Социальная работа с подростками девиантного поведения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 17:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной курсовой работы - рассмотреть сущность социальной работы с подростками девиантного поведения, проанализировать задачи и функции социальных работников, направленные на улучшение их положения, суть социальной работы с родителями, рассмотреть и изучить правовые основы социальной защиты подростков и детей, практические меры по реализации этих положений. Кроме того, необходимо рассмотреть в работе семью, как объект социальной работы с позиции социальной педагогики.

Содержание

Введение
Глава 1. Девиантное поведение как проблема социальной работы
1.1 Понятие и причины девиантного поведения
1.2 Формы проявления девиантного поведения
1.3 Семья как объект социальной работы
Глава 2. Социальная работа с подростками девиантного поведения
2.1 Законодательная и нормативно-правовая база по профилактике безнадзорных и правонарушений несовершеннолетних
2.2 Основные направления работы с детьми девиантного поведения в государственных учреждениях
2.3 Основные направления социально-психологической, психотерапевтической и правовой реабилитации подростков-девиантов
2.4 Социальный контроль девиантного поведения
Заключение
Список используемой литературы

Вложенные файлы: 1 файл

Аня Смирнова.doc

— 167.00 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Проблема девиантного поведения детей и подростков является сложной социальной реальностью, требующей координации усилий теоретиков и практиков. В настоящее время взаимодействие личности, семьи и социума осуществляется в условиях качественного преобразования общественных отношений, деформации межличностных связей, разнообразия поколений, утраты многих традиций. Нестабильность ситуации в обществе, отторжение значительного количества населения от общественно значимых форм деятельности обуславливает значительный рост социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних. Чтобы устранить нависшую над обществом угрозу девиантного поведения несовершеннолетних необходимо как можно быстрее централизовать и четко скоординировать программы непрерывного, целенаправленного действия, которые включала бы в себя:

- привлечение государственные  структурами и, прежде всего  органами исполнительной власти  всех уровней к участию в  движении за здоровый образ  жизни;

- организацию работы  по месту жительства в микросоциуме  как целостной государственно-общественной системы социальной поддержки молодого человека;

- обеспечение востребованности  услуг, связи молодежи с подростково-молодежными  центрами;

- принятие мер не  только по недопущению сокращения  детских клубов, но и расширению  их сети с тем, чтобы оказать как можно большому числу лиц, квалифицированную помощь;

- оказание экстренной  помощи несовершеннолетним и  молодежи, оказавшимся в тяжелой  жизненной ситуации;

- гуманизация социальной  среды.

Для российского общества, существенным является объединение усилий ведомств, интеграция всех форм и направлений социальной работы в единую систему, способную к гибким и эффективным изменениям, которая соответствует прогрессивному развитию общества и формированию благоприятной для личности общественной ситуации в целом.

Современный этап требует  обобщения опыта в целях создания в социуме условий и механизмов оптимальной социализации молодежи.

Современный этап - это  переход к новому уровню социальной работы: от отдельных и традиционных технологий к государственный межведомственной политике социальной работы, созданию системы подростково-молодежных клубов и социальных служб в социуме с разветвленной инфраструктурой.

Деятельность клубов направлена на развитие личности к  познанию и творчеству, реализацию дополнительных образовательных программ и услуг, оказание социальной помощи в интересах личности, общества, государства.

При этом должны решаться следующие задачи:

  • создание необходимых условий для личностного развития, укрепление здоровья, профессионального самоопределения, консультационно-профилактической работы и творческого труда детей в возрасте до 18 лет;
  • социальная адаптация подростков и молодежи;
  • предупреждение правонарушений среди несовершеннолетних;
  • профилактика наркомании и разных форм зависимостей;
  • оказание социально-психологической помощи;
  • другие виды услуг, вытекающие из уставной деятельности клубов.

Для реализации этих задач  немаловажно определение идеологии  работы, отработка современной нормативно-правовой базы, информационно-методическое и  кадровое обеспечение.

Следующий этап требует  выделения приоритетных направлений, конструирование авторских программ, внедрение, апробирования и отработку  различных форм работы.

