Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:38, реферат
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. В анализах, посвященных данному принципу, рассматриваются проблемы социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие социального государства…………………………………………...5
Признаки и функции социального государства……………………………………………………………………11
Характерные черты современного социального государства…………......13
Заключение…………………………………………………………………....16
Список используемой литературы…………………………………………..17
Российский Государственный Социальный Университет
______________________________
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра политологии и социальной политики
Реферат
студентки 4 курса очного отделения
Колпаковой Марины Геннадьевны
«Современное социальное государство»
Москва - 2013г
Содержание
Введение…………………………………………………………
Понятие социального
государства…………………………………………...
Признаки и функции
социального государства…………………
Характерные черты современного социального государства…………......13
Заключение……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..17
Введение
Актуальность исследования.
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. В анализах, посвященных данному принципу, рассматриваются проблемы социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Сегодня наряду с правовым, светским и демократическим принципом признан принцип социального государства. Но сталкиваясь с различными вызовами и рисками, способы осуществления социальной политики постоянно изменяются, по этой причине наука постоянно находиться в поиске различных методов построения социального государства.
Проблематика социального государства чрезвычайно актуальна для России. По Конституции 1993 года наша страна является социальным государством1. Но в силу разного ряда причин построение социального государства в нашей стране становиться затруднительным. К факторам, влияющим на построение социального государства можно отнести менталитет граждан, геополитическое положение, физико-географические и климатические условия.
Разработка теории социального государства чрезвычайно важна, поскольку реализация социальной функции государства в разумных масштабах способна принести, и приносит обществу столь же огромную пользу.
Актуальность исследований социального государства определяют не только вытекающие из них важные политические последствия, но и их значение для теории и практики. Разработка российской модели социального государства, конкретной государственной социальной политики, механизмов защиты и социальной поддержки – все это должно обеспечиваться объективными научными знаниями.
В начале 90-х гг. ХХ века в России проблематика социального государства начала постепенно входить в научный оборот. Теоретическая разработка проблем социального государства в отечественной науке в настоящее время только начинается.
Цель работы – на основе мирового опыта выявить функции социального государства и рассмотреть перспективы его становления в современной России.
Поставленная цель обусловила решение следующих задач:
Задачи:
Понятие социального государства
СОЦИАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВО – система учреждений, деятельность которых направлена на представительство и защиту, прежде всего тех, кто самостоятельно не способен обеспечить свое существование, а также на создание каждому гражданину достойного уровня жизни, равных возможностей для самореализации, что формирует особый тип социальных связей, основанный на принципах социальной справедливости, солидарности, гражданского мира и согласия. Несколько иначе звучит определение социального государства в статье социолога: "Социальное государство - особый тип государства, возникший в результате широкого исторического компромисса разнонаправленных политических и социальных сил в интересах всех слоев общества, основанного на осознании зоны объективных общих интересов контрагентов социального противоборства и необходимости ее дальнейшего расширения с помощью активной, опирающейся на экономическую эффективность и политическую стабильность, социальной политики"2. Означает, что государство служит обществу и стремится исключить или свести к минимуму неоправданные социальные различия. Социальное государство обязано поддерживать абсолютное равенство в правах для всех общественных классов и для отдельной личности посредством своей власти. Государство обязано способствовать экономическому и общественному процессу всех своих граждан, так как развитие одного выступает условием развития другого. Российский исследователь Гончаров, констатирует, что "социальное государство представляет собой особый тип высокоразвитого государства, в котором обеспечивается высокий уровень социальной защищенности всех граждан посредством активной деятельности государства по регулированию социальной, экономической и других сфер жизнедеятельности общества, установлению в нем социальной справедливости и солидарности"3. Понятие социального государства впервые было выдвинуто в середине 19 века немецким мыслителем Лоренцем фон Штейном. Он считал, что социальное государство должно сознательно служить интересам народа4. Взгляды Штайна разделяли либеральные мыслители, такие как Науман, Вагнер. Среди Российских мыслителей идею поддерживали Струвэ, Изгоев, Кистяковский. Зарубежные исследователи акцентируют внимание на том, что социальное государство это проявление подлинной демократии, а социальная справедливость может быть основана только на экономическом либерализме. Другие авторы, в частности Аргон, акцентируют внимание на открытом характере государства, когда все подлежит обсуждению и нет места никакому абсолютизму. В частности ни абсолютизма свободы, ни абсолютизма равенства.
Впервые социальный характер государства был провозглашен в Основном законе ФРГ 1949 г.
Условиями существования социального государства и его характерными признаками являются:
1. Демократическая организация государственной власти.
2. Высокий нравственный уровень граждан и прежде всего - должностных лиц государства.
3. Мощный экономический
4. Социально ориентированная
5. Правовое развитие государства,
6. Существование гражданского
8. Наличие у государства таких
целей, как установление
9. Наличие развитого социального законодательства (законодательства о социальной защите населения)
В 1970-е гг. начался процесс критики социального государства. В 80-90-е гг. критика резко усилилась. В основе кризиса социального государства лежали следующие обстоятельства:
1. Циничность капиталистической экономики, неравномерный характер ее развития.
2. Конфликт между личностью и государством.
3. Адаптация сложившейся модели социального государства к современным тенденциям мирового развития. Реализация принципов свободы международной торговли порождает свободу конкуренции. Что в свою очередь приводит к противоречиям между необходимостью проведения политики протекционизма и свободы торговли.
4. Принцип свободы перемещений,
то есть миграция. Это ставит
перед развитым государством
выбор: возложить тяготы по
социальной поддержке
5. Большие социальные выплаты породили иждивенческие настроения, что отрицательно сказалось на развитии экономики.
Но, тем не менее, кризис социального государства не означает, что оно исчезло. Социальное государство – это сложный общественный организм. На совершенном этапе речь идет о субсидиарном государстве, смысл которого следует рассматривать в следующих аспектах:
- государство уделяет
- перераспределение функций
Существует несколько типов социального государства.
Один из них - либеральный тип. В основе такой модели индивидуальный принцип, предусматривающий личную ответственность каждого члена общества за свою судьбу и судьбу своей семьи. Роль государства в этой модели незначительная. Финансирование социальных программ осуществляется в первую очередь за счет частных сбережений и частного страхования. При такой модели главная задача государства – стимулирование роста личных доходов граждан. Государство стимулирует создание и развитие различных негосударственных фондов страхования и поддержки. Такая модель используется в США, Англии и других странах.
Другой тип социального государства - корпоративная, которая предполагает механизм ответственности предприятий и организаций (корпораций) за материальное положение и судьбу своих работников. Работнику предоставляются корпорацией социальные гарантии, включая пенсионное обеспечение, частичную оплату медицинских, образовательных и других услуг. В основе социального обеспечения лежат страховые взносы корпораций и деятельность организаций-работодателей. Организации при таком типе играют важную роль в осуществлении социальной политики, которая является важным элементом системы управления трудовыми ресурсами.
Третий тип социального государства – общественная. В основе этой модели лежит принцип солидарности, при такой модели подразумевается ответственность всего общества за судьбу отдельных членов. При таком типе молодой платит за старого, богатый за бедного и так далее. Государство – единственный общественный институт распределения, именно оно берет на себя ответственность за благополучие своих граждан. Средства государственного бюджета и государственных социально- страховых фондов идут на обеспечение государственных социальных гарантий, являющиеся для граждан бесплатными5.
Признаки и функции социального государства
Социальное государство – особый тип высокоразвитого государства, у которого можно выделить следующие признаки:
В настоящее время
сложилось представление о
Функции социального государства: