Социализация молодежи в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2013 в 19:48, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы является рассмотрение процесса социализации молодежи в современном российском обществе, определение основных проблем и перспектив социализации молодежи в России.
Объект: Молодежь
В первой главе описывается, что такое социализация. Основные определения социализации. Факторы, которые влияют на социализацию. Дается также классификация форм социализации, соотношение социализации и ювентинизации.

Вложенные файлы: 1 файл

Социализация молодежи в современной России.doc

— 248.00 Кб (Скачать файл)

Большинство работающих в России молодых людей являются промышленными рабочими. Это образованные и квалифицированные работники. Значительная их часть сосредоточена на крупных предприятиях и проживает в промышленных центрах, представляющих из себя “города-заводы”. Предприятия, на которых трудятся молодые люди, обеспечивали их не только заработной платой, но и жильем, медицинским обслуживанием, продовольствием, образованием, различными видами социально-экономической помощи. В результате макроэкономической трансформации предприятия машиностроения, электронной и легкой промышленности и некоторых других отраслей стали, в своем большинстве, нерентабельными. Многие из них простаивают и месяцами не выплачивают заработной платы. На тех предприятиях, где заработная плата выплачивается она крайне низка и не обеспечивает прожиточного минимума. Почти у половины молодых промышленных работников она ниже официального уровня бедности. Часть молодых работников, как наиболее мобильная возрастная группа, в поисках более высокого заработка оставляют свою работу.

Экономическая стратегия  ряда стран и некоторые результаты российской макроэкономической трансформации позволяют предположить, что наиболее вероятное будущее российского машиностроения - “отверточное производство”, технологически контролируемое зарубежными компаниями-производителями.

Кризис в промышленном производстве не только ведет к сокращению молодых квалифицированных рабочих, но и сокращает потенциал трудовых ресурсов для этой отрасли. Все больше учащейся молодежи ориентируется на работу в будущем в непроизводственной сфере. Отчасти это связано с падением престижности труда в производственной сфере и отчасти с уменьшением возможностей для получения профессионального образования. За 5 лет численность занятых в промышленности сократилось на 30%, в сельском хозяйстве - на 23,5%, в строительстве - 28,3%. В результате через 10-15 лет Россия перестанет иметь самостоятельную промышленную политику и будет страной с технологически несамостоятельным производством.

Создание и существование  среднего слоя в обществе “составляет  один из важнейших интересов государства”.22 Средний класс страны, который был характерен для советского общества исчезает. У его представителей практически нет какой-либо значимой собственности, отсутствуют сбережения. Экономические перемены в результате макроэкономической трансформации подрывают его материальные основы. На своих флангах он растворяется в огромной массе населения, не имеющей ни структуры, ни корней. Присущие ему традиции, ценности, ориентации не разделяются современной молодежью. В силу этих причин он является социально бесперспективным.

Формирование нового среднего класса, который будет опорой для власти, может занять длительный период времени. Выявленные тенденции макроэкономической трансформации в стране, направление эволюции экономических установок молодежи, которая со временем может составить основу этого класса, дают возможность предположить, что основной контингент среднего класса будут составлять через 15-20 лет в основном представители непроизводственной сферы.

В результате трансформационных процессов в российском обществе разрушаются традиционные семейные структуры, резко уменьшилась их роль в жизни молодежи. Семья испытывает стрессовые нагрузки, многократно возросло число разводов. Большинство российских семей, как в городской, так и сельской местности являются малодетными. Подавляющая часть молодых людей ориентируется на то, чтобы иметь в будущем одного ребенка. Уровень рождаемости, который имел тенденцию к снижению на протяжении ряда лет, в последнее время резко упал. Низкий уровень рождаемости в сочетании со снижением продолжительности жизни ведет к сокращению численности населения.

Возможное в ближайшем  будущем абсолютное сокращение численности  молодежи будет способствовать нарастанию темпов уменьшения населения, для которого территория России станет слишком велика и будет не под силу её экономическое освоение. Если не изменятся в ближайшее время социально-экономические условия и демографические настроения молодежи, то можно ожидать в ближайшие десятилетия, что российские села не выдержат массового сокращения населения, а экономика городов будет обречена на стагнацию.

