Вторая сфера – общение – рассматривается
в контексте социализации также со стороны
его расширения и углубления, что само
собой разумеется, коль скоро общение
неразрывно связано с деятельностью. Расширение
общения можно понимать как умножение
контактов человека с другими людьми,
специфику этих контактов на каждом возрастном
рубеже. Что же касается углубления общения,
это прежде всего переход от монологического
общения к диалогическому, децентрация,
т.е. умение ориентироваться на партнера,
более точное его восприятие. Задача экспериментальных
исследований заключается в том, чтобы
показать, во-первых, как и при каких обстоятельствах
осуществляется умножение связей общения
и, во-вторых, что получает личность от
этого процесса. Исследования этого плана
носят черты междисциплинарных исследований,
поскольку в равной мере значимы как для
возрастной, так и для социальной психологии.
Особенно детально с этой точки зрения
исследованы некоторые этапы онтогенеза:
дошкольный и подростковый возраст. Что
касается некоторых других этапов жизни
человека, то незначительное количество
исследований в этой области объясняется
дискуссионным характером другой проблемы
социализации — проблемы ее стадий. [2,
с.188]
Наконец, третья сфера социализации
— развитие самосознания личности. В самом
общем виде можно сказать, что процесс
социализации означает становление в
человеке образа его «Я». В многочисленных
экспериментальных исследованиях, в том
числе лонгитюдных, установлено, что образ
«Я» не возникает у человека сразу, а складывается
на протяжении его жизни под воздействием
многочисленных социальных влияний. С
точки зрения социальной психологии здесь
особенно интересно выяснить, каким образом
включение человека в различные социальные
группы задает этот процесс. Играет ли
роль тот факт, что количество групп может
варьировать весьма сильно, а значит, варьирует
и количество связей общения? Или такая
переменная, как количество групп, вообще
не имеет значения, а главным фактором
выступает качество групп (с точки зрения
содержания их деятельности, уровня их
развития)? Как сказывается на поведении
человека и на его деятельности (в том
числе в группах) уровень развития его
самосознания — вот вопросы, которые должны
получить ответ при исследовании процесса
социализации.
- Формирование и становление личности в процессе социализации
Важнейшим видом социального
взаимодействия, в ходе которого совершается
формирование любого человека как полноправного
и полноценного члена общества, является
социализация. Социологи используют этот
термин для описания процесса, в ходе которого
и с помощью которого люди обучаются приспосабливаться
к социальным нормам. Социализация как
процесс делает возможным продолжение
общества и передачу его культуры из поколения
в поколение. Этот процесс концептуализируется
двумя путями.
Социализацию можно понимать
как интернализацию социальных норм: социальные
нормы становятся обязательными для индивида
в том смысле, что они, скорее, устанавливаются
им самим для себя, нежели навязываются
ему средствами внешней регуляции и являются
таким образом частью собственной индивидуальности
личности. Благодаря этому индивид ощущает
внутреннюю потребность в приспособлении
к окружающей его социальной среде.
Социализацию можно представить
как сущностный элемент социального взаимодействия
на основе предположения о том, что люди
желают повысить цену своего собственного
имиджа, добиваясь одобрения и повышения
статуса в глазах других; в этом случае
индивиды социализируются в той мере,
в какой они соизмеряют свои действия
в соответствии с ожиданиями других.
Следовательно, под социализацией
понимают процесс усвоения личностью
образцов поведения общества и групп,
их ценностей, норм, установок. В процессе
социализации формируются наиболее общие
устойчивые черты личности, проявляющиеся
в социально организованной деятельности,
регулируемой ролевой структурой общества.
Социализация человека начинается
с рождения и продолжается на протяжении
всей жизни. В её процессе он усваивает
накопленный человечеством социальный
опыт в различных сферах жизнедеятельности,
который позволяет исполнять определенные,
жизненно важные социальные роли.
Важнейшую роль в том, каким
вырастает человек, как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии
с которыми протекает его жизнь. Их принято
называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
Так, по отношению к детям и подросткам
таковыми выступают родители, братья и
сестры, родственники, сверстники, соседи,
учителя. В юности или в молодости в число
агентов входят также супруг или супруга,
коллеги по работе и пр. По своей роли в
социализации агенты различаются в зависимости
от того, насколько они значимы для человека,
как строится взаимодействие с ними, в
каком направлении и какими средствами
они оказывают свое влияние.
