Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Апреля 2014 в 16:54, реферат
Социальная работа - молодая в нашем обществе профессия, находящаяся в стадии становления. Однако, несмотря на ее молодость уже стало очевидным, что в обществе высокоразвитой и эффективной, социально направленной рыночной экономики, которым стремится стать российское общество, без социальной работы невозможно продвижение по пути прогресса. Социальные работники, занятые своей профессиональной деятельностью, не только оказывают конкретную помощь клиентам, не только решают проблемы общества, но и утверждают в обществе свою профессию как неотъемлемую сферу жизнедеятельности общества, как необходимую для благополучия и стабильности общества и государства работу.
Вместе с тем, социальный работник
должен представлять те трудности, которые
могут встретиться в его работе с социальным
окружением клиента. Не следует забывать,
что для некоторых членов окружения деятельность
по оказанию помощи клиенту не является
должной и неизбежной, она для них лишь
возможная сфера приложения сил. Кроме
того, окружение клиента, видя в социальном
работнике представителя официального
института, обязанного на основании действующего
законодательства выполнять свои функции
в отношении клиента, может сознательно
устраниться от совместной деятельности,
рассчитывая на достаточность усилий
специалиста. Для специалиста недопустимо
делать родным и близким клиента упреки
в невмешательстве в судьбу клиента, равнодушии,
делать категоричные, скоропалительные
заключения. В интересах социального работника
- доказать окружению клиента объективную
необходимость и полезность участия в
решении проблем клиента, преодолеть возникшее
противоречие взглядов и мнений и отчуждение
людей друг от друга, пробудить в них интерес
к совместным действиям, тактично разъяснить
их роли в отношении клиента, согласовать
интересы с целью организации плодотворного
сотрудничества в интересах клиента и
добиться добровольного участия в совместной
деятельности.
Социальный работник является
человеком, личностью, вступающей в определенные
отношения в силу профессиональных обязанностей,
и, помимо долга по отношению к клиентам,
профессии, коллегам и обществу, он обязан
выполнить долг перед самим собой. Свои
обязанности социальный работник выполняет
не только потому, что его деятельность
нужна обществу, что она необходима клиентам,
но и потому, что ему самому необходима
именно эта профессиональная деятельность,
поскольку отвечает его внутренним потребностям,
способствует реализации его личностного
потенциала. По мере развития личности
социального работника у него вырабатывается
специфическая потребность - потребность
в получении высокой оценки своей профессиональной
деятельности, своей личности и поведения,
завоевании авторитета. Эта потребность
в целом может быть выражена как потребность
в уважении и признании со стороны социального
окружения специалиста. Однако оценка
качеств специалиста и завоевание им уважения
и признания производится в соответствии
с качеством его работы и во многом зависит
от того, насколько полно социальный работник
выполняет своей профессиональный и нравственный
долг по отношению к клиентам, коллегам,
обществу. Творческое, заинтересованное
выполнение социальным работником его
профессиональных обязанностей, постоянное
профессиональное и личностное совершенствование
- долг социального работника по отношению
к самому себе.
Важнейший
долг социального работника перед самим
собой - поддержание своей чести и достоинства. Честь и достоинство социального
работника - это признание клиентами, коллегами,
обществом его высоких качеств и ценности
как специалиста и личности, социальное
одобрение его деятельности и поведения,
а также высокая объективная оценка самим
специалистом своих профессиональных
и личностных качеств. Помимо этого, честь
и достоинство как качества личности являются
отражением потребности социального работника
в высокой самооценке и оценке со стороны
окружающих и являются стимулом и мотивом
профессионально нравственного поведения,
основой для дальнейшего совершенствования
как специалиста и личности.
Для
специалиста как личности с высокой нравственной
ценностью важны не только внешние проявления
уважения к нему, общественное признание.
Для высокоразвитой в духовном плане личности
не менее важно сознавать, что уважение
и признание, авторитет в глазах окружающих
являются объективно заслуженными, имеют
основания. Именно это обстоятельство
- потребность в объективности и обоснованности
оценки своих достоинств - и является основой
совершенствования личности. Если специалисту
достаточно не уважения к себе, а лишь
внешнего его проявления; если он готов
довольствоваться лишь видимостью авторитета,
поскольку в силу своего служебного положения
обладает возможностью влиять на судьбы
людей; если ему достаточно своей власти
над людьми для осознания себя как авторитетной
и ценной личности - он никогда не станет
хорошим специалистом, поскольку личные
амбиции в отношении оценки окружающих
и субъективная самооценка для него важнее,
нежели действительная ценность его личности.
Честь и достоинство
социального работника не даются ему вместе
с профессией и служебным удостоверением,
они формируются в процессе его деятельности
в постоянной работе над своими профессиональными
и морально-нравственными качествами
и повышаются по мере профессионального
и нравственного совершенствования специалиста.
Они закономерно связаны с признанием
и оценкой его со стороны общества, государства,
клиентов и коллег. Объективной основой
оценки специалиста является социальная
полезность его профессиональной деятельности.
Честь
и достоинство социального работника
требуют в первую очередь объективности
в оценке самого себя - своих качеств, способностей
и возможностей. Чрезмерное самомнение,
завышенная самооценка специалиста, гипертрофированное
чувство собственного достоинства, переходящее
в самодовольство и самолюбование, отсутствие
самокритичности, являются качествами,
отрицательно сказывающимися как на перспективах
личностного роста, так и на качестве профессиональной
деятельности. Такой специалист, считая
процесс своего развития законченным,
доведенным до вершины, на самом деле не
способен не только к совершенствованию,
но и к поддержанию уже достигнутого уровня
развития. Это, в свою очередь, приводит
к объективной утрате чести и достоинства
социального работника.
Долгом
социального работника по отношению к
самому себе является завоевание высокого
авторитета в общественном мнении. Авторитет
социального работника может быть как
формальным, так и неформальным. Формальный
авторитет специалиста представляет собой,
по сути, авторитет его профессии и должности.
Неформальный же авторитет является показателем
моральной значимости и влияния специалиста
на клиента или его окружение, на коллег,
мерилом абсолютной, вне зависимости от
служебного положения, его ценности. Авторитет
социального работника может быть основан
только на действительных его достоинствах
и заслугах как профессионального, так
и личностного порядка. Не следует рассчитывать
на свой профессиональный статус как на
условие, необходимое и достаточное для
завоевания прочного авторитета. Завоевание
авторитета - процесс длительный и трудный,
однако есть одна особенность - чем меньше
социальный работник думает об авторитете
и чем больше - о собственно профессиональной
деятельности, тем выше его авторитет.
Борьба же за завоевание и укрепление
своего авторитета как таковая может стать
самоцелью, отвлекая силы от профессиональной
деятельности, и привести социального
работника к прямо противоположному результату
- он утратит остатки авторитета в глазах
окружающих.
Заключение
Информация о работе Социальная работа как опредмечивание социального долга