Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Октября 2014 в 00:30, курсовая работа
Семья, как основной объект социальной работы: понятие, виды и функции. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Анализ путей развития детей, входящих в группу риска. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.
Введение
Глава 1. Семья - основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы
Социальная работа с детьми из неблагополучных семей
Семья, как основной объект социальной работы: понятие, виды и функции. Особенности социальной работы с неблагополучными семьями. Анализ путей развития детей, входящих в группу риска. Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций.
Содержание
Введение
Глава 1. Семья - основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
1.2 Историческое развитие социальной помощи семье
Глава 2. Социальная работа с неблагополучными семьями
2.1 Ребенок в неблагополучной семье
2.2 Виды неблагополучных семей
2.3 Правовые основы социальной работы с семьей
2.4 Помощь семье и детям в решении возникших трудных жизненных ситуаций
Заключение
Список литературы
Введение
Семья - это древнейший социальный институт и важнейший элемент структуры современного общества. Она характеризуется определенными социальными нормами, образцами поведения, правами и обязанностями, регулирующими отношения между детьми и родителями, между женами и мужьями.
Во все времена семья являлась неким показателем состояния государства. Благополучие того или иного общества напрямую связано с благополучием семей, проживающих в нем. И поэтому общество должно способствовать поддержанию благополучной атмосферы внутри семьи, смягчать возникающие проблемы и решать вопросы.
Одним из предназначений семьи является воспроизводство нового поколения и воспитание его. Маленький человек в своей семье усваивает нормы и правила человеческого поведения, идет его приобщение к культуре. Семья воспитывает будущую личность, будущего полноправного участника общественных отношений, который будет вершить историю своей страны и общества, в котором он живет.
Кризисы, возникающие в обществе, прежде всего, бьют по семье, влияют на выполнение семьей своих функций. И чаще всего семьи перестают справляться с ними, они попадают в группу так называемых «семей социального риска», приобретают статус неблагополучных, становясь основными объектами социальной работы.
Нежелание или невозможность выполнения семьей функций наносит огромный урон обществу. Возрастает преступность, бродяжничество, наркомания и алкоголизм среди детей и подростков. Как результат, количество попавших в «группу риска» постоянно увеличивается. Эти проблемы начинают все больше влиять на привычный ход процессов во всех сферах жизнедеятельности, начинают назревать ситуации, которые в конечном итоге приводят к кризису во всей социальной структуре общества.
Таким образом, благополучие семьи зависит напрямую от благополучия общества, а благополучие общества, в свою очередь, - от благополучия семьи.
В современном обществе, в эпоху прогресса и компьютеризации, когда время пролетает с огромной скоростью, а люди живут быстро, когда многие ценности потеряли своё значение, вопрос семьи и брака продолжает оставаться актуальным, как и сотни лет тому назад. До сегодняшнего дня для многих людей, состоящих в браке или ещё пока не вступивших в семейные отношения, высшей ценностью является семья, а сохранение ее благополучия - одной из главных задач.
Поэтому многие привыкли рассматривать семью как особое место, где тебя любят, в тебя верят, понимают и ждут. Но при более детальном и глубоком рассмотрении семейных отношений и их тщательном изучение с точки зрения психологии, социологии и социальной работы, это не всегда так.
Все большее распространение получают неблагополучные семьи, семьи, в которых нарушено нормальное функционирование и жизнь. Алкоголизм одного или обоих родителей, жестокость и насилие по отношению к детям со стороны родителей или к женщинам со стороны мужей, экономические проблемы и безработица влияют не только на еще не окрепшую психику ребенка и его дальнейшую судьбу, но так же накладывают неизгладимый отпечаток на жизнь взрослых членов семьи.
Бытует мнение о том, что «выметать сор из избы», по крайней мере, неприлично, а все возникающие проблемы нужно решать внутри семьи. Так же не очень хорошо вмешиваться в чужую семейную жизнь, все это дела деликатные, внутрисемейные. Одна возникшая трудная жизненная ситуация порождает разнообразные проблемы. Но семья очень часто не может сама, без помощи специалистов, распутать клубок образовавшихся проблем, а этот клубок превращается в петлю на шее семейного благополучия, семья из семьи риска превращается в неблагополучную, становясь тем самым объектом социальной работы. Но, обращаясь в центры социальной помощи, семьи это делают иногда слишком поздно, когда исправить их положение бывает очень трудно, когда профилактическими методами им уже не помочь, а проблема, как злокачественная опухоль, требует операционного вмешательства. Специалист по социальной работе в таких вопросах должен быть особенно осторожен, деликатен и компетентен.
