Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:56, курсовая работа
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции. Основные функции специалиста по социальной работе обширно, эта работа разноуровневая. Уже в силу этого она является многофункциональной. Еще в начале ХХ века педагогика и психология обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми необходимо, чтобы взрослые учитывали закономерности их возрастного развития.
1.2. Основные профилактические методы социальной работы с детьми.
Кардинальные изменения, которые происходят в области политической, экономической жизни России, не могут не оказать влияния на эффективность социальной профилактической (предупредительной) работы с различными группами населения.
В профилактике нуждается все население, в особенности же люди, входящие в группы повышенного риска: малолетние дети, подростки, престарелые, а также люди, ведущие асоциальный образ жизни, и т.д.
В практике социальной работы
необходимо учитывать объект воздействия,
т.е. осуществлять дифференцированный подход к выбору методов деятельности
в зависимости от категорий населения.
Например, в психологической службе в
учреждениях интернатного типа для детей-сирот
и детей, оставшихся без попечения родителей,
социальная работа имеет ряд направлений:
1. Психопрофилактическая работа с детьми
и подростками. Данное направление определяется
необходимостью своевременно предупредить
возможные нарушения в личностном и интеллектуальном
развитии детей, создать условия для полноценного
психического развития на каждом возрастном
этапе. Профилактическая работа проводится
преимущественно с членами педагогического
коллектива, опекунами и другими взрослыми,
которые оказывают влияние на формирование
личности воспитанника.
В процессе психопрофилактической работы
психолог осуществляет следующие конкретные
мероприятия:
а) проводит психологическое обследование
детей при поступлении в детское учреждение
интернатского типа и при переходе из
одного детского учреждения в другое (из
дома ребенка в дошкольный детский дом,
из дошкольного детского дома в школьный
или в школу-интернат), а также на каждом
новом возрастном этапе (при поступлении
детей в школу, при переходе из начальной
школы в среднюю, при окончании неполной
или полной средней школы) с целью создания
программы индивидуальной работы с каждым
ребенком для его оптимальной адаптации
к воспитанию и обучению на новом этапе,
ранней диагностики возможных отклонений
и их коррекции, развития его личности
и индивидуальности;
б) ведет работу по предупреждению психологической
перегрузки и нервных срывов у детей, связанных
с особыми условиями их жизни;
в) организует педагогические консилиумы
с целью психологического анализа поведения
и развития воспитанника для наиболее
полного раскрытия индивидуальных особенностей
его личности и способностей;
г) ведет работу по созданию благоприятного
психологического климата в детском учреждении
интернатского типа: оптимизирует формы
общения в педагогическом коллективе
(взрослый — взрослый), способствует улучшению
норм общения педагогов с детьми (взрослый
— ребенок), консультирует педагогов и
других работников детского учреждения
по широкому кругу проблем как профессиональных,
так и личностных;
д) способствует развитию коммуникативных
навыков профессиональной деятельности
педагогов, осуществляет мероприятия
по предупреждению и снятию психологической
перегрузки членов педагогического коллектива;
е) ведет работу по адаптации воспитанников
к широкому социальному окружению за пределами
детского дома или школы-интерната, оптимизирует
взаимоотношения воспитанников с членами
их семей (родственниками, опекунами и
т.д.) в случае, если такие взаимоотношения
сохраняются.1
Важным аспектом работы психолога (социального
работника) является консультирование.
Методы консультирования, прежде всего,
направлены на работу со здоровым человеком.
Основная цель психологического консультирования
как метода профилактики состоит в том,
чтобы оказать помощь личности в условиях
психологического дискомфорта, научить
положительно относиться к миру, «чтобы
любить и работать» (3. Фрейд), «самоактуализироваться»
(А. Маслоу), быть «окей» (Э. Берн, X. Харрис),
«ценить себя» (К. Роджерс).
Консультирование в области профилактической
работы с детьми имеет следующие задачи:
— информирование родителей (педагогов,
социальных работников и др.) о возрастных
и индивидуальных особенностях изучаемого
субъекта;
— своевременное выявление у субъектов
первичных психосоматических отклонений
и направление их в психолого-медико-
— предупреждение вторичных отклонений
в области развития и рекомендации по
психогигиене и психопрофилактике (совместно
с психопатологами и врачами);
— составление рекомендаций по психолого-педагогической
коррекции трудностей обучения субъекта
для объектов воздействия (педагоги, родители,
социальные работники и др.);
— составление рекомендаций по воспитанию
в семье (совместно со специалистами по
семейной терапии, социальными работниками,
педагогами);
— проведение коррекционной работы в
специальных группах при консультации
с детьми и родителями.
