Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2014 в 14:44, реферат
Социальная мобильность служит неотъемлемой частью культуры в любом современном демократическом обществе. Мобильные индивиды начинают социализацию в одном классе, а заканчивают в другом. Они буквально разрываются между несхожими культурами и стилями жизни. Средний гражданин в течение жизни перемещается на одну ступеньку вверх или вниз, и очень немногим удается шагнуть сразу через несколько ступеней. Женщине, как правило, продвинуться сложнее, чем мужчине.
Причинами служат такие факторы мобильности как: социальный статус семьи, уровень образования, национальность, физические и умственные способности, внешние данные, воспитание, место жительства и выгодный брак. Поэтому мобильность во многом зависит от мотивации индивидов и их стартовых возможностей.
Введение
Крупномасштабные рыночные преобразования
в России, происходящие на протяжении
последних лет, сопровождаются ускоренной
социальной мобильностью населения, которая
имеет в основном нисходящую и горизонтальную
направленность. Основной причиной этого
процесса является резкое падение уровня
жизни большинства россиян, прогрессирующая
поляризация населения по доходам и нарастание
неравенства социальных возможностей
для индивидов из разных групп. Второй
важной особенностью является существенное
изменение системы критериев оценки успеха
и нарастание тенденции распространения
неинституционализированных каналов
социальной мобильности. С учетом этого
принципиально важно обозначить факторы
и тенденции, определяющие особенности
социальной мобильности как конкретной
формы реализации сдвигов в социальной
структуре российского общества.
Всякое социальное перемещение происходит
не беспрепятственно, а путем преодоления
более или менее существенных барьеров.
Все социальные перемещения личности
или социальной группы включают в процесс
мобильности. П. Сорокина под социальной
мобильностью понимал любой переход индивида,
или социального объекта, или ценности,
созданной или модифицированной благодаря
деятельности, от одной социальной позиции
к другой.
Социальная мобильность служит неотъемлемой
частью культуры в любом современном демократическом
обществе. Мобильные индивиды начинают
социализацию в одном классе, а заканчивают
в другом. Они буквально разрываются между
несхожими культурами и стилями жизни.
Средний гражданин в течение жизни перемещается
на одну ступеньку вверх или вниз, и очень
немногим удается шагнуть сразу через
несколько ступеней. Женщине, как правило,
продвинуться сложнее, чем мужчине.
Причинами служат такие факторы мобильности
как: социальный статус семьи, уровень
образования, национальность, физические
и умственные способности, внешние данные,
воспитание, место жительства и выгодный
брак. Поэтому мобильность во многом зависит
от мотивации индивидов и их стартовых
возможностей.
Все социальные перемещения личности
или социальной группы включают в процесс
мобильности. Согласно определению П.
Сорокина, «под социальной мобильностью
понимается любой переход индивида, или
социального объекта, или ценности, созданной
или модифицированной благодаря деятельности,
от одной социальной позиции к другой».
1. Понятие социальной
мобильности
С развитием Общества его структура меняется.
С этим связаны такие понятия, как социальная
мобильность и социальные сдвиги.
Социальная мобильность – всевозможные
перемещения групп из одной социальной
позиции в другую. Социальная мобильность
– это перемещение индивидов или их групп
между различными уровнями социальной
иерархии, определяемой с точки зрения
широких профессиональных или социально-классовых
категорий. То есть мобильность – это
изменение места в социальном пространстве.
Начало изучению явления социальной мобильности
положил П.А.Сорокин. Он рассматривал данный
процесс как выполнение жизненной социальной
функции [5, с. 58]. Основными характеристиками социальной
мобильности выступают: направление, разновидность
и направленность. В зависимости от различного
сочетания этих характеристик выделяют
следующие факторы виды мобильности.
Сложившаяся к началу 90-х гг. структура
российского общества стала результатом
сдвигов в структуре экономики страны.
Социальная мобильность в основном носила
нисходящий характер, так как уровень
доходов в стране резко упал, огромные
массы населения остались за чертой бедности.
В то же время среди отдельных групп населения,
в основном номенклатуры, наблюдалась
восходящая мобильность, в результате
которой формировались высшие слои политической
и экономической элиты.
В настоящее время наблюдается интенсивная
восходящая мобильность среди высококлассных
специалистов в различных сферах производства,
связанная с их профессиональным ростом
и востребованностью на рынке труда.
