Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Марта 2014 в 20:02, курсовая работа
Цель исследования заключается в выявлении особенностей социальной адаптации детей в детском доме.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
1. Раскрыть сущность понятий: дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей (социальные сироты); лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; адаптация; социальная адаптация; социальная дезадаптация.
2. Проанализировать особенности социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
3. Дать характеристику детей проживающих в детском доме.
4. Измерить уровень социальной адаптации воспитанников детского дома и их сверстников, живущих в полных семьях.
5. На основании результатов работы дать рекомендации по организации работы с воспитанниками в детском доме с целью повышения уровня их социальной адаптации.
В связи с трудностями социализации не решаются задачи адаптации.
Таким образом, результаты психологического обследования свидетельствуют о проблемах развития личности воспитанников детских домов во всех возрастных группах. Большие трудности и отклонения от нормального становления личности наблюдаются в эмоционально-волевой сфере, нарушении социального взаимодействия, неуверенности в себе, снижении целеустремленности, что приводит к ослаблению «силы личности». В старшей возрастной группе проявляется в снижении профессиональной пригодности ко многим видам профессиональной деятельности, особенно интеллектуального характера и социального взаимодействия.
Для ребёнка, который воспитывается вне семьи, агенты социализации (коллектив, сверстники, воспитатели детского дома). При этом должно происходить социальное самоопределение – выбор детьми-сиротами своей роли в социальных отношениях.
Очень важен процесс формирования представлений ребёнка о социальной роли. Такие представления у детей-сирот часто бывают искажены. Отсутствие нормальных для ребёнка контактов (семья, друзья, соседи) приводит к тому, что образ роли создаётся на основе противоречивой информации, получаемой ребёнком из разных источников. Чаще всего источником информации для ребёнка о социальных ролях являются средства массовой информации и мнение сверстников. Формируется ложное представление о своей социальной роли как сироты.
В связи с ограничением социальных контактов детей-сирот процесс их социализации затруднён. Он зависит от тех норм, принятых в социальном окружении ребёнка, которые регулируют требования к нему и обеспечивают формирование его личности. Воспитанник детского дома воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми как эталонные нормы отношений, при этом в качестве такой нормы выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создаёт трудности для адекватного социального развития.
Трудности социализации детей-сирот. В процессе социализации решаются три группы задач: адаптация, автоматизация, активизация личности.
Решение этих задач, противоречивых и единых, существенно зависит от многих внешних и внутренних факторов.
Социальная адаптация предполагает активное приспособление индивида к условиям социальной среды, а социальная автоматизация – реализацию совокупности установок на себя; устойчивость в поведении и отношениях, которая соответствует представлению личности о себе, её самооценке. Решение задач социальной адаптации и социальной автоматизации регулируется противоречивыми мотивами «Быть со всеми» и «Оставаться самим собой».
В условиях воспитания в детском доме трудности, с которыми сталкивается ребёнок в процессе социализации, удваивается. Это происходит потому, что сама организация жизнеспособности детей в детском доме устроена таким образом, что у ребёнка формируется только одна ролевая позиция – позиция сироты, не имеющего поддержки и одобрения в социуме. Эта роль удерживает ребёнка в инфантильной иждивенческой позиции и блокирует проявление потенциальных возможностей.
Воспитанники детского дома, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают «выученной беспомощностью», не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.
У детей нет собственного личного пространства, где ребёнок мог бы уединиться. В редких случаях личным пространством может считаться стены над кроватью, которую ребёнок может украсить по собственному усмотрению, и тумбочка с личными вещами, порядок и содержимое которой контролируется воспитателем. Жизнь в детском доме задаёт вынужденную публичность проживания.
В детском доме жестоко регламентирован режим проживания (когда вставать, принимать пищу, играть, учиться, гулять, спать), не позволяющий учитывать индивидуальные особенности ребёнка.
Условия организации жизнедеятельности детей в детских домах создают внешние трудности для успешной социализации, у данной группы детей существуют внутренние трудности, которые связаны с особенностями их психического развития.
Наиболее серьёзным следствием сиротства является утрата «базового доверия к миру», без которого становится невозможно развитие таких важнейших новообразований личности как: автономия, инициативность, социальная компетентность, умелость в труде.
Без этих новообразований ребёнок не может стать субъектом межличностных отношений и сформироваться в зрелую личность. Утрата «базового доверия к миру» проявляется и в подозрительности, недоверчивости, агрессивности ребёнка и формировании невротического механизма.
Трудности социализации порождают гипертрофированную адаптированность к социальным процесса, т.е. непринятие норм отношений, складывающихся в социуме.
Вследствие последствий аномальной социализации необходимо назвать такие явления, как социальный аутизм (отстранение от окружающего мира), отставание в развитии.
Причины возникновения трудностей вхождения ребёнка в систему социальных отношений могут быть самые различные, но, прежде всего они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет социум.
Критерии преодоления трудностей социализации:
Ø социальная адаптированность – способность адаптироваться к существующей системе отношений, овладеть социально-ролевым поведением;
Ø устойчивость к неблагоприятным социальным воздействиям (автономность), сохранение своих индивидуальных качеств;
Ø готовность к социальным действиям, саморазвитие и самореализация в возникающих трудных ситуациях (социальная активность), способность к самоопределению.
В основу организации жизнедеятельности детского дома положены следующие принципы:
Ø социализация: передача жизненного опыта при минимальном давлении на ребёнка со стороны воспитателя;
Ø индивидуализация: учёт индивидуальных особенностей ребёнка, создание дифференцированных программ развития и саморазвития личности, основанной на результатах психолого-педагогического диагностирования;
Ø оздоровление: восстановление психосоматического здоровья и профилактики заболеваний детей.
