1.2 Национальное законодательство
Республики Беларусь по защите
прав ребенка
За последнее десятилетие
в Республике Беларусь сформировалась
новая государственная политика
в отношении детства, построенная
с учетом современных позиций
мирового сообщества и в соответствии
с международными документами.
Эта политика направлена на
создание условий для соблюдения
прав детей, оказания им необходимой
помощи и поддержки со стороны
общества и государства, дальнейшего
улучшения их положения. Совершенствуется
нормотворческая деятельность по
приведению нормативных правовых
актов в соответствие с положениями
Конвенции о правах ребенка
от 20 ноября 1989 года. Принята новая
редакция Закона Республики Беларусь
от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка"
(Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi
Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный
реестр правовых актов Республики Беларусь,
2000 г., N 103, 2/215). Впервые в стране был реализован
Национальный план действий по охране
прав детей на 1995 - 2000 годы, утвержденный
Указом Президента Республики Беларусь
от 19 апреля 1995 г. N 150 (Собрание указов Президента
и постановлений Кабинета Министров Республики
Беларусь, 1995 г., N 11, ст. 247), что обеспечило
принятие более 27 нормативных правовых
актов в поддержку детства и его защиту.[2,
2]
В целях координации
и анализа усилий государственных
органов по выполнению Закона
Республики Беларусь "О правах
ребенка" создана и целенаправленно
работает Национальная комиссия
по правам ребенка. На ее
заседаниях рассматриваются наиболее
актуальные и значимые вопросы
положения детей, принимаются
при необходимости конкретные
решения по изменению ситуации.
С 1999 года формируется система
органов охраны детства. На
сегодняшний день в 93 органах
образования созданы отделы либо
секторы по охране детства.
Представителями органов охраны
детства в учреждениях образования
являются социальные педагоги. Принимаются
меры по созданию специализированных
судов по делам несовершеннолетних
в системе общих судов.
Созданы условия для
расширения участия детей в
принятии решений и реализации
их права быть услышанными.
Стали традиционными национальные
детские форумы, встречи лидеров
детского движения. В стране зарегистрировано
132 молодежных и детских объединения,
а также фондов и организаций,
деятельность которых связана
с оказанием разносторонней помощи
детям и защитой их прав.
Был принят и реализовался
Национальный план развития образования
в области прав человека на 1999 - 2004 годы,
утвержденный постановлением Совета Министров
Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. N
366 (Национальный реестр правовых актов
Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/435), что
обеспечило формирование системы образования
в области прав человека, прав ребенка.
В информационно-просветительскую деятельность
по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены
средства массовой информации, учреждения
культуры, социальной защиты и другие.
Значительное влияние
на изменение реального положения
детского населения республики
оказало принятие президентской
программы "Дети Беларуси" на
2001 -2005 годы, утвержденной Указом
Президента Республики Беларусь
от 24 мая 2001 г. N 281 (Национальный реестр
правовых актов Республики Беларусь,
2001 г., N 51,1/2686), и ее целевое финансирование.
Реализация названной Программы обеспечила
улучшение работы по укреплению здоровья
детей, прежде всего проживающих на загрязненных
радионуклидами территориях, социальному
обслуживанию семьи и детей, решению проблем
детей-инвалидов и детей с особенностями
психофизического развития, детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей.
В последние годы несколько стабилизирован
уровень первичной заболеваемости детей,
снизилась смертность детей в возрасте
от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты
работают 24 центра социального обслуживания
семьи и детей, 83 центра социального обслуживания
населения, в системе образования - 81 детский
социальный приют и 24 социально-педагогических
центра, которые оказывают комплексную
социальную, социально-педагогическую
и психологическую помощь семье и детям,
прежде всего оказавшимся в экстремальной
жизненной ситуации. Приоритетным направлением
деятельности государственных органов
является создание условий для деинституализации
детей-сирот и детей, оставшихся без попечения
родителей, детей-инвалидов. Обеспечивается
преимущественное развитие семейных форм
устройства и воспитания детей-сирот,
создаются центры коррекционно-развивающего
обучения и реабилитации, которые позволяют
детям-инвалидам получать образовательные
услуги по месту жительства. Указом Президента
Республики Беларусь от 21 января 1998 г.
