Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он – маленький и беспомощный. А общество встречает его нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой, по которой оно функционирует, и тысячелетиями накопленным опытом. Теперь маленькому человечку нужно принимать правила и учиться жить в огромном обществе.

Содержание

Понятие социализации.............................................................................
Факторы наследственности и культуры в становлении личности…….
Этапы социализации, ее агенты…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное  учреждение высшего  профессионального  образования 

Хабаровская государственная  академия экономики  и права 
 

Кафедра: _     социально – гуманитарных наук__________ 
 
 
 
 
 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА 

по  дисциплине: ____Социология__________________________ 
 

вариант: ___14_____________ / тема _Социализация  личности_________  
 
 
 
 
 

            Выполнила: студ. гр. _Ма(з)-81, __2___ курс

               Шифр  з/к: ___0815014___________________

               __________Лунькова О. Г.________________ 

               Проверил (а):

            _____________________________________  
             
             
             
             
             
             
             
             

Хабаровск-2010 

    Содержание 

  1. Понятие социализации.............................................................................
  2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности…….
  3. Этапы социализации, ее агенты…………………………………………

 

    Введение

 

    Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он – маленький и беспомощный. А общество встречает его нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой, по которой оно функционирует, и тысячелетиями накопленным опытом. Теперь маленькому человечку нужно принимать правила и учиться жить в огромном обществе. 

    Что собой представляет процесс вхождения  человека в общество, как он проходит, из чего состоит, на какие этапы делится  – эти вопросы будут актуальны, пока будет существовать мир. 

    Тема  моей контрольной работы: «Социализация  личности». Объектом исследования является личность, как социальное существо. Предмет исследования: социализация личности, ее этапы, агенты и факторы влияния. 

    Цель  работы: закрепление знаний, полученных при изучении учебной, научной и справочной литературы по данному предмету.

    Задачи:

    1. Раскрыть содержание понятия  «Социализация личности»

    2. Исследовать факторы и этапы социализации личности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. Понятие «Социализация личности»
 

    В условиях усложнения социальной жизни  актуализируется проблема включения  человека в социальную целостность, в социальную структуру общества. Основным понятием, которое описывает  такого рода включения, является «социализация», позволяющая человеку стать членом общества.

    Под социализацией понимается процесс  вхождения индивида в социум, что  порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре  личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а, следовательно, его способностью при взаимодействии со средой не просто усваивать ее требования, но и изменять эту среду, влиять на нее.

    Социализация - процесс, посредством которого индивидом  усваиваются нормы его группы таким образом, что через формирование собственного "Я" проявляется  уникальность данного индивида как  личности, процесс усвоения индивидом  образцов поведения, социальных норм и  ценностей, необходимых для его  успешного функционирования в данном обществе.     На основе этого усвоения в ходе социализации происходит формирование социальных качеств, свойств, деяний, умений, благодаря которым человек становится дееспособным участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом общества.

    Процесс социализации непрерывен и продолжается в течение всей жизни человека. Окружающий нас мир меняется, требуя соответствующих изменений и  от нас. Человеческая сущность не высекается навечно из гранита, она не может  в детстве окончательно сформироваться так, чтобы больше уже не меняться. Жизнь – это адаптация, процесс  непрерывного обновления и изменения. Трехлетние дети социализированы в  рамках детского садика, студенты –  в рамках избранной ими профессии, новые работники – в рамках своего учреждения или предприятия, муж и жена – в рамках созданной  ими молодой семьи, новообращенные – в рамках своей религиозной  секты, а пожилые люди – в рамках дома для престарелых. Так или  иначе, все общества имеют дело с жизненным циклом, начинающимся с зачатия, продолжающимся вплоть до стадии старения и завершающимся смертью. По богатейшей канве органического возраста общества ткут причудливые социальные узоры: в одной культуре девочка 14 лет может быть ученицей средней школы, а в другой – матерью двоих детей; 45-летний мужчина может находиться в расцвете деловой карьеры, еще только продвигаться вверх по политической лестнице или уже завершить карьеру, если он профессиональный футболист, а в каком-то ином обществе человек этого возраста обычно уже отходит в мир иной и почитается младшими родственниками как предок. Во всех культурах принято делить биологическое время на соответствующие социальные единицы. Если рождение, половое созревание, зрелость, старение и смерть являются общепризнанными биологическими фактами, то именно общество придает каждому из них вполне определенное социальное значение.

