Современная семья

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 10:48, реферат

Краткое описание

Осознавая актуальность и значимость изучения проблем семейных отношений, в рамках данной работы автор попытался разобраться в причинах их возникновения и способах решения.

Содержание

Введение 3
1. Понятие семьи и брака 3
2. Виды семейных отношений в современной семье
3. Нарушение механизмов интеграции семьи
4. Особенности супружеских взаимоотношений, влияющие на возникновение проблем
в семейных отношениях
5. Влияние семьи на становление личности
6. Пути решения семейных проблем
Заключение
Список литературы

Вложенные файлы: 1 файл

1.doc

— 84.00 Кб (Скачать файл)

 

 Развитие  интеллекта, творческих способностей, познавательных сил и первичного опыта трудовой деятельности, нравственное и эстетическое формирование, эмоциональная культура и физическое здоровье детей – все это зависит от семьи, от родителей и все это составляет задачи семейного воспитания.

 

 На уровне фактов приходится отмечать, что разрушение семьи в традиционном плане продолжает нарастать. Еще более ослабели внутрисемейные связи: сокращается рождаемость. По состоянию на 1993 год в России ежедневно рождалось около 5450 детей, в том числе внебрачных почти 800, это каждый 6-7-ой ребенок. Увеличилось количество ослабленных детей, зафиксированное при рождении: от приведенной вначале цифры – более 80 рождается с наследственными и врожденными заболеваниями, более трехсот детей рождается недоношенными, и, в результате такого положения, около ста детей умирает, не дожив до года. По причине нестабильности семьи в стране ежедневно совершается почти 11 тысяч случаев изгнания плода. Статистика одного дня фиксирует большое количество разводов, которое достигает почти половину от зарегистрированных браков, а именно: вступает в брак – 3616, разводятся – 1534. В результате без одного из родителей остается 1288 детей, передается в дом ребенка – 30; под опеку и усыновление – 132; отбирается у родителей как не обеспечивающих нормальное воспитание – 32; убегает из дома – 237; ставится на учет в инспекции по делам несовершеннолетних – 952; доставляются в органы внутренних дел – 1463; совершается различных преступлений – 476; осуждаются народным судом – 235; покушаются на жизнь или совершают убийства – 2; совершают изнасилования – 7. Именно среди этой группы детей наиболее часто устанавливается диагноз больных алкоголизмом, наркоманией, пытающихся покончить жизнь самоубийством.

 

 В педагогике существует  классификация семей не только  по составу, но и по характеру  взаимоотношений в них. Ю.П.Азаров  делит семьи на три типа: идеальная,  средняя, негативная или скандально-раздражительная10.

 

 У педагогов – практиков  деление семей принято на «благополучные»  и «неблагополучные», хотя благополучие  нередко носит только видимый  характер и определяется по  анкетным данным: есть ли родители, каково их образование, где  работают, каково материальное положение в семье. Бесспорно, все эти показатели имеют определенное значение и влияние на семейное воспитание. Но часто так бывает, что за этим анкетным благополучием скрываются глубокие внутренние противоречия, раздирающие семью. Сплоченность и крепость ее существует только для показа. Это семьи псевдоблагополучные, псевдосолидарные.

 

 Неблагополучными принято считать  те семьи, в которых ясно  просматриваются дефекты воспитания. Как правило, в неблагополучных  семьях дети больные, так как  за постоянную напряженность в семье ребенок расплачивается неврозами и другими болезнями, тесно связанными между собой. В неблагополучной семье приходится наблюдать явное или скрытое эмоциональное напряжение ребенка, переходящее в отторжение. Частые наказания, окрики, недовольство со стороны родителей заставляют ребенка придти к выводу что его не любят, что он никому не нужен. В ответ на эту ситуацию ребенок замыкается, уходит в свой узкий и нерадостный мирок или пытается привлечь к себе внимание, заставляет родителей полюбить себя. Все это создает надлом в душе ребенка, делает его ущербным. Ребенок не может найти свое место в семье, а затем в жизни11.

 

 Семья может выступать в  качестве как положительного, так  и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

 

 Семья – это особого рода  коллектив, играющий в воспитании  основную, долговременную и важнейшую  роль. У тревожных матерей часто  вырастают тревожные дети; честолюбивые родители нередко так подавляют своих детей, что это приводит к появлению у них комплекса неполноценности; несдержанный отец, выходящий из себя по малейшему поводу, нередко, сам того не ведая, формирует подобный же тип поведения у своих детей и т.д.

