Социализация личности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2014 в 21:05, контрольная работа

Краткое описание

Личность - это результат социального становления индивида путем преодоления трудностей и накопления жизненного опыта. Врожденная гениальность автоматически не гарантирует того, что человек станет великой личностью. Решающую роль играет социальная среда, в которую попадает человек после рождения. Личность - это единство индивидуальных способностей и выполняемых социальных функций человека, особое качество, приобретаемое индивидом благодаря общественным отношениям. Следовательно, между развитием личности и обществом существует прямая зависимость.

Содержание

Введение__________________________________________________________2
1. Представление о личности в социологии_________________________3
2. Сущность и содержание процесса социализации___________________5
3. Формирование и становление личности в процессе социализации_____7
4. Этапы социализации__________________________________________9
5. Агенты социализации и их влияние на формирование и становления личности___________________________________________________10
6. Ведущие механизмы социализации_____________________________11
Заключение_____________________________________________________15
Список литературы______________________________________________16

Вложенные файлы: 1 файл

социология.docx

— 49.39 Кб (Скачать файл)

Вторая сфера – общение – рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью. Расширение общения можно понимать как умножение контактов человека с другими людьми, специфику этих контактов на каждом возрастном рубеже. Что же касается углубления общения, это прежде всего переход от монологического общения к диалогическому, децентрация, т.е. умение ориентироваться на партнера, более точное его восприятие. Задача экспериментальных исследований заключается в том, чтобы показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах осуществляется умножение связей общения и, во-вторых, что получает личность от этого процесса. Исследования этого плана носят черты междисциплинарных исследований, поскольку в равной мере значимы как для возрастной, так и для социальной психологии. Особенно детально с этой точки зрения исследованы некоторые этапы онтогенеза: дошкольный и подростковый возраст. Что касается некоторых других этапов жизни человека, то незначительное количество исследований в этой области объясняется дискуссионным характером другой проблемы социализации — проблемы ее стадий. [2, с.188]

Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его «Я». В многочисленных экспериментальных исследованиях, в том числе лонгитюдных, установлено, что образ «Я» не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.

  1. Формирование и становление личности в процессе социализации

Важнейшим видом социального взаимодействия, в ходе которого совершается формирование любого человека как полноправного и полноценного члена общества, является социализация. Социологи используют этот термин для описания процесса, в ходе которого и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться к социальным нормам. Социализация как процесс делает возможным продолжение общества и передачу его культуры из поколения в поколение. Этот процесс концептуализируется двумя путями.

Социализацию можно понимать как интернализацию социальных норм: социальные нормы становятся обязательными для индивида в том смысле, что они, скорее, устанавливаются им самим для себя, нежели навязываются ему средствами внешней регуляции и являются таким образом частью собственной индивидуальности личности. Благодаря этому индивид ощущает внутреннюю потребность в приспособлении к окружающей его социальной среде.

Социализацию можно представить как сущностный элемент социального взаимодействия на основе предположения о том, что люди желают повысить цену своего собственного имиджа, добиваясь одобрения и повышения статуса в глазах других; в этом случае индивиды социализируются в той мере, в какой они соизмеряют свои действия в соответствии с ожиданиями других.

Следовательно, под социализацией понимают процесс усвоения личностью образцов поведения общества и групп, их ценностей, норм, установок. В процессе социализации формируются наиболее общие устойчивые черты личности, проявляющиеся в социально организованной деятельности, регулируемой ролевой структурой общества.

Социализация человека начинается с рождения и продолжается на протяжении всей жизни. В её процессе он усваивает накопленный человечеством социальный опыт в различных сферах жизнедеятельности, который позволяет исполнять определенные, жизненно важные социальные роли.

Важнейшую роль в том, каким вырастает человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен. Так, по отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя. В юности или в молодости в число агентов входят также супруг или супруга, коллеги по работе и пр. По своей роли в социализации агенты различаются в зависимости от того, насколько они значимы для человека, как строится взаимодействие с ними, в каком направлении и какими средствами они оказывают свое влияние.

