Социальная реабилитация

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2013 в 01:51, научная работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы, обусловлена тем, что одной из важнейших задач социальной работы является сохранение и поддержание человека, группы или коллектива в состоянии активного, творческого и самостоятельного отношения к себе, своей жизни и деятельности. В её решении очень важную роль играет процесс восстановления этого состояния, которое может быть утрачено субъектом в силу ряда причин. Любой социальный субъект, независимо от степени сложности, в течение всей своей жизни неоднократно сталкивается с ситуациями, когда разрушается устоявшаяся и привычная для него модель жизнедеятельности, рвутся сложившиеся социальные связи и отношения и с разной степенью глубины меняется социальная среда его жизнедеятельности.

Содержание

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы социальной реабилитации………5
1.1. Понятие «социальной реабилитации», сущность, содержание…………..5
1.2. Виды и уровни социальной реабилитации……………………………….7
Глава 2. Основные направления социальной реабилитации………………….9
2.1. Методика осуществления социально-бытовой адаптации……………….9
2.2. Методика осуществления социально-средовой ориентации....................11
Заключение………………………………………………………………..14
Список литературы………………………………………………………...16

Вложенные файлы: 1 файл

НИР 3 курс.doc

— 86.50 Кб (Скачать файл)

     Социально-средовая ориентация - это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Данный процесс включает умение определить свои жизненные планы и перспективы, сделать выбор относительно профессионального становления, умение устанавливать межличностные отношения, владение способами достижения поставленных целей в соответствии с устоявшимися социальными нормами. Сюда же относится и обучение социальной независимости, направленное на возможность самостоятельного проживания, распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности. Немаловажное значение имеют обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, которое включает приобретение знаний и умений в различных видах спортивной и досуговой деятельности, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами, информирование о соответствующих учреждениях, осуществляющих данный вид реабилитации. Причем социально-средовая ориентация может быть развита как у отдельной личности, так и у группы.

     Социальная реабилитация представляет собой интегративную технологию. Алгоритм социально-средовой ориентации основан на психологической концепции ориентировочной деятельности, изложенной А. В. Петровским       Клиент учреждения социального обслуживания населения при преодолении возникшего затруднения должен:

  • провести анализ проблемной ситуации;

  • установить позитивные отношения с людьми, участвующими в данной ситуации;

  • построить план действий;

  • проводить самоконтроль по ходу выполнения действия.

     В ходе обучения социально-средовой ориентации клиент уже имеет представление о цели, которую он стремится достичь, плане и средствах осуществления предстоящего действия.

     На первых этапах обучения клиент учится ориентироваться в социальной среде, учитывая всю систему правильных условий, которые заложены составленным совместно со специалистом по социальной работе алгоритмом выполнения действия. Результатом сопровождения клиента на последующих этапах является его полная ориентация, когда он принимает во внимание не только конкретные условия отдельной жизненной ситуации, но и руководствуется общими, уже сформированными принципами социально-средовой ориентации.

     Последовательность обучения предполагает создание условий для формирования способностей, определяющих уровень социально-средовой ориентированности.

 Способность  к общению - это умение устанавливать  контакты с людьми путем восприятия, переработки и передачи информации, умение вести диалог, сотрудничать, уважать других, проявлять заботу, отзывчивость, доброжелательность.

Способность контролировать свое поведение - предусматривает знание собственных психологических особенностей, осознание своего эмоционального состояния и способность в любых обстоятельствах к адекватному поведению с учетом социально-правовых норм.

Способность планировать свою жизнедеятельность - включает определение жизненных перспектив, умение использовать алгоритм планирования для достижения поставленных целей.

Способность реализовывать свои планы - основана в первую очередь на применении ресурсов человека в интересующей его деятельности, на целеустремленности и развитых волевых качествах.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать  вывод, что, социально-средовая реабилитация подразумевает два процесса - приспособление социальной среды к специфическим возможностям инвалидов, устранение препятствий к независимому существованию в условиях окружающей среды и в производственной сфере, с одной стороны, и обучение инвалида жить в обычном социуме и быть интегрированным в общество - с другой. При таком подходе в полной мере реализуется процесс социализации личности, т. е. вхождение или возвращение инвалида в общество. Инвалид со своей стороны должен выполнять все необходимое, чтобы снизить социальные последствия своего заболевания. Особенности проведения социальной реабилитации заключаются в том, что процесс обучения социально-средовой ориентации происходит при помощи индивидуальных форм работы с клиентом. Объединение клиентов учреждения социального обслуживания населения создает условия для приобретения ими умений, навыков ориентировочной деятельности.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Подводя  итог данной работы необходимо  отметить, что под термином «социальная  реабилитация» подразумевают, комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных в силу каких-либо причин общественных связей и отношений, социально и личностно значимых характеристик, свойств и возможностей субъекта.

