Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Декабря 2013 в 19:04, курсовая работа
Наиболее масштабной задачей социально ориентированной экономики государства в формирующемся рыночном хозяйстве России является деятельность по социальной защите всех слоев общества и по выработке стратегии эффективной социальной политики. Формой ее реализации выступает фактический образ действий государства, воплощенный в социальную политику, которая охватывает все сферы экономических отношений в стране. Одним из важнейших направлений его деятельности является регулирование занятости и стимулирование высококвалифицированного и производительного труда и, как следствие, увеличения национального дохода.Социальная политика государства по своей природе должна быть единой, однако из-за особенностей социального пространства России вкупе с де централистическими началами федерального устройства страны делают эту политику неоднородной – минимум двухуровневой по генезису и многословной по исполнению.
Рациональность структуры рыночного хозяйства на постиндустриальной стадии развития определяется следующими характеристиками:
Преобладающая роль в промышленной структуре высокотехнологичных отраслей, максимально адаптированных к использованию достижений новейшего этапа научно-технической революции.
Вымывание многих традиционных методов производства и целых отраслей, замена ряда массовых ресурсов новыми искусственными материалами.
Создание новых продуктов и усовершенствование ранее выпускаемых исходя из требования максимального разнообразия и повышение качества при параллельном создании новых рабочих мест.
Рациональное сочетание
Формирование аграрного
Становление технически и технологически преобразованных отраслей сферы услуг на базе реализации новых систем информатизации.
Формирование инновационной
Достижение рассмотренных
Один из возможных вариантов набора основных промежуточных целей структурного рыночного реформирования выглядит таким образом:
Достижение современных
Завершение конверсии на рыночных
принципах в
Сокращение мощностей в
Достижение современного уровня развития перерабатывающей сельскохозяйственной промышленности, в целом реформирование аграрного сектора на базе современного, отвечающего рыночным принципам законодательства.
Техническое переоснащение в соответствии с современными требованиями подотраслей магистральной инфраструктуры.
Завершение создания необходимой инфраструктуры для эффективного функционирования малого бизнеса.
Формирование остова инновационной сферы, адаптированной к современному рынку.
Вместе с тем крайне значимой проблемой структурных преобразований в обозримой перспективе останется развитие социальной сферы, исходя из всех стандартов уровня жизни, экологической безопасности и т.д. выдвигаются цели обеспечения уровней потребления в социальной сфере, прежде всего в отношении малообеспеченных групп населения. преодоления кризисных последствий природных процессов, достижение современных экологических стандартов в рыночной и социальной сферах повышения гарантий предоставления социальных услуг, предполагающего кардинальное сокращение масштабов бедности. В конечном счете, материализация этих целей должна обеспечить повышение уровня жизни населения по мере успешной трансформации экономической системы по направлению к зрелому рынку. Принципиально важно, что целевые ориентиры будут определять конкретные направления политических действий в рамках определенных секторов и сегментов рынка и социальной сферы. В практическом плане согласование инструментов рыночного регулирования и социальной политики становится возможным на основе двух принципов – строгого разграничения и одновременно взаимосвязанного максимального применения критериев принятия решения двух рассматриваемых направлений: политико-экономического и политико-социального. В соответствии с развиваемым подходом любое серьезное политическое решение призвано оцениваться с учетом эффектов взаимодействия рыночных и социальных процессов. При этом необходимо принимать в расчет двойственный, неоднозначный характер их влияния друг на друга. Так, например, использование инструментов структурной промышленной политики сопряжено, с одной стороны, с повышением конкурентоспособности отечественных производителей, ростом промышленного выпуска и, соответственно, увеличением ресурсов накопления для социального развития в будущем, с другой стороны, повышением финансовых заимствований государства, давлением на цены и уменьшением текущего финансирования социальной сферы. В отечественной практике отрыв решения, касающихся экономико-политической деятельности, от объективно связанных с ними решений, касающихся социальной сферы наблюдается, к сожалению, повсеместно. Очевидно, наиболее предпочтительным является тот вариант согласования экономико-политических и социально-политических действий, при котором достигается максимально положительный результат взаимодействия экономических и социальных процессов или минимально результирующий эффект такого взаимодействия. Безусловно, проблема оценки взаимодействия рассматриваемых политических инструментов крайне сложна. В современных условиях вследствие фактора неопределенности крайне трудно предсказать сами количественные параметры, характеризующие взаимовлияние рыночных и социальных процессов. Выход из положения может быть найден путем программирования политических решений. К настоящему времени возникли весомые предпосылки к полномасштабной реализации системы общенационального государственного программирования. В их числе следует выделить создание современной, отвечающей мировым стандартам системы национального счетоводства и совершенствование практики среднесрочного прогнозирования. Следовательно, для успешного проведения масштабных структурных преобразований большое значение имеет конкретизация взаимосогласованных общенациональных целей экономической и социальной политики в рамках среднесрочного прогнозирования индикативного плана.
2. Актуальные проблемы социального развития государства и пути их решения.
2.1. Социальная политика: реформы и обязательства.
Под социальной политикой можно понимать законодательное установление и обеспечения исполнения социальных обязательств государства, совокупность которых призвана гарантировать конституционно закрепленные социальные права граждан и их реализацию в законодательно установленных направлениях, сферах и областях.
