Социальная роль политики в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2013 в 00:50, курсовая работа

Краткое описание

Социальная роль политики — разработка системы идей, идеалов, идеологий. Без этого политика становится политиканством.
Политическая система представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной
Политическая система общества - упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Социологические аспекты государственной власти 5
1.1 Понятие государства 5
1.2 Типы политических систем 7
1.3 Государственная власть 9
2. Социальная политика 12
2.1 Сущность социальной политики государства 12
2.2 Преобразования в социальной сфере 15
2.3 Либеральный и социал-демократический подходы 17
3. Политика и общество 19
3.1 Политизированность российского общества 19
3.2 Детерминизм и либерализм 20
3.3 Аномия в России 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 28

Вложенные файлы: 1 файл

Социальная роль политики в России.doc

— 310.50 Кб (Скачать файл)


СОДЕРЖАНИЕ

стр

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Социальная роль политики — разработка системы идей, идеалов, идеологий. Без этого политика становится политиканством.

Политическая система  представляет собой одну из частей или подсистем совокупной общественной системы. Она взаимодействует с другими ее подсистемами: социальной, экономической, идеологической, этической, правовой, культурной

Политическая система  общества - упорядоченная совокупность политических институтов, политических ролей, отношений, процессов, принципов политической организации общества, подчиненных кодексу политических, социальных, юридических, идеологических, культурных норм, историческим традициям и установкам политического режима конкретного общества. Политическая система включает организацию политической власти, отношения между обществом и государством, характеризует протекание политических процессов, включающих институциализацию власти, состояние политической деятельности, уровень политического творчества в обществе, характер политического участия, неинституциональных политических отношений.

Социология политики - наука о взаимодействии политических и социальных систем в процессе функционирования и распределения власти, о закономерностях протекания политических процессов, развертывания политических отношений, о функционировании политических режимов, политических норм, ценностей, политических ожиданий, ориентаций и стремлений, свойственных различным социальным группам.

Доверие политическим институтам традиционно играет важную роль в концепции гражданского общества. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы.

Традиционные общественные идеологии – социализм и коммунизм, потеряли свою актуальность, не соответствуя новой социальной реальности. Однако ничто не пришло им на смену. Возник идеологический вакуум.

Известно, что чем больше в стране либерализма, тем она  богаче; чем больше материалистического  детерминизма, тем она беднее. Попытки  либерализации страны, не затрагивающие  человека, бессмысленны и разрушительны.

Объект исследования – государственная политика. Предмет исследования – социальная роль политики.

Цель – охарактеризовать социальную роль политики в России в современных условиях.

Задачи:

    • изучить социологические аспекты государственной власти;
    • раскрыть понятие «государство»;

    • охарактеризовать типы политических систем;
    • охарактеризовать государственную власть;
    • раскрыть сущность социальной политики государства;
    • охарактеризовать преобразования в социальной сфере;
    • описать либеральный и социал-демократический подходы к формированию социальной политики;
    • раскрыть связь политики и общества;
    • описать степень политизированности российского общества;
    • раскрыть понятия детерминизм и либерализм;
    • осветить проблему аномии в России.

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Социологические аспекты государственной власти

1.1 Понятие государства

 

Политика - область социальных отношений по поводу государственной власти, ее завоевания, удержания и использования.

Существует достаточно большое количество понятий государства. В качестве наиболее значимых теорий о сущности и возникновении государства назовем следующие: патриархальная теория, органическая теория, теория насилия, теория «общественного договора», психологическая теория, марксистское учение о государстве.

Согласно патриархальной теории (Аристотель), государство возникает в результате естественного развития семьи сначала в селение, затем - в племя, а потом - в государство. Его лидер стоит во главе общества, как отец во главе семьи.[1]

Представители органической теории полагали, что государство  можно уподобить особому живому существу, имеющему свой организм и самостоятельную волю. Воля государства выражается в законах и прочих правовых нормах.

Согласно теории насилия, основателем которой является Л. Гумплович, государство возникает  в результате покорения одного племени  другим. Для того чтобы сохранить власть над побежденными, победители создают такую машину, как государство.

Представители теории общественного  договора Т. Гоббс и Ж. Руссо считали, что государство возникает в результате добровольного взаимного договора, заключенного между людьми, проживающими на определенной территории. Люди посредством договора создают государство, имеют одинаковые права, но при этом граждане передают государству часть своих прав и своих доходов. Государство должно обеспечить им беспрепятственную реализацию той части прав, которая ему не передается.

Психологическая теория (Ж. Гобино, Х. Чемберлен) гласит, что  люди делятся на два основных типа. К первому относятся те, кому по психическим качествам предначертано  господствовать. Второй тип составляют те, кто по этой же причине нуждается в лидерах, руководителях.[1]

Марксистское учение представляет государство как организацию  господствующего класса, предназначенную  для защиты интересов последнего, и главным образом, собственности. Правда, со временем складывается особый слой государственных чиновников, бюрократия, которая в интересах сохранения и развития государства может навязывать определенные правила и господствующему классу, в том числе силой.

1.2 Типы политических систем

В зависимости от состояния государства определяется тип политической системы конкретного общества. Чаще всего в качестве критериев для различения государств по организации власти выступают формы правления, виды политического режима, формы общественного устройства и способы осуществления правовых функций.[7]

1. По форме правления  государства делятся на монархии и республики.

Монархии, в свою очередь, можно разделить:

    • на абсолютные и конституционные;
    • на парламентские и дуалистические (сам монарх возглавляет правительство).

Республики - это такие государства, которые возглавляет лицо или коллективный орган, пришедшие к власти в результате выборов.

