Современные подходы к пониманию общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Октября 2012 в 15:13, реферат

Краткое описание

У разных людей самые различные представления об обществе. Зачастую этим термином обозначается определенная совокупность людей, объединенных какими-либо интересами, взаимными симпатиями, образом жизни и совместной деятельностью. Социология по-своему подходит к пониманию этой категории. Что такое общество и какими чертами оно характеризуется, являясь объектом изучения социологии?

Содержание

Введение…………………………………………………………………...………3
1 Современные подходы к пониманию общества..……………………..…….4
2 Социологический анализ общества..………..……………………..….....…7
3 Социально-исторический детерминизм………………………...………….12
4 Типология обществ……..……………………………………….…………….14
Заключение……………………………………………………………………….18
Список использованных источников…………………………………………...19

Вложенные файлы: 1 файл

готовый реферат по соц lkz crfxrb.docx

— 33.38 Кб (Скачать файл)

Определив основные функции системы, Т. Парсонс  выделяет четыре подсистемы (экономика, политика, родство и культура), обеспечивающие выполнение этих функциональных потребностей, - функциональные подсистемы. Далее  он указывает те социальные институты, которые осуществляют непосредственное регулирование адаптационными, целеполагающими, стабилизирующими и интеграционными  процессами (заводы, банки, партии, государственный  аппарат, школа, семья, церковь и  др.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3 Социально-исторический детерминизм

 

 

Выделение функциональных подсистем поставило  вопрос об их детерминационной (причинно-следственной) связи. Иначе говоря, вопрос о том, какая же из подсистем определяет облик общества в целом. Детерминизм  – это учение об объективной закономерной взаимосвязи и взаимообусловленности  всех явлений в природе и обществе. Исходный принцип  детерминизма звучит так: все вещи и события окружающего  мира находятся в самых различных  связях и отношениях друг с другом.

Однако  в вопросе о том, что же определяет облик общества в целом, нет единства среди социологов. К. Маркс, например, отдавал предпочтение экономической  подсистеме (экономический детерминизм). Сторонники технологического детерминизма усматривают определяющий фактор общественной жизни в развитии техники и  технологий. Сторонники культурного  детерминизма считают, что основу общества составляют общепринятые системы ценностей  и норм, соблюдение которых обеспечивает устойчивость и неповторимость общества. Сторонники биологического детерминизма утверждают, что все социальные феномены необходимо объяснять исходя из биологических  или генетических характеристик  людей.

Если  подойти к обществу с позиций  исследования закономерностей взаимодействия общества и человека, экономических  и социальных факторов, то соответствующая  теория может быть названа теорией  социально-исторического детерминизма. Социально-исторический детерминизм  – один из основных принципов социологии, выражающий всеобщую взаимосвязь и  взаимообусловленность социальных явлений. Как общество производит человека, так и человек производит общество. В противоположность низшим животным он является продуктом своей собственной духовной и материальной деятельности. Человек – не только объект, но и субъект социального действия.

Социальное  действие – простейшая единица социальной деятельности. Это понятие разработал и ввел в научный оборот М. Вебер  для обозначения действия индивида, сознательно ориентированного на прошедшее, настоящее или будущее поведение  других людей.

Сущность  общественной жизни кроется в  практической человеческой деятельности. Человек осуществляет свою деятельность через посредство исторически сложившихся  типов и форм взаимодействия и  отношений с другими людьми. Поэтому, в какой бы сфере общественной жизни его деятельность не осуществлялась, она всегда имеет не индивидуальный, а социальный характер. Социальная деятельность – это совокупность социально значимых действий, осуществляемых субъектом (обществом, группой, личностью) в различных сферах и на различных  уровнях социальной организации  общества, преследующих определенные социальные цели и интересы  и  использующих во имя их достижении различные средства – экономические, социальные, политические и идеологические.

История и социальные отношения не существуют и не могут существовать в отрыве от деятельности. Социальная деятельность, с одной стороны, осуществляется по объективным закономерностям, не зависимым от воли и сознания людей, а с другой, в ней участвуют  люди, избирающие в соответствии со своими социальным положением различные  пути и способы ее осуществления.[3]

Главная особенность социально-исторического  детерминизма состоит в том, что  его объектом является деятельность людей, которые в то же время выступают  субъектом деятельности. Таким образом, социальные законы – это законы практической деятельности людей, образующих общество, законы их собственных социальных действий.

 

4 Типология общества.

 

 

В современном  мире существуют различные типы обществ, различающихся между собой по многим параметрам, как явным (язык общения, культура, географическое положение, размер и т.п.), так и скрытым (степень  социальной интеграции, уровень стабильности и др.). Научная классификация  предполагает выделение наиболее существенных, типичных признаков, отличающих одни признаки от других и объединяющих общества одной и той же группы. Сложность  социальных систем, именуемых обществами, обусловливает как многообразие их конкретных проявлений, так и  отсутствие единого универсального критерия, на основе которого их можно  было бы классифицировать.

