Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Ноября 2012 в 13:19, реферат

Краткое описание

Социальная политика в России, ориентированная на инвалидов, взрослых и детей, строится сегодня на основе медицинской модели инвалидности. Исходя из этой модели, инвалидность рассматривается как недуг, заболевание, патология. Такая модель вольно или невольно ослабляет социальную позицию ребенка, имеющего инвалидность, снижает его социальную значимость, обособляет от «нормального» детского сообщества, усугубляет его неравный социальный статус, обрекает его на признание своего неравенства, неконкурентоспособности по сравнению с другими детьми.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1. Дети с ограниченными возможностями,
сущность и содержание ……………………………………………………… 5
Глава 2. Социальная работа с семьями, воспитывающими детей с ограниченными возможностями……………………………………………...9
Заключение……………………………………………………………………....15
Список литературы……………………………………………………………... 17

Вложенные файлы: 1 файл

Р_Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями.doc

— 32.70 Кб (Скачать файл)

Семьи с детьми-инвалидами - особая категория, относящаяся к  «группам риска». Известно, что количество психических (невротически и психосоматических) расстройств в семьях с детьми, имеющими ограниченные возможности  выше, чем в семьях, не имеющих  детей-инвалидов в 2,5 раза. Распад семей  с детьми-инвалидами происходит значительно  чаще.

Все эти и другие факторы  приводят к тому, что родители становятся препятствием в реабилитации детей  с ограниченными возможностями. Но и в том случае, когда родители занимают более конструктивную позицию, они испытывают эмоциональные перегрузки и нуждаются в особых знаниях  о проблемах своего ребенка.

   Социальный работник, занимающийся проблемами детей-инвалидов, находится в постоянном поиске новых эффективных форм, методов и средств социальной реабилитации, опирается на новейшие технологии, исследования и обратную связь от объекта реабилитации. Сотрудники учреждений соцзащиты стремятся к тому, чтобы каждый ребенок с ограниченными возможностями смог реализовать себя в соответствии со своими способностями, интересами, навыками и потребностями.

Анализ жизнедеятельности  детей и семей, имеющих детей-инвалидов, специальное изучение навыков самообслуживания и бытового труда детей обнаружило их весьма сниженный характер. Значительно  страдает коммуникативная деятельность детей с ограниченными возможностями: практика их общения со сверстниками взрослыми чрезвычайно бедна  и замыкается на близких родственниках.

Программа реабилитации - это  система мероприятий, развивающих  возможности ребенка и всей его  семьи, которая разрабатывается  командой специалистов (состоящей из врача, социального работника, педагога, психолога) вместе с родителями. Во многих странах такой программой руководит один специалист - это  может быть любой из перечисленных  специалистов, который и отслеживает  и координирует реабилитационную программу (специалист-куратор). Такая система  мероприятий разрабатывается индивидуально  для каждого конкретного ребенка  и семьи, учитывая как состояние  здоровья и особенности развития ребенка, так и возможности и  потребности семьи. Программа реабилитации может разрабатываться на различный  срок - в зависимости от возраста и условий развития ребенка.

По прошествии установленного срока специалист-куратор встречается  с родителями ребенка. Чтобы обсудить достигнутые результаты, успехи и  неудачи. Необходимо также проанализировать все позитивные и негативные незапланированные  события, произошедшие в процессе выполнения программы. После этого специалист (команда специалистов) вместе с  родителями разрабатывают программу  реабилитации на следующий период.

Программа реабилитации - это  четкий план, схема совместных действий родителей и специалистов, способствующих развитию способностей ребенка, его  оздоровлению, социальной адаптации (например, профессиональной ориентации), причем в плане обязательно предусматриваются  мероприятия относительно других членов семьи: приобретение родителями специальных  знаний, психологическая поддержка  семьи, помощь семье в организации  отдыха, восстановление сил и т.д. Каждый период программы имеет цель, которая разбивается на ряд подцелей, поскольку предстоит работать сразу  в нескольких направлениях, подключая  к процессу реабилитации разных специалистов.

Необходима программа, которая будет включать следующие мероприятия:

* медицинские (оздоровление, профилактика);

* специальные (образовательные,  психологические, социальные,

 

психотерапевтические),направленные на развитие общей или точной моторики, языка и речи ребенка, его умственных способностей, навыков самообслуживания и общения.

При этом остальным членам семьи необходимо разбираться в  тонкостях детского развития, учиться  общению друг с другом и с малышом, чтобы не усугубить первичные  дефекты развития неблагоприятными воздействиями извне. Поэтому в  программу реабилитации будут входить  организация благоприятного окружения  ребенка (включая обстановку, специальное  оборудование, способы взаимодействия, стиль общения в семье), приобретение новых знаний и навыков родителями ребенка и его ближайшим окружением.

После начала выполнения программы  осуществляется мониторинг, т.е. регулярное отслеживание хода событий в виде регулярного обмена информацией  между специалистом-курьером и родителями ребенка. При необходимости куратор  содействует родителям, помогает преодолевать трудности, ведя переговоры с нужными  специалистами, представителями учреждений, разъясняя, отстаивая права ребенка  и семьи. Куратор может посещать семью, чтобы лучше разобраться  в трудностях, возникающих при  выполнении программы. Таким образом, программа реабилитации есть цикличный  процесс.

