Социальная группа как элемент социальной структуры

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2012 в 18:41, реферат

Краткое описание

Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.

Содержание

1. Что представляет собой социальные группы, их классификация………..... 3
2. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп……… 6

Вложенные файлы: 1 файл

Реферат по социологии.docx

— 31.54 Кб (Скачать файл)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

(МИНОБРНАУКИ  РОССИИ)

ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ) 

Юридический институт 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ

по дисциплине «Социология»

на тему «Социальная группа как элемент  социальной структуры» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила

студентка группы № 06111

________Ю. Е. Лебедева

Проверила

 преподаватель

_________Ю.Г. Казеева

___________________

зачтено /не зачтено 
 
 
 
 
 

Томск 2012

Содержание 

1. Что  представляет собой социальные группы, их классификация………..... 3

2. Роль, структура, факторы функционирования социальных групп……… 6 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Что представляет собой социальные группы, их классификация

  Начнем  с того, что любое общество предстает  не как нечто однородное  и  монолитное, а как внутренне расчлененное на различные социальные группы, слои и национальные общности. Все они  находятся между собой в состоянии  объективно обусловленных связей и  отношений – социально-экономических, политических, духовных. Более того, только в рамках этих связей и отношений  они и могут существовать, проявлять  себя в обществе. Это обуславливает  целостность общества, его функционирование как единого социального организма. Можно сказать, что социальная структура  общества представляет собой совокупность тех связей и отношений, в которые  вступают между собой социальные группы и общности людей по поводу экономических, социальных, политических и духовных условий их жизнедеятельности.

  Все люди (независимо от расы или культуры) находят самовыражение в групповой  жизни. Младенец становится человеком, как только занимает свое место в  семье, а отсутствие человеческой группы самым отрицательным образом  сказывается на личности ребенка. Двигаясь в семейном цикле, ребенок постепенно усваивает присущие другим группам  взаимосвязи, которые, постоянно изменяясь, будут сопровождать его во взрослой жизни.

  Существует  несколько видов социальных общностей, к которым в обыденном смысле применяется понятие «группа», но в научном понимании они представляют собой нечто другое.

    В одном случае термин «группа»  обозначает некоторых индивидов,  физически, пространственно находящихся  в определенном месте: индивиды, едущие в одном вагоне, проживающие  в одном городе и т.д. В  научном смысле такое территориальное  сообщество определяется как  «агрегация» – некоторое количество  людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий.

  Второй  случай – это применение понятия  группы к социальной общности, объединяющей индивидов с одной или несколькими  схожими характеристиками. Примерами  таких общностей могут служить  мужчины, выпускники школ и т.д. С  научной точки зрения для определения  общности людей с одной или  несколькими сходными характеристиками точнее подходит термин «категория».

  Социальная  группа – это совокупность индивидов, взаимодействующих определенным образом на основе разделяемых ожиданий каждого члена группы в отношении других.

  Анализируя  это определение, можно выделить два условия, необходимых для  того, чтобы совокупность считалась  группой:

  • Наличие взаимодействия между ее членами;
  • Появление разделяемых ожиданий каждого члена группы относительно других ее членов.

  В соответствии с этим определением два  человека, ожидающие автобус на остановке, не будут группой, но могут стать  ею, если начнут беседу, драку или  другое взаимодействие с взаимными  ожиданиями.

  Такая группа появляется непреднамеренно, случайно, в ней отсутствует устойчивое ожидание, а взаимодействие, как  правило, бывает односторонним (например, только беседа и никаких других видов  действий). Такие спонтанные группы называются «квазигруппами». Они могут превратиться в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет увеличивать степень социального контроля между ее членами. Для осуществления социального контроля необходима некоторая степень кооперации и солидарности. Четкий контроль над деятельностью коллектива и определяет его как социальную группу, ибо деятельность людей в данном случае скоординирована.

  Для определения основных черт группы можно рассмотреть позицию Мертона (1968) в отношении этого вопроса. Мертон определил группу как совокупность людей, которые определенным образом взаимодействую друг с другом, осознают свою принадлежность к данной группе и считаются ее членами с точки зрения других людей. Исходя из этого определения, отметим основные черты групп:

  • Определенный способ взаимодействия между их членами. Наблюдаются разные способы взаимодействия внутри групп, включая такие, как братство, клуб, организации женщин и т.д.
  • Членство, чувство принадлежности к данной группе.
  • Идентичность с точки зрения посторонних. Групповая идентичность значительно более устойчива, чем можно предположить. Если мы встречаем человека и узнаем, что он является членом религиозной группы (например, евреев-христиан), мы обычно предполагаем, что группа оказывает на него влияние и считаем, что его поступки совершаются под давлением других членов группы.

  Рассмотрим  такие виды социальных групп, как  первичные и вторичные:

  Первичные группы. Состоит из небольшого числа людей, между которыми устанавливаются взаимоотношения, основанные на их индивидуальных особенностях. Первичные группы не велики, ибо в противном случае трудно установить непосредственные, личные взаимосвязи между всеми членами. Чарльз Кули (1909) впервые ввел понятие первичной группы применительно к семье, между членами которой складываются устойчивые эмоциональные отношения. Впоследствии социологи стали применять этот термин при изучении любой группы, в которой сформировались тесные личные отношения, определяющие сущность данной группы. Они образуются на основе появления более или менее постоянных и тесных контактов между несколькими людьми или же вследствие распада какой-либо вторичной социальной группы. Нередко оба эти процесса происходят одновременно. Бывает, что целый ряд первичных групп появляются и действуют в рамках какой-то вторичной социальной группы. Количество людей в малых группах колеблется от двух до десяти, редко бывает несколько больше.  В такой группе лучше сохраняются социально-психологические контакты входящих в нее людей, нередко касающихся существенных моментов их жизни и деятельности. Первичную группу может составлять группа друзей, знакомых либо группа людей, связанных профессиональными интересами, работающих на заводе, в научном учреждении, в театре и т.д. Выполняя производственные функции, они в то же время устанавливают между собой межличностные контакты, отличающиеся психологической гармонией и общей заинтересованностью в чем-либо. Такие группы могут играть большую роль в формировании ценностных ориентаций, в определении направленности поведения и деятельности их представителей. Их роль в этом может быть более значительной, чем роль вторичных социальных групп и средств массовой информации. Тем самым они составляют специфическую социальную среду, воздействующую на личность.

