Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:56, курсовая работа
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции. Основные функции специалиста по социальной работе обширно, эта работа разноуровневая. Уже в силу этого она является многофункциональной. Еще в начале ХХ века педагогика и психология обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми необходимо, чтобы взрослые учитывали закономерности их возрастного развития.
Введение.
Если раньше семья
практически в полной мере заботилась
о детях, то сейчас изменившееся ее модель не
может выполнять эти функции. Основные
функции специалиста по социальной работе
обширно, эта работа разноуровневая. Уже
в силу этого она является многофункциональной.
Специалисты выделяют следующие основные
функции этой работы: диагностическая
– изучение особенностей личности ребенка
степени и направленности влияния микросреды,
постановка социального диагноза; прогностическая
– программирование, прогнозирование,
проектирование процесса социального
развития детей, деятельности различных
институтов, участвующих в их социальном
формировании; предупредительно-
1.Закономерность возрастного развития детей и основные профилактические методы социальной работы с детьми.
1.1.Закономерность возрастного развития детей.
Еще в начале ХХ века педагогика и психология обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми необходимо, чтобы взрослые (родители, учителя, воспитатели, социальные работники) учитывали закономерности их возрастного развития.
В. Зеньковский выделил четыре основных этапа взросления ребенка: первое или раннее детство (до 6-7 лет), второе детство (до 10-11 лет), отрочество (до 16 лет) и юность (примерно до 19-21 года). Среди перечисленных этапов особая роль и значение принадлежит периоду первого детства, когда закладываются фундаментальные основы отношения ребенка к окружающему миру и формируются его первые поведенческие реакции и черты характера. Ребенок рождается и входит в мир, имея в своей душе определенный набор способностей и талантов, творческих ресурсов и возможностей. Как в неком "зерне", в душе младенца содержится информация о потенциале его дальнейшей самостоятельной жизни, который будет затем постепенно раскрываться в последующие периоды развития. От того, как пройдет период начального становления личности, в последующем будет зависеть диапазон возможных физических, психических и социальных реакций ребенка, его духовные силы и ценностно-смысловая направленность поведения.
Первое детство (до 6-7 лет). Характерной особенностью данного периода жизни ребенка является преимущественное развитие чувственно-эмоциональной сферы личности. В этот период дитя способно непосредственно "вчувствоваться" в жизнь, воспринимая ее интуитивно, в виде образов и ощущений. Благодаря накоплению ярких эмоциональных впечатлений от соприкосновения с окружающей действительностью, происходит бурное развитие воображения и фантазии, на основе которых развивается способность ребенка к игре. Причем, в способности воображать и фантазировать выявляется не столько стремление оперировать образами, сколько активность человеческого духа, который стремится охватить окружающий мир и привести его к состоянию целостной картины бытия. В связи с этим, как отмечает В. Зеньковский, детским играм присуща поразительная "наивная серьезность", которая соотносится с развитием чувства, выражающего устойчивое отношение человека к окружающему миру. В этом возрасте ребенку присущ наивный эгоцентризм: он принимает свое субъективное "Я" за точку отсчета и, исходя из этой позиции, строит свои умозаключения ("моя мама", "мой дом", "моя игрушка" и т.д.). Постепенно в игре происходит необходимая координация субъективной позиции с позициями других людей, и возникают предпосылки для ролевой игры "по правилам". Дети играют всегда "в человека", отмечает В. Зеньковский, и их игры служат средством вживания во всю полноту человеческих взаимоотношений, свойственных социальной жизни. Тем самым характер социального окружения через игры отображается в детской душе как в неком "правдивом зеркале" и формирует главные, базовые интуиции и социальные "установки" ребенка. В этот период детская душа особенно нежна и хрупка, и в ней выявляются сразу как бы два различных плана реакций. С одной стороны, внешняя форма проявления жизнедеятельности ребенка характеризуется простотой, доверчивостью и наивностью, способностью выстраивать сказочно прекрасный и добрый мир собственной фантазии. С другой стороны, внутренняя, глубинная форма реагирования на окружающий мир незаметно для себя самой накапливает опыт страданий, потрясений, обид и конфликтов, которые изнутри как горький яд подрывают творческие силы и способности растущей личности и формируют ее специфические болезненные "комплексы". Эти детские "комплексы", сформировавшиеся в ранний период жизни, потом надолго укореняются в сознании и подсознании человека и, как правило, определяют те психологические проблемы, которые затем ему придется преодолевать во взрослом состоянии.
