Социальная работа с без определенного места жительства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Декабря 2010 в 23:33, курсовая работа

Краткое описание

В данной работе, посвященной проблемам социальной работы с лицами без определенного места жительства, затронуты причины возникновения этой категории граждан, рассмотрен их социальный и возрастной состав, отмечено, откуда можно ожидать пополнения этого контингента. Сложность в решении проблем социальной работы с «бомжами» не может быть устранена даже при преодолении системного кризиса в стране, при проведении приемлемой социальной политики, направленной на улучшение условий жизни малообеспеченных слоев населения. Психологический аспект работы с этими людьми всегда останется приоритетным и потребует от работников службы социальной защиты знания психологии.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 2
ПРИЧИНЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ БЕЗДОМНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА 4
АЛКОГОЛИЗМ КАК УСУГУБЛЯЮЩИЙ ФАКТОР 8
ДЕТИ, ОСТАВШИЕСЯ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 10
ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ЛИЦ «БОМЖ» – БЫВШИХ ЗАКЛЮЧЕННЫХ 12
БЕЖЕНЦЫ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА 13
ПУТИ И МЕТОДЫ РЕШЕНИЯ ПРОБЛЕМЫ БЕЗДОМНОСТИ И БРОДЯЖНИЧЕСТВА В СТРАНЕ 14
ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ «БОМЖ» 17
ТРЕБОВАНИЯ К СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА 19
СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 27

Вложенные файлы: 1 файл

социальная работа с бомжами.doc

— 156.00 Кб (Скачать файл)

     Для решения жилищной проблемы российские экономисты считают возможным и  необходимым привлекать денежные средства на селения. Здесь три пути:

     1. Введение новой системы оплаты  квартир, повышение квартплаты  в целом и тесная се увязка  с размером и качеством занимаемой  площади, расположением жилья  (тип застройки, развитость сферы  услуг, близость центра, ландшафтно-экологические условия).

     2. Расширение жилищно-строительной  кооперации.

     3. Содействие индивидуальному жилищному  строительству.

     Кроме намечаемых и решаемых задач перспективного, глобального характера, в России уже сейчас, сегодня оказывают  бездомным конкретную помощь, как -  то: открывают лома ночного пребывания, приюты, дома-интернаты, временно расселяют беженцев в домах отдыха и пансионатах, в общежитиях предприятий и организаций и т.п. Принято и постепенно реализуется постановление Правительства «О домах ночного пребывания». Указом Президента Российской Федерации (ноябрь 1992 г.) «О мерах по предупреждению бродяжничества и попрошайничества» приемники-распределители УВД реорганизуются в Центры социальной реабилитации, создаются новые. Кое-где для бродяг и бомжей действует специальный «телефон доверия».

ОСОБЕННОСТИ МЕДИКО-СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С КОНТИНГЕНТОМ «БОМЖ»

 

     Бездомный — это человек, лишенный порой  не только крова, но и других элементарных условий жизни: медицинского обслуживания (нет прописки); постоянного места  работы (нет паспорта или трудовой книжки; нет работы или не берут на работу) и т.д. Не говоря уже о душевном комфорте, нормальном самочувствии.

     К бездомным требуется особый подход. Не каждый (даже социальный работник) может  работать с ними (особенно с некоторыми категориями, такими, как люди, опустившиеся на «дно»). От социального работника требуется ярко выраженная коммуникабельность. Нужно уметь найти контакт с такими людьми, не унижая и не отталкивая их. Надо дать им возможность почувствовать человеческое отношение к себе, не обидеть, предлагая элементарные услуги: ночлег питание, медицинскую помощь.

     С лицами, без определенного места  жительства необходимо проводить также  медико-социальную работу. Целью медико-социальной работы является достижение максимально возможного уровня здоровья, функционирования и адаптации лиц с физической и психической патологией, а также социальным неблагополучием.

     Как правило, такие люди оказываются  в трудной жизненной ситуации. Трудная жизненная ситуация объективно нарушающая жизнедеятельность человека: инвалидность, неспособность к самообслуживанию в связи с болезнью, преклонным возрастом, безнадзорность, сиротство, конфликты и жесткое обращение в семье, отсутствие определенного места жительства, безработица.

     Исследования, проводимые в России, показывают, что трудная жизненная ситуация и медицинская патология отягощают друг друга и порождают так называемый "порочный круг".