 

 От условий воспитания в  семье зависит адекватное и  неадекватное поведение ребенка.  Дети, у которых занижена самооценка, недовольны собой. Это происходит  в семье, где родители постоянно  порицают ребенка, или ставят  перед ним завышенные задачи. Ребенок чувствует, что он не соответствует требованиям родителей, что порождает комплексы, от которых потом невозможно избавиться.

 

 Неадекватность также может  проявляться с завышенной самооценкой.  Это происходит в семье, где  ребенка часто хвалят, и за  мелочи и достижения дарят подарки (ребенок привыкает к материальному вознаграждению). Ребенка наказывают очень редко, система требования очень мягкая.

 

 Остановимся на наиболее  распространенных стилях семейного  воспитания, определяющего особенности  отношений подростка с родителями и его личностное развитие.

 

 Демократичные родители ценят  в поведении полростка и самостоятельность,  и дисциплинированность. Они сами  предоставляют ему право быть  самостоятельным в каких-то областях  своей жизни; не ущемляя его  прав, одновременно требуют выполнения обязанностей. Контроль, основанный на теплых чувствах и разумной заботе, обычно не слишком раздражает подростка; он часто прислушивается к объяснениям, почему не стоит делать одного и стоит сделать другое. Формирование взрослости при таких отношениях проходит без особых переживаний и конфликтов.

 

 Авторитарные родители требуют  от подростка беспрекословного  подчинения и не считают, что  должны ему объяснять причины  своих указаний и запретов. Они  жестко контролируют все сферы  жизни, причем могут это делать и не вполне корректно. Дети в таких семьях обычно замыкаются, и их общение с родителями нарушается. Часть подростков идет на конфликт, но чаще дети авторитарных родителей приспосабливаются к стилю семейных отношений и становятся неуверенными в себе, менее самостоятельными.

 

 Ситуация осложняется, если  высокая требовательность и контроль  сочетаются с эмоционально холодным, отвергающим отношению к ребенку.  Здесь неизбежна полная потеря  контакта. Еще более тяжелый случай  – равнодушные и жестокие родители. Дети из таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки, хотя имеют сильную потребность в любви.

 

 Сочетание безразличного родительского  отношения с отсутствие контроля  – гипоопека – тоже неблагоприятный вариант семейных отношений. Подросткам позволяется делать все, что им вздумается, их делами никто не интересуется. Поведение становится неконтролируемым. А подростки, как бы они иногда не бунтовали, нуждаются в родителях как в опоре, они должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться.

 

 Гиперопека – излишняя забота  о ребенке, чрезмерный контроль  за всей его жизнью, основанный  на тесном эмоциональном контакте, - приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.

 

 Трудности возникают и при  высоких ожиданиях родителей,  оправдать которые ребенок не  в состоянии. С родителями, имеющими  неадекватные ожидания, в подростковом  возрасте обычно утрачивается  духовная близость. Подросток хочет сам решать, что ему нужно, и бунтует, отвергая чуждые ему требования.

 

 Таким образом, для того, чтобы  максимизировать положительные  и свести к минимуму отрицательное  влияние семьи на воспитание  ребенка, необходимо помнить о  внутрисемейных психологических факторах, имеющих воспитательное значение и представляющих собой необходимые формы поведения родителей:

 

 Принимать активное участие  в жизни семьи;

 

 Всегда находить время, чтобы  поговорить с ребенком;

 

 Интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;

 

 Не оказывать на ребенка  никакого нажима, помогая ему  тем самым самостоятельно принимать  решения;

 

 Иметь представление о различных  этапах в жизни ребенка;

 

 Уважать право ребенка на  собственное мнение;

 

 Уметь сдерживать собственнические  инстинкты и относиться к ребенку  как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает  меньшим жизненным опытом;

 

 С уважением относиться к  стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться12.

 

6. Пути решения семейных проблем

Необходимыми условиями счастливых семейных отношений являются: направленность на другого (умение понимать его, внимательно  к нему относиться, учитывать вкусы, интересы и желания); нормальное, бесконфликтное общение; доверительность и эмпатия; понимание друг друга; нормальная интимная жизнь; наличие Дома (место, где человек может отдохнуть от сложностей жизни)13.

 

 Существует значительное количество  всевозможных моментов, искажающих, нарушающих процесс решения семьей ее проблем: неосознаваемые мотивы, неверные постулаты, недостаток эмпатии (способность понять, принять другого), социально-экономические условия. Успешность их разрешения зависит от того, насколько сильны в данной семье навыки эффективного рассмотрения и решения семейных проблем. Если семья вообще умеет решать проблемы, если у нее есть значительный опыт совместного обсуждения и решения самых различных (возможно, даже весьма далеких от жизни данной семьи) проблем, то она устойчива против искажающих факторов. Слабость таких навыков делает семью весьма уязвимой.

