План
Введение__________________________________________________________2
- Представление о личности в
социологии_________________________3
- Сущность и содержание процесса
социализации___________________5
- Формирование и становление
личности в процессе социализации_____7
- Этапы социализации__________________________________________9
- Агенты социализации и их влияние
на формирование и становления личности___________________________________________________10
- Ведущие механизмы социализации_____________________________11
Заключение_____________________________________________________15
Список литературы______________________________________________16
Введение
Человек в своём реальном социальном
бытии является, с одной стороны, создателем,
творцом общества, которое возникает и
развивается только в процессе и результате
человеческой деятельности. Но, с другой
стороны, он выступает как творение общества,
ибо только включаясь в процессы социальных
действий людей, в социальные взаимоотношения,
вбирая в себя социальный опыт, усваивая
нормы, правила, идеалы культуры, человек
становится социально развитым существом,
становится личностью. Многогранный процесс
усвоения индивидом социального опыта,
определённой системы знаний, норм, ценностей,
образцов поведения, присущих определённой
социальной группе и обществу в целом
и позволяющих ему функционировать в качестве
активного субъекта общественных отношений
и деятельности, называется социализацией.
Однако включаясь в процесс
социализации, формирующаяся личность
отнюдь не предстаёт только в качестве
пассивного продукта социализирующего
влияния среды. Наоборот, она очень избирательно
относится к внешним воздействиям, а по
мере взросления это избирательность
становится всё более интенсивной и точной.
Следовательно, формирующаяся личность
не просто усваивает социальный опыт,
но и преобразовывает его в свои собственные
оценки, ориентации, установки, в свои
собственные действия. Поэтому личность
в процессе своего формирования, развития
и деятельности предстаёт не только в
качестве объекта, но и социального субъекта
общественных отношений и взаимодействий.
- Представление о
личности в социологии
Личность – одно из центральных
понятий социологии. Оно играет важную
роль в «строительстве» социального знания,
помогая понять, почему человеческий мир
так отличается от остального природного
мира и почему он остается человеческим
только на основе сохранения богатства
индивидуальных различий между людьми.
На социологию личности заметно
влияют философские концепции и психологические
теории. Философия больше оперирует емким
понятием «человек», которое включает
и его биологическую, и ментальную, и культурную
природу. Социологи берут в расчет прежде
всего социальные качества, которые формируются
у людей в процессе общежития (как непосредственный
продукт сосуществования с другими), несколько
абстрагируясь от всего остального.
Психология обращает внимание
на индивидуальные различия людей: их
темперамент, характер, особенности поведения
и оценки, изучая, чем и почему они отличаются
друг от друга. Для социолога «личность»
– это, напротив, то, что делает людей похожими
друг на друга (т.е. они отмечают в людях
социально типическое).
Таким образом, можно сказать,
что, как правило, в цепочке человек –
личность – индивид отражено своеобразное
разделение труда философа, социолога
и психолога, хотя каждый из них (изучая
свое) может использовать любой из этих
терминов. Иными словами, личность в социологии
– это нечто особенное.
В философии «личность» в соответствии
со сложившимися традициями рассматривается
как:
1) произведение (Природы, Бога
или Общества), продукт условий
существования, который может лишь
познать себя и не должен
пытаться изменить (человек адаптирующийся,
приспосабливающийся);
2) творец, беспредельно активный,
либо медитирующий, изменяющий свои
собственные условия, либо управляющий
своим воображением об условиях
своей жизни и о себе (человек,
создающий себя сам, самопроизводящийся);
3) деятель, преобразующий
сам себя посредством инструментальной,
предметной активности, связывающей
его развитие с внешним объективным
миром (человек, производящий новые
предметы, совершенствующийся посредством
деятельности и передающий в
предметах свой опыт)3.
В психологии «личность» –
это целостность психических свойств,
процессов, отношений, отличающих данного
субъекта от другого. Для психолога потенции
субъектов различны, поскольку как врожденные,
так и приобретенные качества людей индивидуальны.