Одной из важнейших и наиболее сложных
задач профилактики для социального работника
в области правонарушений, семейных отношений,
воспитания детей является работа с семьей.
Необходимо учитывать, что на развитие
семьи влияют разнообразные факторы:
— социально-экономические (низкий материальный
уровень жизни, плохие жилищные условия);
— медико-санитарные (вредные с точки
зрения экологии условия труда и быта,
хронические заболевания родителей, плохая
наследственность, неправильное репродуктивное
поведение семьи и особенно матери);
— социально-демографические (неполная
либо многодетная семья, семья с престарелыми
родителями, семьи с повторными браками
и сводными детьми);
— социально-психологические (деструктивные
отношения между родителями, между родителями
и детьми, педагогическая несостоятельность
родителей и их низкий образовательный
уровень, деформированные ценностные
ориентации);
— криминогенные факторы (алкоголизм,
наркомания, семейные дебоши, наличие
судимых членов семьи и т.д.).
В данной главе была проанализирована картина поведения и психического строя личности ребенка на разных этапах становления личности ребенка, выявили этапы работы социального работника с детьми на данных этапах,
рассмотрена методика социальной работы с детьми, даны практические рекомендации социальному работнику, психологу при работе с детьми, попавшим в трудную жизненную ситуацию.
2.Формы и методы социального обслуживания детей.
2.1. Социальное обслуживание и государственная защита детей.
Социальное обслуживание детей в настоящее время — это социальная помощь и поддержка членов семьи, оказание им комплекса социальных услуг и осуществление их социальной адаптации и реабилитации.
Важнейшая задача системы социального обслуживания детей — обеспечение реализации социальных прав и гарантий, решение возникающих проблем посредством предоставления социально-правовых, социально-медицинских, социально-бытовых, социально-педагогических услуг и консультаций.
Социальное обслуживание детей осуществляет разветвленная многоуровневая система, состоящая из органов управления и учреждений государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями2.
В последние годы отмечен заметный прогресс по развитию новых видов услуг, созданию новых учреждений, надомных форм обслуживания и т.д.
В значительной степени этому способствовала работа по реализации Федеральных законов «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» от 9 июля 1998 года, постановления Правительства Российской Федерации «О предоставлении бесплатного социального обслуживания и платных социальных услуг государственными социальными службами» от 24 июня 1996 г.
Наиболее интенсивно развивается сеть центров экстренной психологической помощи детям. Приоритет отдается созданию территориальных центров социальной помощи семье и детям. Эти центры характеризуются многопрофильностью деятельности и комплексных услуг.
Развитию специализированных учреждений (служб) для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации, способствовал Указ Президента Российской Федерации от 6 сентября 1993 г. «О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав». Этот документ определяет систему мер профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних на федеральном и местном уровнях, способы совершенствования и развития специализированных учреждений образования, здравоохранения, органов социальной защиты населения и др.
В то же время на сегодня недостаточно удовлетворены потребности в социально-реабилитационных центрах для детей с ограниченными возможностями.
В настоящее время в Российской Федерации сложилось и действует несколько моделей социального обслуживания детей. Используя критерий государственной поддержки и финансирования, их можно классифицировать следующим образом:
государственные социальные службы;
смешанные службы;
коммерческие службы, работающие самостоятельно или при благотворительных фондах, религиозных и общественных организациях.
Преобладающая модель государственной службы — территориальные центры социальной помощи детям. В отличие от других учреждений социального обслуживания эти центры, имеющие разнообразные направления деятельности и предоставляющие широкий спектр социальных услуг, могут решить своими силами проблемы семьи, оказать помощь в преодолении трудных жизненных ситуаций в различных областях жизни. Эта способность центра очень важна и существенна, так как российская семья сегодня сталкивается с множеством проблем, которые не могут решить существующие в пределах той или иной территории функционирующие социальные учреждения. Ежегодно перечень государственных услуг утверждает Правительство Российской Федерации; он является обязательным для региональных органов власти и может быть расширен за счет финансовых возможностей местных органов власти.
2.2.Социальная работа с детьми, проблемы и пути их решения.
