Социальная динамика

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2012 в 15:03, реферат

Краткое описание

В предыдущих лекциях мы рассмотрели социальную статику – структуру, стратификацию, культуру общества, которые составляют консервативный элемент социальной жизни. Однако на наш образ жизни влияет и широкий диапазон динамических сил: от технологических новинок до роста городов и бюрократизации российского общества в 2000- 2012 годах. Все общества постоянно трансформируются, но скорость протекания перемен различна.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная статика и социальная динамика.doc

— 71.00 Кб (Скачать файл)

Социальная статика  и социальная динамика 

В предыдущих лекциях  мы рассмотрели социальную статику  – структуру, стратификацию, культуру общества, которые составляют консервативный элемент социальной жизни. Однако на наш образ жизни влияет и широкий  диапазон динамических сил: от технологических новинок до роста городов и бюрократизации российского общества в 2000- 2012 годах. Все общества постоянно трансформируются, но скорость протекания перемен различна. 

Социальная динамика – это результат изобретений, открытий, культурной диффузии. Социальные изменения часто бывают противоречивыми. Важно заметить, что социальная динамика не тождественна социальному прогрессу. 

Общество существует как система благодаря тому, что  разнообразные отношения между  людьми носят в целом устойчивый и упорядоченный характер. Без устойчивости невозможно функционирование и развитие общества. Таким образом, при исследовании общества обнаруживается тенденция статичности, проявляющаяся и в личной, и в экономической, и в духовной, и политической, и социальной жизни. Обладает ли данная тенденция абсолютной ценностью? Можно ли считать идеальным, совершенным статичное общество? 

 По результатам  исторических исследований, большую  часть своей истории человечество  прожило в первобытную эпоху.  Если сравнить время существования человечества (с его зарождения до наших дней) с суточным временем, то получится, что человечество живет после первобытной эпохи лишь несколько минут. Чем же объясняется такая "спячка"? Первобытное общество было самой закостеневшей, хотя и простой системой. На протяжении столетий и тысячелетий не происходило каких-либо заметных изменений. 

Традиционное  общество заметно отличается от архаичного в плане устойчивости и упорядоченности. Однако и в этом обществе какие-либо существенные изменения охватывали нескольких поколений. В течении жизни одного поколения практически общественный порядок оставался неизменным. Время в представлении людей, скажем, в средние века, существовало как циклическое повторение событий. Основным принципом культуры традиционного общества является следование традиции (" как жили наши предки, так будут жить наши внуки"). 

Общество, в котором  действует только статичности и  стабильности, подобно огромной бездушной  машине. В этом механизме личности и общности людей представляют собой "винтиков", которые твердо знают свои функции, но не могут их менять. 

Кроме социально  статичности, второй тенденцией функционирования и развития общества является динамика социума. Эта тенденция проявляется  как процесс перехода общества от одного состояния к другому. 

 Социальная  статика и динамика находятся  в диалектическом единстве. С  одной стороны, это разнонаправленные  тенденции, поэтому между ними  неизбежно возникают противоречия. С другой стороны, они взаимно  предполагают друг друга. Тенденция статичности при отсутствии тенденции динамичности приводит к его стагнации (загниванию). Тенденция изменчивости при отсутствии тенденции упорядоченности приводит к хаосу и в результате к разрушению общества как целого. Однобокая динамика приводит к хаосу. Однако, как верно заметил Оруэлл, нам угрожает не хаос, а порядок. В архаичных и традиционных обществах, в тоталитарных современных государствах социальные статусы людей не меняются в течение жизни индивида. А раз не меняются статусы людей, то застывает в своем развитии и само общество. 

