Социальная политика в современных условиях

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 09:41, контрольная работа

Краткое описание

Для получения вывода о результативности и эффективности социальной программы необходимо оценить ее воздействие по разным критериям-индикаторам: в качестве индикаторов часто используются такие показатели, как снижение заболеваемости, повышение образовательного уровня, снижение численности и состава групп риска, расширение сферы деятельности лиц с ограниченными возможностями, повышение качества природной среды и другие (различают индикаторы процесса, результатов, влияния

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Цели, задачи и объекты социальной политики в России………………..4
2. Социальная сфера общественной жизни как совокупность социальных систем……………………………………………………………………….8
3. Социальное управление как средство реализации социальной политики…………………………………………………………………...12
4. Роль общественных организаций в разработке и реализации направлений социальной политики……………………………………..13
5. Мероприятия по развитию социальной политики……………………...16
Заключение……………………………………………………………………….18
Список литературы………………………………………………………………19

Вложенные файлы: 1 файл

соц. управления.doc

— 101.50 Кб (Скачать файл)

Социальная сфера представляет собой целостную, постоянно изменяющуюся подсистему общества, порожденную объективной потребностью общества в непрерывном воспроизводстве субъектов социального процесса. Это устойчивая область человеческой деятельности людей по воспроизводству своей жизни, пространство реализации социальной функции общества. Именно в ней обретает смысл социальная политика государства, реализуются гражданские и социальные права человека.  
Негативные тенденции в социальной сфере резко усугубила экономическая реформа, начавшаяся в 1991-1992 гг. Характер общественного развития последних лет свидетельствует о постоянном нарастании и усугублении проблем социального развития страны. Это оборачивается растратой накопленного в прежние годы интеллектуального, духовного и физического потенциала народа, нарастанием пассивности людей, отчуждением их от реформ. Существует потребность в определении ориентиров социальных изменений, требующая взвешенного анализа ситуации в целях своевременного и адекватного выявления обостряющихся противоречий и, определения действенных мер по их разрешению или, по крайней мере, смягчению. Такой анализ призван определить приоритеты обоснованной и реалистичной стратегии развития социальной сферы, обеспечивающей необходимые и достаточные условия для социального воспроизводства нашего и последующего поколений. 

Оптимальная модель социальной сферы связана с обеспечением защиты экономических интересов  каждого гражданина, гарантий общественной стабильности и опирается на принципы социальной справедливости и государственной ответственности за социальное воспроизводство человека, других субъектов жизнедеятельности. С наиболее распространенной точки зрения, именно эти положения и составляют основу государственной философии социально ориентированного рыночного хозяйства.  
Оптимальная рыночная модель социальной сферы призвана обеспечить условия и средства, соответствующие общественным и индивидуальным представлениям о социальном благополучии каждого человека. Но это предполагает увязку социальных требований с требованиями экономической эффективности, законами функционирования нового строя общества и социально-ориентированной, регулируемой государством многоукладной рыночной экономики. Зависимость возможностей развития потенциала социальной сферы от состояния экономики очень велика, она влияет на масштабы социально-политических мер и на принципиальный выбор вариантов социально-политических решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Социальное  управление как средство реализации  социальной политики. 
              Социальная политика как сфера деятельности, взаимоотношений должна рассматриваться, в первую очередь, во взаимодействии, взаимоотношении со сферой социального управления.

Как известно, необходимыми условиями и важнейшими признаками управления являются:

1) цель либо некий комплекс целей (отвечающих на вопрос что делать?); 
2) способы достижения поставленных целей (как?);

3) средства достижения  поставленной цели, правила и  процедуры их пользования (с  помощью чего?).

              Социальная политика может иметь общие цели с социальным управлением (поддержание социальной стабильности, порядка и законности; рост благополучия, социальной справедливости, демократии и т. д.), общие средства реализации, государственную, политическую систему общества). 
                Вместе с тем при этом нельзя полностью отождествлять социальную политику и социальное управление. Социальная политика включает наряду с управлением макро- и микросоциальными отношениями их регулирование в условиях, когда для осуществления реального управления нет либо ясных целей или они не согласованны, либо необходимых знаний и технологий, либо практических возможностей, либо всего вместе взятого. Социальное управление, понимаемое, например, как управление социальной сферой, может рассматриваться в качестве главного средства осуществления социальной политики.[8, стр. 234]

 

 

 

 

4. Роль общественных  организаций в разработке и  реализации направлений социальной  политики.

В результате либерализации  общественной жизни, развития институтов гражданского общества количество субъектов социальной работы увеличилось и продолжает расти. 

