Социальная защита населения как направление социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Современная социально-экономическая ситуация в России довольно противоречива. Сказывается нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения как направление социальной политики государства.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА

И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ


ЦЕНТР ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПЕРЕПОДГОТОВКИ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ СЛУЖАЩИХ

 

 

 

 

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

 

 

Предмет: СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

 

 

Тема: Социальная защита населения как направление социальной политики государства

 

 

 

Выполнил работу:

слушатель ____ потока по программе профессиональной переподготовки "Специалист по государственному и муниципальному управлению - Master of Public Administration (MPA)"

______________________________

 

Руководитель:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург

2013

 

Оглавление: 
Введение

 

Современная социально-экономическая ситуация в России довольно противоречива. Сказывается нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам.

Сложившаяся ситуация требует принятия адекватных мер прежде всего в сфере развития системы социальной защиты населения, что может быть достигнуто только путем реформирования общественной жизни, проведением грамотной и эффективной социальной политики государства.

Одной из главных задач социальной политики на современном этапе является социальная защита населения от воздействия негативных последствий рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание благоприятных условий для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры.1

Конституция РФ гласит, что Российская Федерация является социальным государством, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

В Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных; служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (ст. 7 Конституции РФ).

Конституция гарантирует каждому социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потере кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 38-39).

В этих целях в РФ развивается система государственных и муниципальных служб, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Конституция провозглашает право каждого:

– на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ст. 37);

– на жилище (ст. 40);

– на медицинскую помощь в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения за счет бюджетных средств, страховых взносов, и других: источников (ст. 41);

– на бесплатное дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях (ст.43);

– на пользование учреждениями культуры и досуга и культурным ценностям (ст.44).

Термин «социальное обеспечение» характеризует специфическую организационно-правовую форму социальной защиты, осуществляемую непосредственно государством. В современных условиях потребовалось развитие других организационно-правовых форм социальной поддержки наиболее уязвимых категорий населения. Исходя из этого, в недавнее время был введен термин «социальная защита», который до сих пор используется в мировой практике. 2

Актуальность данной темы, определяется тем, что социальная защита и социальная политика в государственно организованном обществе – это область сплетения жизненно важных интересов граждан, отношений собственности и распределения, правовых приемов и способов их регулирования, социально-экономических прав человека. Это также и сфера преломления таких общечеловеческих ценностей, как равенство, социальная справедливость, гуманизм, моральные устои общества. На сегодняшний момент одной из важнейших приоритетных задач социального обеспечения является удовлетворение потребностей в источниках средств к существованию престарелых и нетрудоспособных категорий граждан, проживающих в Российской Федерации.

Объектом исследований является система социальной защиты населения.

Целью данной работы является определение места и роли социальной защиты в обществе. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

    • описать основные понятия и проблемы социальной политики в РФ;
    • обозначить структуру, цели и задачи института социальной защиты;
    • определить виды социальной защиты различных категорий граждан.
    •  
  1. Сущность социальной политики и ее основные направления

 

Социальная политика является наиболее значимой сферой интересов современного общества и важнейшей частью деятельности современного государства. Она теснейшим образом связана с типом и уровнем развития общества, с господствующей ментальностью населения, с теми целями и задачами, которые ставит общество перед собой в своем социальном развитии.

В социальной сфере проявляются и оцениваются результаты экономической, хозяйственной деятельности общества, проверяются ее эффективность и способность удовлетворять интересы и потребности людей. В социальной сфере находит отражение и проявление степень гуманности политики государства, и чем она сильнее, тем наглядней гуманистическая сущность, гуманистический смысл направленности общественного развития. Наконец, без действенной социальной политики невозможна активизация инновационного творческого начала в деятельности человека как главного и центрального элемента производительных сил общественного развития, хозяйственных успехов.

Социальная политика основана на системе принципов, выражающих характер требований к ее содержанию, формам и методам разработки и реализации:

    • гуманизм, социальная справедливость;
    • системность, непрерывность, преемственность;
    • сбалансированность целей и возможностей реализации социальной политики (как по времени, так и по необходимым ресурсам);
    • открытость (свободное выражение суждений всех групп и слоев общества по вопросам социальной политики - наличие «обратной связи» органов управления с массами);
    • демократизм выработки и реализации социальной политики (открытое обсуждение проектов крупных социально-политических решений, всестороннее выявление общественного мнения по основным вопросам социальных преобразований);
    • действенный контроль общества над реализацией социальной политики;
    • адресность мер по социальной защите населения, усиление социальной помощи социально уязвимым и малообеспеченным группам населения.

Содержание социальной политики, ее цели и задачи раскрываются в системе функций - относительно самостоятельных, но тесно связанных видов политической деятельности. Важнейшими из них являются:

    • выражение, защита, согласование интересов социальных групп и слоев общества, отдельных его членов;
    • оптимальное разрешение общественных противоречий в социальной сфере, осуществление «диалога» между гражданами и государством;
    • интеграция различных слоев населения, гармонизация их интересов, поддержание целостной общественной системы, стабильности и порядка;
    • прогностическая;
    • социальная защита населения;
    • управление социальными процессами и др.

