Социальная защита населения как направление социальной политики государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2014 в 16:15, реферат

Краткое описание

Современная социально-экономическая ситуация в России довольно противоречива. Сказывается нестабильность в экономике, остро ощущается дефицит федерального бюджета, практически не снижается численность людей с доходом ниже прожиточного минимума, усиливается дифференциация населения по доходам.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная защита населения как направление социальной политики государства.doc

— 153.50 Кб (Скачать файл)

Страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональные заболевания. Система социальной защиты от рисков утраты трудоспособности из-за несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний остается крайне несовершенной в концептуальном, правовом, организационным, экономическом и социальном отношении. Право на льготное пенсионное обеспечение, в конечном итоге связанное с высоким уровнем профессионального риска, распространяется более чем на 2,2 тысячи профессий. Система социального страхования от несчастных случаев на производстве, ликвидированная в 1917 году, находится только на пути к возрождению. В ближайшее время проблема социальной защиты от рисков, утраты трудоспособности приобретает еще большую остроту в отраслях, где уровень риска высок: угольной, нефтяной, газовой, химической, легкой промышленности, металлургическом комплексе, на предприятиях автомобильного, сельскохозяйственного и общего машиностроения, деревообрабатывающей промышленности и в металлургическом комплексе.

Страхование временной нетрудоспособности. Устарели многие правила и нормы социального страхования временной утраты нетрудоспособности. Это относится, прежде всего, к праву на получение пособий и их исчислению, условиям определения размера пособий и продолжительность выплат. Установленная еще в 30-х годах норма трудового стажа на одном предприятии для исчисления размера пособия по болезни давно превратилась в исторический нонсенс. В условиях возрастающей безработицы непрерывный стаж в качестве фактора закрепления кадров полностью утратил свой смысл.

Страхование от безработицы. Среди нерешенных проблем страхования от безработицы одной из важнейших является проблема исчисления размеров выплачиваемого пособия. Используемый в настоящее время метод расчетов, ориентированный на среднюю заработную плату по последнему месту работы, трудоемок и неприемлем в условиях инфляции. В результате его применения большинство безработных получают одинаковое пособие, причем гораздо ниже принятого прожиточного уровня.

Происходящие в России процессы, вызываемые макроэкономическими причинами, сопровождаются сокращением, перепрофилированием, банкротством и закрытием отдельных производств, не имеющих жизненно важного значения. В этих условиях вполне реальна угроза безработицы массового характера, особенно в моноиндустриальных регионах. Не учитывать этого факта в политике социального страхования недопустимо.

Пенсионное страхование. Сложившаяся на 2003-2008 года практика пенсионного страхования позволяет выбрать в качестве основы для исчисления пенсий короткий период профессиональной деятельности, в течение, которого застрахованный может получить максимальный доход. Естественно, что данный подход порождает дополнительные нагрузки на бюджет Пенсионного фонда России и создает предпосылки для массовых злоупотреблений.12

Таким образом, настоящее время система социального страхования выполняет следующие задачи:

    • устанавливает предельные величины заработка, на который начисляются страховые взносы;
    • страхует принципы в области пенсионного обеспечения с учетом внедрения накопительных элементов и элементов профессионального и территориального пенсионного страхования, не отказываться от возможностей распределительной системы;
    • постепенно переходит к уплате страховых взносов работником и работодателем на паритетной основе;
    • отлаживает механизм обеспечения зависимости размеров страховых выплат от уплаченных страховых взносов.

 

4.2 Пенсионное обеспечение

Пенсионная система России в современном виде введена с 1 января 2002 года и включает в себя отношения по формированию, назначению и выплате следующих видов пенсии, пенсии по государственному пенсионному обеспечению, негосударственной пенсии.

Пенсионеры – самая многочисленная категория граждан нуждающихся в социальной защите в нашей стране. Основной источник доходов для пенсионеров – составляют денежные выплаты в виде пенсий, которые определяют уровень их благосостояния.

