Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 00:36, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать формы и методы организации социальной работы с молодыми инвалидами .
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) изучить основные проблемы молодых инвалидов в контексте социальной работы; 2) определить содержание основных методов и форм работы с молодыми инвалидами; 3) разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования обусловлена следующими объективными причинами.
Во-первых, уровень социальной обеспеченности абсолютно всех категорий инвалидов в настоящее время не достаточно высок, несмотря на то, что государство уже сделало немало в этом направлении и в целом социальное обеспечение инвалидов улучшилось.[4 с. 25-28]
Во-вторых, обострилась проблема инвалидности. Число страдающих различными заболеваниями в России достигло примерно 13 млн. человек.[7 с. 81]
В-третьих, проблема актуализируется стремительным ростом молодых инвалидов. За последние 4 года количество молодых людей с ограниченными возможностями в РФ увеличилось на 12,5 %. В связи с этим, назрела необходимость выработки стратегии государства по вопросам социальной адаптации данной категории, механизмов взаимодействия структур государственной власти, работающих с ними, поддержки молодёжных инициатив в области работы с молодёжью с ограничениями в здоровье.
Это означает, что инвалидность как социальное явление становится проблемой не одного человека, и даже не части населения, а всего общества в целом.
Специфика работы с молодыми инвалидами должна строиться на учете того факта, что они значительно труднее адаптируются к негативным социальным изменениям, обладая пониженной способностью к самозащите, в силу чего они оказались самой малообеспеченной частью населения. Положение усугубляется не разработанностью правовой базы их социальной защиты и поддержки со стороны государства и негосударственных организаций. В то же время ранее действующие меры государственной политики, направленной на решение проблем инвалидности и молодых людей с ограниченными возможностями, утрачивают свою эффективность. Совокупность этих причин и обстоятельств обусловливает актуальность темы настоящего исследования.
Несмотря на то, что до настоящего времени на территории Российской Федерации нормы Конвенции не ратифицированы, во многих регионах, в частности, в Омской области сегодня осуществляются мероприятия, направленные на создание равных возможностей для данной категории граждан.
Для рассмотрения и решения этих вопросов Указом Губернатора Омской области от 31 августа 2009 года № 104 создан Совет по делам инвалидов при Губернаторе Омской области, постановлением Администрации города Омска от 10 апреля 2009 года № 279-п образован Совет при Мэре города Омска по делам инвалидов.
В состав вышеуказанных Советов вошли представители органов исполнительной власти Омской области, территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, руководители 15-ти крупнейших региональных общественных организаций инвалидов.
В нашем регионе на 1 апреля 2010 года проживало 158 630 инвалидов, в том числе 6 688 семей с детьми-инвалидами. Общая численность детей и подростков, имеющих инвалидность, составляла 7 291 чел.
Среди взрослых инвалидов около 54 тысяч человек (то есть одна треть) – это лица трудоспособного возраста.
В целях реализации федерального законодательства в сфере социальной поддержки различных категорий инвалидов в Омской области принят ряд региональных нормативных документов, улучшающих положение этой группы населения. В то же время отмечается отсутствие достаточной информированности граждан с ограниченными возможностями относительно своих прав.
Кроме того, социальная значимость темы обусловлена тем, что инвалидность здесь выступает как важнейшая социальная проблема, масштабность которой зависит от множества факторов и решать которую приходится каждому обществу. Поэтому создание совершенной системы социальной работы с инвалидами, способной удовлетворить потребности лиц с ограниченными возможностями должно стать новой вехой в развитии государственной социальной политики в отношении инвалидов ХХI века. Это позволит нашему обществу подняться на более высокую ступень цивилизации, ибо в его основу должны быть положены истинно гуманистические ценности, равенства возможностей, право полноценно участвовать во всех сферах общественной жизни.
Объектом исследования курсовой работы являются лица с ограниченными возможностями 14-35 лет - молодые инвалиды.
Предмет исследования – формы и методы социальной работы с молодыми инвалидами и определение путей её совершенствования.
Цель курсовой работы – проанализировать формы и методы организации социальной работы с молодыми инвалидами .
В связи с поставленной целью решались следующие задачи:
1) изучить основные проблемы молодых инвалидов в контексте социальной работы; 2) определить содержание основных методов и форм работы с молодыми инвалидами; 3) разработать рекомендации по совершенствованию социальной работы с молодыми инвалидами.
Методы исследования: анализ специальной литературы по данной проблематике; изучение и анализ нормативно-правовых источников; анализ документов.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МОЛОДЫМИ ИНВАЛИДАМИ
1.1. Социальная работа с молодыми инвалидами
Инвалидность — это социальное явление, избежать которого не может ни одно общество в мире. Вместе с тем, численность инвалидов ежегодно увеличивается в среднем на 10%. По оценкам экспертов ООН, инвалиды составляют в среднем 10% населения, и примерно 25% населения страдает хроническими заболеваниями.[5 с. 6]
В России сегодня 13 миллионов людей с ограниченными возможностями, и их число имеет тенденцию к дальнейшему росту. Одни из них - инвалиды с рождения, другие стали инвалидами вследствие заболевания, травмы, но все они являются членами общества и имеют такие же права и обязанности, как и другие граждане.[6 с. 24]
В соответствии с Федеральным законом от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалидом признается человек, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты.[10]
Основными признаками инвалидности являются полная или частичная утрата человеком способности или возможности осуществлять самообслуживание, самостоятельно передвигаться, ориентироваться, общаться, контролировать свое поведение, обучаться и заниматься трудовой деятельностью.
