Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2014 в 19:51, реферат
Деятельность специалистов социального патронажа прежде всего направлена на выявление социально неблагополучных семей, в которых проживают несовершеннолетние, и организацию сотрудничества с ними с целью обеспечения условий жизни и развития ребенка. Чаще всего клиентами патронажных служб являются: семьи, где жестоко обращаются с детьми, не соблюдают моральные нормы, злостно уклоняются от контактов правоохранительными органами, представителями власти, общественности.
Цель работы патронажных служб с семьей - оказание комплексной помощи семье и детям в создании благополучных условий развития ребенка защите его прав и интересов.
Введение. 2
Семьи «группы риска» и их особенности. 3
Составление плана медико-социального патронажа в семьях. 7
Список используемой литературы. 10
Оглавление
В научной литературе нет чёткого определения понятия семейное неблагополучие: каждый автор вкладывает в него свой смысл. Поэтому, наряду с понятием «неблагополучная семья» можно встретить такие: «деструктивная семья», «дисфункциональная семья», «семьи группы риска», «негармоничная семья» и др. Как правило, проблемы, с которыми сталкиваются подобные семьи, касаются социальной, правовой, материальной, медицинской, психологической, педагогической и других сторон ее жизни. При этом только один вид проблем встречается довольно редко, поскольку все они взаимосвязаны и взаимообусловлены.
Тем не менее, не всякая семья, сталкивающаяся с трудностями, становится неблагополучной. Большинство семей довольно успешно преодолевает невзгоды, что в конечном итоге объединяет, сплачивает ее членов. Но бывает и так, что, потеряв уверенность в себе, взрослые впадают в апатию, снижается их социальная активность, появляется безразличие не только к своей судьбе, но и к судьбе детей, что негативно сказывается как на семье в целом, так и на воспитывающихся в ней детях.
Для того чтобы не путаться в понятиях, определяющих специфику семьи, специалисты по социальной работе выделяют три типа семей: условно-адаптированные, это благополучные семьи, но у каждой семьи есть риск попасть в трудную жизненную ситуацию. Семьи «группы риска» − те, в которых несколько функций подвергаются деструкции. И неблагополучные семьи, работа с которыми затруднена в связи с большим количеством сложностей, с которыми столкнулись члены таких семей.
Семьей социального риска считается семья, имеющая трудноразрешимые проблемы, ограничивающих её возможности в создании благоприятных условий для жизни и полноценного развития всех его членов. Такие семьи справляются с задачами воспитания ребёнка с большим напряжением своих сил.
Факторы риска не обязательно свидетельствуют об отсутствии комфортной среды для ребёнка. Наличие названных факторов только обуславливает необходимость постановки семьи на учёт, но если они сопровождаются межличностными конфликтами и напряжением внутрисемейных отношений, то семья «группы риска» помещается в категорию проблемных семей, а при наличии определённых причин − переходит в категорию семей, находящихся в социально-опасном положении.
По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему социальный работник должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?
Существуют признаки здоровой семьи :
– возможность выражать свои чувства;
– каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи;
– у каждого члена семьи есть право выбора;
– в семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости;
– проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу;
– чувство юмора, шутки в общении;
– ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга;
– наличие общих ценностей.
Также существуют базовые функции семьи:
– экономическая (материальное обеспечение семьи);
– репродуктивная (рождение детей, планирование семьи, половая идентификация детей и т.д.);
– рекреативная (восстановление и отдых, планирование и проведение семейного досуга, отпуск и т.д.);
– функция заботы о доме (уход за домом, чистота, гигиена в помещении и т.д.);
– социализирующая (обучение детей навыкам, социальным умениям, образование и развитие детей и т.д.);
– терапевтическая (привязанность, взаимная поддержка, проявление чувств и т.д.) [14, с. 6-7].
Также выделяют демографическую, эмоциональную, социально-статусную функции.
Невыполнение семьёй хотя бы нескольких функций может повлиять на вхождение семьи в «группу риска».
Любая семья стремится противодействовать и предотвратить неблагоприятные последствия. Иногда трудности оказывают мобилизирующее, интегрирующее воздействия, а иногда ослабляют, усиливают противоречие. Такая неодинаковая устойчивость семей по отношению к трудностям объясняется по-разному. Чаще всего рассматривают механизм решения проблем в отношении семей, умеющих делать это (опознать их, осознать, выдвинуть наиболее подходящее решение). Существуют группы семей, которые легко приспосабливаются к неблагоприятным условиям – семьи «группы риска».