По способу организации  и осуществлению власти различаются  республики:

    • парламентские;
    • президентские.

В республиках с парламентской системой основная власть принадлежит парламенту, а главе государства отводится второстепенная роль.

В президентских республиках  президент и парламент параллельно  осуществляют каждый свои определенные конституцией властные функции.

2. С точки зрения  существующего политического режима, различаются автократические, тоталитарные и демократические государства.

В автократических государствах большая часть населения не имеет никаких прав и не может оказывать влияния на ведение государственных дел. Государственный аппарат в автократиях зависит фактически от одного человека.

Тоталитарный тип государства - продолжение авторитарного типа, но с более жестким контролем над всеми сферами жизни общества. Для него характерны широчайшее использование идеологии во всех сферах жизни общества, как правило, однопартийная система, контроль над средствами массовой информации, сильное вмешательство государства в экономику.

В демократическом типе политической системы формируются различные ветви власти на основе свободного волеизъявления. По образному выражению У. Черчилля «демократия - вещь не очень приятная, но ничего лучше человечество не придумало». В демократическом обществе человеческая личность, защита ее прав стоят на первом месте.[7]

3. С точки зрения  формы государственного устройства, которая определяется отношениями центральных и региональных органов власти, государства делятся на простые (унитарные) и сложные.

Унитарными государствами являются те, в которых нецентральные (региональные) органы власти осуществляют властные функции от имени центрального государственного органа. Их решения центральный орган может отменить или приостановить.

Сложное государство характеризуется таким отношением между центральными и региональными органами власти, которое означает децентрализацию, разделение полномочий. Таким образом, сложное государство, по существу, состоит из некоторого числа составляющих его государств.

4. По способу создания  различаются два основных типа  государств: федерация и конфедерация.

Конфедерацию образуют государства, объединившиеся на основе международного договора и создавшие совместные органы управления. Любое из таких государств может выйти из конфедерации.

Федерация - сложное государство, которое составляют тесно связанные между собой государственные образования. Центральное правительство и другие органы управления в полном смысле слова являются источником государственной власти. Его решения обязательны для всех членов федерации. Федерации могут быть договорные и конституционные.[7]

Разумеется, в экстремальных  условиях роль государства может  резко усиливаться, например, во время военных действий, стихийных бедствий. Но если таких условий нет, то это приведет к авторитаризму, существенному ограничению демократических прав и свобод.

На первый взгляд, авторитарные государственные механизмы обладают большей эффективностью в управлении. Но такой тип государственного управления разрушает механизмы саморегулирования в экономике, общественной жизни, и общество становится застойным, вялым, не способным к динамичному развитию. В этом вся драма советской системы, которая на первых этапах показала свою высокую эффективность, а потом остановилось в развитии. Но, с другой стороны, вряд ли оправданны попытки насаждения западного типа демократической системы во всех странах без исключения. Она не очень подходит для России, так как у нас сильны традиции коллективизма, патернализма. Разумеется, политическая система в отличие от организационно-технических подчиняется своим законам, имеет более сложные социально-психологические механизмы управления. Можно вспомнить сокрушительное поражение У. Черчилля и его партии в 1945 году или огромный авторитет Б.Н. Ельцина в начале 90-х годов, который за несколько лет был практически исчерпан. Государство в современном обществе - главный властный институт, воплощение политической власти. Именно оно способно эффективно обеспечить интересы класса, социальной группы, нации.

1.3 Государственная власть

 

Если рассматривать  политическую жизнь нашей страны, то можно заметить удивительное сочетание: с одной стороны, некоторые социальные группы, накопив честным и нечестным путями деньги, собственность, рвутся к политической власти, с другой стороны, интеллигенты, вчерашняя номенклатура, заполучив власть, прибирают к рукам собственность.

В советской системе  положение государства было серьезно деформировано. Однопартийная система  привела фактически к тому, что  эта партия сама стала государственной  и подменяла государство. По нормальной демократической логике партия проводит свои интересы через государственные структуры. Выдвигается привлекательная программа, проводятся демократические выборы, и победившая политическая партия формирует властные структуры для реализации своей программы. Но политическая деятельность - это всегда борьба, в том числе и со своими оппонентами, оппозицией. В советской системе всякая возможность организованной оппозиции была уничтожена в 20-30-е годы. Но без оппозиции политическая жизнь в демократическом обществе просто невозможна. Власть портит, абсолютная власть - портит абсолютно.[3]

Органы государственной  власти в советской системе, по существу, представляли собой декоративное оформление власти государственной партии при  том условии, что руководители партии обладали абсолютной властью. Складывалась парадоксальная ситуация: там, где принимали решение, не несли ответственности за его последствия, а там, где несли ответственность, не имели права принимать решения. Даже награждение почетной грамотой, присвоение почетного звания от имени государственных органов первоначально рассматривались в партийных комитетах. Триумфальные выборы ничего не решали.

Шаг за шагом по мере укрепления командно-административной системы  из компетенции государства изымались властные функции. В рамках КПСС была создана параллельная структура управления страной, всеми сферами жизни. Коммунистическая партия представляла собой стержень, на котором держался весь СССР. Убрали стержень - и все рассыпалось. Поэтому сегодняшние попытки воссоздания СССР в прежнем виде нереальны.

С точки зрения современной  науки, накопленного опыта, любое общество может эффективно развиваться только в том случае, если оно имеет  следующие относительно самостоятельные  структуры:

    • гражданское общество,
    • государственную власть,
    • материальное производство,
    • идеологию,
    • культуру.

Информация о работе Социальная роль политики в России