Глава 1. Семья - основной объект социальной работы
1.1 Семья: понятие, виды, функции
Существует множество определений семьи. Экономика, социология, психология, философия, культурология, а также многие другие общественные науки дают свое определение для этого понятия, выделяя в качестве семьеобразующих факторов различные стороны жизнедеятельности общества.
В работе «Социология семьи» ее авторы отмечают наиболее удачное и точное определение понятия семьи, данное А.Г. Харчевым, которое учитывает, по их мнению, «критерии воспроизводства населения и социально-психологической целостности», «как исторически конкретной системы взаимоотношений между супругами, между родителями и детьми, как малой группы, члены которой связаны брачными или родственными отношениями, общностью быта и взаимной моральной ответственностью и социальная необходимость в которой обусловлена потребностью общества в физическом и духовном воспроизводстве населения».
Очень часто понятие «семья» сводят к понятию «брак». Но это неправильно, так как понятие «семья» шире, чем «брак». «Брак - это союз мужчины и женщины, порождающий их права и обязанности по отношению друг к другу, детям и обществу.» Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 432. Семья же включает в себя не только супругов и их детей, она содержит вертикальные связи, то есть к семье относятся предки мужа и жены, иногда такие вертикальные связи уходят в глубь веков на сотни лет. Помимо вертикальных связей существуют и горизонтальные, это отношения с братьями, сестрами, зятьями, свекрами и так далее.
Семьей, в строгом смысле этого слова, можно считать людей, связанных такими отношениями, как супружество, родительство и родство, при наличие только этих трех факторов одновременно приобретается статус семьи. Термин «семейная группа» объединяет семейные образования, не обладающие триединым отношением: супружество - родительство - родство. Таким образом, получается, что семейная группа - это группа людей, ведущая совместно домохозяйство, объединена только родством, либо родительством или супружеством.
К такой группе относятся те, кто является родителями, но не состоят в браке или те, кто состоит в гражданском или законном браке, но без детей. В России большинство сожительствующих мужчин и женщин состоят в законном браке.
Можно на основании различных критериев выделить и разные виды семей. А.И. Антонов и В.М. Медков в своей книге «Социология семьи» выделяют следующие:
1) В зависимости от
характера супружества
a) Моногамные (брак одного мужчины и одной женщины);
b) Полигамные (брак одного
мужчины с несколькими
2) По критерию власти различают:
a) Патриархальная семья (глава семьи - отец);
b) Матриархальные (большим авторитетом пользуется мать, а не отец);
c) Эгалитарные семьи (ситуативное
распределение власти между
3) По социально-демографическому положению:
a) Гомогамные (семьи, в которых
супруги одной национальности, с
одинаковым уровнем
b) Гетерогамные (супруги
различны по социально-
4) По количеству поколений:
a) Нуклеарные - семьи, состоящие из одной брачной пары с детьми, которые никогда не состояли в браке, то есть семьи, состоящие из двух поколений. Такой вид наиболее распространен в современном обществе. Название образовано от «нуклон», что с латинского переводится как «ядро». В такой семье так же, как и в расширенной, создается собственная субкультура, закрытая для интеграции различных культурных элементов из вне.
b) Расширенная (семья с тремя и более поколениями, которые объединяют в себя родителей, их уже взрослых детей с детьми-внуками);
5) В зависимости от
брака, первый или второй, выделяют
повторные семьи. В такую семью
могут входить дети уже от
этого брака, а также дети от
первых браков. В данное время
число таких семей
6) В зависимости от количества родителей в семье:
a) Неполные (семья, в которой
детей воспитывает один
b) Полные
7) По детности:
a) Малодетные ( с 1 - 2 детьми);
b) Среднедетные (3 - 4 ребенка);
c) Многодетные (более 4 детей);
8) По материальному положению:
a) Обеспеченные
b) Малообеспеченные (семьи, у которых уровень доходов не превышает потребительского минимум);
9) Семьи благополучные и неблагополучные, которые не выполняют своих функций, подвержены действию негативных факторов в социальной среде.