Находит свое подтверждение и общая закономерность
межпоколенной мобильности – молодежь
из группы работников физического труда
в группу работников умственного труда.
Внутрипоколенная мобильность носит в
основном характер карьерного роста, который
теперь в меньшей степени зависит от факторов
происхождения, как это было в более стабильном
обществе советского периода. В целом
женщины мобильнее мужчин, а молодые –
мобильнее пожилых. Но мужчины в своей
карьере чаще перепрыгивают через несколько
ступеней, чем женщины, которые продвигаются
постепенно. Можно выделить следующие
факторы, определяющие, по нашему мнению,
направления социальной мобильности населения
в современной России: 1. Перестройка экономики;
2. Многообразие форм собственности; 3. Распад
традиционных институтов социальной мобильности
(коммунистическая партия); 4. Кризис системы
образования; 5.
Это препятствует увеличению безработицы
среди некоторых социальных групп (например,
директорский корпус).
Учитывая особенности социальной стратификации
и мобильности в современной России, Заславская
Т.И. выделяет следующие возможные варианты
развития российского общества:
1. Умеренно-государственный, для которого
характерно легитимное расширение управленческих
и контрольных функций государства в политической,
экономической и правовой сферах. Этот
вариант благоприятен для укрепления
правопорядка, стабильности, но возможно
усиление бюрократии; 2.
3. Олигархический связан с победой экономической
элиты над политической с помощью манипулирования
электоратом. Характерно создание имитации
правопорядка, демократии, стабильности.
Причины, позволяющие человеку перемещаться
из одной социальной группы в другую, называются
факторами социальной мобильности. Таких
факторов социологи выделяют несколько. Первым
фактором социальной мобильности является
образование. Оно играло решающую роль
в процессе социальной мобильности еще
в некоторых древних государствах. В частности,
в Китае претендовать на государственный
пост мог только человек, сдавший специальный
экзамен. [2, с. 71]. Важным фактором социальной
мобильности является также социальный
статус семьи, к которой принадлежит человек.
Многие семьи различными способами —
от браков до поддержки в деловой сфере
— помогают продвижению своих членов
в более высокие страты.
А так же демографический фактор к нему
относятся: рождаемость и смертность населения,
его миграция, брачность, разводимость,
дробление и укрупнение семей. Демографические
процессы переводят структуру населения
в новое состояние: складываются иные
пропорции между разными категориями
населения, меняются их размещение по
территории, степень их однородности,
типичные средние параметры. Влияет на
уровень и характер социальной мобильности
система общественного устройства: в открытом
обществе в отличие от общества закрытого
типа не существует формальных ограничений
мобильности и почти отсутствуют неформальные.
В закрытом же обществе мобильность ограничена
и количественно, и качественно. Еще одним
фактором, облегчающим социальную мобильность,
являются изменения, происходящие в технологии
общественного производства: они приводят
к возникновению новых профессий, требующих
высокой квалификации и значительной
подготовки. Эти профессии лучше оплачиваются
и являются более престижными.
Кроме экономических изменений усилению
процесса социальной мобильности могут
способствовать также социальные потрясения,
например, воины и революции, приводящие,
как правило, к смене элиты общества.
В качество дополнительного фактора социальной
мобильности можно отметить различный
уровень рождаемости в разных стратах
— более низкий в верхних и более высокий
в нижних создает известный «вакуум» сверху
и способствует продвижению вверх выходцев
из низов.
2. Виды социальной
мобильности
Вертикальная мобильность - перемещение
из одной страты в другую. В зависимости
от направления перемещения различаются
- восходящая мобильность (повышение статуса).
Например, получение звания, должности,
награды, диплома - нисходящая мобильность
(понижение статуса).
Например, увольнение, банкротство, разжалование
Горизонтальная мобильность - переход
из одной социальной группы в другую, расположенную
на одном и том же уровне.
Например, перемена религии, гражданства,
семьи, профессии, места жительства, места
работы.
