Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2014 в 12:37, курсовая работа
Регулирование социальной дифференциации – одна из сложнейших проблем социального управления в современном обществе. Конечно, нет ничего плохого в опережающем росте доходов отдельных слоев общества, но экономические преобразования должны стать выгодны всем социальным субъектам, содержать в себе реализацию общих интересов. Наличие хорошо продуманной социальной политики государства позволяет избежать многих социальных проблем, вызванных экономическими реформами в стране.
Поэтому можно так обозначить главную задачу социального государства – обеспечить стабильность в стране и социальную защиту граждан. Его предназначение – строить свою политику с учетом интересов всех, без исключения, социальных слоев и групп, составляющих современное общество, а также создать условия для воспроизводства отвечающей новым требованиям рабочей силы, способной обеспечить необходимую материальную базу страны.
Введение……………………………………………………………………….......3
1. Основные цели социальной политики………………………………………...4
2. Направления социальной политики…………………………………………...6
3. Классификация моделей социальной политики стран Западной Европы….8
3.1. Германия…………………………………………………………….12
3.2. Швеция………………………………………………………………15
Заключение……………………………………………….………………………19
Список использованной литературы…………………………………………...22
Третья – небольшие по масштабам расходы государства благосостояния, ориентированные на поддержание «полной» занятости. По мнению Г. Терборна, такая политика характерна для Швейцарии.
Четвертая - социальная политика, по содержанию ориентированная на рынок. Ограниченная роль системы государства благосостояния и сравнительно узкие пределы социальных прав граждан. Низкая приверженность «полной» занятости. По мнению Терборна, такая политика распространена в Великобритании и Ирландии.
В классификации социальной политики стран Европы существует несколько методов. Так же можно особо выделить такое разделение на две модели - Континентальная или Рейнская модель и Англо-американская (Англо-саксонская) модель социальной политики.
Англо-американская модель отличается либеральным подходам к проблемам бедности и неравенства, т.е. неравенство рассматривается как стимул к поддержанию конкуренции, действующей на пользу всего общества, а бедность - как проблема не столько государства, сколько морали и милосердия и относится к сфере благотворительности. Помощь от государства предоставляется лишь в крайних случаях, при этом денежные выплаты направлены в первую очередь на поддержку людей трудоспособного возраста. Система социальной помощи направлена на поощрение активности безработного в поисках работы. Рынок труда характеризуется слабостью профсоюзов, довольно сильной дифференциацией зарплаты и значительной долей работников, получающих низкую зарплату. По мнению исследователей, такая модель социальной политики характерна для Великобритании и Ирландии.
В Континентальной модели - государство перераспределяет большую часть ВВП, его вмешательство направлено на обеспечение равных условий конкуренции и на выполнение социальных задач. Уровень социальной защиты высок, налоговая система обеспечивает относительное выравнивание доходов, признана обязанность общества заботиться о бедных слоях населения.
Особое внимание уделяется построению социальной защиты на профессионально-корпоративной основе. Логика системы социального страхования «по Бисмарку» заключается в том, что размер получаемых выплат напрямую зависит от величины уплачиваемых взносов работающего. Лица, не имеющие социальной страховки, могут рассчитывать только на предоставление пособий социальной помощи (при проверке нуждаемости), которые финансируются из госбюджета. Несмотря на падение численности профсоюзов в странах, представляющих континентальную модель, их роль в коллективно-договорной политике остается весьма значимой.
Черты данной модели социальной политики в большем или меньшем объеме просматриваются во многих странах Европы. Основные направления этой социальной модели можно просмотреть на примере таких стран, как Германия и Швеция.
3.1. Германия
В Германии «Социальное рыночное хозяйство» является официальной экономической доктриной. Суть данного хозяйственного порядка определяется как соединение свободного конкурентного рынка с социальной справедливостью. На первом месте в этой модели стоит именно свободный рынок и только на втором – социальная справедливость или социальное выравнивание. Государством гарантированна возможность осуществления личной свободы с помощью государственно-правового регулирования, перераспределения и контроля над общественным богатством и социальным влиянием имущих.
Концептуальная основа «социального рыночного хозяйства»- ордолиберальные теории, разработанные учеными Фрайбургской школы во главе с Вальтером Ойкеном и Францем Бемом, а так же неолиберальные теории Вильгельма Рёпке, Александра Рюстова и Альфреда Мюллер-Армака.