Социальная политика государства предполагает наличие:
общественно поддерживаемой социальной
доктрины (в идеале – сформулированной
в официальных программных
конституционных и законодательных установлений и конкретизирующих их нормативных подзаконных актов по группам и отдельным социальным обязательствам государства;
институционального каркаса и механизмов организации исполнения социальных обязательств государства;
организационной структуры мониторинга и контроля;
ресурсов для реализации предыдущих
позиций и для
Последние попытки реформирования социальной сферы в России зачастую подвергаются критике как раз за то, что основная масса населения экономически и финансово не самодостаточна, а предлагаемые федеральным правительством меры дополнительно понизят его жизненный уровень. Но нельзя не видеть другого: несомненно, позитивной доминантой предлагаемых реформ является ослабление главного реформатора единства социального пространства России, связанного с множественностью социальных обязательств государства, не обеспеченных необходимыми ресурсами повсеместно, прежде всего, на муниципальном уровне.
В любое время и во всех странах региональные и местные власти сталкиваются с одной и той же проблемою: как согласовать свои(всегда ограниченные) финансовые и административные ресурсы с необъятным числом конкретных дел, не дающих немедленную финансовую отдачу, и проблем, ”по определению” не имеющих окончательного и вполне удовлетворительного для участвующих сторон решения. Речь идет обо всем , относящемся к так называемой социальной сфере, - о социальной защите неимущих, муниципальном жилье, благоустройстве и т.п.
В России социальные функции региональных и особенно местных властей шире, чем во многих других странах мира, а финансовые ресурсы на их реализацию минимальны. И выход из этого тупика должны сделать социальные обязательства государства, которые можно определить как конституционную или законодательную зафиксированную совокупность социальных благ(услуг, льгот, субсидий и т. п.)которые государство0 и только оно, обязуется сделать доступными для своих граждан, причем гарантируя для определенной их части и по определенному кругу этих благ бесплатность последних(т. е. Их предоставление за счет бюджетных ресурсов).
Использование шоковых методов рыночных преобразований, обнаружило острейшие проблемы не только в экономике, но и в социальной сфере, условиях жизнедеятельности всего населения. Это вызвало объективную необходимость большей социальной ориентации реформ, определение социальных приоритетов, социальной ”цены” перехода к рыночной экономики и уточнения самого понятия ее социальной ориентации. Социальная ориентация предполагает выбор общественных приоритетов, целенаправленное стимулирование определенных сфер и направлений деятельности, осуществление экологических программ. Одним из самых сложных философских и нравственных вопросов является вопрос о сочетании рынка и социальной справедливости. Помимо очевидной связи социального развития с достижением социальной справедливости не менее важно при анализе социальной проблематики исходить из реального состояния современной экономики страны, которое продолжает ухудшаться. Не преодолен спад производства и инвестиционной деятельности, не происходит структурных перестроек, снижается покупательная способность предприятий и населения. Розничный товарооборот, включая услуги, в два с лишним раза превышает выпуск товаров народного потребления, что свидетельствует о беспрецедентном завышении издержек обращения и не способствует формированию механизма конкурентоспособного ценообразования. Последнее не только затрудняет реализацию крупномасштабных программ реконструкции народного хозяйства, но непосредственно влияет на социальное развитие, положение дел в товаропроизводящих отраслях, уровень жизни занятого и неработающего населения.
Даже с учетом инфляционно увеличенного
розничного товарооборота общий
объем конечного потребления
товаров народного потребления
и услуг населения составляет
38-40% ВНП. Это свидетельствует о
недопотреблении товаров и
С точки зрения социальных последствий обозначенных явлений, особенно важно понять, что если недоинвестирование экономики отражается прежде всего на структуре деятельности, занятости и т.д.;
То недопотребление
Исправление положения требует ряда мер.
Во-первых, федеральная социальная
политика должна формироваться исходя
из социально-экономической
Во-вторых, успешное решение стоящих перед обществом социальных проблем возможно лишь при четком разграничении управленческой деятельности, как по объектам воздействия, так и по “проблематике”, без чего в принципе невозможно определить пределы управления.
В-третьих, задачей управления социальным
развитием является конкретизация
генеральных целевых установок
с учетом сложившейся системы
государственного управления, местного
самоуправления, а также социально-
В настоящее время в условиях экономических, структурных, социальных (отчасти психологических) экологических кризисных явлений эти задачи могут быть сгруппированы следующим образом:
активная политика по повышению уровня жизни, социальной поддержки населения, созданию условий для реализации его возможностей самостоятельно обеспечить свое благосостояние.
действенные меры на рынке труда
по оптимизации структуры
формирование механизма
разработка эффективной
Институционные преобразования в
социально – бытовой инфраструк
Приоритеты социальной политики России.
Несмотря на оживление в экономике и даже небольшой рост, говорить о долгосрочных тенденциях пока рано. Одна из главных социальных и экономических проблем - низкие реальные доходы населения, сильно ограничивающие спрос, в том числе на продукцию инвестиционных отраслей и тормозящие экономическое развитие. Решать сугубо экономические вопросы нужно только в комплексе с совершенствованием социальной политики.