Социальным работникам,
опекающим детей раннего
Для того чтобы войти в контакт с ребенком, не надо его ни о чем спрашивать напрямую, лучше всего предложить ему во что-нибудь поиграть. В этой игре наблюдательный взрослый человек всегда сможет увидеть признаки дисгармонии эмоционального состояния или подавленного душевного страдания ребенка. Планомерно развивая сюжет игры, взрослый человек может помочь ребенку справиться с травматическими чувствами и восстановить отношения с окружающим миром. Рядом с маленькими детьми социальный работник сам должен стать немножко ребенком, пробуя освоить все, что умеет и любит делать малыш: петь, читать стихи, танцевать под музыку, придумывать сказки и истории, рисовать и лепить из пластилина.
Второе детство (до 10-11 лет). На данном этапе развития ребенок выходит в сферу интеллектуального познания окружающего мира и его практического освоения. В этом возрасте ведущей формой деятельности ребенка становится учение. В структуре личности ребенка начинает доминировать интеллект: стремление мыслить, строить умозаключения и выводы. Первоначально собственные суждения ребенка целиком базируются на усвоенных правилах и шаблонах, заимствованных от взрослых жизненном опыте или информации. Этот "социальный разум" детей младшего школьного возраста превращает их в маленьких "правдоискателей", стремящихся докапываться до истины или первоисточника суждения. Дети в этом возрасте очень подвержены влиянию авторитета, поэтому у них присутствует желание соответствовать требованиям взрослого человека, устанавливающего определенный порядок. Боязнь ослушаться, стать нарушителем или виновником гнева авторитетного взрослого человека, делает детей этого возраста "фарисеями" и "ябедами", которые сами стараются придерживаться внешних правил и не прощают мельчайших отклонений от них своим сверстникам. Если ребенок 8-11 лет вынужденно или преднамеренно пренебрег запретом взрослого, соблюдением установленных правил или традиций, то в его душе возникает горькое ощущение "виновника", "плохого мальчика" или "плохой девочки". Ребенок данного возраста стыдится своих поступков и нередко начинает плакать, когда обвинение обосновано. Если же обвинения в проступке выдвинуты взрослым напрасно, то ребенок надолго обижается и уходит от контактов.
Социальным работникам, которые соприкасаются с детьми 8-11 лет, важно помнить, что уход из дома в данном возрасте событие чрезвычайное. Разрыв с семейными традициями, попрание родительских запретов, прерывание учебной деятельности могут быть обусловлены лишь тем, что где-то произошел подрыв авторитета взрослого человека. Несправедливость отца или матери, напрасные укоры учителей, сформировавшие ощущение вины и собственной "плохости", очевидно, достигли таких размеров, что душа ребенка уже не способна была выдержать возникшего напряжения. Уход из дома и школы - это протест, попытка защитить свое "Я", изнемогающее от морального давления взрослых, плохих оценок учителей и наказаний родителей.
Для установления контакта с ребенком в данном состоянии важно, чтобы взрослый человек отогрел обиженную детскую душу своей сердечностью и теплотой. Важно, чтобы социальный работник вселил в ребенка уверенность в себе, объяснил, что еще не все потеряно, что конфликт с родителями или учителями еще можно устранить. Для этого социальный работник должен уметь рассуждать с ребенком о пережитых им трудностях, показывая, что бывают в жизни досадные недоразумения и заблуждения даже и у взрослых. В общении с ребенком 8-11 лет необходимо добиться не только того, чтобы он понял суть событий, но и смог простить взрослым (родителям или учителям) их неправоту. Конструктивным выходом из создавшейся ситуации будет намерение ребенка вновь вернуться домой к родителям и продолжить обучение в школе, за исключением тех случаев, когда пребывание дома становится невозможным в силу образа жизни родителей.