Индивидуальность отражает неповторимость
биологических и социальных свойств человека,
делая его уникальной действующей единицей
некой группы или общности.
И философия, и психология оказывают
существенное влияние на развитие социологических
представлений о личности, однако их особый
взгляд на сей предмет и специфическая
терминология используются только на
уровне специальных теорий.
Первичным агентом социального
взаимодействия и отношений является
личность. Для того чтобы понять, что же
такое личность, необходимо провести разграничение
понятий «человек», «индивид», «личность».
Понятие человек употребляется
для характеристики присущих всем людям
качеств и способностей. Это понятие указывает
на наличие такой особой исторически развивающейся
общности, как человеческий род. Единичным
представителем человеческого рода, конкретным
носителем черт человека является индивид.
Он уникален, неповторим. Вместе с тем
он универсален – ведь каждый человек
зависит от социальных условий, среды,
в которой живет, людей, с которыми общается.
Индивид является личностью постольку,
поскольку в отношениях с другими он выполняет
определенные функции, реализует в своей
деятельности социально значимые свойства
и качества. Можно сказать, что личность
– это социальная модификация человека:
ведь социологический подход выделяет
в личности социально-типическое.
Человек становится личностью,
вступая в общественные отношения, в связь
с другими людьми. В этих связях и отношениях
индивид приобретает разнообразные общественные
свойства и таким образом сочетает в себе
индивидуальные и общественные качества.
Человек становится персонифицированным
носителем социальных качеств, личностью.
Личность занимает определенное
положение в системе общественных отношений,
принадлежит к определенному классу, социальному
слою, группе. В соответствии со своим
социальным статусом личность играет
определенные социальные роли.
Итак, социологи, как правило,
оперируют понятиями «социальный субъект»
и «личность» для описания социальной
сути и социальных качеств человека.
В современной социологии личность,
как и субъект (который, напомним, может
быть индивидуальным – тождественным
«личности» и групповым – тождественным
«общности»), означает активное социальное
начало, некий социально-исторический
тип способности к деятельности.
Считается, что личность как
социально типическая характеристика
людей пережила определенную эволюцию
вместе с ходом исторического прогресса.
Первобытный человек характеризовался
деятельностью адаптивной, приспособительной,
в то время как современный имеет значительно
более богатый функциональный репертуар
и в целом играет активную преобразующую
роль в природе и в обществе. Можно сказать,
что личность все полнее проявлялась,
формировалась и заполняла человека, вырывая
его из мира естества (желаний и страстей)
и приводя в мир творчества, осмысления
и понимания знаков «другого».
Сущностная характеристика
личности и её основные особенности определяются:
- содержанием мировоззрения
человека, его психологической сущностью;
- степенью целостности мировоззрения
и убеждений, отсутствием или наличием
в них противоречий, отражающих противоположные
интересы разных слоёв общества;
- степенью осознанности человеком
своего места в обществе;
- содержанием и характером потребностей
и интересов, устойчивостью и лёгкостью
их переключаемости, их узостью и многогранностью;
- спецификой соотношения и проявления различных личностных качеств.
Личность настолько многогранна
в своих индивидуально-психологических
проявлениях, что соотношение её разнообразных
качеств может сказываться и на проявлениях
мировоззрения, и на поведении. [1, с.455]
- Сущность и содержание процесса
социализации
Человек – существо социальное. С первых
дней своего существования он окружен
себе подобными, включен в разного рода
социальные взаимодействия. Первый опыт
социального общения человек приобретает
еще до того, как начинает говорить. Будучи
частью социума, человек приобретает определенный
субъективный опыт, который становится
неотъемлемой частью личности. Социализация
– процесс и результат усвоения и последующего
активного воспроизводства индивидом
социального опыта. Процесс социализации
неразрывно связан с общением и совместной
деятельностью людей.