На уровне региона  должна функционировать система  организаций и служб, осуществляющих социальную диагностику девиантного поведения. Некоторые из этих организаций уже созданы, однако недостатками их деятельности является нарушение принципа системности в работе по профилактике девиантного поведения, отсутствие ориентации на конечный профилактический результат в деятельности всех органов, преобладание карательных мер применительно как к детям, так и их родителям.

В целом необходима дальнейшая разработка государственной системы  профилактики девиантного поведения  несовершеннолетних.

В современных условиях молодой человек, перестав быть только объектом воздействия со стороны государства, становится субъектом такого взаимодействия, что требует от него новых качеств, способности к саморазвитию, самореализации.

Частью научного обоснования  профилактики девиантного поведения является практика проведения научно-практических конференций по проблемам девиантного поведения межрегионального, регионального масштабов с участием теоретиков и практиков. Необходимо продолжить и расширить данное направление изучения процесса девиантного поведения.

 

Список используемой литературы

 

  1. Алексеева Л.С. Социальная реабилитация подростков // Семья в России. М., 1995. № 2.
  2. Анисимов Л.Н. Профилактика пьянства, алкоголизма и наркомании среди молодежи. М., 2004.
  3. Гендерные аспекты социальной трансформации/Отв. Peд. M.А. Малышева. - М-. Институт социально-экономических проблем народонаселения РАН, 2000.
  4. Гилинский Я., Афанасьев В. Социология девиантного (отклоняющегося) поведения: Учеб. Пособие. СПб., 2005.
  5. Иванников В.А. Задачи социальной службы помощи детям // Дети с девиантным поведением: психолого-педагогическая реабилитация и коррекиция. М., 2006.
  6. Менеджмент социальной работы: Учеб.пос. для студентов вузов/под ред. Е.И. Комаровой. – М.: изд. центр ВЛАДОС, 2001. – 288 с
  7. Мельников В.П. История социальной работы в России: Учеб. пособие. – М.: Изд-во «Маркетинг», 2001. – 344 с
  8. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №3 2005
  9. Научно-популярный журнал «Социальная работа» №8 2004
  10. Осипова О.С. Девиантное поведение: благо и зло // Социс. – 2000.-№9.
  11. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №11 июнь 2005
  12. Общественно-информационный журнал «Социальное обеспечение» №10 май 2005
  13. Основы социальной работы: Учеб./отв. ред. П.Д. Павленок. – 2-е изд, - М.: ИНФРА-М, 2001. – 395 с.
  14. Принцип активизации в социальной работе/под ред. Ф.Парслоу; пер. с англ. под ред. Б.Ю. Шапиро. – М.: Аспект Пресс, 2001. – 223 с.
  15. Проблемы социологии быта и социальной работы в условиях перехода к рынку/Отв. Ред. – П.Д. Павленок. - М.: ГАСБУ, 2002.
  16. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №5 (158) июль 2005
  17. Просветительский журнал по социальным вопросам «Социальная защита», №6 (159) июль 2005
  18. Работа с детьми «группы риска». Методические рекомендации. / Под ред. Л.Н. Хананашвили. М., 2000.
  19. Социальная защита населения: опыт организационно-административной работы: Учеб. пособие для студентов/ Под ред. В.С. Кукушкина. – М.: ИКЦ «МарТ», 2003. – 336 с.
  20. Социальная работа/ под ред. проф. В.И. Курбатова. – Ростов н/Д: «Феникс», 2000. – 576 с.
  21. Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением. / Под ред. М. А. Новиковой. - М.: Изд. МГСУ «Союз», 2001.
  22. Теория социальной работы: Учебник/ под ред. проф. Е.И. Холостова. – М.: Юристъ, 2000, - 334 с.

1 О положении детей в РФ. Государственный  доклад 2011 года. С.102

2 Там же. – С.103.

1 Ремшмидт Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. - М.,2010. с. 301.

5 Свирский А. В. и соавт., 2000.

2 Костыря Е. А., Петрова Е. Э., 2000.


Информация о работе Социальная работа с подростками девиантного поведения