 

 Неумение семьи обсуждать  и решать проблемы может быть  вызвано низким культурным уровнем  семьи, своеобразием ее традиций  или традиций социального слоя, к которому принадлежит семья, воспитанием, которое получили члены семьи, и т.д.

 

 Несмотря на то, что в современном  обществе растет число семей,  члены которых имеют высокий  образовательный уровень, существует  очень мало семей, где в решении  проблем поощряется самостоятельность. Значительно чаще в качестве источника правильных решений и жизненной мудрости рассматриваются традиции, опыт старших, советы специалистов.

 

 Значительной число семей  видят источник своих проблем  в том, что они в чем-то  отклоняются от нормального (в их представлении - наиболее распространенного или похвального поведения).

 

 Все указанные факторы лишают  семью возможности учиться самостоятельно  решать проблемы, набираться опыта.  Между тем семья может эффективно  решать проблемы, только если научилась этому. Таким образом, весьма существенной задачей является формирование навыков эффективного решения проблем вообще и семейных в частности. Чем лучше члены семьи представляют себе и контролируют ход этого процесса, чем прочнее навыки и больше опыт решения самых различных проблем, тем сильнее сопротивление семьи искажающему воздействию различных факторов14.

Заключение

В изменяющихся социальных условиях современная семья подвергается ряду неблагоприятно воздействующих социально-экономических факторов. Несомненно, это воздействие сказывается на функционировании семьи как системы, и зачастую именно социально-экономические факторы являются причиной распада семей.

 

 Но, несмотря на это, при  анализе литературы на тему  данной работы автор обратила внимание на позицию многих исследователей проблем семьи, заключающуюся в изучении ведущих факторов устойчивости семьи - особенностей межличностных отношений ее членов.

 

 Несомненным условием устойчивости  и прочности семейных взаимоотношений  являются способность понять и принять другого человека таким, какой он есть, умение членов семьи ставить и достигать совместные цели.

 

 Проблемы семьи негативным  образом отражаются на ее основных  функциях; неблагоприятные условия  воспитания в семье имеют далекие  последствия, отражаясь на воспитании следующих поколений детей.

 

 Немаловажное значение имеет  и подготовка молодежи к будущей  семейной жизни, осознание молодым  человеком подлинной важности  и значимости семьи в жизни  как отдельного человека, так  и всего общества.

 

 Прогресс взаимоотношений в  семье только тогда становится  благоприятным для обоих супругов, их творческим свободным выбором,  когда каждый имеет право сам  определять направление своего  развития, сохраняя в числе важнейших  духовных ценностей семью.

Список литературы

 

 Азаров Ю.П. Семейная педагогика: Педагогика любви и свободы.  – М., 1993.

 

 Ковалев С.В. Психология семейных  отношений. М., Педагогика. 1987.

 

 Осипов Г.В., Коваленко Ю.П.  Социология. – М.: 1990.

 

 Педагогика Учебник. Под ред.  П.И.Пидкасистого. М., 1995.

 

 Соловьев Н.Я. Брак и семья  сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977.

 

 Филип Райс. Психология подросткового  и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000.

 

 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.  Психология и психотерапия семьи.  СПб: Питер, 1999.

 

 Энциклопедия практического самопознания. М., Международная педагогическая академия, 1994.

 

 

 

 

1 Соловьев Н.Я. Брак и семья  сегодня. - Вильнюс: Минтис, 1977. 226 стр.

 

2 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.  Психология и психотерапия семьи.  СПб: Питер, 1999, стр. 181.

 

3 Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. Социология. – М.: 1990, стр. 286.

 

4 Ковалев С.В. Психология семейных  отношений. М., Педагогика. 1987, стр. 7-8.

 

5 Ковалев С.В. Психология семейных  отношений. М., Педагогика. 1987, стр. 9-11.

 

6 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.  Психология и психотерапия семьи. СПб: Питер, 1999, стр 180-181.

 

7 Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.  Там же, стр. 181.

 

8 Энциклопедия  практического самопознания. М., Международная  педагогическая академия, 1994, стр. 162-165

 

9 Ковалев  С.В. Психология семейных отношений. М., Педагогика. 1987, стр. 47-48.

 

10 Àçàðîâ  Þ.Ï. Ñåìåéíàÿ ïåäàãîãèêà: Ïåäàãîãèêà  ëþáâè è ñâîбоды. – М., 1993.

 

11

 

 

* Педагогика Учебник. Под ред. П.И.Пидкасистого. М., 1995, стр. 475-481.

 

12 Филип  Райс. Психология подросткового  и юношеского возраста. - СПб. - Питер. 2000., стр. 451-476

Информация о работе Современная семья