2.1 Вертикальная мобильность: каналы социальной
циркуляции
Вертикальная мобильность является наиболее
важным процессом, представляющая собой
совокупность взаимодействий, способствующих
переходу индивида или социального объекта
из одного социального слоя в другой. Сюда
входит, например, служебное повышение,
существенное улучшение благосостояния
или переход в более высокий социальный
слой, на другой уровень власти. Общество
может возвышать статус одних индивидов
и понижать статус других. И это понятно:
одни индивиды, обладающие талантом, энергией,
молодостью, должны вытеснять с высших
статусов других индивидов, не обладающих
этими качествами. В зависимости от этого
различают восходящую и нисходящую социальные
мобильности, или социальный подъем или
социальное падение. Восходящие течения
профессиональной, экономической и политической
мобильности существуют в двух основных
формах: как индивидуальный подъем, или
инфильтрация индивидов из низшего слоя
в высший, и как создание новых групп индивидов
с включением групп в высший слой рядом
с существующими группами этого слоя или
вместо них. Аналогично нисходящая мобильность
существует в форме как выталкивания отдельных
индивидов с высоких социальных статусов
на более низкие, так и понижения социальных
статусов целой группы. Примером второй
формы нисходящей мобильности может служить
падение социального статуса профессиональной
группы инженеров, которая некогда занимала
весьма высокие позиции в нашем обществе,
или снижение статуса политической партии,
теряющей реальную власть. По мнению Сорокина,
поскольку вертикальная мобильность в
той или иной степени существует в любом
обществе, даже в первобытном, между стратами
нет непроходимых границ. Между ними существуют
различные «отверстия», «люфты», «мембраны»
через которые индивиды перемещаются
вверх.
Армия функционирует в этом качестве не
в мирное, а в военное время. Крупные потери
среди командного состава приводят к заполнению
вакансий из низших чинов. Во время войны
солдаты продвигаются благодаря таланту
и храбрости. [3, с. 101]. После повышения в
звании они используют полученную власть
как канал для дальнейшего продвижения
и накопления богатств. У них появляется
возможность грабить, мародерствовать,
захватывать трофеи, брать контрибуции,
уводить рабов, окружать себя полезными
церемониями, титулами, передавать свою
власть по наследству.
В советском обществе работа в милиции
в течение последних десятилетий представляла
один из постоянно действующих каналов
социальной мобильности, в частности перемещения
из деревни в город, и происходило это
в значительной степени из-за дефицита
горожан, желающих служить в милиции. В
московскую милицию принимали отслуживших
в армии молодых людей в возрасте до 35
лет и не имеющих московской прописки.
Иного способа попасть в столицу, как только
устроиться в милицию у выходцев из российской
глубинки могло и не существовать. Не только
армия и милиция, но и силовые структуры
в целом раньше и теперь выступают мощным
каналом вертикальной мобильности, позволяющим
людям совершить восхождение из периферийных
в центральные сегменты общества. Семья
и брак становятся каналами вертикальной
циркуляции, если в союз вступают представители
разных социальных страт. В европейском
обществе распространенным был брак бедного,
но титулованного партнера с богатым,
но не знатным. В результате оба продвигались
по социальной лестнице, получая то, чего
им не доставало. Для того, чтобы полностью
изменить социальный статус, у индивидов
часто возникает проблема вхождения в
новую субкультуру группы с более высоким
статусом, а также связанная с этим проблема
взаимодействий с представителями новой
социальной среды. Поэтому для преодоления
культурного барьера и барьера общения
индивиды в процессе социальной мобильности
прибегают к каналам социальной циркуляции.
2.2 Горизонтальная мобильность и ее виды
Горизонтальная мобильность подразумевает
переход индивида из одной социальной
группы в другую, расположенную на одном
и том же уровне. Примером служат перемещение
из православной в католическую религиозную
группу, из одного гражданства в другое,
из одной семьи (родительской) в другую
(свою собственную, вновь образованную),
из одной профессии в другую. Подобные
движения происходит без заметного изменения
социального положения в вертикальном
направлении. Горизонтальная мобильность
подразумевает изменение человеком на
протяжении своей жизни одного статуса
на другой, являющийся приблизительно
эквивалентным [7, с. 68]. Разновидностью
горизонтальной мобильности служит географическая
мобильность. Она подразумевает не изменение
статуса, а перемещение из одного места
жительства в другое при сохранении прежнего
статуса. Если к перемене места добавляется
перемена статуса, то географическая мобильность
превращается в миграцию.
