Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Февраля 2012 в 20:25, реферат
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука пришла с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории.
Введение………………………………………………………...3
Основные этапы русской социологической мысли…………..4
2. Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в до1918 г……………………………………...6
3. Современный этап развития социологии: трудности,достижения,проблемы……………………………..10
Заключение……………………………………………………...15
Список литературы……………………………………………..16
Содержание.
Введение……………………………………………………….
1. Основные этапы русской социологической мысли…………..4
2. Направления русской социологии с середины
3. Современный этап развития социологии: трудности,достижения,проблемы…
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………………..1
Введение.
Зарождение социологии в России началось в середине XIX в. Не смотря на значительное экономическое и социально-политическое отставание Росси от Запада, а так же то, что данная наука пришла с Запада, отечественная социология концу XIX в. достигла уровня не уступающего европейскому. Сложные и обостряющиеся социальные проблемы развития страны стимулировали разработку социологической теории. Российская социологическая мысль имела прекрасную возможность опираться на достижения европейской социологии. Большое влияние на нее оказали взгляды Конта, Дюркгейма и Вебера. Ряд представителей российской социологии: Ковалевский, Мечников, Михайловский внесли значительный вклад в развитие науки.
1.Основные этапы русской социологической мысли.
Первые социологические учения в России возникли, когда был, достигнут необходимый уровень образованности. Но с принятием христианства в 10в идеологическая монополия перешла к церкви, что надолго, почти до 18 в., исключительно создание светских концепций объяснения общества. Кроме того, политическое и культурное развитие страны существенно притормозила вассальная зависимость от Золотой орды (13-15 вв.), а в дальнейшем – затяжное господство феодально-крепостнических отношений и деспотическая самодержавная власть. Известная замкнутость русской цивилизации, кроме того, обусловливалась разделением христианства на католицизм и православие. Конфессиональные различия и впоследствии определяли некоторые социальные проблемы в русской мысли. Из совокупности указанных обстоятельств можно понять причины экономического и политического несовпадения развития России и стран Западной Европы, что в свою очередь объясняет возникновение в нашей стране особых форм общественной мысли, а именно: дворянской революционности, славянофильства, западничества, народничества, толстовства. Главной особенностью русской социологии является ее служебная роль. На протяжении, по крайней мере, трех столетий социология развивалась как теоретическое обоснование политических программ, в чем и заключается ее призвание. Исключения, конечно, были, однако немногочисленные и не оказавшие заметного влияния на развитие социологической мысли. Абстрактные рассуждения об "обществе вообще" не получали развития и распространения, как и официальные доктрины. И напротив, непременным признаком русской социологии была ее оппозиционность. Вместе с этим становится понятной уникальная судьба русских социологов.
Типы концепций русской социологии:
Теологическая, преобладавшая в средневековье (Илларион, Филофей, Ф.Прокопович) и возрожденная в 19 в. (Чаадаев) и представленная также в начале 20 в. (Соловьев, Леонтьев, Толстой, Бердяев, Струве, Булгаков).
Культурно-цивилизационная, выросшая на противопоставлении западной и русской (славянской) цивилизаций, подчеркивавшая множественность и разнокачественность социальных общностей и отрицавшая "единый план" развития всемирной истории (славянофилы, Данилевский, Леонтьев).
Субъективная, выдвигающая на первый план при объяснении исторического процесса личность, хотя и не исключающая некоторых объективных причин (Лавров, Михайловский, Кареев, Иванов-Разумник).
Натуралистическая, в которой объединяются такие разные теории, как географический детерминизм, выводящий общественные отношения непосредственно из среды обитания (Мечников); антропологическая социология, объясняющая общество, историю природными свойствами человека (Герцен, Чернышевский, Лавров); органическая теория, устанавливающая общую схему общественной жизни по аналогии с организмом – всеобщей структурой мира и его органами, как иерархии от общего к единичному бытию (Грановский, славянофилы, Данилевский, Достоевский, Милюков).
Плюралистическая, пытавшаяся охватить в особом взаимодействии все причины, действующие в обществе, исключая одну из них – основную. Теория факторов проходит почти через всю социологию второй половины 19 в. (Грановский, Чернышевский, Данилевский, Ковалевский, Милюков).
Формационная, разделяющая историю на следующие друг за другом общественно-экономические формации. Эта концепция была обоснована в материалистическом понимании истории (Маркс, Энгельс, Плеханов, Ленин). Параллельно большое распространение получил так называемый "экономический материализм", вульгаризованная концепция, извращенная частью умышленно в целях дискредитации марксизма, частью по некомпетентности (Струве, Булгаков, Ковалевский, Милюков).
Описание концепций дает основание для классификации мыслителей, прежде всего по теоретическим признакам, по принадлежности к определенной школе в философии и социологии. Таковы правила логики и историко-философской методологии. Естественно, что распределение социологов по политическим партиям может приниматься как дополнительный прием, поскольку социология непосредственно связана с политикой и поскольку все социологи имели политические позиции, что объясняет их место в теории. Социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Изменение общественных отношений, вызванное развитием капитализма в России после реформ 60-70-х гг., порождало объективную необходимость возникновения различных социологических школ и направлений.
2. Направления русской социологии с середины 60-х годов XIX в до1918 г.
Заметное влияние на становление и развитие общественной мысли в России оказала социология народничества. Виднейшими ее представителями были П. Лавров (1823-1900 год) и Н. Михайловский (1842-1904 год). Они придерживались так называемого субъективного метода в социологии. Основную задачу социологии П. Лавров усматривал в изучении мотивов деятельности личности и их нравственных идеалов. При этом особое внимание уделялось анализу солидарных действий людей, направляемых их общими интересами.