Отрочество (до 16 лет). Основной мотив поведения ребенка в этом возрасте связан со стремлением расширить границы своего общения, выйти за порог родительского дома и самоутвердиться в кругу значимых людей. Подростку очень важно в этот период, с одной стороны, быть в группе и быть принятым группой, а, с другой - выделиться на фоне своих сверстников, также входящих в это сообщество. Если такая группа пока не сформировалась или не приняла подростка, то он замыкается, становится раздражительным и ранимым, болезненно переживает свое одиночество. Если же коллектив открылся для подростка, и он занял в нем свое место, то нередко он начинает бравировать, вести себя по бунтарски дерзко и решительно. Хорошо заметно в этот период, что группа сверстников как бы умножает силы подростка: рядом с ними он герой, без них - он жалкий трус или несчастное, страдающее существо. Формирование групповой ориентации вырывает подростка из семьи. В этом возрасте он решительно восстает против всяких традиций, правил и норм поведения, прививаемых родителями. Контроль со стороны отца или матери, их опека и забота, строгие требования учителей, относящиеся к учебе, дисциплине или внешнему виду, вызывают ярко выраженный протест. Уход из дома в "дурную компанию", невыполнение домашних заданий, прогулы уроков - все это варианты демонстративного несогласия подростка с положением ребенка, зависимого от требований взрослых. Склонность к эпатажу, авантюризму и неоправданному риску нередко приводит подростка к правонарушениям, алкоголизму и наркомании. Иногда, под влиянием азарта, в окружении сверстников и под впечатлением происходящих событий подросток может удивить окружающих безрассудностью и бессмысленностью своих поступков.
Социальным работникам важно понять, что для установления контакта с подростками им нужно занять правильную позицию. С одной стороны, взрослый человек должен войти в общение с ними как старший, понимающий друг, с другой - он должен быть сдержан и требователен, чтобы не позволить им дерзить и хулиганить. Разумная, требовательная доброта позволяет не только понять изломы души подростка, но и направить его энергию и творческий потенциал не на самоутверждение, а на подлинное развитие личности. Снисходительность к молодости и жизненной неопытности подростков, необходимые в этом случае, терпеливое и спокойное поведение социального работника, ясно понимающего, в чем состоит истинное достоинство человека, является гарантией положительных перемен.
Юность (от 19 до 21 года). По мысли В. Зеньковского, юность соединяет все предыдущие периоды развития личности ребенка и подготавливает наступление зрелости. Все силы души: чувственно-эмоциональная, интеллектуальная и физическая - вполне созревают и достигают своего расцвета, формируя своеобразный и неповторимый человеческий облик юноши или девушки.
Юность - это период цельности
устремлений, поисков своего места
в жизни и активного
Но периоду юности свойственны "максимализм" установок и притязаний, "категоричность" суждений, а также "идеализация" представлений о жизни и людях. Романтичность, мечтательность и жизненная неопытность юношей и девушек нередко приводят их к тому, что они претендует на достижение того, для чего у них пока не хватает ни сил, ни знаний, ни возможностей. Драматический разрыв между притязаниями и реальными возможностями болезненно переживается в этот период как личностная несостоятельность, как некий внутренний кризис, который подчас повергает молодых людей в состояние уныния и отчаянья или, напротив, подталкивает к бунту, протесту и преступлению. Все жизненные неудачи в юношеском возрасте переживаются как трагедии: провал на экзаменах, несовершенство внешних данных, несчастная любовь, ссора с родителями или друзьями, невозможность поступить на работу и т.п., - все это может привести молодых людей к неадекватной жизненной позиции, разочарованию в себе или в окружающем мире. В. Зеньковский пишет, что юность - это самый благоприятный период для начала церковной жизни, т.к. человек в этот период жаждет совершенства во всем и одновременно остро ощущает свою "духовную наготу" и личную ограниченность.
Социальным работникам, столкнувшимся с молодыми людьми на грани их личностного кризиса, следует помнить, что преодоление депрессии и уныния, склонности к протестам и преступлениям не достигается только путем убеждений. Юноши и девушки прекрасно знают, что наркомания, пьянство, стремление покончить с собой или кому-то жестоко отомстить представляют собой социально осуждаемые деяния. Но, хорошо зная об этом, они все же вновь и вновь повторяют свои поступки, поскольку не могут преодолеть своего навязчивого желания сразу получить все, чего они хотят добиться в жизни. Отсутствие терпения, способности к волевому усилию и труду, на основе которых только и возможны какие-либо серьезные результаты, делает молодежь уязвимой и неприспособленной к жизни. Социальные работники должны, следовательно, не поучать своих подопечных, а, понимая инфантилизм юношей и девушек, стремиться приобщить их к какой-либо созидательной деятельности, позволяющей получить полезный опыт преодоления внешних трудностей и внутренних проблем собственного "Я". На данном возрастном этапе молодежь нуждается в том, чтобы рядом с ними был не просто понимающий и снисходительный старший друг, но и настоящий наставник, под руководством которого они смогут подлинно созреть и развиться как личность. Включенность в общее дело, доброжелательность и простота в обращении, ясное понимание жизненных целей и ценностей, посредством которых человек обретает свое духовное достоинство, личная состоятельность как профессионала - является непременным условием помощи молодым людям на трудном этапе их жизненного пути.