3. Маргинальность
как социальное явление
Понятие маргинальности служит для обозначения
пограничности, периферийности или промежуточности
по отношению к каким либо социальным
общностям (национальным, классовым, культурным).
Маргинальный человек (от лат. Margo – край)
- человек:
- находящийся на границе различных социальных
групп, систем, культур; и - испытывающий
влияние их противоречащих друг другу
норм, ценностей и т.д. К примеру классическая,
так сказать, эталонная фигура маргинала
— человек, пришедший из села в город в
поисках работы: уже не крестьянин, еще
не рабочий; нормы деревенской субкультуры
уже подорваны, городская субкультура
еще не усвоена. Главный признак маргинализации
— разрыв социальных связей, причем в
«классическом» случае последовательно
рвутся экономические, социальные и духовные
связи. При включении маргинала в новую
социальную общность эти связи в той же
последовательности и устанавливаются,
причем установление социальных и духовных
связей как, правило, сильно отстает от
установления связей экономических.
В отличии от «классической» возможна
и обратная последовательность маргинализации.
Объективно все еще оставаясь в рамках
данного класса, человек теряет его субъективные
признаки, психологически деклассируется.
Ведь деклассирование — понятие прежде
всего социально-психологическое, хотя
и имеющее под собой экономические причины.
Воздействие этих причин не является прямым
и немедленным: объективно выброшенный
за пределы пролетариата безработный
на Западе не станет люмпеном, пока сохраняет
психологию класса и прежде всего его
трудовую мораль. У нас в стране нет безработицы,
но есть деклассированные представители
рабочих, колхозников интеллигенции, управленческого
аппарата. В чем их выделяющий признак? Прежде
всего - в отсутствии своего рода профессионального
кодекса чести. Профессионал не унизится
до плохого выполнения своего дела. Понятия
«маргинальность», «маргиналы» пришли
из социологии и политологии.
Они были введены в науку американским
социологом Р. Парком в 1928 г. и использовались
сначала для обозначения вполне конкретной
этнокультурной ситуации при характеристике
«личности на рубеже культур».
Маргинальность в ее типичной форме –
это утрата объективной принадлежности
к тому или иному классу, сословию, группе
без последующего вхождения в другую подобную
общность.
Постепенно значение термина «Маргинальность»
стало расширяться и ныне оно служит для
обозначения пограничности, периферийности
или промежуточности по отношению к любым
социальным общностям [2, с. 42]. Классический
тип маргинала – вчерашний крестьянин
в городе – уже не крестьянин и еще не
рабочий. Такого рода маргинальность объявлялась
результатом вертикальной мобильности
с отрицательным знаком, т.е. последствием
перемещений сверху вниз, нисходящей мобильности.
Следует также учитывать, что в социологии
разработано понятие типов общества: открытые,
закрытые и переходного типа. Считается,
что в открытых обществах мобильность
высокая, и в них преобладает прогрессивное,
восходящее движение, а маргинальность
носит преходящий, временный характер.
В обществах закрытого типа мобильность
низка. Наиболее же высоки степень и масштабы
мобильности, а, следовательно, и маргинальности,
в обществах переходного типа – от закрытого
к открытому. В таких обществах на многие
годы маргинальность становится одной
из базовых характеристик перемещений
внутри общества.
Во всяком обществе, в том числе и российском,
накануне и после революции в силу объективных
и субъективных причин существовали и
воспроизводились маргинальные группы.
Иначе говоря, во всяком обществе, открытом
или закрытом, стабильном или переходном
имеются периферийные группы с относительно
схожими источниками формирования, обликом
и психологией. Различным может быть только
удельный вес этих групп. Другое дело, если
в обществе процесс переструктурирования
затягивается, а маргинальность становится
чрезмерно массовым и долговременным
социальным явлением. В этом случае маргиналы
приобретают черты социальной устойчивости,
«зависают» на изломах социальных структур.
Это происходит, как правило, в результате
сознательно проводимой властью политики
искусственной маргинализации, то есть
перевода в периферийное, дискриминационное
или ограничительное положение сотен
тысяч и даже миллионов людей. Например,
еще в дореволюционном обществе проводилась
осознанная политика маргинализации в
отношении политических противников режима
(революционеров), а также тех, кто подвергался
дискриминациям и ограничениям по национальным
или религиозным признакам. К сожалению,
тема "Маргинальность и маргинальные
группы" применительно к российской
истории ХХ века недостаточно разработана. Также
можно отметить социальную трансформацию
общества.
