Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2014 в 23:38, реферат
Принцип социального государства является в последние годы объектом пристального внимания как российских, так и зарубежных исследователей: юристов, социологов, политологов и экономистов. В анализах, посвященных данному принципу, рассматриваются проблемы социального государства и его соотношения с принципами государства правового и демократического.
Введение……………………………………………………………………….3
Понятие социального государства…………………………………………...5
Признаки и функции социального государства……………………………………………………………………11
Характерные черты современного социального государства…………......13
Заключение…………………………………………………………………....16
Список используемой литературы…………………………………………..17
Характерные черты современного социального государства
Современная наука пока не выработала единого понимания социального государства. В настоящее время не совсем ясно, является ли понятие "социальное государство" самостоятельным или оно выражает конституционно закрепленную функциональную зависимость между сущностью, содержанием и формой государства. По сути, можно задаться таким вопросом: равны ли понятия "социальное государство" и "социальная функция государства"?
Социальная функция - это деятельность государства, направленная на обеспечение социальной защищенности граждан, создание нормальных условий для жизни всех членов общества и сокращение различий в доступе граждан к общественным благам с целью обеспечения нормального развития общества. В настоящее время социальная функция государства начинает значительно изменяться. Еще совсем недавно основной целью социального государства было обеспечение права на достойное существование для всех граждан. Функции современного социального государства гораздо шире и распространяется на такие сферы, как образование, здравоохранение, рынок труда, система социального страхования от рисков, таких как болезнь, безработица, возраст и так далее. Свобода, которую может обеспечить государство посредством выплаты пособий по безработице, пенсий, дотаций и так далее, является основным критерием степени «социальности» государства. Именно этот критерий определяет «социальность» государства. В настоящее время происходит замена этого критерия: вмеcто меры cвободы, обеcпeчeннoй чeрeз пaтрoнaж oргaнoв публичнoй влaсти, - cкoрocть и стeпeнь "включeния" грaжданинa в трудoвую дeятельнoсть, что oпредeляет стeпень "coциальнocти" современного социального государства.
Новая форма социального государства должна быть основана на предыдущем опыте социальной деятельности. Она включает в себя:
-обязанности государства по социальной защите,
-обязанности гражданина активно и продуктивно трудиться.
Общество должно принимать тот факт, что государство сокращает финансирование социальной деятельности за счет спонсорских средств, эти идеи должны восприниматься как новаторские и необходимые. Отношение общества на тенденцию приватизации социальной функции должна быть креативной7.
Стоит подчеркнуть, что не может быть полной приватизация социальной функции. Потребности тех групп населения, которые по каким-либо причинам не могут работать, должны удовлетворяться в обязательном порядке либо органами публичной власти, либо под их обязательным и постоянным контролем и с их субсидиарным финансированием в случае необходимости. Такие группы населения должны иметь гарантии в социальной помощи.
В настоящее время сложилось два типа европейских государств, принципиально отличающихся в доле участия государства, работника и работодателя в финансировании социальных программ.
Первый тип – государства с рыночной экономикой. В таком типе доля отчислений и страховых взносов на социальные программы от работника и работодателя примерно равны, и основными перераспределителями являются, находящиеся под контролем государства, социально-страховые взносы. К такому типу государств принадлежит Германия.
Второй тип – страны рыночного социализма. В таких странах государство берет на себя основную долю финансирования социальных мероприятий, основным каналом перераспределения является государственный бюджет. К таким государствам относится Швеция.
Исходя из прежнего опыта, можно выделить ряд принципов, на которые опираются социальные государства. К таким принципам относятся:
Заключение
Из проделанной работы можно сделать следующие выводы:
Понятие социального государства впервые было выдвинуто в середине 19 века немецким мыслителем Лоренцом фон Штайном. Он считал, что такое государство должно служить интересам народа. Среди русских исследователей идею поддерживали Струвэ, Изгоев, Кистяковский. Принцип социального государства стал официальной доктриной и получил правовое закрепление в 1919 году в Германии.
Россия также закрепила
принцип социального
Существует несколько
моделей социального
Главнейшей задачей
социального государства
Социальная обеспеченность – главнейшая функция социального государства.
Социальная обеспеченность
– это перераспределение
Список использованной литературы
Электронные ресурсы:
1 См.: Конституция Российской Федерации ст. 7
2 См.: Храмцов А.Ф. Социальное государство. Практики формирования и функционирования в Европе и России // Социологические исследования. 2007. N 2.
3 См.: Гончаров П.К. Социальное государство: сущность и принципы // Вестник Российского университета дружбы народов. Сер. "Политология". 2000. N 2.
4 См.: Милецкий В.П. Социальное государство: эволюция идей, сущность и перспективы становления в современной России. Политические процессы в России в сравнительном измерении. - СПб., 1997.
5 Харченко А.С. - Человек. Мир. Общество.// Международная научная конференция// Материалы докладов и выступлений , 2009
6 См.: Рогов С.М. Функции современного государства: вызовы для России// Свободная мысль – 21. №7, 2005.
7 См.: Родионова О.В. Характерные черты социальной функции современного государства//История государства и права, 2007, N 3