с  миром, оказывается стимулом для  действий, которые не нужно изобретать самому, поскольку они даны в готовом виде. Пропагандируя определенные ценности, оно способно формировать у людей соответствующие установки.

Особенно чувствительны  к влиянию телевидения молодые  люди: подростки и юноши. СМИ задают характерные для современной  массовой культуры идеальные личностные образцы и нормы поведения, которые проецируются на молодежную субкультуру и тем самым присваиваются подростками, формируя их ценностные ориентации и реальное поведение. В этой связи особый интерес представляет анализ как позитивных, так и негативных моделей социального поведения, которые распространяются через каналы СМИ, поскольку это имеет прямое отношение к пониманию содержательного контекста и механизмов социализации подростков.

 Можно проследить  существенное противоречие в ценностных установках молодых людей: с одной стороны, на уровне сознания декларируется стремление к личной независимости, хорошим и стабильным межличностным отношениям, к созданию семьи и получению достойной работы; с другой стороны, по результатам факторного анализа просматривается четкая ориентация на западные стандарты жизни. Телевидение в данном контексте играет существенную роль в формировании ценностных установок молодых людей. Поскольку молодежь достаточно обособлена в культурном плане от старшего поколения, то телевидение, использующее в своих трансляциях западные передачи и фильмы, успешно продвигает западный образ жизни и восприятие мира.

Дополнение к этой теме есть в статье Воеводиной Т.В.

в газете «Точка Ру»:

“ГЛОБАЛЬНАЯ ПЕСОЧНИЦА НА ОСТРОВЕ ДУРАКОВ

Когда-то дети изображали из себя взрослых, сегодня  наоборот: взрослые активно косят  под детей. Никто не имеет права  стать не то, что старым, об этом и  речи нет – даже просто не молодым. Лучше всего оставаться дошкольником, лет эдак шести. Вообще, современные СМИ, общественный дискурс, вся атмосфера общества - ориентированы на шестилеток. Вернее так: на взрослых, сохранивших незамутнённость ума, свойственную дошкольникам. Кто-то из американских режиссёров сказал, что кино в Америке создаётся в расчёте на цветного подростка – его уровень понимания и образ мысли. У нас это, вероятно, соответствует детсадовскому образу мышления и всем его милым особенностям.

В чём они  состоят? А вот.

SANCTA SIMPLICITAS – СВЯТАЯ ПРОСТОТА.

Любой разговор, любое рассуждение должно быть простым. Признаются только простые мысли и простые решения. Ничего не должно быть сложного, неоднозначного. Никаких тебе «с одной стороны», «с другой стороны» - это из нудного мира взрослых, который преодолён в ходе поступательного развития современной цивилизации. Все явления делятся на плохие и хорошие. Ну, как в детском саду: зайчик – какой? Хороший. А волк – какой? Плохой. Точно так и у взрослых шестилеток: социализм был плохой, а капитализм – хороший. Сегодня мы ушиблись об капитализм – и он вот-вот станет плохим. Ровно в той же мере, в какой прежде был хорошим. Когда-то любили либерализм и «невидимую руку рынка», а сегодня либерализм – плохой. Плохой – и всё тут.

 Что всё  хорошее – хорошо не абсолютно,  а недостатки – суть продолжение  достоинств – всё это слишком сложно и нудно, а потому отвергается. К тому же сколько-то сложные рассуждения могут навести на мысль о том, что ты чего-то не понимаешь и даже, страх сказать, по своим умственным дарованиям в принципе не способен понять, а это будет недостаточно позитивно. Про позитив поговорим чуть позже, а сейчас – про святую простоту.

 Все предлагаемые  объяснения всех без изъятья  явлений должны быть простыми  и одноходовыми. Например, «Живём  плохо, потому что Путин», или  «Во всём виноваты чиновники», или «А как же по-другому-то может быть, когда у нас такая экология?», «Во всех нормальных странах это есть, значит, и нам надо». Соответственно и меры к исправлению чего-то неудовлетворительного предлагаются строго простые и одноходовые. Например, запретить чиновникам воровать. Или вот: ввести ЕГЭ, чтобы было как за границей. Или что-нибудь во что-нибудь переименовать. Или слить два ненужных по отдельности вуза, чтобы получился один нужный.

Таков способ мышления не властей, не чиновников, не продажных журналюг – вовсе нет.

 Это способ  мышления ВСЕХ НАС, это вообще  уровень общественного сознания  и общественного обсуждения проблем.  Креативные и интеллектуальные  мыслят ровно так же, достаточно  ознакомиться с материалами так называемой оппозиции.

Вообще-то, любовь к простым мыслям была издавна свойственно русской интеллигенции. На это обращали внимание ещё авторы «Вех». Но там было несколько другое. Русская дореволюционная интеллигенция не ценила самоценностной мысли, не уважала чистое философское творчество, поскольку ей казалось, что всё это недостойная роскошь, непозволительная в трудную пору борьбы за освобождение страждущего человечества. Тогда склонность к простым мыслям было проявлением своеобразного интеллигентского аскетизма. Сегодняшняя простота питается из иного источника. Это простота впадения в детство.

Ничего серьёзного сегодня обсуждать нельзя, и ничего нельзя обсуждать серьёзно. (Это  разное: обсуждать серьёзное и  обсуждать серьёзно). Вдруг получится  нудно? Поэтому обо всём нужно  говорить весело, желательно приплясывая, качаясь на качелях или едучи в автомобиле, и очень коротко. Американцы установили, что современный телезритель не способен отслеживать развитие какой-то мысли долее трёх минут; дальше он отвлекается. Я часто выступаю перед своими продавцами и подтверждаю: это так. Они, люди старшего поколения и в подавляющем большинстве с высшим образованием, воспринимают только простое и занятно выраженное. Это дети, привыкшие есть только конфеты, ничего другого их желудок не переваривает…”

“(Опубликовано 04 Октябрь 2012 года)”

 

Заключение

 

 

   Очень  часто приходится слышать от  старшего поколения, что наша  жизнь сегодня не та, что прежде, что наше общество должно измениться. Но что нужно сделать для  этого? В первую очередь, только  из глубокой убеждённости всех и каждого в том, что общество нуждается в коренном обновлении, вырастает энергия массового созидания, без которой немыслим крутой перелом во всех сферах общественной жизни. Процесс обновления также предполагает небывалое повышение удельного веса творческого потенциала, которым так богата юность. У молодёжи всегда самые близкие и непосредственные отношения с будущим общества, поэтому необходимо взять курс на повышение ответственности и самостоятельности, расширения прав молодёжи. И, наконец, залог успешного разрешения проблем - в нерасторжимом единстве слова и дела.   

 Итак, жизненные  ценности сегодняшней молодёжи  определяют образ нашего “завтра”.

 

P.S. Если народ имеет то правительство, которое он заслуживает, то народ и правительство имеют дело с той молодёжью, которую они сами воспитывают — любое проявление невнимания к молодёжным проблемам способно (возвращаясь, подобно бумерангу, с другой стороны в самый непредвиденный момент) создать ещё большие проблемы для настоящего и будущего общества.

 

Список литературы

 

1) Никольский Д. Социология молодёжи (Молодёжный экстремизм и                     молодёжная субкультура)/ http://www.romic.ru/referats/0703.htm

2) Перов И.М Неформальные молодёжные объединения/ http://www.romic.ru/referats/0701.htm

3) Руткевич М.Н., Рубина Л.Я. Общественные потребности, система                          образования, молодёжь. - М.: Политиздат, 1988.

4) Социология молодежи. Под ред. В. Т. Лисовского Изд-во СПбГУ. 1996.

5) Уральская школа молодых социологов (сборник тезисов научных работ студентов и аспирантов). - Екатеринбург, 1998.

6) Формирование мировоззренческой культуры молодёжи. Под ред. В.Г. Табачковского. - Киев: Наукова Думка, 1990.

7) Соцоилогия молодежи  http://sociologia.studentu.ru/

8) Интернет-газета «Точка Ру» http://tochka-py.ru/index.php?start=60#cutid1




Информация о работе Современная молодёжь