Сегодня в России субъектами социальной работы являются:  
- государственные органы, формулирующие общую концепцию и основные направления социальной политики, обеспечивающие законодательную и правовую основу, выполняющие функции по социальной защите через систему соответствующих учреждений; коммерческие организации, которые могут выступать спонсором, меценатом, благотворителем и оказывать материальную поддержку, необходимую для реализации основных социальных программ; 
- некоммерческие, неправительственные организации, которые дополняют, а в ряде случаев берут на себя социальные функции государства.  
К организациям данного типа относится Русская Православная Церковь, основывающая свою деятельность на принципах и идеях христианства и реализующая философию призрения.  
Российские институты гражданского общества - общественные, профессиональные объединения и организации, основывающиеся на благотворительных и добровольных началах, приобретают большее значение в решении социальных проблем. Общественные организации постепенно включаются в процесс оказания социальной помощи, поддержки и защиты различных социальных групп. [7, стр 169] 
Понятие "общественная организация" рассматривается в социологическом и правовом аспектах. Общественная организация представляет собой общность людей, объединенных на добровольных началах совместной деятельностью, единством целей и интересов, взаимной ответственностью, отношениями товарищества и взаимопомощи. Право- 
вой статус закреплен в законодательстве и определяет, что общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе совместной деятельности для защиты интересов определенных социальных групп и достижения уставных целей 
объединившихся граждан. На современном этапе развития российского 
общества общественные организации все более явственно становятся 
институтом, действующим наряду с государством на всех территориальных уровнях и практически во всех социально значимых сферах, компенсируя то, что по разным причинам не делается государственными и коммерческими организациями.

 Общественные организации  в своей деятельности могут:

- способствовать привлечению дополнительных ресурсов общества для решения социальных проблем;· использовать имеющиеся ресурсы на более адекватных с общественной точки зрения принципах и направлениях их распределения;

- в соответствии с меняющейся социальной ситуацией, возникновением новых проблем могут оперативно воздействовать на перераспределение средств; 
- реализовать альтернативные социальные программы, которые не являются общепризнанными и не имеют государственной поддержки. 
Проблема общественных организаций состоит в отсутствии постоянного финансирования, следовательно, им необходимо умение найти партнера, определить цели и интересы каждого партнера, сформулировать конечный результат совместной деятельности.

        Партнером могут выступать государственные или коммерческие организации. Формы сотрудничества с государством выражаются в деятельности по совместной разработке социальных программ, совместному проведению мероприятий - семинаров, конференций, праздников и т.д., совместному созданию какого-либо учреждения или службы. Государственные органы могут осуществлять конкурсный отбор некоммерческих социальных проектов и их финансирование, формировать социальный заказ с заключением договора (контракта) между государственной и общественной организацией на выполнение определенной социальной программы, куда могут быть привнесены приоритеты как государственных структур, так и общественных организаций, представляющих интересы индивида. Кроме того, государственные организации и учреждения могут предоставлять помещения для общественных организаций, оказывать профессиональную консультативную помощь и др. [ 4,стр 217]

     Средства, предоставляемые государственным бюджетом, недостаточны для организации прямого финансирования всех социальных программ, соответственно необходимо избирательное финансирование действительно значимых социальных проектов. Общественные организации в свою очередь могут участвовать в разработке и планировании федеральных, областных или городских социальных программ, через депутатов Государственной, Областной или Городской Думы вносить свои предложения по законодательным актам, представлять государственным организациям новые проекты, методики и технологии.  
Проблемой коммерческих организаций, заинтересованных в осуществлении благотворительной деятельности, является поиск конкретного адресата, которому действительно необходима помощь. Решение данной проблемы предполагает сотрудничество с общественной организацией. 
Расширение и углубление интерактивных процессов в практике и методах социальной работы определяется возрастанием роли общественных организаций, стремящихся решать не только отдельные проблемы конкретного человека, социальных групп, общностей, но и общества в целом. Социальное партнерство в социальной сфере является необходимым условием эффективности социальной политики. 

 

                   5. Мероприятия по развитию социальной политики.