    Итак, под социализацией понимают весь многогранный процесс очеловечивания человека, включающий в себя как  биологические предпосылки, так  и непосредственно само вхождение  индивида в социальную среду и  предполагающее: социальное познание, социальное общение, овладение навыками практической деятельности, включая  как предметный мир вещей, так  и всю совокупность социальных функций, ролей, норм, прав и обязанностей и  т.д.; активное переустройство окружающего (природного и социального) мира; изменение  и качественное преобразование самого человека, его всестороннее и гармоничное  развитие.

    В процессе социализации личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как ее оценивают другие. Для того чтобы такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"- образ, личность социализируется.

    2. Факторы наследственности и культуры в становлении личности

 

     Личность  является одним из тех феноменов, которые редко истолковываются  одинаково двумя разными авторами. Все определения личности, так или иначе, обусловливаются двумя противоположными взглядами на ее развитие. С точки зрения одних, каждая личность формируется и развивается в соответствии с ее врожденными качествами способностями, а социальное окружение при этом играет весьма незначительную роль. Представители другой точки зрения полностью отвергают врожденные внутренние черты и способности личности, считая, что личность - это некоторый продукт, полностью формируемый ходе социального опыта. Очевидно, что это крайние точки зрения процесс формирования личности. В своем анализе мы, конечно, должны учитывать как биологические особенности личности, так и ее социальный опыт. Вместе с тем практика показывает, что социальные факторы формирования личности более весомы. Представляется удовлетворительным определение личности, данное В. Ядовым: "Личность - целостность социальных свойств человека, продукт общественного развития и - включения индивида в систему социальных отношений посредством активной деятельности и общения", в соответствии с этим взглядом личность развивается из биологического организма исключительно благодаря различным видам социального культурного опыта. При этом не отрицается наличие у нее врожденных способностей, темперамента и предрасположенности, значительно влияющих на процесс формирования личностных черт.

     Наследственность - это то, что передается от родителей  детям, что заложено в генах. Наследственная программа включает постоянную и  переменную части. Постоянная часть  обеспечивает рождение человека человеком, представителем человеческого рода. Переменная часть - это то, что роднит человека с его родителями. Большое значение имеют функциональные особенности коры больших полушарий головного мозга: пластичность, подвижность нервных процессов. Они в значительной степени определяют тип нервной деятельности. Академик И. П. Павлов показал, что в зависимости от силы протекания нервных процессов, их уравновешенности и подвижности люди по-разному реагируют на воздействие внешней среды.

     Тип нервной системы складывается из природных особенностей ребенка  и тех влияний, которые он испытывает на себе в жизни и в процессе воспитания. Чем меньше ребенок, тем  более заметно проявление типа нервной  системы в его поведении. В  результате систематического воспитания ребенок приобретает способность  управлять своим поведением, согласовывать  его с требованиями окружающих людей. Исследованиями установлено, что типологические особенности хотя и влияют на формирование свойств личности, но не определяют их. 
Академики Н.М.Амосов, П.К.Анохин высказываются в пользу наследования нравственных качеств или, во всяком случае, наследственной предрасположенности ребенка к агрессивности, жестокости, лживости. 
В последние годы появилась новая отрасль педагогики - пренатальная педагогика. Появление ее связано с тем, что ученые обнаружили возможность влияния на развитие зародыша. При этом отмечено, что воздействовать можно не только на здоровье будущего младенца, но и на его 
эмоциональную сферу, а через нее на эстетическое и интеллектуальное развитие.