Основными агентами социализации являются: семья, школа, группы сверстников, трудовой коллектив, средства массовой информации, литература и искусство, социальная среда, культура, и др. [5, с.110]

В ходе социализации реализуются следующие цели:

1) взаимодействие людей  на основе освоения социальных  ролей;

2) сохранение общества  благодаря усвоению его новыми  членами сложившихся в нем ценностей и моделей поведения.

По ней судят об уровне социального развития. Как результат она является основополагающей характеристикой человека и его особенностей как социальной единицы общества в соответствии с его возрастом. Ребенок в своем развитии может отставать или опережать своих сверстников. В этом случае социализация как результат характеризует социальный статус ребенка по отношению к его сверстникам.

Также важное значение в социологии придается факторам социализации. В качестве важнейших факторов социализации выделяются:

  1. биологические (в частности биологическая наследственность индивидов);
  2. психологические (влияние на процесс социализации темперамента, характера, способностей трансформирующейся личности и т.п.);
  3. социальная (экономическая система, политический режим, уровень развития культуры и образования и т.п.). [3, с.160]

 

 

  1. Этапы социализации

Этапы социализации совпадают (условно) с этапами возрастного развития индивида:

1) ранняя (первичная) социализация. Она связана с приобретением  общекультурных знаний, с освоением  начальных представлений о мире  и характере взаимоотношений  людей. Особым этапом ранней социализации  является подростковый возраст. Особая конфликтность данного  возраста связана с тем, что  возможности и способности ребенка  значительно превышают предписанные  ему правила, рамки поведения;

2) вторичная социализация:

а) профессиональная социализация, которая связана с овладением специальными знаниями и навыками, с приобщением к определенной субкультуре. На этом этапе расширяются социальные контакты индивида, расширяется диапазон социальных ролей;

б) включение индивида в систему общественного разделения труда. Здесь предполагается адаптация в профессиональной субкультуре, а также принадлежность к иным субкультурам. Скорость социальных изменений в современных обществах приводит к тому, что возникает необходимость ресоциализации, усвоения новых знаний, ценностей, вместо устаревших. Ресоциализация охватывает многие явления (от коррекции чтения и речи до профессиональной подготовки или смены ценностных ориентиров поведения);

в) пенсионный возраст или утеря трудоспособности. Характерен изменением образа жизни в связи с исключением из среды производства. [4, с.313]

Следовательно, социализация личности начинается с рождения и длится всю жизнь. Таким образом, можно выделить восемь основных этапов социализации:

1) первый этап – младенчество, которое охватывает два первых  года жизни ребёнка. Основной  канал социализации на данном  этапе – эмоциональное общение  ребенка со взрослыми.

2) второй этап – ранее  детство, охватывающее период от  двух до пяти лет. В этот  период ведущую роль в социализации  ребёнка выполняет предметная  деятельность, прежде всего с  игрушками – погремушками, мячиками, куклами и т.п.

3) третий этап – дошкольное  детство (6-7 лет). В этот период  ведущим началом социализации  становится игра, прежде всего, ролевая  игра.

4) четвёртый этап –  подростковый возраст (12-14 лет). В  этот период сохраняется ведущая  роль в процессе социализации  учебной деятельности, но опережающее  все другие психологические процессы  развития абстрактного мышления  оттесняет на задний план художественную  фантазию, продуктивное воображение.

5) пятый этап – юношеский  возраст (14-18 лет). Этот этап начинается  еще в школьные годы, имеет  свои нижним пределом половое  созревание, когда подростки превращаются  в юношей и девушек, приобщаясь  к миру взрослых людей, а важным  рубежом – завершение учебы. В  этот период происходит существенные изменения в самосознании и самооценке формирующейся личности, возникает потребность в выработке мировоззренческих  установок, смысложизненных принципов, в самоуважение и уважение со стороны окружающих людей, в самостоятельном обдумывании и конструировании системы ценностей, связанных с ними ценностных ориентацией.