Основными агентами социализации
являются: семья, школа, группы сверстников,
трудовой коллектив, средства массовой
информации, литература и искусство, социальная
среда, культура, и др. [5, с.110]
В ходе социализации реализуются
следующие цели:
1) взаимодействие людей
на основе освоения социальных
ролей;
2) сохранение общества
благодаря усвоению его новыми
членами сложившихся в нем ценностей
и моделей поведения.
По ней судят об уровне социального
развития. Как результат она является
основополагающей характеристикой человека
и его особенностей как социальной единицы
общества в соответствии с его возрастом.
Ребенок в своем развитии может отставать
или опережать своих сверстников. В этом
случае социализация как результат характеризует
социальный статус ребенка по отношению
к его сверстникам.
Также важное значение в социологии
придается факторам социализации. В качестве
важнейших факторов социализации выделяются:
- биологические (в частности
биологическая наследственность индивидов);
- психологические (влияние на
процесс социализации темперамента, характера,
способностей трансформирующейся личности
и т.п.);
- социальная (экономическая
система, политический режим, уровень
развития культуры и образования и т.п.). [3, с.160]
- Этапы социализации
Этапы социализации совпадают
(условно) с этапами возрастного развития
индивида:
1) ранняя (первичная) социализация.
Она связана с приобретением
общекультурных знаний, с освоением
начальных представлений о мире
и характере взаимоотношений
людей. Особым этапом ранней социализации
является подростковый возраст.
Особая конфликтность данного
возраста связана с тем, что
возможности и способности ребенка
значительно превышают предписанные
ему правила, рамки поведения;
2) вторичная социализация:
а) профессиональная социализация,
которая связана с овладением специальными
знаниями и навыками, с приобщением к определенной
субкультуре. На этом этапе расширяются
социальные контакты индивида, расширяется
диапазон социальных ролей;
б) включение индивида в систему
общественного разделения труда. Здесь
предполагается адаптация в профессиональной
субкультуре, а также принадлежность к
иным субкультурам. Скорость социальных
изменений в современных обществах приводит
к тому, что возникает необходимость ресоциализации,
усвоения новых знаний, ценностей, вместо
устаревших. Ресоциализация охватывает
многие явления (от коррекции чтения и
речи до профессиональной подготовки
или смены ценностных ориентиров поведения);
в) пенсионный возраст или утеря
трудоспособности. Характерен изменением
образа жизни в связи с исключением из
среды производства. [4, с.313]
Следовательно, социализация
личности начинается с рождения и длится
всю жизнь. Таким образом, можно выделить
восемь основных этапов социализации:
1) первый этап – младенчество,
которое охватывает два первых
года жизни ребёнка. Основной
канал социализации на данном
этапе – эмоциональное общение
ребенка со взрослыми.
2) второй этап – ранее
детство, охватывающее период от
двух до пяти лет. В этот
период ведущую роль в социализации
ребёнка выполняет предметная
деятельность, прежде всего с
игрушками – погремушками, мячиками,
куклами и т.п.
3) третий этап – дошкольное
детство (6-7 лет). В этот период
ведущим началом социализации
становится игра, прежде всего, ролевая
игра.
4) четвёртый этап –
подростковый возраст (12-14 лет). В
этот период сохраняется ведущая
роль в процессе социализации
учебной деятельности, но опережающее
все другие психологические процессы
развития абстрактного мышления
оттесняет на задний план художественную
фантазию, продуктивное воображение.
5) пятый этап – юношеский
возраст (14-18 лет). Этот этап начинается
еще в школьные годы, имеет
свои нижним пределом половое
созревание, когда подростки превращаются
в юношей и девушек, приобщаясь
к миру взрослых людей, а важным
рубежом – завершение учебы. В
этот период происходит существенные
изменения в самосознании и самооценке
формирующейся личности, возникает потребность
в выработке мировоззренческих установок,
смысложизненных принципов, в самоуважение
и уважение со стороны окружающих людей,
в самостоятельном обдумывании и конструировании
системы ценностей, связанных с ними ценностных
ориентацией.
