Социальная работа с неполными семьями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2014 в 18:38, курсовая работа

Краткое описание

Жизнь каждого человека, так или иначе, связана с семьей.. Благополучие семьи и детей принадлежит к числу основных ценностей современного человека. В это понятие входит не только материальное благополучие, свобода от нужды и лишений, возможность обеспечить себе и своим близким достойный уровень жизни, но и семейный лад, благоприятный психологический климат, ощущение любви и поддержки.

Содержание

Введение
1. Социальная работа с неполными семьями в России
1.1 Причины и факторы социального неблагополучия
1.2 Социальная работа по решению проблем неполных семей
2. Социальная работа с неполными семьями зарубежом
2.1 Малообеспеченность
2.2 Внутрисемейная жестокость
Заключение
Литература

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная работа с неполными семьями.docx

— 28.26 Кб (Скачать файл)

В ряде стран предоставляются льготы по оплате за обучение для студентов из неполных семей.

 

2.2 Внутрисемейная жестокость

 

Во всем цивилизованном мире функцию защиты детей от семейного насилия выполняют специалисты по социальной работе. Именно социальный работник имеет полное законное право предъявить к виновным строгие требования. В США, ФРГ, Голландии, Великобритании специалисты по социальной работе наделены широкими полномочиями.

Зарубежный опыт показывает, что наиболее эффективна временная изоляция пострадавшего ребенка. Жертва получает некоторую передышку для обретения чувства безопасности и уверенности в себе. Только в том случае, когда поведение родителей и после применения к ним санкций остается без изменений, необходимы другие, более кардинальные, меры.

Социальная работа с несовершеннолетними жертвами насилия за рубежом опирается на практику оповещения. Любой человек по собственной инициативе может поставить в известность социальную службу, призванную заниматься защитой детей, или полицию о случае или подозрении на факт насилия над ребенком в семье. Такие сообщения считаются не столько благородным намерением, сколько элементарной необходимостью. Что касается врачей, педагогов, тренеров, воспитателей, то для них это — прямая обязанность. Сообщение можно передать по телефону, послать по почте, оформить непосредственно в соответствующем учреждении в течение 24 часов после происшествия. Законом предусмотрены неприкосновенность информирующих лиц, сохранение анонимности и конфиденциальности, а также наказания для тех, кто эти правила нарушает. Социальные работники расследуют дело, в течение 48 часов вступают вместе с полицейским и медработником в контакт с семьей (если случай очень тяжелый — немедленно). Заметим, что работают такие службы круглосуточно и без выходных. При этом социальный работник в домашних условиях обсуждает с родителем полученную информацию, общается с ребенком, тщательно наблюдает за их поведением, оценивая реальные условия жизни семьи, контактирует со специалистами, учителями, соседями, друзьями и родственниками ребенка. Расследование предусматривает безотлагательное врачебное и психологическое освидетельствование ребенка в условиях социального или медицинского учреждения, госпитализацию (в приюте или медицинском стационаре) в качестве кратковременной защитной меры. Согласия или разрешения родителя не требуется. Социальный работник вправе обратиться в суд, если его расследованию оказывают сопротивление. Даже в случае неподтверждения обвинений социальный работник периодически навещает ребенка.  Вмешательство определяется уже как непосредственная социальная работа с ребенком и его семьей в ситуации сильного стресса, вызванного насилием, жестоким обращением. Она включает в себя оказание конкретных услуг, психологическую и социальную поддержку, социальную терапию и психотерапию. Завершение дела предполагает, что социальная служба решает семейные проблемы в течение определенного времени, а именно от 3 месяцев до 1 года, и за этот период ее работники должны приложить максимум усилий для того, чтобы ситуация кардинально улучшилась. Только в том случае, когда доказано, что никаких улучшений не наблюдается и существует реальная угроза жизни ребенка, принимаются меры по его изоляции.

Заметим, что в соответствии с законодательством США осуществляется помощь детям и подросткам из асоциальных семей по Программе «Самостоятельная жизнь». Программой руководит Министерство здравоохранения США. В соответствии с ней оказывается помощь подросткам в овладении навыками обыденной жизни, в осознании ответственности социального поведения, обучении навыкам межличностного общения. В частности, предоставляются учителя для подготовки к экзаменам, оказывается помощь в поиске работы. Подростков учат писать резюме, проходить интервью при поступлении на работу, разрешать конфликты на работе, тем самым сохранять рабочее место. В этой Программе осуществляется контроль над подростками, т.е. что они покупают из одежды, как питаются, какое у них поведение в общественных местах.