Наряду с малоимущими,
лицами пожилого возраста, инвалидами
и рядом других категорий населения,
дети всегда рассматривались и
Основные социальные проблемы детей вызваны,
во-первых, их объективным психофизиологическим,
интеллектуальным и социальным статусом
и, во-вторых, состоянием общества, в котором
они живут. Для любого общества характерно
существование двух основных систем ограничения
жизнедеятельности ребёнка, которые во
многом определяют характер и содержание
этих проблем.
Всё множество социальных
проблем, с которыми сталкиваются дети,
можно с определённой степенью условности
разделить на следующие группы:
1. Порождённые возрастными особенностями
детей, (кризис переходного возраста, переход
из дошкольного учреждения в среднюю школу, недоверие
со стороны взрослых и т.п.).
2. Обусловленные основными характеристиками
семьи ребёнка (жестокое обращение с ребёнком,
непонимание в семье, отсутствие одного
или обоих родителей, экономические трудности
и т.п.).
3. Порождённые деятельностью некоторых
социальных институтов и организаций,
работающих с детьми (конфликты с педагогами
в школе, педагогическая запущенность,
детская преступность и т.п.).
4. Порождённые особенности социально-экономического
и социально-политического развития общества
(эксплуатация детей, сокращение детских
учреждений, дети-беженцы, дети - участники
незаконных вооружённых формирований,
угроза жизни и здоровью детей).
Безусловно, полностью и окончательно
разрешить все социальные проблемы детей
раз и навсегда ни одно общество не может.
Кроме того, неправомерно рассматривать
работу по социальной поддержке и защите
детей только как обязанность социальных
служб и учреждений. Эта деятельность
подразумевает совместные усилия учреждений
образования, здравоохранения, органов
внутренних дел, учреждений культуры,
административных и государственных организаций,
которые действуют в пределах своих возможностей
и своей компетенции, используя разнообразные
методы и формы деятельности.3
Основные методы социальной работы с
детьми сводятся к следующим:
1. Социально-психологические, направленные
на внутренний мир ребёнка и предполагающие
определённую коррекцию его системы ценностей
и ориентации, а также представлений и
предпочтений, совершенствование его
психологических возможностей и оказание
соответствующей поддержки и помощи (методы
психодиагностики и психокоррекции, психологическое
консультирование и т.п.).
2. Социально-педагогические, дающие возможность
повысить образовательный и интеллектуальный
уровень ребёнка, сформировать адекватную
окружающим его условиям систему ценностных
ориентации и представлений (методы образования
и просвещения, педагогической коррекции
и педагогического консультирования).
3. Социально-медицинские, предназначенные
для оказания ребёнку своевременной и
необходимой медицинской помощи (лечение,
социально-медицинская реабилитация и
адаптация, организация необходимой и
комфортной среды жизнедеятельности и
т.п.).
4. Социально-правовые, включающие в себя
определённые процедуры и операции, позволяющие
привести процесс жизнедеятельности ребёнка
в соответствие с существующими нормами
закона и права (юридическая и правовая
защита интересов ребёнка, правовое просвещение,
правовой контроль, правовые санкции).
5. Социально-экономические, направленные
на решение проблем материального благосостояния
ребёнка, создание необходимых ему для
полноценной жизни и развития экономических
условий (расширение и совершенствование
системы экономических прав и возможностей
детей, материальная поддержка и помощь,
трудоустройство и т.п.).
6. Социально-групповые, позволяющие социальному
работнику и другим специалистам вести
работу с социальным окружением ребёнка
(семейное консультирование, коррекция
системы отношений в детском коллективе,
и организация детских коллективов, ориентированных
на позитивную деятельность).
Деятельность органов социальной защиты
и других специалистов по работе с детьми
должна быть направлена на решение следующих
основных задач:
- задачи по спасению детей, деятельность,
направленная на ликвидацию реальной
угрозы жизни и здоровью, благополучию
ребёнка (оказание необходимой медицинской
помощи, пресечение жестокого обращения
с ребёнком, эвакуация из района бедствия
и т.п.);
- задачи по социальному развитию детей,
создание необходимых условий для раскрытия
и реализации способностей ребёнка, его
социальная адаптация и социальная реабилитация
в новых условиях жизнедеятельности);
- задачи по социальному функционированию
детей, создание благоприятных условий
для посильного участия детей в жизни
общества, получения ими необходимого
в будущем социального статуса и гармонизация
его отношений с окружающим миром (повышение
образовательного уровня детей, поддержка
детских позитивных инициатив и т.п.).
Решение этих задач позволяет создать
в обществе действительно благоприятную
для детей среду жизнедеятельности и развития.
