Социальная работа

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2013 в 19:56, курсовая работа

Краткое описание

Если раньше семья практически в полной мере заботилась о детях, то сейчас изменившееся ее модель не может выполнять эти функции. Основные функции специалиста по социальной работе обширно, эта работа разноуровневая. Уже в силу этого она является многофункциональной. Еще в начале ХХ века педагогика и психология обратила внимание на сбалансированный характер развития сил и способностей у ребенка: физических, интеллектуальных, эстетических, творческих, волевых и духовных. Разное их соотношение на различных этапах развития дает характерную картину поведения и психического строя личности ребенка. Было показано, что для успешного взаимодействия с детьми необходимо, чтобы взрослые учитывали закономерности их возрастного развития.

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа.doc

— 128.00 Кб (Скачать файл)

3. Дети-сироты, число которых  сегодня тоже достаточно и  это ещё одна категория детей, нуждающихся в социальной поддержке и помощи. Рост численности этой социальной категории детей связан с целым рядом социальных факторов, такими, как неблагоприятная динамика смертности лиц трудоспособного возраста, рост самоубийств и преступности, эскалация вооружённых конфликтов и пренебрежение родительскими обязанностями. В силу объективной ограниченности жизнедеятельности детей, сироты не в состоянии самостоятельно решить многие проблемы, возникающие на их жизненном пути, поэтому, возникает настоятельная необходимость в организации деятельности различных институтов и организаций по их социальной защите и поддержке5.

4. Дети, подвергающиеся  жестокому обращению со стороны  взрослых. Получение точных данных о том, какое количество детей подвергается сегодня жестокому обращению, получить не представляется возможным. Основной причиной такого положения вещей является латентный характер жестокости по отношению к детям. В обществе существует система формальных и неформальных норм, регулирующих отношения детей и взрослых, которые, в большинстве случаев, направлены на пресечение любого жестокого поступка по отношению к ребёнку. Поэтому, нарушение этих правил диагностируется с большим трудом. 
   Помимо скрытого характера, жестокость по отношению к детям в современном обществе обладает такими характеристиками как её распространение в различных сферах жизни ребёнка (в семье, школе, детском саду, на улице). Кроме того, специалисты отмечают и такой факт, что чаще всего ребёнок подвергается жестокому обращению со стороны близких ему людей (родителей, родственников, педагогов и друзей). 
   Жестокое обращение с ребёнком может проявляться в достаточно разнообразных формах, таких как 
   - брутальная или физическая жестокость (побои и насилие); 
   - социальная жестокость (препятствие в получении образования, в общении со сверстниками и во всём, что нарушает процесс нормального социального функционирования или развития ребёнка); 
   - морально-психологическая жестокость (угрозы, насмешки, унижение и психологическая холодность); 
   - сексуальное насилие над ребёнком. 
   В работе с этой категорией детей главное - это создание таких условий, которые полностью и в кратчайшие сроки исключают возможность жестокого обращения с ребёнком. Для решения этой задачи на практике применяются следующие основные направления социальной защиты детей, подвергающихся жестокому обращению: 
   - выявление фактов жестокого обращения с ребёнком; 
   - ограждение его от насилия и жестокости (вплоть до изъятия ребёнка из семьи, группы, коллектива); 
   - оказание ребёнку необходимой медицинской, психологической и правовой помощи; 
   - рассмотрение и решение вопроса о целесообразности дальнейшего пребывания в той среде, где он подвергается жестокому обращению. 
   5. Дети со специфическими социальными и личностными потребностями и проблемами, это ещё одна многочисленная категория детей, нуждающихся в поддержке и помощи со стороны государства и общества. Эту социальную категорию составляют дети, возможности и потребности которых, в силу ряда причин, отличаются от аналогичных характеристик большинства детей в обществе. Специфика этих потребностей определяется особенностями физического и интеллектуального развития ребёнка (ребёнок-инвалид или ребёнок с повышенными интеллектуальными способностями), особенностями социальной и природной среды его жизнедеятельности (дети, живущие в условиях Крайнего Севера и дети, находящиеся в местах лишения свободы), особенностями социальных процессов и явлений, в которые они вовлекаются (дети-беженцы). 
   Социальная работа с этой категорией детей представляет собой деятельность, направленную на создание условий, которые необходимы для своевременного и эффективного решения их социальных и личных проблем. Она может включать в себя разработку специальных образовательных методик и программ обучения , создание дополнительных учреждений и организаций, работающих с такими детьми, содействие в получении профессионального образования и последующей трудовой адаптации человека, работу по социальной адаптации и реабилитации таких детей и формирование позитивной среды общения. В целом, работа с указанной категорией детей предполагает всесторонний учёт специалистом особенностей каждого конкретного ребёнка, его проблем и трудностей.   Реализация этих принципов на практике позволяет обществу выстроить действительно эффективную систему социальной защиты и поддержки детей, обеспечив себе, таким образом, возможность последовательного, непрерывного и поступательного развития.

