Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Марта 2013 в 20:02, реферат
Функционализм — концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии; охватывает широкий спектр подходов к анализу организации общества, гл. в котором считается отношение одной части общества к др. или некоторому аспекту целого, обеспечивающее интеграцию или адаптацию к большей социальной системе. Функционализм исходит из принципа саморегулирования и поддержания равновесия систем. Представители функционализма считают, что социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных фактов и социальных институтов, не прибегая для объяснения к психологическим или историческим факторам.
Введение
1. Функционализм
2. Марксизм
3. Структурализм
4. Символический интеракционизм
Заключение
Словарь
Список литературы
Структурализм как общеметодологическое течение исходит из представления о преобладании, преимуществе структурного измерения в любых явлениях окружающего мира и, следовательно, из примата структурного анализа как метода познания природы и общества. В социальных феноменах структурализм -- в противовес своему непосредственному предшественнику и антиподу -- экзистенциализму и др. субъективистским течениям -- пытается отыскать нечто объективное, не подверженное субъективным влияниям и изменениям. Такую объективность структурализм усматривает в структурах: они не зависят от сознания, воплощают устойчивый момент действительности и создают тем самым возможность научного исследования.
В социологии структурализм снимает важнейшую проблему взаимодействия между субъективным и объективным, ограничиваясь анализом структур, применительно к которым субъективное выступает только как эпифеномен. Объективность в социуме, по мнению представителей структурализм, представлена языком, в котором структуры существуют и функционируют изначально и формируются независимо от воли и желания людей. Таким образом, на практике структурный анализ в социологии -- это поиск аналогий со строением языка во всех сферах культуры и социума. Метод структурного анализа в социологии и генетически, и содержательно связан с методами структурной лингвистики, семиотики и описывающими их некоторыми разделами математики. Старшее поколение представителей структурализма -- Леви-Стросс и Лакан -- используют структурный метод в этнографии и психоанализе. Для Леви-Стросса исследование систем родства, тотемизма, мифов, ритуалов, масок как особого рода языков становится средством постижения в многообразии, казалось бы, несходных явлений общих структур человеческого духа. Лакан пытается проникнуть в структуры бессознательного в человеческой психике, исходя из гипотезы о том, что бессознательное структурировано как язык, а значит, предоставляет субъекту набор возможностей для выражения его желаний, стремлений, побуждений. Структуралисты следующего поколения -- Барт, Фуко, Деррида -- углубляют анализ языковых феноменов и само понимание пронизанности всех социальных явлений знаково-символическими механизмами, хотя субъективно они не всегда разделяют принципы С. и зачастую (Фуко, Деррида) протестуют против отнесения себя к С. Работы Бар-та сосредоточены вокруг определения социального смысла семиологии. Начав с утверждения, что наука о знаках может и должна активизировать социальную критику, показывая искусственность, “произведенность”, “произвольность” якобы естественных стереотипов языка, мысли, восприятия, он в поздних своих работах обосновывал идеи “политической семиологии”, возлагая на язык ответственность за неискоренимую вездесущность власти, поскольку власть, по Барту, изначально вписана в язык. Для Деррида, которого в известном смысле можно отнести уже к постструктуралистам, главное -- это “деконструкция” текстов культуры (прежде всего философских), т. е. выявление в них незаметных на первый взгляд внутренних противоречий. Фуко исследует дискурсивные формации в психиатрии, медицине, гуманитарных науках, т. е. изучает способы восприятия, классификации, распределения “здоровья”, “знания” в социальном пространстве3.
Как широкая теория символический интеракционизм возник в 20-е годы XX века. Основателем его является американский социолог Джордж Мид. Термин «символический» обозначает, что здесь делается акцент на смысле, который вкладывают действующие индивиды, когда они вступают во взаимодействие, интеракцию друг с другом т.е. в этой теории общество рассматривается с точки зрения поведения индивидов, вовлеченных во взаимодействие.
Другими словами, общество можно объяснить только путем рассмотрения принципов поведения людей, ибо только здесь обнаруживает себя значимый символ, определяющий акт поведения.
Определение значимого символа происходит в сознании человека, которое наполняется смыслами, исходящими из внешнего мира.
Теория символического интеракционизма получила свою модификацию в виде теории обмена Джорджа Хоманса. По Хомансу, поведение людей есть постоянный обмен ценностями.
