Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2012 в 18:55, контрольная работа

Краткое описание

Всю жизнь человек ищет свое место в мире. Он не может существовать без общества, а оно, в свою очередь, без него. Когда человек только появился на свет, он – маленький и беспомощный. А общество встречает его нормами, правилами, ограничениями, отлаженной системой, по которой оно функционирует, и тысячелетиями накопленным опытом. Теперь маленькому человечку нужно принимать правила и учиться жить в огромном обществе.

Содержание

Понятие социализации.............................................................................
Факторы наследственности и культуры в становлении личности…….
Этапы социализации, ее агенты…………………………………………

Вложенные файлы: 1 файл

Социология.docx

— 39.54 Кб (Скачать файл)

    Табл. 1

    Подростковый  возраст. В этом периоде у человека происходят изменения в росте и развитии, которые можно считать поистине революционными. После многих лет пребывания в положении младших и зависимых от взрослых, они неожиданно сравниваются с взрослыми по физическому сложению, росту и силе. Эти изменения сопровождаются быстрым развитием органов деторождения, что свидетельствует о сексуальной зрелости. По мнению неофрейдистов, например Эрика Эриксона, основная задача подросткового периода состоит в формировании достаточно устойчивой личности. В повседневной жизни люди вступают во взаимодействие друг с другом обычно не на основании того, какие они на самом деле, а на основании собственных представлений о других людях и самих себе. Эриксон выдвигает предположение, что оптимальное чувство идентичности воспринимается как ощущение адекватности самому себе. “Этому ощущению с наибольшей очевидностью сопутствуют чувство свободы собственного тела, чувство “понимания того, что человеку нужно”, и внутренняя уверенность в получении ожидаемого признания от значимых в жизни индивида людей”, поэтому для подростков поиск собственной личности приобретает особую остроту.

    Ранняя  зрелость, или молодость. Последние тенденции в развитии западного мира – рост индустрии услуг, увеличение сроков обучения и чрезвычайно высокий образовательный ценз в постиндустриальном обществе – удлинили переход индивидов во взрослую жизнь. Возраст 16 лет – самый критический. Человек должен выбрать только одну профессию из 40000 занятий, существующих в современном мире3. Со временем молодые люди становятся менее зависимыми в финансовом отношении, они вступают в новые социальные роли и принимают новые жизненные уклады, при этом они приобретают большую самостоятельность и ответственность.

    Задачи  будущего развития, стоящие перед  индивидами в возрасте от 18 до 30 лет, как правило, концентрируются вокруг двух главных целей, которые Зигмунд  Фрейд определил, как любовь и  работа. Через дружбу, сексуальные  взаимоотношения и трудовой опыт молодые люди приходят к первым представлениям о самих себе как о взрослых индивидах. В идеале они вырабатывают способность находиться с другим человеком в отношениях, основанных на доверии, поддержке и нежности. Они могут сожительствовать со своим сексуальным партнером или вступить в брак и обзавестись семьей. Они могут также заложить фундамент своей будущей карьеры или сделать карьеру в одной области, а затем отказаться от нее. Они могут также бесцельно плыть по жизни, что часто приводит к кризису в возрасте около 30 лет.

    По  мнению Левинсона, первостепенная задача, стоящая перед индивидом в  течение всей его взрослой жизни, заключается в выстраивании собственной  структуры жизни. Однако эта структура  не создается раз и навсегда; она  должна непрерывно подвергаться модификации  и переоценке. Переходные периоды  имеют тенденцию вырисовываться через два-три года после имеющих  символическое значение круглых  дат жизни – 20, 30, 40, 50 и 60 лет. В  ходе взаимодействия со своим окружением каждый индивид намечает для себя цели, вырабатывает средства для их достижения и пересматривает базовые  посылки.

    Средний возраст, или зрелость. Зрелый возраст лишен той конкретики, которая присуща младенчеству, детству и подростковому периоду. Это всеобъемлющая и довольно размытая категория. Иногда категория “зрелости” используется для определения людей в возрасте за 30 лет, иногда для когда тех, кому примерно от 45 до 64 лет. Какое бы значение ни приписывалось термину “зрелый возраст”, основные цели остаются такими же, что и цели, стоящие перед мужчинами и женщинами в юности и молодости, и связаны с любовью и работой.