Социальную динамику можно определить как изменение  технологии организации общества. Причины  и факторы социальной динамики: рост населения, изменение физической окружающей среды, технология, культура, социальные движения и социальные конфликты. Социальная динамика в конкретном обществе испытывает сильное влияние мировых глобальных процессов. Так, В РФ в 2000-2008 гг. очень редко менялись губернаторы субъектов федерации, что явилось проявлением политического монополизма и, в свою очередь, порождало экономический и политический застой. В эти же годы практически был остановлен процесс отделения государственной власти и бизнеса, политики и экономики. Государственные чиновники и силовые структуры, занимаясь бизнесом, неизбежно разрушали свободную конкуренцию – главный двигатель развития рыночной экономики. Замедлилось развитие экономики, решение социальных проблем, наступил застой в развитии духовной культуры и науки. Таким образом, застой в политике, отсутствие ротации политической элиты привели к застою в экономике, социальной и интеллектуальной сфере. Согласно теории динамического консерватизма, социально-политические системы ведут борьбу за сохранение стасус-кво, за то, чтобы ничего не менять. Поэтому политические элиты первоначально игнорируют сигналы о грядущих переменах, затем начинают активно сопротивляться, и, в конце концов, пытаются удержать процесс преобразований в узких рамках. Что касается нашей страны, то толчком к социальной динамике послужил мировой финансовый кризис 2009 года. 

Так, в 200году средний  класс в России составлял 25%. По критерию потребления под средним классом  понимается возможность купить предметы бытовой техники из текущих расходов. В 2010 году число представителей среднего класса сократилось до 15-18%.

Социальная мобильность 

В обществах, в  которых социальная статика господствует полностью, индивиды и общности людей  практически навечно прикреплены  к своему месту. Социальные статусы  остаются неизмененными на протяжении жизни человека. Не происходят изменения в социальном статусе человека и общности людей, значит, не происходят и изменения в самом обществе. В первобытном обществе изменения в положении человека происходи лишь два раза. Первый раз, когда он, пройдя особый обряд посвящения, переходит от детей к взрослым, второй раз, когда превращается в старика. Однако такие изменения в статусе происходят циклически, не вызывая изменения в обществе. 

В динамично  развивающихся современных обществах, наоборот, каждый человек и каждая общность людей могут неоднократно менять свой социальный статус. Люди могут менять профессию, место жительство, место работы, семейное положение. Они могут менять социальный слой, к которому принадлежали. В результате интенсивно меняется и само общество. 

Процесс социальной мобильности можно определить как смену личностью и общностями людей своего социального статуса, как переход личности из одной общности другую общность, из одной страты в другую. 

Люди, меняя свои места в обществе, делают его подвижным, мобильным. В результате общество становится не застывшей, статичной, а подвижной и динамичной социальной системой. Поэтому социальную мобильность можно определить и как подвижность общества. Социальная мобильность выражается как в готовности личности и социальных групп и слоев к изменению своею статуса (представляя как бы потенциальную энергию общества), так и в реализации данной готовности ("кинетическая энергия общества"). 

Виды социальной мобильности:

классовая мобильность;

профессиональная  мобильность;

территориальная мобильность (миграция);

должностная мобильность;

экономическая мобильность;

семейно-бытовая  мобильность;

политическая  мобильность;

духовная мобильность;

информационная  мобильность. 

 Как видим,  виды мобильности связаны с  переходами в различных видах  стратификации. 

Социальная мобильность  может быть индивидуальной и групповой. Индивидуальная мобильность – это  перемещение отдельного человека в  социальной структуре, а групповая  мобильность – это перемещение  общностей людей в социальной структуре. 

Каждый человек в течение жизни совершает множество перемещений: переходит из поколения в поколение, из одной организации в другую, от одной должности на другую, может менять профессию, место жительства, порой и этническую общность. Тем самым он меняет и свое положение в обществе. Что касается групповой мобильности, то можно, не совершая индивидуальную мобильность, оказаться вовлеченным в групповую мобильность. 

Социальная мобильность  зависит не столько от индивидуальных перемен, сколько от перемен в  самом обществе. Например, в 20 веке индустриализация привела к росту экономики, в результате чего повысился уровень жизни. Образно говоря, даже не будучи хорошими пловцами, многие люди поднялись на волне процветания. Другой факт. В 2008-2009 гг. финансовый кризис и нисходящая структурная мобильность ухудшила экономическое положение многих россиян. 