Пенсия (от лат. pension, платеж) – регулярное (обычно ежемесячное) денежное пособие, которое платят лицам, которые:

  1. достигли пенсионного возраста (пенсии по старости);
  2. имеют инвалидность;
  3. потеряли кормильца (пенсии по случаю потери кормильца).

С 2002 года в стране началась пенсионная реформа, которая разделила пенсию на три части: базовою, страховую и накопительную. В результате реформы принята двухуровневая система управления накопительной частью пенсии: гражданин может выбирать между Пенсионным Фондом РФ (ПФР) и одним из негосударственных пенсионных фондов. В случае размещения накопительной части пенсии в ПФР, застрахованное лицо может выбирать между государственной (ГУК, в настоящее время ВЭБ) и одной из частных управляющих компаний.

Право на трудовую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет, при условии наличия не менее пяти лет страхового стажа.13 Отдельные категории граждан, указанные в статьях 27, 27.1 и 28 Федерального закона от 17.12.2001 
№173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», имеют право на досрочное назначение трудовой пенсии. Размер трудовой пенсии по старости определяется как сумма ее страховой и накопительной частей.

Право на трудовую пенсию по случаю потери кормильца имеют нетрудоспособные члены семьи умершего кормильца, состоявшие на его иждивении. Одному из родителей или супругу указанная пенсия назначается независимо от того, состояли они или нет на иждивении умершего кормильца.14

Законом установлены следующие виды пенсий по государственному пенсионному обеспечению:

    1. пенсия за выслугу лет;
    2. пенсия по старости;
    3. пенсия по инвалидности;
    4. пенсия по случаю потери кормильца;
    5. социальная пенсия.

Повышение размера пенсионных выплат – один из приоритетов антикризисной программы Правительства РФ. Его главный смысл – выплата в полном объеме всех социальных обязательств государства перед населением, индексация их с учетом нового прогноза инфляции. 15

Из указанного выше следует, что государство продолжает проявлять заботу о пенсионерах. Согласно данным Минздравсоцразвития России к концу 2013г., размер средней трудовой пенсии составит от 10 до 12 тыс.руб, увеличение произойдет примерно на 30%. Эти цифры уже заложены в бюджет 2013-2014г. Начиная с 1 февраля 2013 года трудовая пенсия будет увеличена на 6 %, а с 1 апреля на 2,5%, а социальные пенсии на 7.9%, ЕДВ – для отдельных категорий граждан на 5.5%.

 

4.3 Защита инвалидов и  нетрудоспособных слоёв населения

Инвалиды во всем мире относятся к категории населения, которая особо остро ощущает проявления неравенства в экономическом, социальном, моральном и политическом аспектах, вследствие имеющихся у них нарушений и ограничений жизнедеятельности. Решению проблем инвалидности посвящена специальная задача Европейской стратегии по достижению здоровья для всех, которая является рамочной основой для выработки национальных планов действий. Эта задача направлена на обеспечение инвалидам равных возможностей, улучшение положения инвалидов в обществе, создание для людей с инвалидностью возможности повышения качества жизни и укрепления здоровья.

В первоочередном порядке в социальной защите в Российской Федерации нуждаются:

  1. граждане пожилого возраста, особенно одинокие и одиноко проживающие, в том числе и одинокие супружеские пары;
  2. инвалиды Великой Отечественной войны и семьи погибших военнослужащих;
  3. инвалиды, в том числе инвалиды с детства, и дети-инвалиды;
  4. инвалиды из числа воинов-интернационалистов;
  5. граждане, пострадавшие от последствий аварии на Чернобыльской АЭС и радиоактивных выбросов в других местах;
  6. безработные;
  7. вынужденные беженцы и переселенцы;
  8. дети - круглые сироты;
  9. дети с девиантным поведением;
  10. семьи, в которых проживают дети-инвалиды, дети - круглые сироты;
  11. малообеспеченные семьи;
  12. многодетные семьи;
  13. одинокие матери;
  14. лица с ограниченными возможностями.