6) шестой этап – поздняя
юность (18-25 лет). Этот этап знаменует
собой переход от систематического
обучения к продуктивному труду.
На этом этапе решающую роль
социализации начинает играть
трудовая деятельность, профессиональная
учёба. Происходит освоение соотношений
между людьми, профессиональных
и трудовых навыков. Важную роль
приобретает социализация, выражающаяся
в разделении труда, в силу
чего она, с другой стороны, способствует
его росту производительности, а
с другой стороны – профессионально-квалификационному
развитию личности.
7) седьмой этап – это
этап человеческой зрелости (25-60
лет). Основным средством социализации
здесь становится трудовая деятельность,
а также самообразование.
8) восьмой этап – послетрудовая
деятельность, когда человек переходит
к заслуженному отдыху. Этим этапом охватывает
весь период пенсионного существования
личности. В этот период происходит подведение
жизненных итогов. [3, с.159]
- Агенты социализации
и их влияние на формирование и становление личности
Важнейшую роль в том, каким вырастет
человек, как пройдет его становление
играют люди, в непосредственном взаимодействии
которых протекает его жизнь. Их принято
называть агентами социализации. На разных
возрастных этапах состав агентов специфичен.
Кроме начальной и продолжительной социализация
бывает первичная и вторичная, агенты
и институты социализации тоже делятся
на первичные и вторичные.
Агенты первичной социализации – близкие
и дальние родственники, приходящие няни,
друзья семьи, сверстники, учителя, врачи,
тренеры, лидеры молодежных группировок.
Термин «первичная» в социологии ко всему,
что составляет непосредственное или
ближайшее окружение человека. Агенты
вторичной социализации – представители
администрации школы, университета, предприятия,
армии, церкви, государства, сотрудники
телевидения, радио, печати, партии, суда
и т.д. Термин вторичное определяет то,
что оказывает менее значительное воздействие
на человека.
Первичная социализация наиболее интенсивна
в первой половине жизни человека, хотя
сохраняется (по убывающей) во второй половине.
Напротив вторичная социализация охватывает
вторую половину жизни, когда человек
сталкивается с формальными организациями
и учреждениями, называемыми институтами
вторичной социализации: производством,
государством, средствами массовой информации,
армией, судом, церковью и т.д.
Агенты первичной социализации выполняют
каждый множество функций (отец – это
одновременно опекун, воспитатель, администратор,
учитель, друг), а агенты вторичной всего
одну или две. Роль агентов первичной социализации
и их статус неодинаковы: по отношению
к ребенку роль родителей является превосходящей,
а его ровесники находятся в равной с ним
позиции и прощают ему много из того, что
не прощают родители, нарушение нравственных
принципов и социальных норм и т.д. В каком-то
смысле ровесники и родители воздействуют
на ребенка в противоположных направлениях
и первые сводят на нет усилия вторых.
Иначе говоря, ребенок учится у взрослых,
как быть взрослым, а у ровесников как
быть ребенком: уметь драться, хитрить,
дружить, быть справедливым и т.д. Поэтому
родители воспринимают ровесников своего
ребенка как конкурентов в борьбе за влияние
на него. Малая группа ровесников выполняет
важнейшую социальную функцию - облегчает
переход от состояния зависимости к независимости,
от детства к взрослости. Родители вряд
ли смогут научить ребенка, как быть лидером
или добиться господства над другими.
Социализирующие функции агентов первичной
социализации взаимосвязаны: ровесники
ребенка часто заменяют его родителей,
выполняя их функции социализации и наоборот;
взаимозаменяемы функции родителей и
ровесников, вторые могут заменить родителей.
Но того же нельзя сказать об агентах вторичной
социализации, поскольку они узко специализированны:
судья не может заменить бригадира или
учителя.
Кроме того, в отличие от агентов первичной
социализации, агенты вторичной социализации
получают деньги за выполнение своей роли.
[5, с. 122]
- Ведущие механизмы социализации