Во 2-й главе были рассмотрены проблемы социального обслуживания детей и пути их решения, органы управления и учреждения государственного и муниципального секторов, учреждений социального обслуживания, созданных общественными, благотворительными, религиозными и другими организациями занимающиеся работой с детьми, законодательная база (федеральный закон по защите прав ребенка), выявлены категории детей, нуждающиеся в социальной защите.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Заключение.

Существующая сегодня система социальной работы с такими группами населения как дети должна стать основанием для последующего развития этого вида деятельности. Основными направлениями такого развития являются: совершенствование финансовых, экономических и организационных основ социальной работы, формирование новых средств и способов её реализации, подготовка соответствующих кадров, дальнейшее развитие социального знания. Это позволит обществу и государству создать наиболее адекватную социально-экономическим и социально-политическим реалиям систему социальной защиты детей, своевременно реагировать на изменения социального климата в обществе и эффективно решать те проблемы, с которыми сталкиваются различные общественные группы в процессе своей жизнедеятельности. 
   Для решения этих задач необходимы совместные усилия государственных структур и организаций, общественных объединений, научного и педагогического сообщества.

Формирование и развитие таких социальных технологий позволит не только расширить сферу социальной защиты, но сыграет значительную роль в деле гармонизации системы социальных отношений в обществе, преодоления  социального негативизма и укрепления социальной стабильности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

  1. Саралиева З.Х. Система социальной работы. - Ниж.Новгород: НИСОЦ, 2008.
  2. Алексеева Л.С.  Социальная реабилитация подростков //Семья в России.-2005.-№2.
  3. Основы социальной работы. Отв. ред. Павленок П.Д. - М.: ИНФРА-М.-2001.-395 с.
  4. Социальная работа: теория и практика / Отв. ред. Холостова Е.И., Сорвина А.С.- М.: ИНФРА-М, 2001.- 427 с.
  5. Технология социальной работы / Под ред. Зайнышева И.Г.- М.: ВЛАДОС, 2006.- 240 с.
  6. Справочное пособие по социальной работе / Отв. ред. Панов A.M., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 2004.- 168 с.
  7. Социальная работа /Под общей ред. проф. В.И.Курбатова. Серия «Учебники, учебные пособия». - Р-н/Д: «Феникс», 2000. - 576 с. СР-С131

 

1 Авдеев В. Психотехнология решения проблемных ситуаций. М.,2004.

2 Социальная работа / Общ. ред. проф. Курбатова В.И. - Ростов-на/Д: Феникс, 2008.- 576 с. 

3 Саралиева З.Х. Система социальной работы. - Ниж.Новгород: НИСОЦ, 2008.

4 Справочное пособие по социальной работе / Отв. ред. Панов A.M., Холостова Е.И. - М.: Юристъ, 2004.- 168 с. 

5 Социальная реабилитация дезадаптированных детей и подростков в специализированных учреждениях. - М., 2007 

 


Информация о работе Социальная работа