Основные черты этой модели определены следующим образом: правовое государство обеспечивает экономическую свободу предприятий, потребителей и трудящихся, поддерживает условия для конкуренции, выполняет экономические функции в рамках конъюнктурной, структурной и социальной политики.
В Германии государство активно воздействует на формирование предпринимательской среды и тем самым оказывает влияние на предпринимательскую структуру, использует сочетание методов финансового и антимонопольного регулирования, оказывает содействие малому и среднему бизнесу. В тоже время, можно отметить такой недостаток - социальная справедливость, выравнивание жизненных условий, характерное для модели социального рыночного хозяйства, снижают склонность с самостоятельности. Развитая система социального обеспечения и защиты приучает к стабильности и гарантиям, а потому работа по найму для большинства немцев более привлекательна, чем основание собственного дела. Тем не менее, в Германской хозяйственной системе количественно явно преобладают мелкие и средние предприятия (с числом занятых до 500 человек и с оборотом до 50млн. евро). Обширный и устойчивый малый и средний бизнес является главным условием конкуренции, а значит, и сохранения эффективности социального рыночного хозяйства.
На сегодняшний день система социального обеспечения включает в себя много направлений и мер: поддержка семьи, поддержка безработных и стимулирование занятости, забота о пожилых людях, медицинское страхование и страхование от несчастных случаев и др.
Политика стимулирования занятости в Германии осуществляется через Федеральное агентство по труду. В качестве основных мер для достижения поставленных целей Агентство использует различные консультации, координацию работодателей и кандидатов, психологическую помощь, подбор вакансий и различные тренинги, курсы повышения квалификации и переквалификации.
При выплате компенсации за потерю дохода для безработных в Германии действует несколько правил. Право на пособие по безработице имеют лишь те, кто за предшествующие два года имели работу и выплачивали взносы на страхование на случай безработицы – 3,5% от заработка до уплаты налогов. На протяжении всего периода выплаты пособия Агентство по труду оплачивает за безработного взносы на медицинское и пенсионное страхование. Период выплаты пособия по безработице составляет от 6 до 32 месяцев.
Основное отличие социальной помощи по безработице от пособия по безработице заключается в том, что пособия выплачиваются из средств страховых фондов, в то время как помощь финансируется из государственного бюджета.
Особое внимание следует уделить поддержке семьи в Германии. Политика по поддержке семьи проводится по нескольким направлениям. В первую очередь, это выплата так называемых «детских денег». На сегодняшний день право на пособие имеет один из родителей в течение 25 лет жизни ребенка. Размер пособия составляет до 8000 евро в год. Это пособие вычитается из налогооблагаемого дохода родителей. Семьям с детьми выплачивается «детская надбавка» на покупку недвижимости – 700 евро в год вплоть до наступления у ребенка восьмилетнего возраста. Одинокие родители имеют право на получение пособий на воспитание, а так же право на получение материальной компенсации для обеспечения ребенку достойного содержания. Родители так же имеют право на возмещение доходов утраченных в периоде рождения ребенка и уходе за ним. Так называемые «родительские деньги» покрывают 67% прежних доходов человека. Так же дополнительно предоставляются пособия по рождению ребенка.
Еще одно из направлений социальной политики – это система здравоохранения. Существующая на сегодняшний день в Германии, она считается одной из самых лучших в мире по качеству медицинского обслуживания и лекарственных препаратов. В основе немецкого здравоохранения лежат страховые фонды, в первую очередь, государственные. Взносы в государственные больничные кассы выплачиваются работающими гражданами либо Агентством по труду за безработных ежемесячно. Государственное медицинское страхование предусматривает широкий спектр медицинских услуг, такие, как диагностика и профилактика заболеваний, амбулаторное и стационарное лечение, а так же обеспечение лекарствами и вспомогательными средствами. Взносы застрахованного обеспечивают так же страхование неработающих членов его семьи, при этом размер выплат не зависит от количества детей в семье застрахованного.
Так же четко развитой, выполняющей свою главную цель – обеспечение достойного уровня жизни людей старшего возраста, можно назвать систему пенсионного обеспечения в Германии. Данная система включает в себя четыре компонента:
1) обязательное пенсионное
страхование рабочих и
2) пенсии по старости от предприятий;
3) частное пенсионное страхование на добровольной основе;
4) институт социальных
пенсий и пособий, предоставляемых
на основе проверки
Исходя из вышеперечисленных направлений и механизмов реализации социальных программ, можно сделать вывод о больших размерах государственных расходов в Германии, и соответственно большой налоговой нагрузки на предприятия и на граждан. Естественно это не может не сказаться на общем состоянии экономики, и даже вызвать такие негативные последствия, как снижение деловой активности, сокращение производства и др.
