Социальная защита и защищенность ребенка

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2013 в 00:03, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования данных международных стандартов, процесс их создания, реализации, их правовое положение в мировом сообществе, необходимость для всего мира, а также исследование норм белорусского законодательства в области прав ребенка, созданного на основе международно-правовых стандартов.

Задача: рассмотрение основных положений международного права, этапы его развития, становления международно-правовых документов о правах человека и ребенка.

Содержание

Введение

Глава 1 Основные нормативно-правовые акты по правам ребенка

Международные нормативно-правовые акты

Национальное законодательство Республики Беларусь по защите прав ребенка

Глава 2 Социальная защита и защищенность ребенка

Заключение

Приложение

Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 32.71 Кб (Скачать файл)

 

 

1.2 Национальное законодательство  Республики Беларусь по защите  прав ребенка

 

 

 За последнее десятилетие  в Республике Беларусь сформировалась  новая государственная политика  в отношении детства, построенная  с учетом современных позиций  мирового сообщества и в соответствии  с международными документами.  Эта политика направлена на  создание условий для соблюдения  прав детей, оказания им необходимой  помощи и поддержки со стороны  общества и государства, дальнейшего  улучшения их положения. Совершенствуется  нормотворческая деятельность по  приведению нормативных правовых  актов в соответствие с положениями  Конвенции о правах ребенка  от 20 ноября 1989 года. Принята новая  редакция Закона Республики Беларусь  от 19 ноября 1993 года "О правах ребенка" (Ведамасцi Вярхоўнага Савета Рэспублiкi Беларусь, 1993 г., N 33, ст. 430; Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2000 г., N 103, 2/215). Впервые в стране был реализован Национальный план действий по охране прав детей на 1995 - 2000 годы, утвержденный Указом Президента Республики Беларусь от 19 апреля 1995 г. N 150 (Собрание указов Президента и постановлений Кабинета Министров Республики Беларусь, 1995 г., N 11, ст. 247), что обеспечило принятие более 27 нормативных правовых актов в поддержку детства и его защиту.[2, 2]

 

 В целях координации  и анализа усилий государственных  органов по выполнению Закона  Республики Беларусь "О правах  ребенка" создана и целенаправленно  работает Национальная комиссия  по правам ребенка. На ее  заседаниях рассматриваются наиболее  актуальные и значимые вопросы  положения детей, принимаются  при необходимости конкретные  решения по изменению ситуации. С 1999 года формируется система  органов охраны детства. На  сегодняшний день в 93 органах  образования созданы отделы либо  секторы по охране детства.  Представителями органов охраны  детства в учреждениях образования  являются социальные педагоги. Принимаются  меры по созданию специализированных  судов по делам несовершеннолетних  в системе общих судов.

 

 Созданы условия для  расширения участия детей в  принятии решений и реализации  их права быть услышанными.  Стали традиционными национальные  детские форумы, встречи лидеров  детского движения. В стране зарегистрировано 132 молодежных и детских объединения,  а также фондов и организаций,  деятельность которых связана  с оказанием разносторонней помощи  детям и защитой их прав.

 

 Был принят и реализовался Национальный план развития образования в области прав человека на 1999 - 2004 годы, утвержденный постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 марта 1999 г. N 366 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 1999 г., N 26, 5/435), что обеспечило формирование системы образования в области прав человека, прав ребенка. В информационно-просветительскую деятельность по пропаганде прав детей и их защиты вовлечены средства массовой информации, учреждения культуры, социальной защиты и другие.

 

 Значительное влияние  на изменение реального положения  детского населения республики  оказало принятие президентской  программы "Дети Беларуси" на 2001 -2005 годы, утвержденной Указом  Президента Республики Беларусь  от 24 мая 2001 г. N 281 (Национальный реестр  правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., N 51,1/2686), и ее целевое финансирование. Реализация названной Программы обеспечила улучшение работы по укреплению здоровья детей, прежде всего проживающих на загрязненных радионуклидами территориях, социальному обслуживанию семьи и детей, решению проблем детей-инвалидов и детей с особенностями психофизического развития, детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В последние годы несколько стабилизирован уровень первичной заболеваемости детей, снизилась смертность детей в возрасте от 0 до 14 лет. В системе социальной защиты работают 24 центра социального обслуживания семьи и детей, 83 центра социального обслуживания населения, в системе образования - 81 детский социальный приют и 24 социально-педагогических центра, которые оказывают комплексную социальную, социально-педагогическую и психологическую помощь семье и детям, прежде всего оказавшимся в экстремальной жизненной ситуации. Приоритетным направлением деятельности государственных органов является создание условий для деинституализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детей-инвалидов. Обеспечивается преимущественное развитие семейных форм устройства и воспитания детей-сирот, создаются центры коррекционно-развивающего обучения и реабилитации, которые позволяют детям-инвалидам получать образовательные услуги по месту жительства. Указом Президента Республики Беларусь от 21 января 1998 г. N 46 утверждены Основные направления государственной семейной политики Республики Беларусь (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998 г., N 3, ст. 57), в которых закреплен приоритет семьи как наиболее благоприятной и естественной среды для развития и воспитания детей и определены действия по упрочению ее института. Предпринятые государством усилия позволили сохранить и развить социальные приоритеты, обеспечивающие маленьким гражданам республики равный доступ к системе дошкольного воспитания, возможность получения полноценного и качественного образования, бесплатного медицинского обслуживания и оздоровления, защиту в экстремальной ситуации.[2,3-4]