С помощью функций обеспечивается главная задача социальной политики – гармонизация общественных отношений, осуществляется управление социальным развитием общества.

Что касается направлений социальной политики, то здесь, как правило, принято выделять два относительно самостоятельных блока:

а) социальная политика в широком смысле, которая охватывает решения и мероприятия, затрагивающие все сферы жизни членов общества, включая обеспечение последних товарами, жильем и услугами социальной инфраструктуры, рабочими местами, приемлемыми денежными доходами, расширение и укрепление материальной базы, охрану и укрепление здоровья населения, его образование и культуру, создание системы гарантированных социальных условий для жизнедеятельности граждан;

б) собственно социальная политика (ее элементами являются политика в области социальной защиты и ее конкретные виды: семейная политика, молодежная политика, политика по социальной защите пожилых людей и инвалидов). 3

На основе анализа деятельности современных государств можно выделить следующие структурообразующие элементы социальной политики: социальное обеспечение, социальная помощь, социальная защита и социальная работа.

Социальная политика включает в себя следующие основные направления:

1) здравоохранение и обязательное медицинское страхование;

2) поддержку семьи, материнства, детства  и отцовства;

3) жилищную политику, коммунальное, бытовое обслуживание населения;

4) поддержку престарелых и инвалидов;

5) социальное обслуживание населения;

6) охрану окружающей природной среды;

7) федеральное и местное (муниципальное) обустройство мигрантов, особенно  беженцев и вынужденных переселенцев.

Смыслом социальной политики государства является поддержание отношений, как между социальными группами, так и внутри них, обеспечение условий для повышения благосостояния, уровня жизни членов общества, создание социальных гарантий в формировании экономических стимулов для участия в общественном производстве. При этом надо отметить, что социальная политика государства, выступающая как составная часть мероприятий, проводимых государством в целях регулирования условий общественного производства в целом, тесно увязана с общеэкономической ситуацией в стране. 4

Таким образом, говоря о социальной политике государства, мы подразумеваем, прежде всего, действия правительства, направленные на распределение и перераспределение доходов различных членов и групп общества. Так можно определить социальную политику в узком смысле слова.

В широком смысле, социальная политика – это одно из направлений макроэкономического регулирования, призванное обеспечить социальную стабильность общества и создать, насколько это возможно, одинаковые “стартовые условия” для всех граждан страны.

 

 

  1. Особенности современной социальной политики в России

 

Современное российское государство является пока еще государством переходного типа – его основные институты, органы и учреждения характеризуются определенной противоречивостью, а нередко и противостоянием.

Особенность современного российского общества состоит в переходе от более высокой организации социальной жизни к менее высокой, уже пройденной в принципе человеческим обществом (хотя имеются, как известно, и совершенно противоположные позиции по этому вопросу). Во всяком случае, с точки зрения социальной поддержки, социальной защиты большинства населения (что было характерно для советского периода) – это именно так. Без всякого преувеличения можно утверждать, что социальная политика современного российского государства отражает интересы не большинства, а меньшинства населения. В связи с этим не следует отождествлять социальную политику, социальную деятельность в целом и социальную защиту. Сейчас в последней нуждается действительное большинство.

В условиях кризисного состояния российского общества ни теоретически, ни тем более практически нельзя ставить задачу ликвидации неравенства. Речь должна идти о предотвращении его крайностей, т.е. о недопущении глобальной поляризации социальных групп, слоев и классов во избежание социального взрыва и нестабильности в обществе.

Нельзя признать нормальной ситуацию в сегодняшней России, когда в социальной структуре преобладают маргинальные слои (безработные, беженцы, нищие), не связанные с производством. Также нельзя признать нормальной ситуацию, когда преобладают маргинальные группы в материальном отношении: сверхбедные и сверхбогатые, причем в соотношении (по уровню доходов) 1:50 и более (по данным разных источников). Хотя в развитых странах это состояние составляет 1:5. Политики (правящие круги) понимают взрывоопасность такой ситуации. И поэтому, принимаются определенные шаги для ее предотвращения. Но они часто непоследовательны, а принимаемые меры оказываются далеко неполными и, самое главное, плохо реализуются.

Ныне в России в период кризиса экономики, нехватки средств очень важно организовать адресную помощь наиболее нуждающимся группам населения (престарелым, инвалидам, одиноким, многодетным семьям). В связи с этим необходимо разработать базовый показатель уровня бедности. Сегодня эта проблема, как известно, решается в угоду идеологической привязанности тех или иных групп разработчиков. Пристальное внимание необходимо обратить на возможные последствия массовой безработицы, чреватой социальным взрывом, особенно опасным сегодня в России. Безусловно, это требует оптимального подхода к проблеме приватизации, сроков осуществления разгосударствления, оптимального сочетания различных форм собственности. Об этом говорят и пишут не только в стане оппозиции, но и в стенах государственных, официальных структур наиболее дальновидные и «незаангажированные» специалисты.

Информация о работе Социальная защита населения как направление социальной политики государства