Существует деление семей по степени их воспитательного воздействия на детей. Так, благоприятным для формирования личности являются семьи, где есть оба родителя и не менее двух детей, где умеют целесообразно и содержательно организовать жизнь и деятельность ее членов. Во внутрисемейных отношениях − полное взаимопонимание, демократический стиль общения и поведения. В семье господствуют положительная трудовая и нравственная атмосфера, организован культурный и рациональный досуг.
Как показывают данные психологических, социальных и педагогических исследований, каждая семья в определенные периоды своего существования проходит через ряд кризисных ситуаций, которые касаются как семьи в целом, так и отдельных её членов, − например, беременность, помещение ребенка в дошкольное учреждение, обучение детей в первом классе школы, кризис подросткового возраста, пора юности, начало самостоятельной жизни детей, свадьба, зрелый возраст, старость, смерть. Все эти периоды жизни семьи вызываю у её членов стрессы. Они провоцируют реальные кризисы и побуждают каждого члена семьи либо продолжать дальнейший рост и развитие, или остановиться из-за страха перемен.
Необходимо учитывать, в какой семье будет проводиться медико-социальный патронаж, так как от этого зависит, какую помощь в дальнейшем будет оказывать специалист по социальной работе.
Практика свидетельствует о том, что специалист по социальной работе, стремящийся оказать профессиональную помощь своему клиенту, обязан владеть теоретическими и практическими знаниями в области медицины и здравоохранения.
При проведении медико-социального патронажа в многодетной и неполной семье необходимо выявить материальные и жилищно-бытовые трудности данной семьи и учитывать трудности, которые испытывает мать в связи с необходимостью посещения детской поликлиники. Социальная незащищенность таких семей, постоянное снижение уровня жизни создают пессимистически настроенное социальное самочувствие. Отмечается низкий уровень санитарной культуры многодетной и неполной семьи: 53,8% семей относятся к группе риска. Страдает здоровье всех членов семьи, имеет место распространение хронической патологии.
При обслуживании таких семей необходимо более обстоятельно контролировать выполнение рекомендаций разного вида патронажей: приобретение предметов ухода за новорожденным, организация уголка новорожденного (выбор места кроватки с учетом освещенности, расположения дверей), режима питания, бодрствования ребенка и др.
В семье, проживающей в плохих материально-бытовых условиях, если нет возможности их улучшить, необходимо проводить работу по активизации усилий семьи в проведении санитарно-гигиенических мероприятий с обязательным постоянным контролем над выполнением данных рекомендаций по созданию надлежащих условий на дому для развития здорового ребенка. Дети из таких семей должны первоочередно устраиваться в детские учреждения, обеспечиваться бесплатным питанием и лечением при заболевании детей первого года жизни. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в организации медицинской помощи больным детям, в выдаче путёвок в санатории, в информировании о льготах и других выплатах, в проведении профилактических занятий, в социально-правовом консультировании, в санитарно-гигиеническом просвещении, в проведении мероприятий на формирование ЗОЖ.
При проведении медико-социального патронажа в семье, где мать или оба родителя являются учащимися или несовершеннолетними необходимо учитывать трудности по воспитанию ребенка (отсутствие жизненного опыта, навыков по уходу за ребенком, материальных средств, плохих или неустроенных материально-бытовых условий), трудности, связанные с учебой, нервные перенапряжения, особенно во время сессии. Молодая семья – одна из самых незащищенных групп населения. Медико-социальная помощь таким семьям состоит в проведении профилактических мероприятий по планированию и жизнедеятельности семьи, формированию ЗОЖ.
Специалист по социальной работе должен наладить контакт с родителями молодой семьи для оказания последним моральной и материальной поддержки до и после рождения ребенка, связаться с администрацией учебного заведения для возможного выделения для такой семьи отдельной комнаты в общежитии, места в детском дошкольном учреждении, стипендии; организовать свободный график посещения занятий. Дети первого года жизни из таких семей должны получать бесплатное питание. Несовершеннолетние матери должны получать психологическую поддержку и квалифицированную психолого-медицинскую помощь, находиться под постоянным контролем медицинских и социальных работников, так как такие семьи нуждаются в повышенном внимании, моральной и материальной поддержке.