Социальная политика государства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа

Краткое описание

Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению.

Вложенные файлы: 1 файл

соц.политика государства.doc

— 248.50 Кб (Скачать файл)

В России с 1991 года также действует  периодически пересматриваемый минимальный размер оплаты труда (МРОТ). На конец 1999 года он составлял 83 руб. 49 коп. Для всех налогоплательщиков с 1 октября 2003 года МРОТ повышен до 600 руб. 

Данный Размер МРОТ применяется  исключительно для регулирования  оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности и выплат в возмещение вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием или иным повреждением здоровья, связанными с исполнением трудовых обязанностей (ст. 3 Федерального закона от 19.06.2000 № 82-ФЗ).

Особое значение имеет проблема защиты денежных доходов (заработной платы, пенсий, пособий) от инфляции. С этой целью применяется индексация, т.е. увеличение номинальных доходов  в зависимости от роста цен.

Всесторонняя система индексации сложилась в 60–70-х гг. в большинстве стран Западной Европы. Обычно индексация осуществляется как на общегосударственном уровне (на основе соответствующего законодательства), так и на уровне отдельных предприятий через коллективный договор. Система индексации предусматривает дифференцированный подход в зависимости от величины доходов: от полной компенсации самых низких до близкой к нулю компенсации самых высоких.

В большинстве промышленно развитых стран индексация распространяется на меньшую часть трудоспособного населения (например, в США – на чуть более 10% наемных работников, тогда как остальные предпочитают добиваться тех или иных надбавок к заработной плате при пересмотре коллективных договоров). Вместе с тем индексация широко используется для поддержания уровня жизни пенсионеров и других лиц с фиксированными доходами.

В России индексация денежных доходов  распространяется на заработную плату  работников бюджетной сферы, а также  на пенсии, стипендии и пособия. Для  всех остальных категорий занятого населения государство регулирует только размер минимальной заработной платы.

Важным направлением в социальной политике при решении вопросов защиты личных доходов является поддержка  беднейших слоев населения. Решающее значение в социальной защите этих слоев населения имеет развитая система денежных и натуральных пособий. Такая система существует во всех странах с рыночной экономикой и служит важным социальным амортизатором, смягчающим многие негативные последствия ее развития.

Для отнесения определенных категорий населения к числу имеющих право на получение социальной помощи, используются показатели, определяющие уровень (порог) бедности. Сама бедность в социальной практике измеряется с помощью прожиточного минимума. Последний выражается в двух видах: социальный и физиологический минимум. Социальный минимум помимо минимальных норм удовлетворения физических потребностей, включает затраты на минимальные духовные и социальные запросы. Он представляет собой совокупность товаров и услуг, выраженных в стоимостной форме и предназначенных для удовлетворения потребностей, которые общество признает необходимыми для сохранения приемлемого уровня жизни (при этом предполагается, что бедные имеют более или менее нормальные жилищные условия). Физиологический минимум рассчитан на удовлетворение только главных физических потребностей и оплату основных услуг, причем в течение относительно короткого периода (без приобретения одежды, обуви и других непродовольственных товаров).

В основе применяемого в России с 1997 г. физиологического минимума лежит набор из 25 основных продуктов питания, который рассчитывается исходя из годовых норм потребления, необходимых для мужчины трудоспособного возраста.

Динамика средней заработной платы  и стоимости прожиточного минимума в России за период с 1992 г. по 1998 г. представлена в табл. 8.

Таблица 8

Динамика средней заработной платы  и прожиточного минимума в России

Показатели

1992 г.

1993 г.

1994 г.

1995 г.

1996 г.

1997 г.

1998 г.

1999 г.

Средняя заработная плата, тыс. р.

6.0

59,6

217,8

484,3

805,4

964,3

1,051

1,520

Величина прожиточного минимума, тыс. р.

1,6

15,4

58,5

191,9

253,8

412,9

0,736

0,908

Отношение количества минимальных  наборов к средней заработной плате

3,5

3,8

3,7

2,5

3,2

2,3

1,4

1,7


В зависимости от соответствия доходов  прожиточному минимуму нуждающаяся часть населения имеет право на получение социальной помощи. При этом в странах с рыночной экономикой практикуется строго избирательный подход к определению лиц, действительно нуждающихся в этой помощи. В основе этого подхода лежат различные процедуры проверки, среди критериев которых – уровень дохода, размеры личного имущества, состояние здоровья, семейное положение и т. д.