В Российской Федерации уже несколько лет осуществляется последовательная реформа социальной сферы, нацеленная на улучшение качества социальных услуг населению и более эффективное использование бюджетных средств через реформирование всего социального блока. Оценка государственных социальных программ является одним из инструментов повышения эффективности социальной политики и улучшения качества социальных услуг. 
Государственная социальная политика включает в себя ряд программ по развитию социальной инфраструктуры:

- Программа "Жилище" на 2002-2010 годы 

-Программа "Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2008 года" 

- Программа "Социальное развитие села до 2012 года" 

- Программа "Культура России (2006-2010 годы)"- Программа "Социальная поддержка инвалидов на 2006-2010 годы" 

- Программа "Предупреждение и борьба с социально значимыми заболеваниями на 2007-2011 годы" 

- Программа "Социально-экономическое и этнокультурное развитие российских немцев на 2008-2012 годы" 
          Механизмы оценки большинства из них находятся только на стадии разработки, либо являются не способны объективно оценивать программу по всем необходимым параметрам. Проблема, с которой сталкивается большинство разработчиков программ ,качественная не содержательность количественных характеристик, индикаторов, показателей эффективности. [5, стр. 152]

Так, например, программа  «Культура России» на период 2006 -2010 годы ставит своей целью:- сохранение культурного наследия России,  
- формирование единого культурного пространства, создание условий для обеспечения выравнивания доступа к культурным ценностям и информационным ресурсам различных групп граждан, 

- создание условий для сохранения и развития культурного потенциала нации, интеграции в мировой культурный процесс, 

- обеспечение адаптации сферы культуры к рыночным условиям - обеспечение условий для художественного творчества и инновационной деятельности и т.д. Программа направлена на решение важного блока задач.

Изучение такого влияния  и разработка методики, оценивающей экономическую эффективность Программы, которая состоит из: 
1. оценку экономической эффективности наиболее значимых мероприятий 

2. оценку стоимости  объектов культурного наследия (памятников  истории и культуры) народов Российской  Федерации 

3. оценку эффективности использования музейных, библиотечных и архивных фондов

Основу финансирования данной Программы составляют средства федерального бюджета (85 процентов  общего объема финансирования). Для  обеспечения контроля и анализа  хода реализации Программы были сформированы показатели эффективности выполнения мероприятий Программы, в дальнейшем в процессе ежеквартально отчитывается о ходе выполнения. [6, стр. 89]

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение

Социальная политика государства является одним из важных вопросов, без решения которого невозможно достичь благополучия во всех сферах общества. Кроме того, и это наиболее важно, социальная сфера является той областью, которая не может оказаться ущемлённой в плане внимания, финансирования и т.д. Важно также то, что в условиях переходной экономики регулирование процессов в социальной сфере сильно затруднено и часто государство пренебрегает интересами населения ради проводимых реформ.

Одна из главных задач  социальной политики на современном  этапе – социальная защита населения  от воздействия негативных последствий  рыночных отношений в экономике. Это предполагает поддержание баланса  между денежными доходами населения и товарными ресурсами; создание возможностей для улучшения жилищных условий граждан; развитие сферы услуг для населения, удовлетворение его спроса на качество товаров и услуг; расширение материальной базы укрепления здоровья населения, роста его образованности и культуры. Также, важное место в политике государства принадлежит обеспечению социальной справедливости в обществе.

              Таким образом, социальная политика, - это одна из важнейших составляющих жизни любого общества, но уровень ее развития напрямую зависит от уровня развития этого общества. И, видимо наше общество еще пока не созрело до такой степени, чтобы жить без потрясений. Но государство делает всевозможные усилия, чтобы смягчать эти потрясения, и старается вообще не допускать их возникновения. Главное здесь, чтобы усилия в данном направлении шли не только «сверху», но и «снизу», чтобы каждый из нас осознавал свою значимость в этом мире.

 

 

                           Список использованной литературы

 

1. Борисевич В.И., Кандаурова Г.А., Кандауров Н.Н. и др. Прогнозирование и планирование экономики: Учеб.пособие/ под общ.ред. В.И. Борисевича, Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2007.

2. Граждан  В.Д. Социология управления: Учебник.  М.: Кнорус, 2007.

3. Контуры социальной политики России В. И. Захаров, Ф. П. Удалов. ”ЭКО - 2009”, №10. 
4. Качественные и количественные сдвиги в сфере занятости А. В. Московская, С. В. Московская. : «Вопросы экономики”: 2008 г., №11. 
5. Прогнозирование и планирование экономики: Практикум: Учеб.пособие/В.И. Борисевич, Г.А. Кандаурова, Н.Н. Кандауров и др.; под ред. Г.А. Кандауровой - Мн.: Экоперспектива, 2009.  
6. Региональные аспекты социальной политики. Смирнов С. Н – М., 2001 
7. Социальная политика. Новый курс. Вопросы экономики”: С.С. Смирнов, Н. А. Исаев.,2007г, № 2 

Информация о работе Социальная политика в современных условиях