N 46 утверждены Основные направления государственной
семейной политики Республики Беларусь
(Собрание декретов, указов Президента
и постановлений Правительства Республики
Беларусь, 1998 г., N 3, ст. 57), в которых закреплен
приоритет семьи как наиболее благоприятной
и естественной среды для развития и воспитания
детей и определены действия по упрочению
ее института. Предпринятые государством
усилия позволили сохранить и развить
социальные приоритеты, обеспечивающие
маленьким гражданам республики равный
доступ к системе дошкольного воспитания,
возможность получения полноценного и
качественного образования, бесплатного
медицинского обслуживания и оздоровления,
защиту в экстремальной ситуации.[2,3-4]
Вместе с тем на
фоне социально-экономических изменений
и сложностей в стране не
удалось в полной мере разрешить
проблемы улучшения положения
детей, защиты их прав и интересов.
Ухудшается материальное положение
семей, воспитывающих детей, увеличивается
число неблагополучных семей,
не снижается социальное сиротство.
В обществе получают распространение
алкоголизм, насилие и жестокость
в отношении детей, их безнадзорность.
В 2002 году состоялась Специальная
сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная
рассмотрению достижения целей Всемирной
встречи на высшем уровне в интересах
детей (1990 год), на которой был намечен
план действий на предстоящее десятилетие.
С учетом достигнутого прогресса в положении
детей в мире и имеющихся проблем сформулированы
новые обязательства и определены меры,
которые необходимо осуществить, чтобы
построить "мир, пригодный для жизни
детей", - как звучит в итоговом документе
сессии.
В мае 2002 г. Комитет
ООН по правам ребенка рассмотрел
второй периодический доклад
Республики Беларусь по осуществлению
положений Конвенции о правах
ребенка. В заключительных замечаниях
по итогам рассмотрения отмечаются
позитивные усилия нашей страны
по улучшению положения детей,
приведению национального законодательства
в соответствие с основными
нормами Конвенции о правах
ребенка, обеспечению приоритета
интересов детей в социальной
политике страны. Комитет ООН
по правам ребенка высказал
также озабоченность в связи
с тем, что в силу объективных
причин переходного периода социально-экономического
развития, сохраняющихся негативных
последствий катастрофы на Чернобыльской
АЭС, нашей стране не удалось
обеспечить полную реализацию
Конвенции по правам ребенка,
и сформулировал конкретные рекомендации
по ее достижению. Среди предложений
Комитета ООН по правам ребенка наиболее
актуальными и значимыми для страны являются
следующие:
совершенствование национального
законодательства в части соответствия
основным положениям Конвенции
о правах ребенка и другим
международным документам;
создание механизма
реальной защиты детства с
введением института уполномоченного
по правам ребенка;
координация усилий
органов государственного управления,
государственных органов и общественных
объединений в создании условий
для улучшения положения детей,
обеспечения их прав и интересов.
Особое внимание обращено
на необходимость подготовки
специалистов, работающих с детьми
и для детей, и внедрение
мониторинга положения детей.
Национальный план
действий по улучшению положения
детей и охране их прав на
2004 - 2010 годы является долгосрочным
документом и направлен на
достижение следующих целей:
обеспечение благоприятных
условий для полноценного физического,интеллектуального
и нравственного развития подрастающего
поколения, повышения качества жизни детей,
сохранения их здоровья и формирования
навыков здорового образа жизни, защиты
их от насилия и жестокости;
формирование правового
самосознания подрастающего поколения,
привлечение детей к участию
в принятии решений, касающихся
их интересов, подготовка к
активной общественной жизни;
выполнение рекомендаций,
содержащихся в итоговом документе
специально сессии Генеральной
Ассамблеи ООН "Мир, пригодный для жизни
детей", и рекомендаций Комитета ООН
по правам ребенка по итогам рассмотрения
второго периодического доклада Республики
Беларусь об осуществлении Конвенции
о правах ребенка.[8,6-8]
Выполнение мероприятий
Национального плана действий по
улучшению положения детей и
охране их прав на 2004 - 2010 годы достигается
совершенствованием межведомственного
взаимодействия и обеспечением приоритета
проблем детей в деятельности
министерств и других республиканских
органов государственного управления,
облисполкомов и Минского горисполкома,
общественных объединений, выделением
средств из республиканского и местного
бюджетов на финансирование основных
направлений политики в отношении
детей и их защиты.