Таким образом, социализация – это процесс и результат усвоения и активного воспроизводства социального опыта, осуществляемого в общение и деятельности.
Социальная адаптация является одной из важнейшей сторон процесса социализации. Но если социализация представляет собой постепенный процесс формирования личности в определенных социальных условиях, то понятие «социальная адаптация» подчеркивает активное освоение человеком или группой новой социальной среды в относительно короткий промежуток времени.
Воспитанник становится полноценным членом общества, усваивающим социальные нормы и культурные ценности.
Успешная социализация предполагает эффективную адаптацию человека к обществу и в то же время – способность противостоять ему в тех жизненных коллизиях, которые препятствуют саморазвитию, самоопределению, самореализации.
Социальный педагог создает условия для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
1.4 Деятельность
специалистов детского дома по
формированию социальной
ГОУ «Тарногский детский дом» для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей был открыт в августе 1995 года по адресу: Вологодская область, Тарногский район, деревня Игумновская.
В 90-х гг. в детских домах (и других учреждениях) была введена должность социального педагога – специалиста, который организует социально-педагогическую деятельность, направленную на создание условий для адаптации детей к новым условиям жизни, его позитивной социализации и последующей социальной интеграции.
В социально-педагогической деятельности детского дома участвуют такие специалисты, как социальный педагог, психолог, воспитатели, заместитель директора по УВР, учителя. Для того чтобы взаимодействие специалистов в условиях детского дома было эффективным, необходимо четко различать их функциональные обязанности и роль в тех или иных направлениях деятельности.
Социальный педагог – это специалист, в область которого входит организация социального воспитания ребенка и создание условий для его успешной социализации.
При контакте социального педагога с подопечным выявляются проблемы, определяются способы, последовательность и пути совместного их решения. Анализ этих проблем показывает, что задолго до выхода из детского дома выпускники должны знать об ответственном и бережном отношении к документам, о наличии профессий, о способах приспособления к различным социальным группам, проблемах, которые их ждут в социуме. У каждого из них должен быть «пакет необходимых документов». Они должны быть сориентированы о том, в какие учреждения им необходимо обращаться в каждом отдельном случае.
Социальный педагог призван сыграть центральную роль в реализации комплексной системы поддержки и сопровождения детей-сирот. Миссия социального педагога – является полномочным представителем и защитником интересов подростков-выпускников в разнообразных социальных институтах, быть профессионально и личностно обособленным консультантом для ребенка по широкому спектру жизненных и личностных проблем, оказывать поддержку и помощь в новых ситуациях и способствовать становлению самостоятельности детей.
Модель профессиональной компетентности социального педагога детей, проживающих в детском доме и выпускников, включает в себя блок знаний: социальной педагогики, психологии, социальной психологии, права, экономики; блок способностей: коммуникативные способности, способность к рефлексии, способность к организации собственной деятельности и другие; блок технологий: консультирование, проведение тренингов, проведение диагностики адаптированности. Для выполнения своей профессиональной роли социальный педагог должен ориентироваться в особенностях индивидуальной, групповой, профессиональной психологии в самом широком смысле этого слова, условиях и специфике деятельности субъектов социального взаимодействия, особенностях среды, условиях и специфике деятельности тех или иных социальных институтов.
Основным направлением работы социального педагога по социальной адаптации, является его деятельность как «универсального консультанта» и «универсального посредника».
Ведущая функция социального педагога – посредничество между воспитанником и социальной средой, окружающей его.
Социальный педагог:
Ø обеспечивает соблюдение прав детей, защищает интересы воспитанников в случае нарушения прав или совершенного правонарушения;
Ø осуществляет контакты с учреждениями образования, в которых обучаются дети, со специалистами службы социального обеспечения, с органами внутренних дел, здравоохранения, общественными организациями, которые могут оказать содействие в патронировании выпускника и их специалистами;
Другая важная функция социального педагога – создание условий для успешной социальной адаптации воспитанников. Её реализация предполагает:
Ø диагностику с выявлением психологических особенностей воспитанников, способностей, потребностей, возможностей, интересов, круга общения, проблем, изучение особенностей жизни, позитивных и негативных влияний окружения и установлением «социального диагноза»;
Ø выработка прогноза социального развития воспитанников с учетом личностных особенностей, уровня интеллекта, мотиваций, микросоциального окружения, планирования социально-профилактической тактики для молодых людей группы социального риска;
Ø консультирование по широкому спектру вопросов;
Ø помощь в решении жизненных и личных проблем, поддержка становления самостоятельности воспитанников;
Ø содействие повышению уровня самооценки воспитанников, обретение уверенности в себе, осознание ответственности за свои поступки, навыкам конструктивного общения, творческого мышления, преодолению кризисных ситуаций, избегание асоциальных соблазнов;
Ø организацию учебной, трудовой, досуговой деятельности воспитанников с помощью профессиональной ориентации, профессиональной адаптации;
Ø профилактику социальной дезадаптации, в том числе безработицы, правонарушений, бродяжничества, алкоголизма, наркомании и т.д., привлечением социально-юридических и медико-психологических служб;
Ø профилактику вторичного сиротства с содействием в развитии способностей к принятию самостоятельного решения жизненных проблем будущих выпускниц детского дома, влияние на формирование привязанности молодой матери к ребенку, поддержки родительских чувств, обогащением их позитивного взаимодействия.
Работу социальный педагог осуществляет по следующим направлениям:
1. Создание хорошего