    Основную  часть взрослой жизни и мужчины  и женщины проводят на работе. Хотя доминируют экономические соображения, работа также помогает организовать время, является сферой общения человека с другими людьми, “лекарством  от скуки”, поддерживает чувство необходимости  и самоуважения.

    В зрелом возрасте мужчины, как правило, ищут свою “нишу” в жизни, “окапываются” в ней, “вьют гнездо”, осуществляют свои долгосрочные планы, размышляют о том, чего они добились в жизни,  постепенно приводят свои желания в соответствие со своими достижениями.

    В отличие от мужчин большинство женщин в своих мечтах о будущем не ставит во главу угла карьеру. В своих мечтах о будущем большинство женщин видит себя в центре бурлящей жизни, в окружении любимых и любящих людей, особенно мужей, детей и коллег. Для мужчин первоочередное место в жизни имеют независимость и дух конкуренции, а женщины рассматривают свою жизнь как средство “внедрения” в сложную сеть человеческих взаимосвязей и отношений.

    Пожилой возраст, или старость. Пожилой возраст влечет за собой расставание с некоторыми социальными ролями. Прежде всего, и самое главное – пожилых ждет выход на пенсию. По традиции считалось, что выход на пенсию имеет негативные последствия для пожилых людей, поскольку статус работающего человека означает статус хозяина своей судьбы – основную точку опоры для взрослой личности. Жизнь человека на пенсии рассматривается как практически бесцельная, поскольку основная и первоочередная задача пенсионера – решить, чем заполнить длинный и бессмысленный день. В России не существует успешной социализации людей пожилого возраста. Социальных норм, которые бы определяли жизненные цели пожилых, очень мало, и они очень размыты. Дело усложняется еще тем, что у пожилых слишком мало мотивов для того, чтобы примириться со своей “бессмысленной ролью” – социальным статусом, лишенным всякой значимости в обществе. Даже если бы четкие нормы, определяющие поведение человека пожилого возраста, и существовали, слишком мало людей пожелало бы следовать подобным нормам, исключающим их из числа претендентов на участие в общественной жизни и получение вознаграждений.

    В последние годы негативный взгляд на жизнь пенсионеров подвергается критическому пересмотру. Похоже на то, что меняется само отношение к  работе и выходу на пенсию. Кроме  того, исследования показывают, что  на пенсии человек более всего  страдает от нехватки денег, а в том  случае, когда люди имеют гарантированный и достаточный для удовлетворения их нужд доход, они не против выйти на пенсию пораньше. В общем, когда люди здоровы и имеют достаточный доход, пенсия не кажется им чем-то ужасным.

    Смерть. Осознание надвигающейся смерти требует от индивида приспособления к новому определению собственной сущности. Понятие “умирающий” предполагает нечто большее, чем просто протекание каких-то биохимических процессов. Оно влечет за собой принятие социального статуса, при котором социальные структуры не просто сопровождают, но и формируют опыт соприкосновения со смертью. Стоит сравнить, к примеру, разницу в социальных значениях, приписываемых 20-летнему индивиду, которому, по определению врачей, осталось жить 5 лет, и сохранившему хорошее состояние здоровья 80-летнему индивиду. Подобным образом больничный персонал вкладывает различное рвение в уход за пациентами исходя из их подразумеваемой неодинаковой социальной ценности. Исследования в одной больнице показали, что разные социальные критерии побуждали врачей и сестер страстно бороться за жизнь маленького ребенка и внутренне принять как должное смерть пожилой женщины. И наконец, хотя смерть есть биологическое явление, оно приобретает социальную реальность через посредство таких традиционных ритуалов, как прощание с покойным и похороны.

    Человек – существо социальное. Однако ни один человек не рождается готовым  членом общества. Интеграция индивида в общество – длительный и сложный  процесс. Он включает в себя усвоение социальных норм и ценностей, а также  процесс освоения ролей.

    Социализация  идет по двум взаимно переплетающихся  направлениям. С одной стороны, включается в систему социальных отношении, индивид усваивает культурный опыт своего общества, его ценности и  нормы. В данном случае он является объектом общественного воздействия. С другой стороны, социализируясь, человек  все шире и активнее участвует  в делах общества и дальнейшем развитии его культуры. Здесь он выступает уже как субъект  социальных отношении.