Сегодня характеризуют не только появление
ранее не существовавших страт в системе
стратификации - прежде всего класса крупных
и средних собственников, слоя «новых
бедных», маргиналов, безработных, но и
соответствующая адаптация этих слоев
ко вновь возникающим статусно - ролевым
функциям, переориентация социальной
и личной идентичности.
Чтобы составить достаточно полное представление
о процессах, происходящих в социально-структурной
сфере российского общества, надо рассмотреть
тенденции и масштабы формирования различных
социальных элементов, социальных общностей,
динамика которых детерминирована качественными
изменениями в отношениях собственности,
власти, в уровне доходов различных социальных
групп и слоев, законами структурной перестройки
хозяйства и занятости населения. Известно,
что определенная часть занятого населения
в результате отраслевых сдвигов в экономике
страны, кризиса, затронувшего целые группы
производств, осталась вне сферы занятости,
приобрела статус безработных. На сегодня
это 8% активного населения России. Таким
образом, произошла реализация целого
комплекса новых социально-групповых
процессов, становление феномена группового
сознания и групповой консолидации и интеграции.
Трансформация российского общества с
неизбежностью повлекла за собой не только
изменения в социальной структуре, но
и остро поставила перед традиционными
общностями вопрос об осознании индивидуальной
и групповой социальной идентичности,
интеграции и дезинтеграции, месте в социальной
иерархии, солидарности, уровне сплоченности,
системе ценностей.
Будучи, возможно, слабее других (хотя
это следовало бы еще доказать), они остаются
на обочине дороги, по которой продолжает
движение таранная когорта удержавшихся
в седле, безразличных к тому, как отстают
и как падают маргиналы.
Наличие значимых маргинальных слоев
становится серьезной угрозой для общественной
морали, социального развития стран.
Заключение
В результате изучения процесса мобильности
можно сделать следующие выводы: люди
находятся в постоянном движении, а общество
– в развитии. Социологи изучали социальную
мобильность опираясь главным образом
на историю человечества. Конечно, социальные
перемещения не происходят гладко, а подвержены
преодолению более или менее существенных
барьеров. При рассмотрении типов мобильности
– горизонтальной и вертикальной большое
внимание уделяли каналам социальной
циркуляции и миграции как важным факторам
мобильности. Доступность путей для социальной
мобильности зависит как от индивида,
так и от структуры общества, в котором
он живет. Индивидуальная способность
немного значит, если общество распределяет
вознаграждения на основе предписанных
ролей. С другой стороны, общество мало
помогает индивиду, который не подготовлен
к борьбе за продвижение к высшим статусам.
В некоторых обществах амбиции молодых
людей могут находить один или два возможных,
открытых для них канала мобильности.
В то же время в других обществах молодежь
может воспользоваться сотней путей для
достижения высшего статуса. Одни пути
достижения высшего статуса могут быть
закрыты в связи с этнической или социально
– классовой дискриминацией, другие в
силу того, что индивид из-за индивидуальных
особенностей просто не способен применить
свои таланты. Однако для того чтобы полностью
изменить социальный статус, у индивидов
часто возникает проблема вхождения в
новую субкультуру группы с более высоким
статусом, а также связанная с этим проблема
взаимодействий с представителями новой
социальной среды. Для преодоления культурного
барьера и барьера общения существует
несколько способов, к которым прибегают
индивиды в процессе социальной мобильности
это есть изменение образа жизни, развитие
типичного статусного поведения, изменение
социального окружения и брак с представителями
более высокого статусного слоя.
Таким образом, процесс мобильности в
целом принимает самые различные формы
– от простого перехода из семьи в семью
до хитроумных и сложных действий, направленных
на достижение высокого статуса. Поэтому
мобильность во многом зависит от мотивации
индивидов и их стартовых возможностей.
Процесс миграции тесно связан с мобильностью
и не проходит без нее. В подведение итогов
можно сказать, что характер процессов
мобильности во многих обществах и социальных
группах различен и зависит от особенностей
структуры общества или группы. Это ещё
раз доказывает, что социальная мобильность
полезна и необходима и служит неотъемлемой
частью культуры в обществе.