Предметами обмена может быть все, что имеет социальную значимость. В обществе устанавливается шкала ценностей, подлежащих обмену. И поведение человека находится в рамках этой шкалы.
В современной социологической науке происходят интеграционные процессы разных школ и направлений, возникает вопрос о единой социологической теории.
В заключение несколько слов о положении социологии в нашей стране сегодня. Возрождение социологии у нас началось со второй половины 60-х годов. В течение двух десятилетий развивались в основном такие направления социологической науки, как социология труда и социология управления. Начиная с 90-х годов, социология осваивает и другие направления жизнедеятельности общества. Но проблема в том, что происходит явная политизация ее, когда результаты социологических исследований выступают орудием борьбы различных политических сил. Кроме того, разрушение марксизма как догматической теории привело к образованию теоретического вакуума во всех общественных науках, в т.ч. в социологии. И это негативно сказывается на культуре общества и личности4.
Будучи наукой о формах и изменениях совместной жизни людей, а также животных и растений, социология исследует всю совокупность общественных явлений, занимая особое положение в системе наук об обществе, а рассмотрение общества как саморазвивающейся социокулътурной системы помогает экономисту использовать социологические знания для понимания процесса осуществления экономического выбора.
В ходе предшествующего изложения мы часто употребляли термины «общество», «общество как целое», не определяя их точнее. Кроме того, термин «общество» употребляется в обиходном, обыденном языке и науке в очень различных значениях. Так, в обычном языке под обществом понимается любая совокупность людей, объединенных конкретными интересами или взаимными симпатиями, или каким-либо видом деятельности. Например, общество охотников и рыболовов, акционерное общество открытого типа, цивилизованное общество и т.п.
Социология как наука об обществе появилась тогда, когда в процессе развития общественной мысли было осознано, что наряду с организованными формами общественной жизни (например, государством, Церковью и созданными ими институтами и группами населения) в обществе происходят также процессы, которые управляются собственными естественными законами независимо от вмешательства людей.
Эти спонтанно (произвольно) происходящие процессы и возникающие благодаря им формы общественной жизни создают некоторую целостность, обусловливающую все явления общественной жизни человека, как целесообразно организованные, так и возникающие спонтанно. Так, появилась необходимость научной интерпретации общества, основанной на выявлении объективных, независимых от субъективных человеческих мнений и поступков, факторов, лежащих в его основе и дающих основание для их теоретического описания. И эти интерпретации действительно появились. Однако различные способы и подходы к пониманию общества обусловили многообразие его интерпретаций в учениях об обществе со времен античной науки и до наших дней.
Древнегреческий философ и ученый Аристотель под обществом понимал совокупность индивидов, которые объединились для удовлетворения своих социальных инстинктов. Эпикур считал, что главным в обществе является социальная справедливость как результат договора между людьми о том, чтобы не вредить друг другу и не терпеть вреда.
В западноевропейской общественной науке XVII--XVIII веков идеологами новых, поднимающихся слоев общества (Т. Гоббс, Ж.Ж. Руссо), выступавшими против религиозных догм, была выдвинута идея общественного договора, т.е. договора между людьми, каждый из которых обладает суверенными правами для контроля над своими действиями. Эта идея противостояла теологическому подходу к организации общества по воле Божьей, к взгляду на общество как на договор между Богом и человеком.
Предпринимались попытки определить общество, основываясь на выделении некоторой первичной ячейки общества. Так, Жан Жак Руссо считал, что именно семья -- это самое древнее из всех обществ и единственное; правитель -- это подобие отца, народ -- детей, и все, рожденные равными и свободными, если отчуждают свою свободу, то лишь для своей же пользы5.
Для того, чтобы составить общее представление о социологии как науке, о ее методах, структуре социологического знания, о современных тенденциях и изменениях, происходящих в этой области, необходимо ответить на вопрос: что такое социология? В самом общем виде социология - это наука об обществе. Однако такое определение социологии нуждается в уточнении. История развития социологической науки дала немало различных подходов к пониманию социологии и ее структуры, к определению ее предмета. Сам термин социология был введен в научный оборот французским философом О. Контом для обозначения науки, которую он первоначально назвал социальной физикой и предметом которой было рассмотрение законов функционирования и развития общества. С этой точки зрения социология должна изучать общество как целостный социальный организм, а также взаимодействие его основных частей, социальных институтов, социальных процессов при помощи особых методов.