    В структуру социализации включаются социализант и социализатор, социализирующее  воздействие, первичная и вторичная  социализация. Социализантом является индивид, подвергающийся социализации. Социализатор – окружение, оказывающее  социализирующее влияние на человека. Обычно это агентуры и агенты социализации. Агентурами социализации являются институты, оказывающие социализирующее влияние  на индивида: семья, учреждения образования, культуры средства массовой информации, общественные организации. Агентами социализации выступают лица, непосредственно  окружающие индивида: родственники, друзья, педагоги и т.п. Так, для студента учебное заведение является агентурой  социализации, а декан факультета – агентом. Действия социализиторов, направленные на социализантов, называются социализирующим воздействием.

    Социализация  – это процесс, который продолжается всю жизнь. Однако на различных этапах ее содержание и направленность могут  меняться. В связи с этим выделяют первичную и вторичную социализацию. Под первичной социализацией  понимается процесс формирования зрелой личности. Под вторичной – освоение специфических ролей, связанных  с разделением труда. Первая начинается в младенчестве и осуществляется вплоть до формирования социально зрелой личности, вторая – в период социальной зрелости и продолжается всю жизнь.  Как правило, с вторичной социализацией связаны процессы десоциализации и ресоциализации. Десоциализация означает отказ личности от ранее усвоенных норм, ценностей, принятых ролей. Ресоциализация сводится к усвоению новых правил и норм взамен утраченных старых.

    Заключение

 

    Резюмируя рассмотрение понятий и понимания  процесса социализации исследователями, представляющими психологию, социальную психологию и социологию можно сделать  вывод о том, что социализацию личности можно рассматривать как  «совокупность всех социальных и  психологических процессов, посредством  которых индивид усваивает систему  значений, норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве полноправного члена общества. Она  включает в себя не только осознанные, контролируемые, целенаправленные воздействия, но и стихийные, спонтанные процессы, так или иначе влияющие на формирование личности»

    Таким образом, в процессе социализации, заложенные в человеке психобиологические способности  не просто реализуются, а транслируются  в социально-значимые свойства человеческой личности посредством воспитания, образования, приобщения индивида к культуре и  при самом активном его участии. При этом личность формирует свой "Я"-образ на основании восприятия того, как о ней думают, как  ее оценивают другие. Для того чтобы  такое восприятие было успешным, личность принимает на себя роли других и  глазами этих других смотрит на свое поведение и свой внутренний мир. Формируя свой "Я"-образ, личность социализируется

       На основе этого усвоения в  ходе социализации происходит  формирование социальных качеств,  свойств, деяний, умений, благодаря  которым человек становится дееспособным  участником социального взаимодействия, полноправным и активным членом  общества. 
 
 
 
 
 
 
 

  Список  использованной литературы 
 

  1. Андреев Э. М. Социально-философские основания  концепции формиро-вания экоцелостной личности / Э. М. Андреев // Социально-гуманитарные знания. 2003. № 1.
  2. Бороноева А.О. Основы социологии и политологии. Учебное пособие/А.О.Бороноева, М.А.Василика.-М.:Гардарики,2000.-С 117
  3. Волков Ю.Г., В.И. Добротеньков, В.Н. Нечипуренко, А.В.Попов «Социалогия» издание 3-е; М.; ГАРДАРИКИ 2005
  4. Гурьянова М. П. Воспитание жизнеспособной личности в условиях дисгармоничного социума / М. П. Гурьянова // Педагогика. 2004. № 1.
  5. Карпухин О. И. Сделала ли молодежь свой выбор? (К проблеме социализации молодого поколения современной России) / О. И. Карпухин // Социально-гуманитарные знания. 2000. № 4.
  6. Клочко Ю.Н.Социализация личности, её социальный статус и социальная роль./Ю.Н.Клочко, Н.Ю.Ермилова, А.Ю.Клочко// http://www.ncstu.ru
  7. А.И.Кравченко «Социалогия» ;  М.;Изд.центр «Академия»; 2000.
 
  1. Куликов Л.М. Основы социологии и политологии. Учебное  пособие /Л.М.Куликов. – М.:Финансы  и статистика,2000.- С 117-118

Информация о работе Социализация личности