Вместе с тем, в процессе их решения возникает
необходимость дифференцированного подхода
к различным категориям детей, существующих
в конкретном обществе.
2.3. Категории детей, нуждающихся в социальной защите.
Выделяют следующие
основные категории детей, нуждающихся в социальной защите:
1. Дезадаптированные дети, для которых
характерно нарушение процессов социализации,
социального функционирования и социального
развития4.
В реальной жизни для таких детей характерно
состояние “ничьих”, которое зачастую
выражается в атрофии или полном разрушении
внутрисемейных связей и отношений, отсутствии
со стороны родителей интереса к ребёнку,
пренебрежении своими родительскими обязанностями,
педагогической запущенности и тому подобном.
Эта категория детей, к сожалению, весьма
многочисленна и неоднородна. К дезадаптированным
детям сегодня можно отнести такую группу
детей как безнадзорные дети, т.е. дети,
лишённые родительского присмотра, внимания
и заботы, позитивного влияния со стороны
взрослых. Точных данных о количестве
подобных детей в обществе нет, но большинство
экспертов и специалистов сходятся во
мнении, что речь может идти о десятках
тысяч человек.
Безнадзорность приводит к тому, что эти
дети оказываются в системе асоциальных
или даже антисоциальных связей, основанных
на тех видах деятельности, нормах и правилах
поведения, которые отклоняются от одобряемых
обществом
Социальная помощь безнадзорным детям направлена
на преодоление именно состояния безнадзорности
и отсутствия необходимого, но деликатного
надзора и контроля со стороны взрослых
людей. Она может включать в себя такие
направления работы как создание для ребёнка
позитивной среды общения, восстановление
семейных связей ребёнка и активизация
педагогического и гуманистического потенциалов
семьи в случаях, когда это возможно, по
возможности возвращение ребёнка в систему
образования и создание условий для посильной
работы и заработка.
Ещё одной, наиболее трагической группой
дезадаптированных детей являются брошенные
дети. Как показывает опыт современной
жизни, в эту категорию попадают дети самых
разных возрастов и состояний. Чаще всего,
это новорождённые, дети, страдающие тяжёлыми
или неизлечимыми заболеваниями, с тяжёлыми
физическими или психическими патологиями.
Способы, которыми можно бросить ребёнка
самые разнообразные. Причинами, по которым
родители бросают своих детей, чаще всего,
становятся пьянство, наркомания и тунеядство
и, сопутствующие им, нищета, аморальный
или преступный образ жизни.
Социальная помощь брошенным детям - это,
прежде всего, решение задач по их спасению.
Она с необходимостью включает в себя
следующее:
- оказание срочной и необходимой медицинской
помощи, помещение ребёнка в специальное
детское учреждение (Дом ребёнка, детский
дом, детская больница);
- психологическая реабилитация ребёнка,
оказание ему необходимой юридической
помощи;
- назначение, оформление и выплата соответствующих
пособий и т.п. При наличии у ребёнка каких-либо
родственников и соответствующего желания
с их стороны возможно решение вопроса
об усыновлении, оформлении опеки и попечительства.
2. Беспризорные дети, т.е., дети, не имеющие
родительского или государственного попечения,
постоянного места жительства, соответствующих
возрасту позитивных занятий, необходимого
ухода, систематического обучения и развивающего
воспитания.
Точных данных о количестве беспризорных
детей в современном российском обществе,
не существует. Столь широкий разброс
объясняется различиями в методиках подсчётов
и разницей в трактовке понятия “беспризорность”
и отсутствием четких программ работы
с этим социальным явлением.
Социальная работа с беспризорными направлена
на достижение следующих целей:
- изъятие ребёнка из негативного социального
окружения;
- первичная социальная адаптация его
к жизни в здоровой социальной среде;
- восстановление или компенсация утраченных
социальных связей;
- возвращение ребёнка к позитивным формам
социальной активности.
Поставленные цели во многом определяют
возможные формы и методы работы с беспризорными
детьми, среди которых:
1. Привлечение или доставка ребёнка в
приюты и реабилитационные центры.
2. Лечение, оздоровление и медико-социальная
реабилитация ребёнка.
3. Социально-психологическая реабилитация
ребёнка, психодиагностика и необходимая
психокоррекция.
4. Педагогическая коррекция.
5. Восстановление семейных связей и отношений
(если это возможно и отвечает интересам
ребёнка).
6. Передача ребёнка в специализированное
детское учреждение, либо установление
над ним опеки и попечительства.