 

 Вместе с тем на  фоне социально-экономических изменений  и сложностей в стране не  удалось в полной мере разрешить  проблемы улучшения положения  детей, защиты их прав и интересов.  Ухудшается материальное положение  семей, воспитывающих детей, увеличивается  число неблагополучных семей,  не снижается социальное сиротство.  В обществе получают распространение  алкоголизм, насилие и жестокость  в отношении детей, их безнадзорность.

 

 В 2002 году состоялась Специальная сессия Генеральной Ассамблеи ООН, посвященная рассмотрению достижения целей Всемирной встречи на высшем уровне в интересах детей (1990 год), на которой был намечен план действий на предстоящее десятилетие. С учетом достигнутого прогресса в положении детей в мире и имеющихся проблем сформулированы новые обязательства и определены меры, которые необходимо осуществить, чтобы построить "мир, пригодный для жизни детей", - как звучит в итоговом документе сессии.

 

 В мае 2002 г. Комитет  ООН по правам ребенка рассмотрел  второй периодический доклад  Республики Беларусь по осуществлению  положений Конвенции о правах  ребенка. В заключительных замечаниях  по итогам рассмотрения отмечаются  позитивные усилия нашей страны  по улучшению положения детей,  приведению национального законодательства  в соответствие с основными  нормами Конвенции о правах  ребенка, обеспечению приоритета  интересов детей в социальной  политике страны. Комитет ООН  по правам ребенка высказал  также озабоченность в связи  с тем, что в силу объективных  причин переходного периода социально-экономического  развития, сохраняющихся негативных  последствий катастрофы на Чернобыльской  АЭС, нашей стране не удалось  обеспечить полную реализацию  Конвенции по правам ребенка,  и сформулировал конкретные рекомендации  по ее достижению. Среди предложений Комитета ООН по правам ребенка наиболее актуальными и значимыми для страны являются следующие:

 

 совершенствование национального  законодательства в части соответствия  основным положениям Конвенции  о правах ребенка и другим  международным документам;

 

 создание механизма  реальной защиты детства с  введением института уполномоченного  по правам ребенка;

 

 координация усилий  органов государственного управления, государственных органов и общественных  объединений в создании условий  для улучшения положения детей,  обеспечения их прав и интересов.

 

 Особое внимание обращено  на необходимость подготовки  специалистов, работающих с детьми  и для детей, и внедрение  мониторинга положения детей.

 

 Национальный план  действий по улучшению положения  детей и охране их прав на 2004 - 2010 годы является долгосрочным  документом и направлен на  достижение следующих целей:

 

 обеспечение благоприятных  условий для полноценного физического,интеллектуального и нравственного развития подрастающего поколения, повышения качества жизни детей, сохранения их здоровья и формирования навыков здорового образа жизни, защиты их от насилия и жестокости;

 

 формирование правового  самосознания подрастающего поколения,  привлечение детей к участию  в принятии решений, касающихся  их интересов, подготовка к  активной общественной жизни;

 

 выполнение рекомендаций, содержащихся в итоговом документе  специально сессии Генеральной  Ассамблеи ООН "Мир, пригодный для жизни детей", и рекомендаций Комитета ООН по правам ребенка по итогам рассмотрения второго периодического доклада Республики Беларусь об осуществлении Конвенции о правах ребенка.[8,6-8]

 

Выполнение мероприятий  Национального плана действий по улучшению положения детей и  охране их прав на 2004 - 2010 годы достигается  совершенствованием межведомственного  взаимодействия и обеспечением приоритета проблем детей в деятельности министерств и других республиканских  органов государственного управления, облисполкомов и Минского горисполкома, общественных объединений, выделением средств из республиканского и местного бюджетов на финансирование основных направлений политики в отношении  детей и их защиты.