6) шестой этап – поздняя  юность (18-25 лет). Этот этап знаменует  собой переход от систематического  обучения к продуктивному труду. На этом этапе решающую роль  социализации начинает играть  трудовая деятельность, профессиональная  учёба. Происходит освоение соотношений  между людьми, профессиональных  и трудовых навыков. Важную роль  приобретает социализация, выражающаяся  в разделении труда, в силу  чего она, с другой стороны, способствует  его росту производительности, а  с другой стороны – профессионально-квалификационному  развитию личности.

7) седьмой этап – это  этап человеческой зрелости (25-60 лет). Основным средством социализации  здесь становится трудовая деятельность, а также самообразование.

8) восьмой этап – послетрудовая деятельность, когда человек переходит к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывает весь период пенсионного существования личности. В этот период происходит подведение жизненных итогов. [3, с.159] 

  1. Агенты социализации и их влияние на формирование и становление личности

Важнейшую роль в том, каким вырастет человек, как пройдет его становление играют люди, в непосредственном взаимодействии которых протекает его жизнь. Их принято называть агентами социализации. На разных возрастных этапах состав агентов специфичен.

Кроме начальной и продолжительной социализация бывает первичная и вторичная, агенты и институты социализации тоже делятся на первичные и вторичные.

Агенты первичной социализации – близкие и дальние родственники, приходящие няни, друзья семьи, сверстники, учителя, врачи, тренеры, лидеры молодежных группировок. Термин «первичная» в социологии ко всему, что составляет непосредственное или ближайшее окружение человека. Агенты вторичной социализации – представители администрации школы, университета, предприятия, армии, церкви, государства, сотрудники телевидения, радио, печати, партии, суда и т.д. Термин вторичное определяет то, что оказывает менее значительное воздействие на человека.

Первичная социализация наиболее интенсивна в первой половине жизни человека, хотя сохраняется (по убывающей) во второй половине. Напротив вторичная социализация охватывает вторую половину жизни, когда человек сталкивается с формальными организациями и учреждениями, называемыми институтами вторичной социализации: производством, государством, средствами массовой информации, армией, судом, церковью и т.д.

Агенты первичной социализации выполняют каждый множество функций (отец – это одновременно опекун, воспитатель, администратор, учитель, друг), а агенты вторичной всего одну или две. Роль агентов первичной социализации и их статус неодинаковы: по отношению к ребенку роль родителей является превосходящей, а его ровесники находятся в равной с ним позиции и прощают ему много из того, что не прощают родители, нарушение нравственных принципов и социальных норм и т.д. В каком-то смысле ровесники и родители воздействуют на ребенка в противоположных направлениях и первые сводят на нет усилия вторых.

Иначе говоря, ребенок учится у взрослых, как быть взрослым, а у ровесников как быть ребенком: уметь драться, хитрить, дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому родители воспринимают ровесников своего ребенка как конкурентов в борьбе за влияние на него. Малая группа ровесников выполняет важнейшую социальную функцию - облегчает переход от состояния зависимости к независимости, от детства к взрослости. Родители вряд ли смогут научить ребенка, как быть лидером или добиться господства над другими. Социализирующие функции агентов первичной социализации взаимосвязаны: ровесники ребенка часто заменяют его родителей, выполняя их функции социализации и наоборот; взаимозаменяемы функции родителей и ровесников, вторые могут заменить родителей. Но того же нельзя сказать об агентах вторичной социализации, поскольку они узко специализированны: судья не может заменить бригадира или учителя.

Кроме того, в отличие от агентов первичной социализации, агенты вторичной социализации получают деньги за выполнение своей роли. [5, с. 122]

  1. Ведущие механизмы социализации

Информация о работе Социализация личности