В середине 19 века К. Маркс предложил типологию  обществ, в основание которой  были положены способ производства материальных благ и производственные отношения  – прежде всего отношения собственности. Он разделил все общества на 5 основных типов (по типу общественно-экономических  формаций): первобытнообщинные, рабовладельческие, феодальные, капиталистические и  коммунистические (начальная фаза –  социалистическое общество).

Другая  типология делит все общества на простые и сложные. Критерием  выступает число уровней управления и степень социальной дифференциации (расслоения). Простое общество –  это общество, в котором составные  части однородны, в нем нет  богатых и бедных, руководителей  и подчиненных, структура и функции  здесь слабо дифференцированы и  могут легко взаимозаменяться. Таковы первобытные племена, кое-где сохранившиеся  до сих пор.

Сложное общество – общество с сильно дифференцированными  структурами и функциями, взаимосвязанными и взаимозависимыми друг от друга, что  обусловливает необходимость их координации.

К. Поппер различает два типа обществ: закрытые и открытые. В основе различий между  ними лежит ряд факторов, и, прежде всего отношение социального  контроля и свободы индивида. Для  закрытого общества характерна статичная  социальная структура, ограниченная мобильность, невосприимчивость к нововведениям, традиционализм, догматичная авторитарная идеология, коллективизм. К такому типу обществ К. Поппер относил Спарту, Пруссию, царскую Россию, нацистскую Германию, Советский Союз сталинской эпохи. Открытое общество характеризуется  динамичной социальной структурой, высокой  мобильностью, способностью к инновациям, критицизмом, индивидуализмом и  демократической плюралистической идеологией. Образцами открытых обществ  К. Поппер считал древние Афины и  современные западные демократии.

Устойчивым  и распространенным является деление  обществ на традиционные, индустриальные и постиндустриальные, предложенное американским социологом Д. Беллом на основании  изменения технологического базиса – совершенствования средств  производства и знания.

Традиционное (доиндустриальное) общество – общество с аграрным укладом, с преобладанием  натурального хозяйства, сословной  иерархией, малоподвижными структурами  и основанными на традиции способом социокультурной регуляции. Для  него характерны ручной труд, крайне низкие темпы развития производства, которое  может удовлетворять потребности  людей лишь на минимальном уровне. Оно крайне инерционно, поэтому маловосприимчиво к нововведениям. Поведение индивидов  в таком обществе регламентируется обычаями, нормами, социальными институтами. Обычаи, нормы, институты, освященные традициями, считаются незыблемыми, не допускающими даже мысли об их изменении. Выполняя свою интегративную функцию, культура и социальные институты подавляют  любое проявление свободы личности, которая является необходимым условием постепенного обновления общества.[4]

Термин  индустриальное общество ввел А. Сен-Симон, подчеркивая его новый технический  базис. Индустриальное общество – (в  современном звучании) это сложное  общество, с основанным на промышленности способом хозяйствования, с гибкими, динамичными и модифицирующимися  структурами, способом социокультурной  регуляции, основанном на сочетании  свободы личности и интересов  общества. Для этих обществ характерно развитое разделение труда, развитие средств  массовой коммуникации, урбанизации  и т.д.

Постиндустриальное  общество (иногда его называют информационным) – общество, развитое на информационной основе: добыча (в традиционных обществах) и переработка (в индустриальных обществах) продуктов природы сменяются  приобретением и переработкой информации, а также преимущественным развитием (вместо сельского хозяйства в  традиционных обществах и промышленности в индустриальных) сферы услуг. В  результате меняется и структура  занятости, соотношение различных  профессионально-квалификационных групп. По прогнозам, уже в начале 21 века в передовых странах половина рабочей силы будет занята в сфере  информации, четверть – в сфере  материального производства и четверть – в производстве услуг, в том  числе и информационных.

Изменение технологического базиса сказывается  и на организации всей системы  социальных связей и отношений. Если в индустриальном обществе массовый класс составляли рабочие, то в постиндустриальном – служащие, управленцы. При этом значение классовой дифференциации ослабевает, вместо статусной («зернистой») социальной структуры формируется  функциональная («готовая»). Вместо руководства  принципом управления становиться  согласование, а на смену представительной демократии идет непосредственная демократия и самоуправление. В результате вместо иерархии структур создается новый  тип сетевой организации, ориентированной  на быстрое изменение в зависимости  от ситуации.

Правда, при этом некоторые социологи  обращают внимание на противоречивые возможности, с одной стороны, обеспечение  в информационном обществе более  высокого уровня свободы личности, а с другой, - на появление новых, более скрытых и потому более  опасных форм социального контроля над ней.

Заключение

 

В заключение отметим, что, помимо рассмотренных, в  современной социологии существуют и другие классификации обществ. Все зависит от того, какой критерий будет положен в основу данной классификации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                           

 

 

 

Список использованных источников

 

  1. Фролов С. С. Социология. М.,1998 г– 452 с.
  2. Основы социологии: Курс лекций / Под ред. А. Г. Эфендиева. М.,1994 г.– 324 с.
  3. Кравченко А. И. Социология. М., 1999 г. –     202 с.
  4. Социологический энциклопедический словарь. М., 1998



Информация о работе Современные подходы к пониманию общества