     Объектом  медико-социальной работы являются различные  контингенты лиц, имеющие выраженные медицинские и социальные проблемы, которые взаимно потенциируют друг друга и решение которых затруднительно в рамках односторонних профессиональных мероприятии. Работа с такими контингентами одинаково тяжела и малоэффективна как для медицинских работников, так и для специалистов социальных служб, поскольку они неизбежно оказываются перед кругом проблем, выходящих за рамки их профессиональной компетенции и препятствующих успешной узкопрофессиональной деятельности.

     К таким контингентам относятся длительно, часто и тяжело болеющие, социально дезадаптированные лица, инвалиды, одинокие престарелые, дети-сироты, юные матери, многодетные и асоциальные семьи, пострадавшие от стихийных бедствий, больные СПИДом и др. Численность таких контингентов устойчиво возрастает па протяжении последних лет. Необходимо подчеркнуть, что одной из причин этого является низкая эффективность существующих форм и методов работы с ними, а также отсутствие должной сети специально ориентированных на такого рода деятельность служб.

     При организации медико-социальной работы необходимо придерживаться основных принципов, которые позволили бы обеспечить профессиональный целостный подход в этом виде деятельности. В концептуальном плане автор придерживается основных принципов, предложенных Ю.В. Валентиком.

     Таковыми  являются:

     экосистемность - учет всей системы взаимоотношений чело века и окружающей его среды в данной проблемной парадигме системный анализ взаимосвязей между всеми элементами конкретной проблемной жизненной ситуации и определение на его основе совокупности социально-функциональных позиций и действий.

     Солидарность - согласованное организационное взаимодействие в процессе медико-социальной работы государственных учреждений, действующих в любой сфере, и учреждении, входящих в структуры организаций с разной формой собственности.

     Конструктивная  стимуляция - отказ социальных служб от исключительно патерналистских форм помощи и опеки, порождающих у их субъектов пассивное иждивенчество.

     При соблюдении в социальной работе с  «бомжами» всех вышеперечисленных  принципов деятельности социальных работников в комплексе возможны положительные результаты.

ТРЕБОВАНИЯ  К СОЦИАЛЬНЫМ РАБОТНИКАМ ПРИ РАБОТЕ С ЛЮДЬМИ БЕЗ ОПРЕДЕЛЕННОГО  МЕСТА ЖИТЕЛЬСТВА

 

     В решении разнообразных проблем бездомности большую роль играют социальные работники, особенно те из них, кто трудится в соответствующих учреждениях: приютах, центрах социальной реабилитации, детских домах и т.д.

     В успешности социальной работы важным критерием является духовность и психологические качества самого работника. В процессе своей эволюции социальная работа прагматизировалась, отходя от своих истоков духовности, но тем не менее ее определение сейчас представляется как милосердие + умение. Не всякий человек сможет работать социальным работником, тем более на таком неблагодарном участке, как работа с «бомжами». Какие же качества более всего необходимы такому социальному работнику?

     Во-первых, милосердие. Именно милосердие как  состояние души человека - социального работника является основой и связующим звеном между социальной работой и духовностью. Под духовностью психологами понимается внутренняя устремленность к добру, потребность отдавать свои душевные силы ближнему, творить добро, выполняя свою миссию на этой земле.

     Поэтому социальная работа была и остается одной из самых трудных, но благородных  и одухотворенных видов деятельности.

     Ценностные  установки профессиональной социальной работы во всех ее разновидностях сводятся к общечеловеческим ценностям, уважению чести и достоинства человека, уникальности его личности.

     Стиль поведения социального работника, обусловленный совокупностью его  личностных качеств, его ценностными  ориентациями и интересами, оказывает  решающее воздействие на систему  отношений, которую он формирует. Значит, роль его личностных качеств очень велика в профессиональной деятельности и выборе профессии.

     Нравственный  человек осознает необходимость  действия с учетом критериев, выверенных человеческим опытом. Безнравственный  человек находится в подчинении у собственных интересов, стремлений, желаний, его путь - вседозволенность. Обществу нужен нравственно-надежный социальный работник, озабоченный духовным самосовершенствованием. Предметом его особого внимания должны быть человековедческие знания.

     Второе - профессионализм и компетентность. Любой специалист, работающий с людьми, должен быть талантливой личностью. Тем более это касается социального  работника.

     В социальной работе, как нигде, необходим  профессионализм и компетентность. Она требует динамизма, индивидуальности, быстрой адаптации к изменившейся ситуации.

     Третьим слагаемым выделяется гуманитарная образованность социальных работников. У Ф.М.Достоевского есть высказывание, суть которого состоит в том, что  гуманитарная развитость облегчает человеку освоение любой профессии. О верности этого утверждения свидетельствуют многие факты, примеры из жизни великих людей. Гуманистические ценности должны составлять основу его мировоззренческих позиций. Кредо социального работника это:

  • бережное сохранение и воспроизводство духовных ценностей;
  • социальная защищенность;
  • забота о здоровье людей;
  • экологическая безопасность.