Разработку субъективного метода в социологии продолжил Н. Михайловский. Он прямо заявил, что "объективная точка зрения, обязательная для естествоиспытателя совершенно непригодна для социологии", что в социологии этот метод бессилен. А бессилен он потому, что он не выполним. Подобный метод породил его субъективную социологию.
Михайловский придерживался мнения о существовании правды – истины и правды – справедливости. Он развивает учение о двуединой правде, органически сочетающей в себе объективную и субъективную правду. С позиций этой двуединой правды он рассматривает проблемы общественной жизни и различных наук, в том числе социологии, этики, эстетики, политики и т.д.
Можно указать на две основные стороны субъективного метода в социологии. С одной стороны, этот метод направлен на возможно более полный учет многообразных помыслов и чувств людей. С другой стороны, субъективный метод направлен на поиск оптимальных "форм солидарности между людьми", т.е. такого общественного устройства при котором каждая личность, все классы и сословия смогут удовлетворять свои разносторонние потребности, свободно действовать и развиваться. Это важная сторона субъективного метода народничества нередко оставалась в тени, либо вообще замалчивалась в литературе, из-за чего сам этот метод трактовался весьма односторонне.
Свое место в развитии русской социологической мысли конца 19 – начала 20 века занимал так называемый легальный марксизм. Это теоретическое и идеологическое течение явилось своеобразным выражением либеральной буржуазной мысли. Буржуазный либерализм в лице легального марксизма использовал целый ряд марксистских идей, преимущественно из экономической теории Маркса, для обоснования исторической неизбежности развития капитализма в России.
Наиболее видными представителями легального марксизма были П.Струве (1870 – 1944), М. Туган-Барановский (1865-1919), а также Н. Бердяев (1874-1948) и С. Булгаков (1871-1944),взгляды которых в дальнейшем развивались в направлении идеалистической и религиозной философии.
В трудах "Критические заметки к вопросу об экономическом развитии России" П. Струве и "Русская фабрика в прошлом и настоящем" М. Туган-Барановского речь шла о развитии в России капиталистического рынка, конкуренции, технической реорганизации производства, роли в обществе новых социальных групп, в том числе классов, прежде всего буржуазии и рабочего класса. Большой фактический материал анализировался и обобщался на основе марксистской методологии. Оба этих социолога и экономиста выступали тогда на стороне "объективной науки" против субъективного метода в социологии.
Значительный вклад в развитие русской социологической мысли внёс М. М. Ковалевский (1851 – 1916 гг.).
Ковалевский подходил к социологии как к науке, а не к концепции человеческих идеалов. Поэтому в отличии народников Лаврова и Михайловского он отделяет правду-истинную от правды-справедливости, и полагает, что для социологии главное есть правда-истина. Он глубоко воспринял учение Конта об обществе как целостном социальном организме и о экономическом характере его развития. Без учения о закономерности общественных явлений, писал он, немыслимо было бы возникновение самой науки об обществе.
Ковалевский утверждал, что такой важный социальный фактор, как общение, начинается еще в среде животных. Он писал, что в определенных отношениях животный и человеческий мир укладываются в общий процесс эволюции.
В своих основных социологических трудах "Современные социологии" и "Социология" М. Ковалевский говорит о множественности факторов общественного развития. В качестве социально значимых факторов у него фигурирует и биологический, и космический, и политический, и многие другие. Он указывает на необходимость обнаружения одновременного и параллельного воздействия этих факторов на развитие общественных явлений. В этом заключается одно из основных методологических требований его социологической концепции.
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968).
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется Сорокиным, как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.
3.Современный этап развития социологии: трудности, достижения, проблемы. В 60-е годы мир переживал острейшие социально-политические и экономические потрясения: угроза ядерной войны (Карибский кризис — Куба, 1963 г., война США во Вьетнаме, арабо-израильские войны, ввод советских войск в Чехословакию, 1968 г., и др.)» расовая дискриминация, экология, бюрократизация, масс-культура. Возник исторический парадокс — продвижение человека на пути развития познания и технического могущества сопровождалось повышением мощи разрушительных сил, расширением масштабов грозящей человечеству катастрофы. Формируется убеждение, что нельзя построить «общество всеобщего благоденствия» в условиях угрозы уничтожения Земли в глобальном масштабе. На этом фоне «оптимистическая» позиция теоретиков индустриального развития выглядит странно и неадекватно: обнаруживается резкий контраст между их претензией объяснить все и неспособностью отвечать на реальные проблемы современности. Индустриализм, оказавшийся доминантой событий, повлек за собой последствия («сюрпризы на дне ящика Пандоры»), которые не могли предусмотреть его апологеты. Противоречивость множественной, разнокачественной и динамической действительности достигла такого уровня, когда даже самая изощренная теория не в состоянии была придать ей концептуальное единство. В конце 60-х годов гегемония структурного функционализма была разрушена под волной критики, имевшей как теоретический, так и политический характер. Она шла по нескольким направлениям. Во-первых, подверглась сомнению имплицитная посылка Парсонса, что все виды социального действия (поведения) можно уложить в логическую структуру «социальной системы» («прокрустово ложе»). Есть такие виды деятельности, которые в неё не укладываются, в частности «эксцентричное» научное поведение. В деятельности ученого помимо жесткого набора процедур, чтобы прояснить концепцию в его аналитической работе, используются интуиция и воображение. В этой ситуации исследователь не скован правилами и методом — они отступают на задний план. Да и развитие общества - это творческий процесс порождения нового, в котором присутствует «фактор X», — то неизвестное, которое обусловливает неожиданные повороты, и предусмотреть их невозможно. Поэтому управление сложной социальной действительностью нельзя свести к жесткому программированию.
Информация о работе Современный этап развития социологии: трудности,достижения,проблемы