У современной молодежи практически полностью отсутствует  стремление к любой общественной деятельности. В большинстве территорий России нет сильных общин или объединений по месту жительства, которые в гражданском обществе выполняют функции самоуправления. Также нет и традиций самоуправления. Молодые люди в своем большинстве скептически, а иногда иронически относятся к представительным органам власти. Более половины молодых людей считают, что нынешний состав Государственной Думы преследует исключительно корпоративные интересы.

В результате выборов, независимо от их итога, в жизни большинства  юношей и девушек не происходит никаких  изменений. Между тем, их проведение негативно отражается на состоянии местного бюджета. Социальное недовольство юношей и девушек распространяется на выборные органы власти, которые в их представлениях становятся экономически дорогостоящими и малопрактичными. Молодежь, не связанная традициями и идеологическими стереотипами, более прагматичная, чем старшее поколение, не видит особого смысла в них. Возможно через 10-15 лет, при условии сохранения сегодняшних оценок молодых людей, произойдет отказ от системы представительных органов власти. В результате в российском обществе будет нарастать тенденции сокращения самоуправления и роста административно-командных методов руководства.

Результаты проводимых социологических исследований, показывают, что молодые люди с большим недоверием относятся к любой идеологии. На смену бывшей ранее коммунистической идеологии в процессе макроэкономической трансформации фактически ничего не пришло, кроме провозглашения приверженности довольно расплывчатым и поверхностным в массовом сознании представлениям о демократии, свободном рынке, цивилизованном обществе.

Вследствие всего этого, среди молодежи отсутствует какая-либо база для формирования массовых политических движений и партий. Молодые люди привыкают ориентироваться только на лидеров и их обещания.

Отсутствие уважения к закону, ожидания авторитарного правителя, восприятие социально-экономического неравенства как формы социального угнетения, недовольство политической системой и результатами макроэкономической трансформацией - все эти черты массового сознания сегодняшней молодежи сохранятся и проявятся у людей по мере их взросления. Психологически молодая часть населения страны будет готово к установлению авторитарного правления, которое получит исключительное право на произвол и возможность применения неограниченного объема репрессивных мер в любом направлении, в отношении любой категории лиц.

 

 

 

Заключение

 

Личность раскрывается, прежде всего, с социальной стороны  как представитель определенной исторической эпохи, включенный в систему общественных отношений. Поэтому важнейшие характеристики личности – социальные статусы, которые она занимает в различных сферах, группах, организациях, и роли – устойчивые социальные функции, которые она выполняет. Статус характеризуется правами и обязанностями. Например, достигнув совершеннолетия, молодой человек приобретает статус гражданина, который дает ему право избирать и быть избранным, вступать в брак, обязанность трудится и многое другое. Статус и роль ученика предполагает, что индивид должен овладеть знаниями. Казалось бы, статус и роли характеризуют личность лишь с внешней стороны, могут быть восприняты как нечто навязанное извне. Так бывает в случае, когда человек по своим психологическим качествам не соответствует порученной ему обществом или избранной им самим роли. Широко распространенный пример такого рода – это неправильный выбор профессии.

Родители и педагоги должны, с одной стороны, бережно  поддерживать зарождающие профессиональные интересы юношей и девушек (квалифицированную помощь в этом им могут оказать психологи), с другой – готовить детей к любому труду – и физическому, и умственному, - без которого немыслима никакая профессия. И еще одно качество, необходимо для успешного профессионального становления личности (да и в других сферах жизни без него не обойтись): умение преодолевать жизненные трудности.

Мега тенденции в  социально-экономической сфере и  смена поколений, в итоге которой  через 10-15 лет основные позиции в  российском обществе будут принадлежать сегодняшним молодым людям, предопределяют некоторые исходы процесса трансформации российского общества.

Ценностные ориентации, экономические убеждения и другие сущностные характеристики, полученные в молодом возрасте в процессе социализации, сохраняются большей частью на протяжении всей жизни, хотя и могут претерпевать некоторые изменения. Социально-экономические мега тенденции действуют на протяжении десятков лет. Эти особенности дают основания для использования их в процессе стратегического планирования макроэкономической трансформации российского общества. Но, абсолютизировать предложенные варианты социально-экономического прогноза и рассматривать их в качестве неизбежного финала, было бы глубоко ошибочно.