Программа реабилитации предусматривает, во-первых, наличие междисциплинарной  команды специалистов, а не хождение семьи, имеющей ребенка-инвалида, по многим кабинетам или учреждениям, а во-вторых, участие родителей  в процессе реабилитации, которое  представляет собой наиболее сложную  проблему.

Установлено, что детям  удается достичь гораздо лучших результатов, когда в реабилитационном процессе родители и специалисты  становятся партнерами и вместе решают поставленные задачи.

Однако некоторые специалисты  отмечают, что родители порой не высказывают никакого желания сотрудничать, не просят помощи или совета. Возможно, это и так, однако мы никогда не узнаем намерения и желания родителей. Если не спросим их об этом.

На первый взгляд ребенок-инвалид  должен быть центром внимания своей  семьи. В действительности же этого  может не происходить в силу конкретных обстоятельств каждой семьи и  определенных факторов: бедность, ухудшение  здоровья других членов семьи, супружеские  конфликты и т.д. В этом случае родители могут неадекватно воспринимать пожелания или наставления специалистов. Порой родители рассматривают реабилитационные услуги в первую очередь как возможность  получить передышку для самих  себя: они испытывают облегчение, когда  ребенок начинает посещать школу  или реабилитационные учреждения, потому что в этот момент могут, наконец, отдохнуть или заняться своими делами.

Если ребенок в состоянии  принимать участие в диалогах специалистов и родителей, он может  стать еще одним партнером, мнение которого, возможно, отличается от мнения взрослых и который может неожиданно предложить новое решение проблемы своей реабилитации. Таким образом, представление о потребностях детей  расширяются за счет мнения самих  детей.

Успех любого партнерства  основан на соблюдении принципа взаимного  уважения участников взаимодействия и  принципа равноправия партнеров, поскольку  ни один из них не является более  важным или значительным, чем другой.

Делая выводы можно отметить, что социальному работнику желательно консультироваться у родителей  так же часто, как они консультируются  у него. Это важно, по крайней мере, по трем причинам. Во-первых, родителям  предоставляется возможность высказаться, скажем, не только о недостатках  и проблемах, но и об успехах и  достижениях ребенка. Когда социальный работник спрашивает родителей, что  им нравится в их детях, это порой  воспринимается ими как одно из редких проявлений интереса со стороны окружающих не к порокам, а к достоинствам их ребенка. Во-вторых, такая информация помогает разрабатывать и отслеживать  индивидуальные реабилитационные планы. В-третьих, тем самым проявляется  уважение к родителям и создается  атмосфера доверия - залог успешной коммуникации.

 

 

 

Заключение.

Термин «инвалид» в  силу сложившейся традиции несет  в себе дискриминационную идею, выражает отношение общества, выражает отношение  к инвалиду, как к социально  бесполезной категории. Понятие  «человек с ограниченными возможностями» в традиционном подходе ярко выражает дефицит видения социальной сущности ребенка. Проблема инвалидности не ограничивается медицинским аспектом, это социальная проблема неравных возможностей.

   Главная проблема ребенка с ограниченными возможностями заключается в его связи с миром, в ограничении мобильности. Бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограничении общения с природой, доступа к культурным ценностям, а иногда - и к элементарному образованию. Эта проблема является не только субъективного фактора, каковым является социальное, физическое и психическое здоровье, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которое санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, отсутствие специальных социальных служб.

   Ребенок, имеющий инвалидность - часть и член общества, он хочет, должен и может участвовать во всей многогранной жизни.

Важнейшей проблемой при  работе с детьми с ограниченными  физическими возможностями является выявление семейных психологических  механизмов, которые оказывают влияние  на особенности поведения и психическое  здоровье детей. Большинство семей  отличаются гиперопекой, снижающей  социальную активность ребенка, но встречаются  семьи с явным или открытым эмоциональным отвержением больного ребенка.Не менее важной проблемой  является работа по профориентации ребенка  с ограниченными возможностями. Правильный выбор профессии с  учетом индивидуальных возможностей позволяет  ему быстрее адаптироваться в  обществе.

Методологическим основанием программы психолого-педагогического  образования родителей является положение, что семья -- это та среда, в которой у ребенка формируется  представление о себе --"Я -- концепция", где он принимает первые решения  относительно себя, и где начинается его социальная природа, ибо задача семейного воспитания -- помочь ребенку  с ограниченными возможностями  стать компетентным человеком, который  использует конструктивные средства для  формирования чувства собственного достоинства и достижения определенного  общественного положения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список использованной литературы

 

1 .Конвенция о правах  ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей  ООН 20.11.1989) (вступила в силу  для СССР 15.09.1990) // Сборник международных  договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

Декларация о правах умственно  отсталых лиц -М., Юристъ, 2001.

2. Декларация о правах инвалидов (утв. Резолюцией тринадцатой сессии Генеральной Ассамблеи ООН 3447(XXX) от 9 декабря 1975 г.) // Текст Резолюции размещен на сервере ООН в Internet (http://www.un.org)

3.Айшервуд М.М. Полноценная жизнь инвалида. -- М., Инфра-М, 2001.

4. Вачков И. Дистанционное обучение для детей-инвалидов // Школьный психолог. N 38. 2000.

5.Воспитание слабовидящего ребенка в семье: Пособие для родителей. - М., Владос, 2003.

6.Инвалиды: язык и этикет. -М.: РООИ “Перспектива”, 2000.

7. Мошняга В. Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.

8.Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.

 


 



Информация о работе Социальная работа с детьми с ограниченными возможностями