Основным инструментом оценки, прогнозирования  и регулирования величины, структуры  и динамики уровня жизни являются потребительские бюджеты населения.

Практикуются два рода бюджетов: нормативные, которые являются результатом  специальных исследований, и фактические, полученные в результате статистических данных.

Нормативные бюджеты подразделяются на рациональные, рассчитанные на удовлетворение рациональных потребностей, и минимальные, обеспечивающие элементарные на данном этапе развития общества условия жизни, поддерживающие работоспособность и здоровье людей.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) представляет собой социальный минимум средств, необходимый для обеспечения нормальной жизнедеятельности человека. В России МПБ составлен на основе более 200 видов товаров и услуг, в том числе 80 продуктов питания. Затраты на непродовольственные товары в МПБ включают расходы на одежду, белье, обувь, лекарства, посуду, культтовары. В МПБ включены также расходы на оплату жилья и коммунально-бытовых услуг, транспорта, уплату налогов и сборов. Структура минимального потребительского бюджета такова: питание – 46,1, непродовольственные товары – 39, услуги – 13,2, налоги и сборы – 2,7%. Он позволяет обеспечить на минимальном уровне воспроизводство семьи и характеризует границу малообеспеченности.

Всероссийский центр уровня жизни  выделяет 5 групп населения с разным уровнем обеспеченности:

I группа – бедные семьи, душевой  доход в которых ниже или  соответствует стоимостной оценке  бюджета прожиточного минимума;

II группа – малообеспеченные  семьи, душевой доход в которых  находится в интервале между  стоимостной оценкой бюджета  прожиточного минимума и стоимостной оценкой минимального потребительского бюджета;

III группа – обеспеченные семьи,  душевой доход в которых выше  стоимостной оценки МПБ и колеблется  вокруг уровня среднедушевого  дохода и соответственно среднего  бюджета.

IV группа – состоятельные семьи, душевой доход в которых находится в интервале между уровнями среднего душевого дохода, среднего бюджета и рационального потребительского бюджета;

V группа – богатые семьи,  уровень дохода в которых выше  рационального бюджета.

Минимальный потребительский бюджет (МПБ) применяется в качестве ориентира, к которому необходимо подтягивать доходы населения.

Таким образом, социальная политика –  это политика государства, направленная на смягчение неравенства в распределении  доходов, неизбежно присущего  рыночной экономике, на ослабление дифференциации доходов и имущества граждан, а также на смягчение противоречий между участниками рыночной экономики и предотвращения социальных конфликтов на экономической почве.

Государственная социальная политика предусматривает решения следующих задач:

1. Обеспечение равных возможностей  при реализации права на образование  и долю в общественном благосостоянии  путем справедливого распределения  доходов и имущества ( капитала ).

2. Уменьшение нежелательных, обусловленных  рынком различий между богатыми и бедными при возникновении доходов и капитала.

3. Обеспечение большей свободы,  справедливости, уважения достоинства  человека, обеспечение развития  личности, активного участия в  общественной жизни и права  на долю ответственности перед обществом.

4. Дальнейшее совершенствование  общественно- политического инструментария  и положений, регулирующих существующее  устройство, в целях обеспечения  основных социальных прав и  расширения сети социального  обеспечения.

Следует отметить, что возможности решения тех или иных задач социальной политики определяются ресурсами, которые могут направить государство на их решение. В свою очередь, ресурсная база зависит от общего уровня экономического развития страны. Поэтому конкретные задачи социальной политики тесно связаны с экономическим развитием страны.

Также неотъемлемыми составляющими  социальной политики являются отношения  социальной защиты