Данные прогнозы, предложенные на основе экстраполяции тенденций  макроэкономической трансформации и массового сознания молодежи, необходимо рассматривать только как один из многочисленных вариантов возможного социально-экономического развития страны, который необходимо учитывать в процессе стратегического планирования с тем, чтобы избежать наиболее негативных последствий.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Библиографический список

 

1.Аристотель. Политика.// Соч. в 4-х т.т./ Т. IY/ - М.,1987.

2.Буонаротти Ф. Заговор во имя равенства, именуемый заговором Бабефа. Процесс и документы. // Соч. в 2-х т. т./ Т. 2/ - М., 1958.

3.Везиров Р.З. Уголовно-правовые и криминологические аспекты борьбы с преступностью несовершеннолетних в условиях сверхкрупного города. - М., АУ МВД России, 1998.

4.Гидденс Э. Социология: учебник. Челябинск, 1991.

5.Демографический прогноз населения России разработан Госкомстатом Российской Федерации с учетом сложившейся ситуации и ожидаемых тенденций изменения рождаемости, смертности и миграции населения страны. За базу расчета принято все население России на 1 января 1995 года.

6.Забрянский Г.И. Социология преступности несовершеннолетних. - Мн.: Минсктиппроект,1997.

7.Зинченко В., Кочеткова М.. Кто оказался крайним... //Экономика и жизнь. - N 33, 13.08.97.

8.Иваненко С.П. Проблемы социализации современной молодежи Оренбург. - 1999.

9.Итоговый отчет по результатам проведения социологического мониторинга “Молодежь России - 96” - Госкоммолодежи России, Научно-исследовательский центр при Институте молодежи, М.,1997.

10.К проекту федерального закона “О бюджете Государственного фонда занятости населения Российской Федерации на 1998 год. - М., Государственная Дума Российской Федерации.

11.Кашепов А. Два лица российской безработицы // Экономика и жизнь, №15, 09.04.98.

12.Кон И.С. Юность как социальная проблема//Бой идет за человека/ Под ред. Лисовского В.Т., Л.1969

13.Кон Н.С. Ребенок и общество. - М., 1988.

14.Краткий словарь по социологии/под общей редакцией Д.М. Гвишкани. Н.Н. Лапина. М., 1988.

15.Кунгурцева Г.Ф. «Проблема молодежи в новых экономических условиях Условиях, Уфа. 1993.

16.Лисовский В.Т. Социология молодежи / учебник, СПб. - 1996г.

17.Митев П. «Социология лицом к лицу с проблемами молодежи». София, 1983.

18.Молодежь - 97. Данные мониторинга социально-экономического положения молодежи и её политических ориентаций. Этап I.- М.: “Социум”, 1997.

19.НГ-Наука (НГН), электронная версия приложения к "НГ" (ЭВНГН). №004 (8) от 01 апреля 1998 г., среда. Полоса 3. –

20.Положение молодежи в Российской Федерации: 2002 год. Доклад Государственного Комитета Российской Федерации по делам молодежи Правительству Российской Федерации. - М.: 1996.

21.Ручкин Б.А. Социально-экономическое положение российской молодежи: реальность и тенденции. - М.: Институт молодежи, 1995.

22.Смелзер Н. «Социология» пер. с анг. М., 1994.

23.Современная Западня социология М., 1990.

24.Социологически словарь. М., 1996.

25.Трынкин В. В. Архитектоника власти или о том, как избежать государственной близорукости. - Нижний Новгород: Творец, 1993.

26.Утинова С.С. Занятость и рынок труда на современном этапе развития. - Институт проблем занятости РАН., М., 1999.

27.Философский словарь/Под. ред. Н.Т. Фролова 6-е издание перераб. и дополненное. М., 1992.

28.Щепанский Я. «Элементарные понятия социологии» М., 1969.

29.Экономические реформы в России: итоги первых лет (1991-1996).- М.: Наука, 1997.

30.Dictionary of Sociology. Penguin Books, 1984

31.Robertson Ian Sociology 2td. New York. 1981.

                                           




Информация о работе Социализация молодежи в современной России