3.2. Швеция
Термин «шведская модель» возник в конце 60-х годов, когда стало отмечаться успешное сочетание в Швеции быстрого экономического роста с обширной политикой реформ на фоне относительной социальной безконфликтности в обществе.
Шведская модель определяется через особенности экономической политики в стране, в которой выделяются две доминирующие цели: полная занятость и выравнивание доходов. Активная политика на высокоразвитом рынке труда и исключительно большой государственный сектор, занимающийся накоплением и перераспределением значительных денежных средств на социальные и экономические цели, рассматриваемые как результаты этой политики.
В шведской модели - государство не вмешивается в производственную деятельность фирм, а активная политика на рынке труда должна свести к минимуму социальные издержки рыночной экономики. Максимальный рост производства в частном секторе и очень широкое перераспределение государством части прибылей через налоговую систему и государственный сектор обеспечивали повышение уровня жизни населения, но без воздействия на основы производства.
Уровень жизни в Швеции считается одним из наиболее высоких в мире и наивысшим в Европе. Уровень жизни определяется комплексом различных показателей. По ВВП и потреблению на душу населения Швеция занимает одно из первых мест в Европе. По степени выравнивания доходов Швеция опережает все остальные страны мира. Отношение зарплаты женщин и мужчин в Швеции самое высокое в мире.
Политика на рынке труда является характерной чертой шведской модели. Под политикой на рынке труда понимается комплекс мероприятий, осуществляемый сетью специальных государственных учреждений в целях поддержания занятости, повышения мобильности рабочей силы, создания новых рабочих мест, а так же меры по повышению возможностей людей получить и сохранить работу. Кроме этих активных мер помощи, существует так же выплата пособий безработным.
Есть определенные достижения и в длительной борьбе за равенство. Полная занятость сама по себе важный фактор выравнивания: общество с полной занятостью избегает различий в доходах и жизненном уровне, проистекающих из массовой безработицы, поскольку долгосрочная безработица ведет к потерям доходах. Доходы и жизненный уровень в шведском обществе выравниваются двумя путями. Правительство использует прогрессивное налогообложение и систему обширных государственных услуг.
Социальное страхование – основной элемент шведской политики благосостояния. Цель системы социального обеспечения в Швеции – обеспечить человека экономической защитой в случае болезни, при оказании медицинской помощи, рождении ребенка и по старости (всеобщее страхование), в связи с несчастным случаем и болезнями по производственной причине (страхование от несчастных случаев на производстве) и безработице (страхование по безработице и помощь от рынка труда наличными). Окончательной гарантией независимо от причины обращения считается пособие наличными, известное как страховая помощь.
Система страхования здоровья является, прежде всего, инструментом создания большего социально – экономического равенства. Она дает возможность людям с низкими доходами, нуждающимся в медицинской помощи, получить медицинские услуги на основе равенства с другими. Более того, система страхования функционирует как финансовый инструмент и инструмент государственного управления. Система социального страхования финансируется из государственных и местных налогов, налогов с предпринимателей, трудящихся и работающих не по найму, доходов по процентам и вычетов из капитала из различных фондов. Главный источник (свыше 40%) – взносы с предпринимателей, исчисляемые с суммы фонда заработной платы. Распределение средств ведется через Конторы Социального Страхования.
Швеция, избравшая принцип всеобщего благосостояния, расширила государственный сектор экономики до такого размера, что делает страну уникальной и в этой области: 1/3 населения занята в государственном секторе, что находит свое отражение в исключительно высоких ставках налогообложения. Суммарные государственные расходы, включающие как издержки на государственный сектор, так и трансфертные платежи, составляют свыше 60% ВВП Швеции, что ставит ее на первое место в мире.
На сегодняшний день в условиях европейской интеграции и мировой глобализации, волны мирового финансового кризиса, Швеция не могла остаться в стороне от происходящих процессов. Сейчас шведское правительство заинтересовано оставить специфические черты шведской модели. Сохранение в будущем двух основных целей шведской модели – полной занятости и равенства, требует новых методов, которые в настоящее время должны соответствовать условиям рынка.