Социальная защита — это такие  отношения, которые позволяют индивидам, находящихся под их покровительством, сохранять свои позиции в обществе. Социальная защита — это охранительная функция либо политического, либо социального союза. Поэтому социальная защита есть свойство любого объединения людей. Наиболее значительными объединениями в данном случае являются государство и профессиональные союзы. Социальная защита со стороны государства пользуется преимуществом только в том моменте, что социальная защита, находящаяся в руках государства, обладает всеобщим характером. В силу того, что социальную защиту могут осуществлять и другие объединения людей кроме государства, социальная политика может быть реализованной либо через государственную, либо через негосударственную систему социальной защиты. Во втором случае обычно эта функция находится в руках профессиональных союзов. В связи с таким положением вещей выделяются две модели социальной политики, которые получают свою легитимацию в конституциях государств: либерально-консервативная модель; социал-демократическая модель. В научной литературе имеются другие представления о количестве моделей социальной политики, но эти количественные различия не имеют принципиального значения. Государство на основе социальной защиты, переданной в его компетенцию, создает систему социального обеспечения, состоящую из совокупности административных норм и учреждений, реализующих эти нормы в административном порядке. Содержательной стороной системы социального обеспечения, которая поддерживается государством, является принцип обязательного государственного страхования. Обязательность страхования не всегда предполагает обязательность взносов со стороны застрахованного. Страховой фонд по некоторым видам государственного страхования может пополняться за счет государства или за счет работодателя. Социальная политика государства не существует в отрыве от политики государства вообще, а так же от конкретных политик: от экономической, от налоговой; от бюджетной; от внешней и т.д. Сама социальная политика распадается на различные политики. От того, насколько развита социально-политическая деятельность государства, зависит внутреннее содержание его социальной политики. Социальная политика может вбирать в себя одни политики в одних странах и не вбирать их в себя в других странах. Для Германии и Дании характерен широкий охват социальной сферы государством, для США и Японии характерен меньший охват. Показателем развитости системы социального обеспечения, а также типическим признаком моделей социальной политики являются социальные расходы. Под социальными расходами понимают объем финансирования социально-политической деятельности государства. Обычно в статистике фигурирует такой показатель в виде доли от валового внутреннего продукта страны. Сегодня имеются страны, где доля социальных расходов превышает 40% от ВВП, и есть страны, где социально-политическая деятельность государства не существует вообще. Существенным в определении социальной политики того или иного государства являются источники финансирования социальных расходов. Источниками финансирования обычно бывают бюджетные и внебюджетные. Бюджетные источники пополняются за счет налогов, деятельности государства в экономической сфере, а так же за счет иных средств, поступающих в бюджет государства. Внебюджетные пополняются за счет взносов работодателей и наемных работников. В последнем случае пополнение может происходить как равными, так и неравными долями со стороны работодателей и наемных работников, а некоторые внебюджетные фонды пополняются только за счет работодателей. Наиболее развитая система социальной политики может быть представлена в следующей схеме структуры социальной политики датского государства. Таблица 1.

Основная структура социальной политики датского государства всеобщего благосостояния

Основные средства социальной политики

Носители социальной политики

Области социальной политики

Налоги

Государство

Несчастный случай, проф. заболевания, болезни

   

Забота о материнстве и детстве

Прожиточный минимум

   

Сборы с работодателей

Страхование от безработицы:

 

Организации: региональные кассы по безработице.

   

Налоги

Круг обеспечиваемых: все члены  профсоюза.

Безработица

Взносы

Пенсионное страхование, основная пенсия финансируется за счет налогов, дополнительная — за счет добровольных взносов

Возраст


С точки зрения функционирования экономической  системы, социальная политика играет двойную  роль:  Во-первых, по мере экономического роста, накопления национального богатства создание благоприятных социальных условий для граждан становится главной целью экономической деятельности, и в этом смысле в социальной политике концентрируются цели экономического роста; все другие аспекты экономического развития начинают рассматриваться в качестве средства реализации социальной политики. Во-вторых, социальная политика является и фактором экономического роста. Если экономический рост не сопровождается ростом благосостояния, то люди утрачивают стимулы к эффективной экономической деятельности. Одновременно, чем выше достигнутая ступень экономического развития, тем выше требования к людям, обеспечивающим экономический рост, их знаниям, культуре, физическому и нравственному развитию. В свою очередь это требует дальнейшего развития социальной сферы.

1.3. Основные  направления социальной политики  

Практика проведения социальной политики в развитых странах выработана несколько  направлений в ее реализации. К  ним относятся: социальное страхование; социальную защиту работников, политику в области заработной платы; социальные меры на рынке труда; жилищную политику.

Социальное страхование - наиболее важная часть политики государства  в социальной сфере. В процессе производства работники могут потерять (по ряду объективных причин, например, из-за травмы) возможность продолжать работу. При этом они лишаются источника дохода. Для решения возникшей в этом случае проблемы существует две возможности. Первая - выплата определенной суммы за причиненный ущерб. Однако единовременное пособие не дает ему возможности существовать длительное время. Следовательно, предпочтительнее второй путь: социальное страхование.

Информация о работе Социальная политика государства