Сущность социализации состоит в сочетании
приспособления и обособления человека
в условиях конкретного общества. Процесс
социализации и адаптации тесно взаимосвязаны.
Адаптация предполагает согласование
требований и ожидание социальной среды
по отношению к человеку с его установками
и социальным поведением; согласование
самооценок и притязаний человека с его
возможностями и с реалиями социальной
среды. Таким образом, адаптация – это
процесс и результат становления индивида
социальным существом. Обособление –
процесс автономизации человека в обществе.
Результат этого процесса - потребность
человека иметь собственные взгляды и
наличие таковых (ценностная автономия),
потребность иметь собственные привязанности
(эмоциональная автономия), потребность
самостоятельно решать лично его касающиеся
вопросы, способность противостоять тем
жизненным ситуациям, которые мешают его
самоизменению, самоопределению, самореализации,
самоутверждению (поведенческая автономия).
Таким образом, обособление –это процесс
и результат становления человеческой
индивидуальности.[1, c.495]
Из сказанного следует, что в процессе
социализации заложен внутренний, до конца
не разрешенный конфликт между мерой адаптации
человека в обществе и степенью обособления
его в обществе.
Социализация человека в современном
мире, имея более или менее явные особенности
в том или ином обществе, в каждом из них
обладает рядом общих или сходных характеристик.
Если исходить из тезиса, принимаемого
в общей психологии, что личностью не родятся,
личностью становятся, то ясно, что социализация
по своему содержанию есть процесс становления
личности, который начинается с первых
минут жизни человека. Выделяются три
сферы, в которых осуществляется прежде
всего это становление личности: деятельность,
общение, самосознание. Каждая из этих
сфер должна быть рассмотрена особо. Общей
характеристикой всех этих трех сфер является
процесс расширения, умножения социальных
связей индивида с внешним миром.
Что касается деятельности,
то на протяжении всего процесса социализации
индивид имеет дело с расширением «каталога»
деятельностей, т.е. освоением
все новых и новых видов деятельности.
При этом происходят еще три чрезвычайно
важных процесса. Во-первых, это ориентировка
в системе связей, присутствующих в каждом
виде деятельности и между ее различными
видами. Она осуществляется через посредство
личностных смыслов, т.е. означает выявление
для каждой личности особо значимых аспектов
деятельности, причем не просто уяснение
их, но и их освоение. Можно было бы назвать
продукт такой ориентации личностным
выбором деятельности. Как следствие этого
возникает и второй процесс — центрирование
вокруг главного, выбранного, сосредоточение
внимания на нем и соподчинения ему всех
остальных деятельностей. Наконец, третий
процесс — это освоение личностью в ходе
реализации деятельности новых ролей
и осмысление их значимости. Если кратко
выразить сущность этих преобразований
в системе деятельности развивающегося
индивида, то можно сказать, что перед
нами процесс расширения возможностей
индивида именно как субъекта деятельности.
Эта общая теоретическая канва позволяет
подойти к экспериментальному исследованию
проблемы. Экспериментальные исследования
носят, как правило, пограничный характер
между социальной и возрастной психологией,
в них для разных возрастных групп изучается
вопрос о том, каков механизм ориентации
личности в системе деятельностей, чем
мотивирован выбор, который служит основанием
для центрирования деятельности. Особенно
важным в таких исследованиях является
рассмотрение процессов целеобразования.
К сожалению, эта проблематика, традиционно
закрепленная за общей психологией, не
находит пока особой разработки в ее социально-психологических
аспектах, хотя ориентировка личности
не только в системе данных ей непосредственно
связей, но и в системе личностных смыслов,
по-видимому, не может быть описана вне
контекста тех социальных «единиц», в
которых организована человеческая деятельность,
т.е. социальных групп. Об этом здесь говорится
пока лишь в порядке постановки проблемы,
включения ее в общую логику социально-психологического
подхода к социализации.