Социальная мобильность  связана с изменением социального  статуса людей. Из предыдущих тем  мы знаем такие виды социальных статусов, как горизонтальный и вертикальный, предписанный и достижимый. Следовательно, по тому, как меняются указанные виды статусов, можно выделить и соответствующие виды мобильности. 

В первую очередь  следует выделить такие виды социальной мобильности, как "горизонтальная" и "вертикальная". Горизонтальная мобильность - это изменение функционального статуса человека или общности. Человек может приобрести новые профессиональные функции, не меняя профессию. Переезжая в город, он приобретает новые функции, связанные с городским образом жизни. Таким образом, горизонтальная мобильность по своему содержанию выступает как функциональная мобильность и характеризует изменение функционального статуса индивида, группы или слоя. 

Горизонтальная  мобильность, в свою очередь, может  существовать в профункциональной  и дисфункциональной формах. Профункциональная мобильность характеризуется обретением индивидом устойчивых социальных функций (трудовых, семейных, должзностях и т.д.). Дисфункциональная мобильность наоборот, характеризуется утратой своих устойчивых социальных функций (трудовых, семейных, должностных и т.д.), а также неустойчивостью обретенного функционального статуса (временная работа, временное жилье, и т.д.). 

Вертикальная  мобильность характеризует смену  иерархического статуса личности и  общности. Вертикальная мобильность характеризует перемещением в системе социального неравенства. 

Примерами вертикальной мобильности могут служить повышение  или понижение в должности, получение  образования, увеличение доходов, политическая карьера или ее крах, брак по расчету  и т.д. Восходящая мобильность – это такое перемещение, при котором увеличится доступ к экономическим, политическим, информационным, духовным и интеллектуальным благам общества, возможность влияния на других людей. Нисходящая мобильность, наоборот, приводит к уменьшению доступа к ресурсам общества и возможности влиять на других людей. 

На практике невозможно обнаружить горизонтальную и вертикальную мобильность в "чистом" виде. Рассмотренные выше примеры  функциональной мобильности одновременно могут свидетельствовать и об вертикальной мобильности, и наоборот, примеры вертикальной мобильности могут быть рассмотрены как примеры горизонтальной мобильности. Смена профессии практически всегда отражается на уровне доходов, на престиже, на должности человека. Как правило, человек перемещается одновременно в нескольких направлениях – горизонтальном, вертикальном, диагональном и т.д. 

Социальную мобильность  в чем-то можно сравнить с многоэтажным домом, в котором можно перемешаться как по лестнице, так и на лифте. Действительно, в обществе одни "поднимаются" и "спускаются", а других "поднимают" и "спускают". 

"Социальная  лестница" связана с достижимым  статусом, а "социальный лифт" — с предписанным статусом  личности или общности. Примером  социальной мобильности, связанной  с достижимым социальным статусом, можно считать повышение квалификации и, как результат, повышение должности. Примером социальном мобильности, связанной с предписанным статусом, можно считать, повышение в должности по признаку родства с вышестоящим руководителем. 

Выделяются такие виды социальной мобильности как внутрипоколенная и межпоколенная мобильность. Внутрипоколенная мобильность характеризует перемещения в биографии родословной поколения или человека. Межпоколенная мобильность характеризует социальную динамику общества. В статичных, малоизменчивых обществах социальные статусы в жизни нескольких поколений остаются практически одинаковыми. Социальное неравенство и социальные функции, таким образом, переходят по наследству. 
 
 

Модели межпоколенной  мобильности первая модель характеризует незначительные изменения в статусе сменяющих друг друга поколений, вторая модель характеризует динамичные социальные перемещения 
 

Полное изменение  системы социального неравенства  может происходить при чрезвычайно  резких, коренных социальных изменениях общества, прежде всего, в результате социальных революций. Социальные революции  приводят к разрушению существующей и возникновению новой социальной структуры, в результате чего изменения социального статуса характеризуют практически все слои общества. Так произошло после Октябрьской революции 191года, когда большинство "верхов" совершили нисходящую мобильность, а значительная часть населения выбилась из "низов". 

Информация о работе Социальная динамика