Федеральный закон от 24.11.1995 №181-ФЗ (ред. от 20.07.2012) «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» определил государственную политику, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации.

В России в настоящее время насчитывается 13,2 миллиона инвалидов. Это составляет чуть более 9% населения страны.

Согласно данным статистического наблюдения структура инвалидности взрослого населения по классам болезней в Российской Федерации в 2011 г. представлена следующим образом: болезни системы кровообращения, злокачественные новообразования, болезни костно-мышечной системы, травмы. Далее, ранговые места занимают инвалиды вследствие болезней глаза, органов дыхания, психических расстройств, болезней нервной системы.

 

4.4 Социальная защита  семей с детьми

 

Современная семья переживает сложный период развития: осуществляется переход от традиционной модели семьи к новой, меняются виды семейных отношений.

Возрастает число разводов (распадается каждый второй-третий брак); снижается рождаемость при одновременном увеличении детей, рожденных вне брака; ежегодно около 1 млн. детей остаются без одного из родителей; доля неполных семей достигает 15% по стране; обострилась проблема детской инвалидности: около 1 млн. детей-инвалидов нуждаются в материальной и психологической помощи; и т.д. Все это требует принятия неотложных мер по укреплению развития социального института – семьи.

К настоящему времени сложились и действуют следующие основные формы государственной помощи семьям, имеющих детей:

    1. денежные выплаты семье на детей в связи с их рождением, содержанием, воспитанием (пенсии, пособия);
    2. трудовые, налоговые, жилищные, медицинские, кредитные и льготы родителям и детям;
    3. социальное обслуживание семьи (оказание социальных услуг и консультативной помощи) и т.д.

В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания семьи и детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:

    1. государственные социальные службы;
    2. смешанные службы;
    3. коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.

Вопросы поддержки материнства, отцовства и детства, укрепления семьи в качестве одного из направлений решения демографической проблемы обозначены Президентом Российской Федерации в Послании Федеральному Собранию 2012 г. Предложенная программа содержит целый комплекс мер, направленных на государственную поддержку семей с детьми. С января 2007 г. вступили в действие нормативные правовые акты, предусматривающие значительное увеличение пособия по уходу за ребенком, стоимости родовых сертификатов, компенсацию затрат на дошкольное воспитание.

Основными участниками правоотношений в связи с материнством и детством, возникающих по поводу предоставления пенсионного обеспечения, обеспечения пособиями и компенсациями, предоставления социальных услуг являются:

    1. несовершеннолетние лица, лица-иждивенцы, потерявшие кормильца;
    2. дети-инвалиды;
    3. родители несовершеннолетних;
    4. беременные женщины;
    5. лица, осуществляющие уход за ребенком до достижения им возраста трех лет, и др.

Закон РФ устанавливает систему мер социальной поддержки семей, имеющих детей:16

    • пособие по беременности и родам;
    • единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;
    • единовременное пособие при рождении ребенка;
    • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, подлежащим обязательному социальному страхованию;
    • ежемесячное пособие по уходу за ребенком лицам, не подлежащим обязательному социальному страхованию;
    • родовой сертификат;
    • материнский (семейный) капитал.

Программа государственной поддержки «Материнский капитал» продолжит осуществляться в 2013 году с прогнозируемыми изменениями. Этот проект правительства России, действующий с 2007 года, направлен на оказание поддержки молодым семьям.

Согласно Закону о Материнском капитале в 2013 году, матери после рождения второго ребенка выдается именной сертификат на сумму, размер которой установлен правительством РФ. Эти средства могут быть израсходованы семьей на улучшение жизни новорожденных россиян.

Сумма материнского капитала в 2013 году составляет 408 960 рублей.

По сути Федерального закона «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» средства, выделяемые по этой программе должны оказать существенную поддержку российским семьям и не должны обесцениваться. Для этого каждый год проводится индексация сумм государственной помощи.

Информация о работе Социальная защита населения как направление социальной политики государства