  Вторичная группа. Образуется из людей, между которыми почти отсутствуют эмоциональные отношения, их взаимодействие обусловлено стремлением к достижению определенных целей. В этих группах основное значение придается не личностным качествам, а умению выполнять определенные функции. Примером вторичной группы может служить  промышленное предприятие. Во вторичной группе четко определены роли, ее члены нередко очень мало знают друг о друге. Как правило, они не обнимаются при встрече. Между ними не устанавливаются эмоциональные отношения, характерные для друзей и членов семьи. В организации, связанной трудовой деятельностью, основными являются производственные отношения

  Формальные группы действуют чаще на основании принятых ими уставов и программ, имеют свои постоянно действующие координирующие и руководящие органы. В неформальных организациях все это отсутствует. Они создаются для достижения вполне определенных целей – текущих и долговременных.

  В западной социологии особо выделяют функциональные группы, объединяющиеся в зависимости от выполняемых ими функций и социальных ролей. Речь идет о профессиональных группах, занятых в сфере политической, экономической и духовной деятельности, о группах людей разной квалификации, о группах, занимающих различное социальное положение – предпринимателях, рабочих, служащих и т.д.

  Закрытые/открытые группы. Классификационным принципом является мера открытости, доступности группы для широкой социальной среды. Специфика деятельности, условия жизни подтверждают то, что есть существенная разница в мере открытости-закрытости таких групп, как, например, гражданский ВУЗ - военный ВУЗ, группа исследователей на полюсе или на материке.

  Группы  членства – референтные. Это группы, чьи нормы, установки, ориентации не только принимаются индивидом во внимание, но и становятся мотивом поведения. Референтная группа - это группа, на которую ориентируется человек, чьи ценности, идеалы и нормы поведения он разделяет. Иногда референтная группа определяется как группа, в которой человек стремиться быть или сохранить членство. Референтная группа оказывает существенное влияние на формирование личности, ее поведение в группе. Это объясняется тем, что принятые в группе стандарты поведения, установки, ценности выступают для индивида в качестве неких образцов, на которые он опирается в своих решениях и оценках. Референтная группа для индивида может быть положительной, если она побуждает быть принятым в нее, или хотя бы добиться отношения к себе, как члену группы. Негативная референтная группа – это группа, которая побуждает индивида выступать против нее, или с которой он не хочет иметь отношений как член группы. Нормативная референтная группа является источником норм поведения, установок ценностных ориентаций для индивида. Часто встречаются случаи, когда человек выбирает за нормативную не реальную группу, где он учиться и работает, а воображаемую группу, стающую для него референтной. Существует несколько факторов, определяющих эту ситуацию:

  1. Если группа не обеспечивает  достаточно авторитета своим  членам, они будут выбирать внешнюю группы, имеющую больший авторитет, чем собственная.

  2. Чем больше изолирована личность  в своей группе, чем ниже ее  статус, тем вероятней ее выбор  как референтной группы, где она  ожидает иметь сравнительно высший  статус.

  3. Чем больше возможности имеет  индивид, чтобы изменить свой  социальный статус и групповую  принадлежность, тем больше вероятность  выбора группы с высшим статусом. Необходимость исследования референтных  групп определяется следующими  факторами:

  Референтные группы – это всегда система эталонов для выбора и оценки индивидом своих поступков и поведения других людей или событий.

  Группа  становится референтной, если индивиду близки ее ценности, цели, нормы и  он стремится придерживаться ее требований.

  С помощью референтных групп личность интерпретирует социальные нормы, устанавливая для себя границы допустимого, желаемого  или недопустимого.

  Ожидание  членов референтной группы для человека является критерием оценки своих поступков, побуждает его к самоутверждению, самообразованию.

  Референтные группы влияют на характер отношений  индивида с социальным окружением, побуждая выбор желаемого круга  общения.

  С помощью референтных групп формируется  определенный тип поведения личности, осуществляется социальный контроль над его поведением, поэтому в целом референтные группы – необходимый фактор социализации личности.

  Диффузные группы. Это группы, где межличностные отношения еще не опосредованы содержанием совместной деятельности и принадлежность к ней не осознается (например люди, застрявшие в лифте, очередь)

  Группа-ассоциация. Члены группы осознают свою принадлежность к данной общности, межличностные отношения опосредуются личностно значимым для каждого человека содержанием совместной деятельности (например, школьный класс, спортивная команда)

  Группа-корпорация. В данной группе к межличностным отношениям добавляется осознание асоциального (или даже антисоциального) содержания совместной деятельности (лучший пример - шайка преступников).

  Коллектив. Это группа, где межличностные отношения опосредуются личностно значимыми и общественно ценным содержанием групп новой деятельности. 
 

Информация о работе Социальная группа как элемент социальной структуры