     Наша  система образования не всегда правильно  готовила специалистов мировоззренчески. В ее основе должно лежать благоговение перед личностью, признание бесценности каждой жизни, уникальность каждого человека на этой земле.

     Благодаря гуманитарным знаниям, человек приобретает  возможность вбирать в себя различную  информацию, подвергать ее чувственной  и рациональной обработке. Эти знания выступают важнейшими условиями деятельности социального работника.

     Следующее важное слагаемое для формирования имиджа заключается в том, что  каждый социальный работник должен быть психотехнологом. Психотехнология - это  наука о практическом использовании психологических техник управления людьми. Психотехнология реализуется в общении и представляет собой систему взаимосвязанных, внутренне мотивированных психотехник, которая опирается на анализ общения и личностного совершенствования.

     В особых, трудных или экстремальных, условиях, когда внешние или внутренние факторы вызывают нарушение нормальной деятельности функциональных систем, возникает естественная потребность восстановить равновесие, сбалансировать психические процессы, очистить душу. В результате осознания ситуации появляется мотив того или иного действия в целях приспособления к нестандартной обстановке, происходит активизация системы психической саморегуляции, человек ощущает необходимость "собраться", "отмобилизоваться", перестроиться. Это и есть начало рефлексии, когда чаще всего запускается механизм общения с собой, механизм анализа и оценки, выработки и принятия решений.

     Использование различных психотехник, перешедших из архаических слоев прошлого, ритуальных процедур в рациональные механизмы управления внутренним состоянием, поведением людей, поможет социальному работнику обрести навыки самоорганизации саморегуляции, духовного очищения, формирования имиджа для успешного профессионального оказания помощи нуждающимся людям.

  СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗЛИЧНЫХ РЕГИОНАХ

 

     Как видно из всего вышеизложенного, бездомными люди становятся по разным причинам. Во-первых, чаще всего продав квартиру мошенникам и не получив  за нее деньги. Иногда на владельца  откровенно давят или в результате "обмена" заселяют в непродающуюся квартиру либо не существующий дом. Так жертва оказывается на улице. Во-вторых, в результате лишения свободы. Ведь раньше по закону после б месяцев тюремного заключения человека выписывали из квартиры. Были случаи, когда, взяв кредит, люди не могли его возвратить и продавали все свое имущество. Были и другие обстоятельства. К примеру, одна семья решила переехать жить в Сибирь, где муж  нашел хорошую работу. Но в дороге главу семейства... убили. Женщина с двумя детьми на руках вернулась назад, оставшись без денег, документов, жилья и прописки.

     Итак, рассмотрим конкретные примеры социальной работы в различных регионах. За три года  работы в пункте регистрации лиц без определенного места жительства сотрудникам общественной  организации "Белорусская ассоциация социальных работников" попадались разные люди. Были среди них и бывшие журналисты, юристы, коммерсанты, профессор БГУ.

     Самому  маленькому зарегистрированному бездомному было год и два месяца, возраст  старшего перевалил далеко за 70.  

     Чаще  всего они живут "общинами" (вместе легче). Летом -  на природе, зимой -  в подвалах, лифтовых  шахтах, на чердаках. Заснув на морозе, многие из них уже не просыпаются. В некотором смысле они чистят города - собирают бутылки, макулатуру, подрабатывают на рынках. Создают семьи. И кто-то из них уже не сможет иначе, а кому-то не хватает лишь шага, чтобы вернуться в "другой мир". В 1997 году для последних появился шанс. На Логойском тракте был открыт Пункт регистрации бездомных.

     И потянулась к нему бесконечная вереница обездоленных. Люди приезжали сюда через весь город не только за  помощью (за три года здесь прописали 950 человек, 347 помогли в трудоустройстве, 84 - в оформлении гражданства) - восстановить документы, удостоверяющие личность, получить гуманитарную помощь продуктами питания, одеждой. Очень важно, что в подобных заведениях с ними обращаются как с людьми.  При поддержке Мингорисполкома н белорусского представительства "Филип Моррис" был открыт первый в республике Дом ночного пребывания лиц БОМЖ. Еще не была перерезана преграждающая вход ленточка и не закончена церемония открытия, а к новеньким стенам, ежась от мороза, уже сиротливо жались первые посетители.

Информация о работе Социальная работа с без определенного места жительства