Функции семьи характеризует ее как социальный институт общества. Если бы семья, в глобальном смысле, перестала выполнять предписанные ей функции, то погибла бы культура, прекратилась бы социализация, это бы привело к гибели мировой цивилизации. Отсюда можно сделать вывод, что семья, в современном обществе, - наиболее важный социальный институт с уникальными функциями и предписаниями. В связи с этой уникальностью функции не подразделяются на главные и второстепенные, они все являются важными в равной степени.
Для выделения семьи из других социальных институтов функции делятся на специфические и неспецифические. «Специфические функции семьи вытекают из сущности семьи и отражают ее особенности как социального явления, тогда как неспецифические функции - это те, к выполнению которых семья оказалась принужденной или приспособленной в определенных исторических обстоятельствах». Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М.: Изд-во МГУ: Изд-во Международного университета бизнеса и управления («Братья Карич»), 1996. С. 67.
Согласно этому, в работе «Социология семьи» ее авторы выделяют следующие функции:
1) Специфические:
a) Репродуктивная, то есть рождение детей;
b) Экзистенциальная - их содержание;
c) Функция социализации - воспитание детей.
2) Неспецифические:
a) Передача собственности и статуса;
b) Организация производства и потребления, домохозяйства, отдыха и досуга
c) Забота о здоровье и благополучие членов семьи, и многое другое.
В литературе можно обнаружить и другие виды классификации функций семьи. Например, В.Д. Альперович выделяет такие:
«Рождение и поддержание биологического существования детей;
Передача новым поколениям общественного и культурного наследия;
Стабилизация социальной структуры в результате наделения детей социальным положение;
Предотвращение дезинтеграции личности членов семьи, путем создания эмоционального комфорта и безопасности;
Социальное контролирование поведения ее членов;
Воспитательная функция.» Социальная работа: Учеб. пособие / Под ред. В.И. Курбатова. Ростов н / Д: Феникс, 2003. С. 292.
С изменениями в жизни конкретной семьи, с прохождением ею различных жизненных циклов, изменяется иерархия функций, меняется степень участия в реализации этих функций каждого члена семьи.
1.2 Историческое
развитие социальной помощи
Социальная помощь зародилась много столетий назад, еще во времена первобытной общины. В тоже время начинает зарождаться помощь семье и детям.
В этот период в основном преобладала взаимопомощь.
У южных славян ранее других славянских племен сформировался институт усыновления внутри родовой общины. Принимали в семью сироту пожилые люди, когда им уже было трудно справляться с хозяйством или которые не имели своих собственных детей. А еще раньше сироты являлись, по сути, рабами, то есть во время столкновениями между племенами мужчин, которые попали в плен убивали, а женщин и дети входили в одну из семей племени победителей. Таким образом им сохранялась жизнь.
Другой формой помощи была мирская помощь. Например ребенку-сироте назначали «общественных родителей», которые брали его на прокорм.
На более поздних этапах развития Руси, незадолго до принятия христианства, начинает оформляться институт вдов. Ранее вдовы, после смерти мужа, были обязаны последовать вслед за ним. Теперь же они выделялись как особые субъекты. Они обмывали и одевали умерших, а в качестве дара получали вещи умершего, а община предоставляла им землю.
«Не менее древний обычай - хождение за «навалным». Он состоял в том, что нуждающейся семье оказывали помощь продуктами, обычно осенью, после уборки урожая.» Фирсов М.В. История социальной работы в России: Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. С. 24.
В X - XII веках, после принятия Русью христианства, формируются новые виды поддержки нуждающихся семей и детей. Появляется княжеское попечительство и церковно-монастырская благотворительность. Монастыри выступали как органы контроля в семейных отношениях. Они рассматривали развод, кражи невест, конфликты между мужем и женой, выступали мерой наказания для женщин, которые ссылались туда за неверность.
В XV веке появляются церковные грамоты в которых говорится, что вдовам, чьи мужья погибли на государственной службе, полагается выплата денежного и хлебного оброка и обработка пашни.
Информация о работе Социальная работа с детьми из неблагополучных семей