     Культура. Прежде всего, следует отметить, что определенный культурный опыт является общим для всего человечества и не зависит от того, на какой ступени развития находится то или иное общество. Так, каждый ребенок получает питание от старших по возрасту, обучается общению через язык, получает опыт применения наказания и вознаграждения, а также осваивает некоторые другие наиболее общие культурные образцы. Вместе с тем каждое общество дает практически всем своим членам некоторый особенный опыт, особенные культурные образцы, которые другие общества предложить не могут. Из социального опыта, единого для всех членов данного общества, возникает характерная личностная конфигурация, типичная для многих членов данного общества. Например, личность, сформировавшаяся в условиях мусульманской культуры, будет иметь иные черты, чем личность, воспитанная в христианской стране.

     Американская  исследовательница К. Дьюбойс назвала личность, обладающую общими для данного общества чертами, "модальной" (от взятого из статистики термина "мода", обозначающего величину, которая встречается наиболее часто в ряду или серии параметров объекта). Под модальной личностью Дьюбойс понимала наиболее часто встречающийся тип личности, обладающий некоторыми особенностями, присущими культуре общества в целом. Таким образом, в каждом обществе можно найти такие личности, которые воплощают средние общепринятые черты. Говорят о модальных личностях тогда, когда упоминают о "средних" американцах, англичанах или об "истинно" русских. Модальная личность воплощает в себе все те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Эти ценности в большей или меньшей степени содержатся в каждой личности данного общества.

     Другими словами, каждое общество развивает  один или несколько базисных личностных типов, которые соответствуют культуре этого общества. Такие личностные образцы усваиваются, как правило, с детства. У равнинных индейцев Южной Америки социально одобряемым типом личности для взрослого  мужчины был сильный, самоуверенный, воинственно настроенный человек. Им восхищались, его поведение вознаграждалось, и мальчики всегда стремились быть похожими на таких мужчин.

     Каким же может быть социально одобряемый тип личности для нашего общества? Пожалуй, это личность социабельная, т.е. легко идущая на социальные контакты, готовая к сотрудничеству и обладающая при этом некоторыми агрессивными чертами (т.е. способная за себя постоять) и  практической сметкой. Многие эти черты  развиваются скрытно, внутри нас, и  мы испытываем неудобство, если эти  черты отсутствуют. Поэтому мы обучаем  своих детей говорить "спасибо" и "пожалуйста" старшим, учим их не стесняться взрослого окружения, уметь  постоять за себя.

    1. Этапы социализации личности
 
 

    Социализация  включает в себя различные этапы, стадии. В современной социологии этот вопрос решается неоднозначно. Одни ученые выделяют три стадии: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Другие подразделяют этот процесс на два этапа: «первичную социализацию» (от рождения до зрелой личности) и «вторичную социализацию», связанную с перестройкой личности в период ее социальной зрелости. Есть и другие точки зрения.1

    Детство. Социализация начинается на самой ранней стадии развития, в детстве, когда примерно на 70% формируется человеческая личность. Стоит запоздать, как начнутся необратимые процессы. В детстве закладывается фундамент социализации и в то же время происходит самый незащищенный ее этап.2 Большинство детей – довольно “податливый материал” в том смысле, что они способны вырасти и развиться во взрослых людей самых разных типов. Насколько быстро у ребенка идет процесс социализации представлено в таблице 1.

До  года 2 года 3 года 5 лет 6 лет 6-8 лет
Понимание того, что они могут привлекать внимание взрослых. Представление других людей в качестве независимых агентов. Понимание социальной роли. Комбинирование игровые роли более сложным образом. Осознание нескольких своих ролей. Различает тело, разум, чувства. Начинает интуитивно приходить к определению собственного Я.
Указывают пальчиком на определенные предметы. Кукла у детей уже совершает какие-то действия, словно она живая и действует сама по себе. Ребенок представляет себе, что он врач, и осматривает куклу. Ребенок представляет, что он – врач и одновременно отец. Дома и в  детском саду ребенок ведет себя по-разному. У ребенка «проскальзывают» фразы типа: «Я – человек», «Я –  девочка», «Мама меня любит».

Информация о работе Социализация личности