     Целью  данного исследования было изучение содержания понятия «социальная реабилитация» и методика ее осуществления.

     Анализ результатов позволяет сделать следующие выводы:

     1. Социальную реабилитацию можно определить, как комплекс мер, направленных на восстановление разрушенных или утраченных индивидом общественных связей и отношений вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, изменения социального статуса, девиантного поведения личности.

     Содержание процесса социальной реабилитации состоит в действительном восстановлении привычных обязанностей, функций и видов деятельности, привычного и комфортного отношений с людьми. Решение этой задачи не предполагает обязательного «возврата» субъекта на утраченные по тем или иным причинам социальные позиции. Она может быть решена через достижение новых социального статуса и социальных позиций и приобретение новых возможностей.

     2. В ходе данной работы удалось рассмотреть основные виды и уровни социальной реабилитации.

     3. Установлено, что методика осуществления социальной реабилитации реализуется путём двух направлений: социально-бытовой адаптации и социально-средовой ориентации.

     4. Выявлено, что социально-бытовая адаптация предполагает формирование готовности личности к бытовой, трудовой деятельности и развитие самостоятельности при ориентации во времени и пространстве. Осуществляется она путём приспособления окружающей среды к функциональным возможностям инвалида и включает такие мероприятия, как обустройство квартиры инвалида, оснащение помещений специальными вспомогательными устройствами для облегчения самообслуживания, информирование членов семьи инвалида по различным вопросам и т.п. Также проводятся занятия-практикумы в центрах социального обслуживания населения и экскурсии, которые призваны помочь инвалиду ориентировании на местности.

     5. В ходе работы удалось выяснить, что во время проведения социально-бытовой адаптации, в процессе совместной деятельности происходит социально-средовая ориентация инвалида. Это процесс формирования готовности личности к самостоятельному осмыслению окружающей обстановки. Методика осуществления - это обучение; обучение социальной независимости, обучение распоряжаться деньгами, пользоваться гражданскими правами, участвовать в общественной деятельности, обучение навыкам проведения отдыха, досуга, занятий физкультурой и спортом, обучение пользованию для этого специальными техническими средствами и т.д.

     Теоретическая  значимость исследования состоит  в том, что его результаты , основные выводы и обобщения  способствуют более глубокому пониманию содержания социальной реабилитации и методики ее осуществления.

 

 

 

                                   СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1.Басов Н.Ф. Основы социальной работы. – М.: Академия, 2005. – 288с.

2. Галагузова М.А. Методика и технология работы социального педагога. – М.: Академия, 2005. – 192 с.

3.Дементьева Н. Ф. Социальная реабилитация и её роль в интеграции инвалидов в общество / Развитие социальной реабилитации в России. - М., 2006. -  411с.

4.Зозуля Т.В., Свистунова Е.Г. Комплексная реабилитация инвалидов. – М.: Академия, 2005. - 304с.

5. Лагункина  В.И. Социальная реабилитация  инвалидов (диссертация).

6. Мардахаев  Л.В. Социальная педагогика. –  М.: Гардарики, 2005. – 269с.

7.Мельников  В.А. Социальная реабилитация  в современном мире (диссертация)

8.Никитина Н.И.  Методика и технология работы  социального педагога. – М.: Владос, 2007. – 399с.

9. Холостова Е.И. Словарь - справочник по социальной работе. - М.: Юрист, 2007. - 424 с.

10. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога: Учебное пособие. – М., 2005. – 272с.

11. Шишковец Т.А. Справочник социального педагога. – М.: Вако, 2009. – 332с.   

12. Конспекты  лекций по дисциплине «социальная  реабилитация и реадаптация»// Internet resource: http://rudocs.exdat.com/docs/index-65077.html.


Информация о работе Социальная реабилитация