Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:56, курсовая работа
Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции. Основные функции специалиста по социальной работе обширно, эта работа разноуровневая. Уже в силу этого она является многофункциональной. Еще в начале ХХ века педагогика и психология обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми необходимо, чтобы взрослые учитывали закономерности их возрастного развития.
3. Дети-сироты, число которых сегодня тоже достаточно и это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке5.
4. Дети, подвергающиеся
жестокому обращению со
Помимо скрытого характера, жестокость
по отношению к детям в современном обществе
обладает такими характеристиками как
её распространение в различных сферах
жизни ребёнка (в семье, школе, детском
саду, на улице). Кроме того, специалисты
отмечают и такой факт, что чаще всего
ребёнок подвергается жестокому обращению
со стороны близких ему людей (родителей,
родственников, педагогов и друзей).
Жестокое обращение с ребёнком может
проявляться в достаточно разнообразных
формах, таких как
- брутальная или физическая жестокость
(побои и насилие);
- социальная жестокость (препятствие
в получении образования, в общении со
сверстниками и во всём, что нарушает процесс
нормального социального функционирования
или развития ребёнка);
- морально-психологическая жестокость
(угрозы, насмешки, унижение и психологическая
холодность);
- сексуальное насилие над ребёнком.
В работе с этой категорией детей главное
- это создание таких условий, которые
полностью и в кратчайшие сроки исключают
возможность жестокого обращения с ребёнком.
Для решения этой задачи на практике применяются
следующие основные направления социальной
защиты детей, подвергающихся жестокому
обращению:
- выявление фактов жестокого обращения
с ребёнком;
- ограждение его от насилия и жестокости
(вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы,
коллектива);
- оказание ребёнку необходимой медицинской,
психологической и правовой помощи;
- рассмотрение и решение вопроса о целесообразности
дальнейшего пребывания в той среде, где
он подвергается жестокому обращению.
5. Дети со специфическими социальными
и личностными потребностями и проблемами,
это ещё одна многочисленная категория
детей, нуждающихся в поддержке и помощи
со стороны государства и общества. Эту
социальную категорию составляют дети,
возможности и потребности которых, в
силу ряда причин, отличаются от аналогичных
характеристик большинства детей в обществе.
Специфика этих потребностей определяется
особенностями физического и интеллектуального
развития ребёнка (ребёнок-инвалид или
ребёнок с повышенными интеллектуальными
способностями), особенностями социальной
и природной среды его жизнедеятельности
(дети, живущие в условиях Крайнего Севера
и дети, находящиеся в местах лишения свободы),
особенностями социальных процессов и
явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы).
Социальная работа с этой категорией
детей представляет собой деятельность,
направленную на создание условий, которые
необходимы для своевременного и эффективного
решения их социальных и личных проблем.
Она может включать в себя разработку
специальных образовательных методик
и программ обучения , создание дополнительных
учреждений и организаций, работающих
с такими детьми, содействие в получении
профессионального образования и последующей
трудовой адаптации человека, работу по
социальной адаптации и реабилитации
таких детей и формирование позитивной
среды общения. В целом, работа с указанной
категорией детей предполагает всесторонний
учёт специалистом особенностей каждого
конкретного ребёнка, его проблем и трудностей.
Реализация этих принципов на практике
позволяет обществу выстроить действительно
эффективную систему социальной защиты
и поддержки детей, обеспечив себе, таким
образом, возможность последовательного,
непрерывного и поступательного развития.
Во 2-й главе были рассмотрены проблемы социального обслуживания детей и пути их решения, органы управления и учреждения государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями занимающиеся работой с детьми, законодательная база (федеральный закон по защите прав ребенка), выявлены категории детей, нуждающиеся в социальной защите.
Существующая сегодня система социальной
работы с такими группами населения как
дети должна стать основанием для последующего
развития этого вида деятельности. Основными
направлениями такого развития являются:
совершенствование финансовых, экономических
и организационных основ социальной работы,
формирование новых средств и способов
её реализации, подготовка соответствующих
кадров, дальнейшее развитие социального
знания. Это позволит обществу и государству
создать наиболее адекватную социально-экономическим
и социально-политическим реалиям систему
социальной защиты детей, своевременно
реагировать на изменения социального
климата в обществе и эффективно решать
те проблемы, с которыми сталкиваются
различные общественные группы в процессе
своей жизнедеятельности.
Для решения этих задач необходимы совместные
усилия государственных структур и организаций,
общественных объединений, научного и
педагогического сообщества.
Формирование и развитие таких социальных технологий позволит не только расширить сферу социальной защиты, но сыграет значительную роль в деле гармонизации системы социальных отношений в обществе, преодоления социального негативизма и укрепления социальной стабильности.
Список литературы.
1 Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.,2004.
2
Социальная работа / Общ. ред. проф. Курбатова
В.И. - Ростов-на/Д: Феникс, 2008.- 576 с.
3 Саралиева З.Х. Система социальной работы. - Ниж.Новгород: НИСОЦ, 2008.
4
Справочное пособие по социальной работе
/ Отв. ред. Панов A.M., Холостова Е.И. - М.:
Юристъ, 2004.- 168 с.
5
Социальная реабилитация дезадаптированных
детей и подростков в специализированных
учреждениях. - М., 2007