Основными факторами, детерминирующими рост инвалидности, являются степень экономического и социального развития региона, обусловливающая уровень жизни и доходов населения, заболеваемость, качество деятельности лечебно-профилактических учреждений, степень объективности освидетельствования в бюро медико-социальной экспертизы, состояние окружающей среды (экология), производственный и бытовой травматизм, дорожно-транспортные происшествия, техногенные и природные катастрофы, вооруженные конфликты и иные причины.
В целом инвалидность как проблема деятельности человека в условиях ограниченной свободы выбора, включает в себя несколько основных аспектов: правовой, социально-средовой, психологический, общественно-идеологический, производственно-экономический, анатомо-функциональный.
Где правовой аспект предполагает обеспечение прав, свобод и обязанностей инвалидов. Следует отметить три принципиальных положения, составляющих основу законодательства об инвалидах. Первое — это наличие у инвалидов особых прав на определенные условия для получения образования, на обеспечение средствами передвижения, на специализированные жилищные условия и другие. Второе немаловажное положение — это право инвалидов быть активными участниками всех тех процессов, которые касаются принятия решений относительно их жизнедеятельности, статуса и т.д. Третье положение провозглашает создание специализированных государственных служб: медико-социальной экспертизы и реабилитации. Они призваны формировать систему обеспечения относительно независимой жизнедеятельности инвалидов.[1 с. 224]
Социально-средовой аспект включает в себя вопросы, связанные с микросоциальной средой (семья, трудовой коллектив, жилище, рабочее место и т.д.) и макросоциальным окружением (градообразующая и информационная среды, социальные группы, рынок труда и т.д.). Определенную актуальность приобретают такие виды деятельности: информированность населения о возможности более широкого пользования услугами социального работника, формирование потребностей населения в защите прав и интересов нетрудоспособных граждан, реализация морально-психологической поддержки семьи и др.
Психологический аспект отражает как личностно-психологическую ориентацию самого инвалида, так и эмоционально-психологическое восприятие проблемы инвалидности обществом. Инвалиды относятся к категории так называемого маломобильного населения и являются наименее защищенной, социально уязвимой частью общества. Это связано, прежде всего, с дефектами их физического состояния, вызванного заболеваниями, приведшими к инвалидности, а также с имеющимся комплексом сопутствующей соматической патологии и с пониженной двигательной активностью. Кроме того, в значительной степени социальная незащищенность этих групп населения связана с наличием психологического фактора, формирующего их отношение к обществу и затрудняющего адекватный контакт с ним. Все это ведет к возникновению эмоционально-волевых расстройств, развитию депрессии, изменениям поведения.[3 с. 15]
Общественно-идеологический аспект определяет содержание практической деятельности государственных институтов и формирования государственной политики в отношении инвалидов и инвалидности. В этом смысле необходимо отказаться от господствующего взгляда на инвалидность, как показателя здоровья населения, а воспринимать его как показатель эффективности социальной политики, и осознавать, что решение проблемы инвалидности — во взаимодействии инвалида и общества.
Производственно-экономический
Анатомо-функциональный аспект инвалидности предполагает формирование такой социальной среды (в физическом и психологическом смыслах), которая выполняла бы реабилитационную функцию и способствовала развитию реабилитационного потенциала инвалида. Таким образом, с учетом современного понимания инвалидности предметом внимания государства при решении этой проблемы должны быть не нарушения в организме человека, а восстановление его социально-ролевой функции в условиях ограниченной свободы. Основной акцент при решении проблем инвалидов и инвалидности смещается в сторону реабилитации, опирающейся, прежде всего, на социальные механизмы компенсации и адаптации. Таким образом, смысл реабилитации инвалидов заключается в комплексном многопрофильном подходе к восстановлению способностей человека к бытовой, общественной и профессиональной деятельности на уровне, соответствующем его физическому, психологическому и социальному потенциалу с учетом особенностей микро и макросоциального окружения. Конечной целью комплексной многопрофильной реабилитации, как процесса и системы, является предоставление человеку с анатомическими дефектами, функциональными нарушениями, социальными отклонениями возможности относительно независимой жизнедеятельности. С этой точки зрения реабилитация предотвращает нарушение связей человека с окружающим миром и выполняет профилактическую функцию по отношению к инвалидности.[8 с. 32]
Тем не менее, дискриминация, которая существует в обществе по отношению к инвалидам, а особенно – молодым людям с инвалидностью, отчетливо прослеживается по всем характеристикам.
Уровень образования
молодых людей-инвалидов
Более низкие доходы молодых инвалидов – прямое следствие барьеров в доступе к приносящей доход деятельности, в том числе к хорошо оплачиваемой занятости. Статистика занятости по данной категории не публикуется. Вместе с тем, по данным выборочного обследования населения по проблемам занятости, средняя продолжительность поиска работы всеми инвалидами устойчиво превышает аналогичный показатель для всех безработных.