 

Подрастающее поколение  – важнейший объект национально  –государственных интересов, один из главных факторов обеспечения социально-экономического и культурного развития страны. Формирование жизнеспособного молодого поколения – одна из главных задач белорусского государства. Решается она при помощи утвержденных Президентом Республики Беларусь А.Г.Лукашенко целевых программ «Дети Беларуси», «Молодежь Беларуси» и Молодые таланты Беларусь», которые представляют собой целостные проекты и содержат конкретные экономические механизмы их реализации.

 

 Многоотраслевая Президентская  программа «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является логическим продолжением  успешно реализованных программ 1998-2000 и 2001-2005 гг. Целями программы  являются: обеспечение условий, необходимых  для полноценного физического,  умственного и духовного развития  детей; формирование эффективной  комплексной системы социальной  защиты и интеграции в общество  детей, находящихся в трудной  жизненной ситуации. В составляющих  ее подпрограммах «Социальная  защита семьи и детей», « Дети  и закон. Воспитание личности»,  «Дети Чернобыля», «Дети-инвалиды»,  «Дети-сироты» и «Детское питание»  называются основные мероприятия,  реализация которых будет способствовать  достижению поставленных целей.

 

 Подпрограмма «Социальная  защита семьи и детей» предусматривает  решение целого комплекса задач , приоритетное значение среди которых имеют: повышение уровня жизни семей с детьми, включая усиление государственной поддержки семьям при строительстве, реконструкции и приобретении жилья; совершенствование социально-психологической и правовой помощи семьям, направленной на предупреждение и разрешение проблем семейного неблагополучия.

 

 Программа «Дети Чернобыля»  нацелена на решение всех вопросов, связанных с развитием, оздоровлением  и безопасностью нахождения на  загрязненных территориях детей  и беременных женщин. Это обеспечение  на самом высоком уровне медицинского  обслуживания, оздоровления и санаторно-курортного лечения, оказания детям социально-психологической и педагогической помощи.

 

 Важным итогом интеграции  в общество детей с особенностями  психофизического развития является  подпрограмма «Дети –инвалиды», которая предусматривает не только профилактику заболеваемости и инвалидности в детском возрасте, но и создание условий для нормальной жизнедеятельности детей-инвалидов, развития их индивидуальных возможностей, повышения качества профессиональной и социальной реабилитации.

 

 Подпрограмма «Дети-сироты»  предлагает, в первую очередь,  решение такой важной задачи, как создание условий, способствующих  воспитанию детей-сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей  в различных формах семейного  устройства: приемная семья, опекунство, патронаж, усыновление.

 

 Цель подпрограммы  «Детское питание» - сделать детское  питание не уступающим по качеству  лучшим зарубежным аналогам, а  также доступным для семей  с различным уровнем доходов.  В связи с этим подпрограмма  предусматривает создание и внедрение  новых технологий по производству  детских продуктов.

 

 Новой в программе  «Дети Беларуси» на 2006-2010 гг. является  подпрограмма «Дети и закон.  Воспитание личности». Она предусматривает  своеобразное сопровождение нуждающихся  в правовой помощи детей и  обучение их правилам поведения  в обществе. В связи с ростом  числа регламентируемых насильственных  актов в отношении детей, вовлечения  их в различные радикальные  группировки реализация этой  подпрограммы становится чрезвычайно  актуальной.

 

 Реализация вышеназванных  программ обеспечивает целый  комплекс законов и правовых  актов, регулирующих молодежную  политику в стране. С некоторыми  из них знакомит сборник нормативных  правовых актов «Защита прав  ребенка в Республике Беларусь»,  в который включены тексты  документов и извлечения из  них по состоянию на 24 октября  2006 года, обеспечивающие основные  гарантии прав ребенка в Республике  Беларусь(«Конвенция о правах ребенка», «Конституция Республики Беларусь 1994 года»; «Национальный план действий по улучшению положения детей и охране их прав на 2004-2010 годы», «Кодекс Республики Беларусь о браке и семье», Закон республики Беларусь «О правах ребенка»), а также нормативные материалы, регулирующие вопросы охраны здоровья, права на образование, правовой охраны и оплаты труда, защиты имущественных прав несовершеннолетних.[5, 27-28]

Информация о работе Социальная защита и защищенность ребенка