Согласно § 29a «Полицейского закона» США главе семьи, применившему насилие, на две недели запрещен доступ в дом и любые контакты с детьми. Во многих штатах США, например, еще в конце 60-х годов прошлого столетия было принято законодательство, обязывающее граждан сообщать властям о каждом случае подозрения на плохое обращение с детьми.

Во Франции процент неполных семей почти такой же высокий, как и в России. Существует Государственный институт помощи жертвам насилия, который занимается анализом всех случаев проявления насилия над личностью и разработкой мер противодействия этому. По номеру телефона 119 можно связаться бесплатно круглосуточно с профессиональным работником государственной службы. Также можно обратиться к врачу Государственной службы защиты материнства и детства, к инспектору Службы социальной помощи детству в Управлении департамента по санитарным и социальным вопросам, в ювенальный суд. В случаях, требующих немедленной изоляции ребенка от семьи, у инспектора есть выбор: он может поместить ребенка в казенную атмосферу приюта либо в хорошую семейную обстановку.

Давая характеристику видам помощи, отметим, что существует несколько форм. Примером стационарной помощи является такая форма помощи, где ребенок остается в семье, но ему оказывается педагогическая и терапевтическая помощь. О «взятии под присмотр», которое часто связано с расположением на короткое время, указывается Законом о помощи детям и молодежи (§ 42). Оно осуществляется в тех случаях, когда дети и молодые люди сами обращаются в службу неотложной помощи, прося о «взятии под присмотр», или когда полиция находит детей и подростков в местах, опасных для жизни несовершеннолетних, и доставляет их в службы неотложной помощи. Главной причиной самообращения в такие службы и места защиты молодежи является регулярное нахождение в беде, побег из дома, насилие в семье, боязнь возвратиться домой или получение информации о ночлеге.

Каким образом выявляются семьи, которым нужна помощь? Во-первых, родитель может сам прийти в ведомство и попросить о помощи. Во-вторых, работники школ, детских садов и других учреждений могут позвонить и сказать, что успеваемость у ребенка плохая, что с ним обращаются плохо, он рано утром приходит ненакормленный или просто ученик агрессивный и пр. Особый акцент делают на то, что надо провести проверку, все ли дома в порядке. В-третьих, общественность (знакомые, соседи и др.) сообщает о наличии проблем в семье.

Как видно, после того как выявлена семья, специалисты отдела по содействию в воспитании и служба помощи семье, ведомства по делам детей, молодежи и семьи города проводят совещание, приглашая семью. Их спрашивают, готовы ли они действительно принять помощь и доверять, инвестировать свое время и энергию.

 

 

Заключение

 

Исходя из вышесказанного, отметим, что изучение российского и международного опыта в области защиты детства свидетельствует о том, что благополучие детей и их нормальное развитие возможно при наличии родителей. Социальная политика, законодательство и работа соответствующих служб должны быть направлены на укрепление семьи, создание у родителей расходов на воспитание и образование детей. Такие стимулы должны включать прямую помощь в виде дотаций и выплат в первую очередь многодетным и малообеспеченным семьям, а также систему непрямого (налогового) стимулирования повышения расходов родителей на воспитание и образование своих детей. В целях предотвращения насилия в семье необходимы широкая пропаганда идей гуманизма, формирование в обществе культуры прав человека, возвращение к традиционным семейным ценностям.

Если уж случилось так, что семья стала неполной, все должны понять, что состав семьи - далеко не первоочередная составляющая душевного здоровья детей и родителя. Намного важнее психологический климат в доме, эмоциональное состояние членов семьи, их отношение друг к другу и взаимная поддержка.

 

 

Литература

 

1. Холостова Е.И. Социальная  работа с семьей. – М., 1995.

2. Социальная работа. /Под  общ.ред. В.И. Курбатова. – Ростов  н/Д, 2005.

3. Социальная работа: теория  и практика /Отв. Ред. Е.И. Холостова, А.В. Сорвина. – М., 2002.

4. Сигида Е.А. и др. Содержание  и методика социальной работы. –М., 2005.

5. Фирсов М.В., Студенова  Е.Г. Теория социальной работы.- М., 2005.


Информация о работе Социальная работа с неполными семьями