Подрастающее поколение
– важнейший объект национально
–государственных интересов, один из
главных факторов обеспечения социально-экономического
и культурного развития страны. Формирование
жизнеспособного молодого поколения –
одна из главных задач белорусского государства.
Решается она при помощи утвержденных
Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко
целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь
Беларуси» и Молодые таланты Беларусь»,
которые представляют собой целостные
проекты и содержат конкретные экономические
механизмы их реализации.
Многоотраслевая Президентская
программа «Дети Беларуси» на
2006-2010 гг. является логическим продолжением
успешно реализованных программ
1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы
являются: обеспечение условий, необходимых
для полноценного физического,
умственного и духовного развития
детей; формирование эффективной
комплексной системы социальной
защиты и интеграции в общество
детей, находящихся в трудной
жизненной ситуации. В составляющих
ее подпрограммах «Социальная
защита семьи и детей», « Дети
и закон. Воспитание личности»,
«Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды»,
«Дети-сироты» и «Детское питание»
называются основные мероприятия,
реализация которых будет способствовать
достижению поставленных целей.
Подпрограмма «Социальная
защита семьи и детей» предусматривает
решение целого комплекса задач
, приоритетное значение среди которых
имеют: повышение уровня жизни семей с
детьми, включая усиление государственной
поддержки семьям при строительстве, реконструкции
и приобретении жилья; совершенствование
социально-психологической и правовой
помощи семьям, направленной на предупреждение
и разрешение проблем семейного неблагополучия.
Программа «Дети Чернобыля»
нацелена на решение всех вопросов,
связанных с развитием, оздоровлением
и безопасностью нахождения на
загрязненных территориях детей
и беременных женщин. Это обеспечение
на самом высоком уровне медицинского
обслуживания, оздоровления и санаторно-курортного
лечения, оказания детям социально-психологической
и педагогической помощи.
Важным итогом интеграции
в общество детей с особенностями
психофизического развития является
подпрограмма «Дети –инвалиды»,
которая предусматривает не только профилактику
заболеваемости и инвалидности в детском
возрасте, но и создание условий для нормальной
жизнедеятельности детей-инвалидов, развития
их индивидуальных возможностей, повышения
качества профессиональной и социальной
реабилитации.
Подпрограмма «Дети-сироты»
предлагает, в первую очередь,
решение такой важной задачи,
как создание условий, способствующих
воспитанию детей-сирот и детей,
оставшихся без попечения родителей
в различных формах семейного
устройства: приемная семья, опекунство,
патронаж, усыновление.
Цель подпрограммы
«Детское питание» - сделать детское
питание не уступающим по качеству
лучшим зарубежным аналогам, а
также доступным для семей
с различным уровнем доходов.
В связи с этим подпрограмма
предусматривает создание и внедрение
новых технологий по производству
детских продуктов.
Новой в программе
«Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является
подпрограмма «Дети и закон.
Воспитание личности». Она предусматривает
своеобразное сопровождение нуждающихся
в правовой помощи детей и
обучение их правилам поведения
в обществе. В связи с ростом
числа регламентируемых насильственных
актов в отношении детей, вовлечения
их в различные радикальные
группировки реализация этой
подпрограммы становится чрезвычайно
актуальной.
Реализация вышеназванных
программ обеспечивает целый
комплекс законов и правовых
актов, регулирующих молодежную
политику в стране. С некоторыми
из них знакомит сборник нормативных
правовых актов «Защита прав
ребенка в Республике Беларусь»,
в который включены тексты
документов и извлечения из
них по состоянию на 24 октября
2006 года, обеспечивающие основные
гарантии прав ребенка в Республике
Беларусь(«Конвенция о правах ребенка»,
«Конституция Республики Беларусь 1994
года»; «Национальный план действий по
улучшению положения детей и охране их
прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики
Беларусь о браке и семье», Закон республики
Беларусь «О правах ребенка»), а также
нормативные материалы, регулирующие
вопросы охраны здоровья, права на образование,
правовой охраны и оплаты труда, защиты
имущественных прав несовершеннолетних.[5,
27-28]