В процессе формирования и развития социологии сложилось два уровня изучения общества: микросоциологический и макросоциологический.
Макросоциология изучает различные общественные структуры: социальные институты, образование, семью, политику и экономику с точки зрения их функционирования и взаимосвязи. В рамках этого подхода изучаются и люди, включенные в систему социальных структур.
Микросоциология рассматривает взаимодействие людей. Главный тезис микросоциологии заключается в том, что социальные явления могут быть поняты из анализа личности и ее поведения, поступков, мотивов, ценностных ориентации, которые определяют взаимодействие людей в обществе и формируют его. Такая структура социологического знания позволяет определить предмет социологии как научное изучение общества и его социальных институтов.
Другой подход в понимании структуры социологического знания возник в марксистско-ленинской социологии. Была предложена трехуровневая модель социологии - исторический материализм, специальные социологические теории, эмпирические социологические исследования. Указанная модель стремилась вписать социологию в структуру марксистского мировозрения, создать систему связей между социальной философией (историческим материализмом) и социологическими исследованиями. В этом случае предметом социологии становилась философская теория общественного развития, т.е. философия и социология имели один и тот же предмет.
Указанный подход изолировал марксистскую социологию от мирового процесса развития социологического знания.
Социология не может быть сведена к социальной философии, поскольку особенность социологического подхода проявляется в иных категориях и понятиях, которые соотносятся с эмпирически проверяемыми фактами. Особенность социологического познания проявляется, прежде всего, в возможности рассматривать социальные институты, социальные отношения, социальные организации на основе непосредственных эмпирических данных, включающих поведения личности, конкретную мотивацию этого поведения.
ФУНКЦИОНАЛИЗМ -- концепция, получившая распространение в немарксистской социологии и биологии. Основывается на саморегулировании и поддержании равновесия системы.
НЕОФУНКЦИОНАЛИЗМ - концепция, отрицающая социальные отношения в обществе на каждом определенном этапе его развития системно взаимодействуют и их можно проанализировать на основе учета социальных.
ФУНКЦИЯ ЯВНАЯ - наиболее широко используемая форма функции, в которой зависимая переменная записана с левой стороны от знака равенства и связана с набором независимых переменных с правой стороны от этого знака.
ДИСФУНКЦИЯ - нарушение системы.
МАРКСИЗМ - система взглядов и учения Маркса - Энгельса, теория научного коммунизма, основоположниками которой являются Маркс и Энгельс и дальнейшим развитием которой является ленинизм.
СТРУКТУРАЛИЗМ - направление в гуманитарном знании, сформировавшееся в 20-х гг. 20 в. и связанное с использованием структурного метода, моделирования, элементов семиотики, формализации и математизации в лингвистике, литературоведении, этнографии, истории и др.
СЕМИОТИКА -- методология изучения знаковых систем.
СИМВОЛИЧЕСКИЙ ИНТЕРАКЦИОНАЛИЗМ - теоретико-методологическое направление в социологии и социальной психологии (прежде всего, американской), кладущее в основу анализа социокультурной реальности социальные (с акцентированием межиндивидуального аспекта) взаимодействия, взятые в их символическом (особенно языковом) выражении.
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ -- участие в общей работе, деятельности, сотрудничество, совместное осуществление операций, сделок.
Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984.
Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005.
Социология: Курс лекций / А.А. Радугин, К.А. Радугин. - М.: Владос, 2005. - 192 с.
Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д. Тадевосяна. - М.: Знание, 2005. - 272 с.
Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. - 1995. - № 11.
1 Ядов В.А. Настоящее и будущее теоретической социологии в России // Социологические исследования. - 1995. - № 11. С. 33-34.
2 Социология: Учебное пособие / Общ.ред. Э.Д.Тадевосяна. - М.: Знание, 2005. С. 107.
3 Социология: Курс лекций / А.А.Радугин, К.А.Радугин. - М.: Владос, 2005. С. 120.
4 Ионин Л.Г. Социология культуры. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. С. 39.
5 Витаньи И. Общество, культура, социология. М.: Просвещение, 1984. С. 82.